Баран-непомнящий
"Домашние
бараны с незапамятных
времен живут
в порабощении
у человека; их
настоящие
родоначальники
неизвестны."
- Брэм
Были
ли когда-нибудь
домашние бараны
"вольными"
- история об
этом умалчивает.
В самой глубокой
древности
патриархи уже
обладали стадами
прирученных
баранов, и затем,
через все века,
баран проходит
распространенным
по всему лицу
земли в качестве
животного, как
бы нарочито
на потребу
человека созданного.
Человек, в свою
очередь, создает
целые особые
породы баранов,
почти не имеющие
между собою
ничего общего.
Одних воспитывают
для мяса, других
- для сала, третьих
- ради теплых
овчин, четвертых
- ради обильной
и мягкой волны.
Сами
домашние бараны,
конечно, всего
меньше о вольном
прародителе
своем помнят,
а просто знают
себя принадлежащими
к той породе,
в которой застал
их момент рождения.
Этот момент
составляет
исходную точку
личной бараньей
истории, но
даже и он постепенно
тускнеет, по
мере вступления
барана в зрелый
возраст. Так
что истинно
мудрым называется
только тот
баран, который
ничего не помнит
и не сознает,
кроме травы,
сена и месятки,
предлагаемых
ему в пищу.
Однако
грех да беда
на кого не живет.
Спал однажды
некоторый баран
и увидел сон.
Должно быть,
не одну месятку
во сне видел,
потому что
проснулся
тревожный и
долго глазами
чего-то искал.
Стал
он припоминать,
что такое случилось;
но, хоть убей,
ничего вспомнить
не мог. Даль
какая-то, серебряным
светом подернутая,
и больше ничего.
Только смутное
ощущение этой
бесформенной
серебряной
дали и осталось
в нем, но никакого
определенного
очертания, ни
одного живого
образа...
- Овца!
а, овца! что я
такое во сне
видел? - спросил
он лежащую
рядом овцу,
которая, яко
воистину овца,
отроду снов
не видала.
- Спи,
выдумщик! - сердито
отвечала овца,
- не для того
тебя из-за моря
привезли, чтоб
сны видеть да
модника из себя
представлять!
Баран
был породистый
английский
меринос. Помещик
Иван Созонтыч
Растаковский
шальные деньги
за него заплатил
и великие на
него надежды
возлагал. Но,
конечно, не для
того он его
из-за моря вывез,
чтоб от него
поколение умных
баранов пошло,
а для того, чтоб
он создал для
своего хозяина
стадо тонкорунных
овец.
И в первое
время по приезде
его на место
баран действительно
зарекомендовал
себя с самой
лучшей стороны.
Ни о чем он не
рассуждал,
ничем не интересовался,
даже не понимал,
куда и зачем
его привезли,
а просто-напросто
жил да поживал.
Что же касается
до вопроса о
том, что такое
баран и какие
его права и
обязанности,
то баран не
только никаких
пропаганд по
этому предмету
не распространял,
но едва ли даже
подозревал,
что подобные
вопросы могут
бараньи головы
волновать. Но
это-то именно
и помогало ему
выполнять
баранье дело
настолько
пунктуально
и добросовестно,
что Иван Созонтыч
и сам нарадоваться
на него не мог,
и соседей любоваться
водил: "Смотрите!"
И вдруг
этот сон... Что
это был за сон,
баран решительно
не мог сообразить.
Он чувствовал
только, что в
существование
его вторглось
нечто необычное,
какая-то тревога,
тоска. И хлев
у него, по-видимому,
тот же, и корм
тот же, и то же
стадо овец,
предоставленное
ему для усовершенствования,
а ему ни до чего
как будто бы
дела нет. Бродит
он по хлеву,
как потерянный,
и только и дела
блеет:
- Что
такое я во сне
видел? растолкуйте
мне, что такое
я видел?
Но овцы
не выказывали
ни малейшего
сочувствия
к его тревогам
и даже не без
ядовитости
называли его
умником и филозофом,
что, как известно,
на овечьем
языке имеет
значение худшее,
нежели "моветон".
С тех
пор, как он начал
сны видеть,
овцы с горечью
вспоминали
о простом, шлёнской
породы, баране,
который перед
тем четыре года
сряду ими помыкал,
но под конец,
за выслугу лет,
был определен
на кухню и там
без вести пропал
(видели только,
как его из кухни
на блюде, с триумфом,
в господский
дом пронесли).
То-то был настоящий
служилый баран!
Никогда никаких
снов он не видел,
никаких тревог
не ощущал, а
делал свое дело
по точному
разуму бараньего
устава - и больше
ничего знать
не хотел. И что
же! его, старого
и испытанного
слугу, уволили,
а на его место
определили
какого-то
празднолюбца,
мечтателя,
который с утра
до вечера неведомо
о чем блеет, а
они, овцы, между
тем ходят яловы!
- Совсем
нас этот аглецкой
олух не совершенствует!
- жаловались
овцы овчару
Никите, - как
бы нам за него,
за фофана, перед
Иваном Созонтычем
в ответе не
быть?
- Успокойтесь,
милые! - обнадежил
их Никита, - завтра
мы его выстрижем,
а потом крапивой
высечем - шелковый
будет!
Однако
расчеты Никиты
не оправдались.
Барана выстригли,
высекли, а он
в ту же ночь
опять сон увидел.
С этих
пор сны не покидали
его. Не успеет
он ноги под
себя подогнуть,
как дрема уже
сторожит его,
не разбирая,
день или ночь
на дворе.
И как
только он закроет
глаза, то весь
словно преобразится,
и лицо у него
словно не баранье
сделается, а
серьезное,
строгое, как
у старого,
благомысленного
мужичка из тех,
что в старинные
годы "министрами"
называли. Так
что всякий, кто
ни пройдет
мимо, непременно
скажет: "Не на
скотном дворе
этому барану
место - ему бы
бурмистром
следовало
быть!"
Тем
не менее, сколько
он ни подстерегал
себя, чтобы
восстановить
в памяти только
что виденный
сон, усилия его
по-прежнему
оставались
напрасными.
Он помнил,
что во сне перед
ним проходили
живые образы
и, даже целые
картины, созерцание
которых приводило
его в восторженное
состояние; но
как только
бодрственное
состояние
возвращалось,
и образы и картины
исчезали неведомо
куда, и он опять
становился
заурядным
бараном. Вся
разница заключалась
лишь в том, что
прежде он бодро
шел навстречу
своему бараньему
делу, а теперь
ходил ошеломленный,
чего-то сдуру
искал, а чего
именно - сам
себе объяснить
не мог... Баран,
да еще меланхолик
- что, кроме ножа,
может ожидать
его в будущем?!
Но, кроме
перспективы
ножа, положение
барана и само
по себе было
мучительно.
Нет боли горшей,
нежели та, которую
приносят за
собой бессильные
порывания от
тьмы к свету
встревоженной
бессознательности.
Пристигнутое
внезапной
жаждой бесформенных
чаяний, бедное,
подавленное
существо мечется
и изнемогает,
не умея определить
ни характера
этих чаяний,
ни источника
их. Оно чувствует,
что сердце его
объято пламенем,
и не знает, ради
чего это пламя
зажглось; оно
смутно чует,
что мир не
оканчивается
стенами хлева,
что за этими
стенами открываются
светлые, радужные
перспективы,
и не умеет наметить
даже признаки
этих перспектив;
оно предчувствует
свет, простор,
свободу - и не
может дать
ответа на вопрос,
что такое свет,
простор, свобода...
По мере
учащения снов,
волнение барана
все больше и
больше росло.
Ниоткуда не
видел он ни
сочувствия,
ни ответа. Овцы
с испугу жались
друг к другу
при его приближении;
овчар Никита
хотя, по-видимому,
и знал нечто,
но упорно молчал.
Это был умный
мужик, который
до тонкости
проник баранье
дело и признавал
для баранов
только одну
обязательную
аксиому:
- Коли
ты в бараньем
сословии уродился,
- говорил он
солидно, - в ём,
значит, и живи!
Но именно
этого-то баран
и не мог выполнить.
Именно "сословие"-то
его и мучило,
не потому, что
ему худо было
жить, а потому,
что с тех пор,
как он стал сны
видеть, ему
постоянно
чуялось какое-то
совсем другое
"сословие".
Он не
был в состоянии
воспроизвести
свои сны, но
инстинкты его
были настолько
возбуждены,
что, несмотря
на неясность
внутренней
тревоги, поднявшейся
в его существе,
он уже не мог
справиться
с нею.
Тем
не менее, с течением
времени, тревоги
его начали
утихать, и он
как будто даже
остепенел. Но
успокоение
это не было
последствием
трезвого решения
вступить на
прежнюю баранью
колею, а, напротив,
скорее свидетельствовало
об общем обессилении
бараньего
организма.
Поэтому и пользы
от него не вышло
никакой.
Баран,
- очевидно, с
предвзятым
намерением,
- с утра до вечера
спал, как будто
искал обрести
во сне те сладостные
ощущения, в
восстановлении
которых отказывала
ему бодрственная
действительность...
В то
же время он с
каждым днем
все больше и
больше чах и
хирел, и наконец
сделался до
того поразительно
худ, что глупые
овцы, завидев
его, начинали
чихать и насмешливо
между собой
перешептываться.
И по мере того,
как неразгаданный
недуг овладевал
им, лицо его
становилось
осмысленнее
и осмысленнее.
Овчары все до
единого жалели
о нем. Все знали,
что он честный
и добрый баран,
и что ежели он
не оправдал
хозяйских
надежд, то не
по своей вине,
а единственно
потому, что его
постигло какое-то
глубокое несчастье,
вовсе баранам
не свойственное,
но в то же время,
- как многие
инстинктивно
догадывались,
- делающее ему
лично великую
честь.
Сам
Иван Созонтыч
сочувственно
относился к
страданиям
барана. Не раз
овчар Никита
намекал, что
самая лучшая
развязка в
таком загадочном
деле - нож, но
Растаковский
упорно отклонял
это предложение.
- Плакали
мои денежки,
- говорил он, -
но не затем я
их платил, чтобы
шкурой его
воспользоваться.
Пускай своей
смертью умрет!
И вот
вожделенный
момент просияния
наступил. Над
полями мерцала
теплая, облитая
лунным светом,
июньская ночь;
тишина стояла
кругом непробудная;
не только люди
притаились,
но и вся природа
как бы застыла
в волшебном
оцепенении.
В бараньем
загоне все
спало. Овцы,
понурив головы,
дремали около
изгороди. Баран
лежал одиноко,
посередке
загона. Вдруг
он быстро и
тревожно вскочил.
Выпрямил ноги,
вытянул шею,
поднял голову
кверху и всем
телом дрогнул.
В этом выжидающем
положении, как
бы прислушиваясь
и всматриваясь,
простоял он
несколько
минут, и затем
сильное, потрясающее
блеянье вырвалось
из его груди...
Заслышав
эти торжественно-агонизирующие
звуки, овцы в
испуге повскакали
с своих мест
и шарахнулись
в сторону. Сторожевой
пес тоже проснулся
и с лаем бросился
приводить в
порядок всполошившееся
стадо. Но баран
уже не обращал
внимания на
происшедший
переполох: он
весь ушел в
созерцание.
Перед
тускнеющим
его взором
воочию развернулась
сладостная
тайна его снов...
Еще
минута - и он
дрогнул в последний
раз. Засим ноги
сами собой
подогнулись
под ним, и он
мертвый рухнул
на землю.
Иван
Созонтыч был
очень смертью
его огорчен.
- И что
за причина
такая? - сетовал
он вслух, - все
был баран как
баран, и вдруг
словно его
осетило... Никита!
ты пятьдесят
лет в овчарах
состоишь, стало
быть, должен
дурью эту породу
знать: скажи,
отчего над ним
такая беда
стряслась?
- Стало
быть, "вольного
барана" во сне
увидел, - ответил
Никита, - увидать-то
во сне увидал,
а сообразить
настоящим
манером не
мог... Вот он сначала
затосковал,
а со временем
и издох. Все
равно, как из
нашего брата
бывает...
Но Иван
Созонтыч от
дальнейшего
объяснения
уклонился.
- Сие
да послужит
нам уроком! -
похвалил он
Никиту, - в другом
месте из этого
барана, может
быть, козел бы
вышел, а по нашему
месту такое
правило: ежели
ты баран, так
и оставайся
бараном без
дальних затей.
И хозяину будет
хорошо, и тебе
хорошо, и государству
приятно. И всего
у тебя будет
довольно: и
травы, и сена,
и месятки. И
овцы к тебе
будут ласковы...
Так ли, Никита?
- Это
так точно, Иван
Созонтыч! - отозвался
Никита.
Сказки
Салтыкова-Щедрина
М.Е.