Архиепископ
Никон Рождественский
Слово
правды о кинематографах
Со всех
концов Русской
земли приходится
получать письма
преданных
Церкви, Царю
и Отечеству
православных
людей с горьким
протестом
против усиливающегося
развращающего
влияния так
называемых
кинематографов.
Их захватили
в свои цепкие
руки иудеи и
употребляют
как сильнейшее
средство к
развращению
русской души.
Напрасно
протестуют
против них
отцы и матери,
пастыри Церкви
и архиереи:
все делается
"на законном
основании",
и гражданская
власть ничего
не может поделать
с этой нравственною
отравой. Когда
я был в Вологде,
против самой
семинарской
церкви был
открыт такой
кинематограф:
протестовали
мы, но бесплодно,
ибо сказалась
лишняя сажень
расстояния,
дававшая право
хозяевам
учреждения
открыть его.
Видно, остается
в таких случаях
Богу только
жаловаться:
так оно и вышло:
скоро учреждение
прогорело и
само собою
закрылось.
Почему-то
к театрам
относятся
как будто строже,
чем к кинематографам,
тогда как должно
бы быть наоборот:
театр требует
для себя огромных
расходов - на
устройство
сцены, декораций,
подбор актеров
и содержание
их, тогда как
кинематограф
обходится
небольшим
числом прислуги
да запасом
лент при одном
аппарате. Но
тогда как пьесы
театра подвергаются
хоть какой-нибудь
цензуре, - ленты
кинематографа,
кажется, никто
не цензурует,
а при таких
условиях иудею
полное раздолье
отравлять
народ за 20-30 коп.
самыми безнравственными,
порнографическими
представлениями.
И вот ими переполнены
наши столицы:
пройдите по
Невскому -
кажется, нет
дома, разве
кроме казенных
зданий, где
не было бы этого
учреждения,
куда не манили
бы в вечернее
время публику
разноцветные
фонарики. От
столиц не отстают
и губернские,
а за ними и
остальные
города и даже
большие села:
где-где нет
этой отравы?
Еще так недавно
русский народ
свободно вздохнул
от работы
страшному
пороку пьянства.
Русь радостно
праздновала
свое освобождение
и возносила
горячие молитвы
Богу за своего
Боговенчанного
Царя, Своим
царским словом
положившего
предел этому
рабству. Теперь,
как бы взамен
пьянства, народ
усиленно отравляют
другою страстью,
прививая ему
страсть к
зрелищам. Не
говорю на сей
раз о так называемом
"народном
театре" - об
этом я говорил
в свое время,
- останавливаю
внимание на
кинематографе,
и твердо заявляю:
это много опаснее
театра уже
по тому одному,
что легче
устраивается,
всюду может
легко проникать,
а главное - до
сего времени
нет никакой
цензуры для
его лент... Страсть
к зрелищам
опасна не менее
пьянства. Она
так же может
разорять
население,
как и водка;
она опустошает
народную душу,
приучает простого
человека к
праздности,
отвлекает от
семьи, засоряет
его воображение;
сеет в его душе
грех... И если
театр вреден,
то кинематограф
для простого
человека во
много раз
вреднее.
И
если мы стали
на путь борьбы
с пороком
пьянства, то
необходимо
помнить, что
в жизни духовной,
как и в физической,
природа не
терпит пустоты:
так или иначе
народ избавлен
от великого,
гибельного
соблазна пьянства,
на место этого
порока стремится
уже другой,
третий!.. Уже
слышатся жалобы
отовсюду на
всё более
развивающуюся
картежную
игру, а где карт
нет, там изобретают
их суррогаты,
и вот доходит
уже дело до
того, что нищие
проигрывают
своим товарищам
собираемые
ими куски хлеба
прежде, чем
успели собрать
их. А тут еще
искусственно
хотят привить
простому народу
страсть к
зрелищам, и
притом самым
развращающим,
посредством
кинематографов.
Мы, служители
Церкви, давно
и громко взываем,
указывая на
эту опасность,
но кто нас
слушает?.. Все
помешались
на "свободе":
как можно стеснять
свободу
предпринимателей,
открывающих
кинематографы?
Как стеснять
свободу публики,
желающей пойти
в эти заведения?
Отлично пользуются
этой свободой
все, кто не
разбирается
в средствах
добывать деньги,
но тут же есть
и "идейные"
работники:
это те, кому
нужно развращать
народ, заражать
его пороками.
Нельзя сказать,
чтоб этого
вовсе не замечали
те, кому ведать
сие надлежит:
слышно, что
готовятся
законопроекты
об упорядочении
дела кинематографов,
но когда это
будет - Богу
ведомо. А вред,
страшный вред
от этих заведений
растет и растет,
народ развращается
не хуже недоброй
памяти кабака.
Но
слава Богу,
есть на Руси
еще люди добрые,
власть имущие,
которые не
отравлены
веянием всяких
"свобод", которые
в наши грозные
дни спокойно
проявляют
свою власть,
не считаясь
с тем, либерально
это или нет.
"Из Киева, -
говорит "Новое
Время", - пришло
известие, которое
давно желательно
было прочесть:
по распоряжению
военных властей
запрещено
демонстрирование
в кинематографах
картин уголовного
и эротического
характера".
Итак, понадобилось
военное положение,
чтобы принять
меру, необходимость
которой, казалось
бы, слишком
очевидна, говорит
газета. Пусть
это не входит
в круг непосредственной
борьбы с внешним
врагом, но можно
только приветствовать
решимость и
почин киевских
военных властей
в деле общественной
дезинфекции.
Зло так разрослось
и так бьет в
глаза, что кто
бы и как бы ни
начал борьбу
с этим "внутренним"
врагом, его
пример должен
вызывать на
подражание.
Ведь на наших
глазах происходит
что-то совершенно
ненормальное
и никогда ранее
небывалое.
Ведь лет 20-25 назад
никто бы не
поверил, что
возможно такое
публичное
"оказательство"
своего рода
зрительных
прелюбодеяний,
которое представляют
собою программы
безусловно
всех наших
кинотеатров,
- все это откровенная
популяризация
порнографии
и всякой скверной
уголовщины,
даже без риска
привлечения
по 1001 и прочим
статьям.
Газета
с негодованием
говорит, что
зрительные,
залы кинематографов
переполнены
учащейся молодежью
обоих, полов.
"Гимназистам
воспрещается
появляться
на улице позже
8 час. вечера,
дабы не подвергать
их нравственность
возможным
уличным искушениям,
а "искушения"
в самой непринужденной
форме развертываются
на полотне
любого кинематографического
заведения за
20-30 коп. входной
платы! Рано
или поздно,
однако, над
этими "приготовительными
классами"
уголовщины
и разврата
придется подумать.
Понятно, что
в первые годы
такого нового
дела, как кинематограф,
пока еще не
выяснилась
его эволюция
в порнограф,
безобразие
могло процветать.
Но теперь оно
создано и для
всех очевидно.
Пора приняться
и за ликвидацию
- хоть бы по
Киевскому
образцу" (Нов.
Вр. № 14251, от 11 ноября).
От души
приветствуем
этот голос
мирянина в
защиту основных
устоев всякой
общественной
и государственной
жизни. Авось
этот голос
окажется слышнее
наших архиерейских
протестов,
ходатайств,
обращений
куда следует...
Прискорбно,
а надо сказать,
что верные
сыны Церкви,
болящие душою
за народ, за
его нравственную
целость, не
по адресу шлют
нам, пастырям
Церкви, свои
упреки, свои
мольбы о прекращении
того или иного
общественного
зла, как, например,
хотя бы тех
же кинематографистов,
возмутительных
театров, газетного
кощунства,
это - прямое
дело законосоставительных
учреждений,
которым дано
право инициативы
в законодательстве,
которые и могли
бы дать хороший
закон, обуздывающий
всякое зло в
общественной
жизни. Мы же
можем только
писать, говорить,
проповедовать,
а уж услышат
ли нас - это уже
дело тех, кто
имеет уши слышать
и хочет - слышит,
не хочет - не
слышит...
Архиепископ
Никон Рождественский,
1916 г.