Пасхальное
Послание Архиепископа Владимира
Христос
Воскресе!
Возлюбленные о Христе
священнослужители, братие и сестры, во Отечестве и разсеянии сущие,
верные пастыри и пасомые нашей Русской Православной Церкви
Заграницей!
От всей души поздравляю вас с великим и пресветлым
Праздником Воскресения Христова!
Перед этим великим праздником
и великим, радостным торжеством, Св. Церковь, в лице Свв. Апостолов,
установила сорокадневный Великий Пост, Св. Четыредесятницу – по
примеру Господа нашего Иисуса Христа, постившегося 40 дней.
Св.
Четыредесятница недаром поставлена именно перед Праздником Св. Пасхи,
ибо она, как животворная лествица, посредством сугубого покаяния,
поста и молитв (особенно частым произношением молитвы преп. Ефрема
Сирина: «даруй мне зрети моя прегрешения») как бы по
духовным ступеням возводит нас к созерцанию великой тайны
искупительных страданий Христовых, распятию, крестной смерти
Спасителя, – после которых она приводит нас к созерцанию
преславной тайны Воскресения Христова.
Св. Церковь, через Свв.
Отцов, учит нас, что «дни Св. Четыредесятницы означают жизнь
настоящего века, как и дни Св. Пасхи изображают вечное блаженство. В
Четыредесятницу мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости;
так и в настоящей жизни должны мы нести покаяние, чтобы в будущей
достигнуть вечных благ».
Недаром Св. Игнатий Богоносец в
Послании к Филиппийцам советует: «Св. Четыредесятницы не
пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову».
И Св. Амвросий Медиоланский поясняет: «Господь освятил нам
постом Своим Четыредесятницу; это сотворил Он для спасения нашего,
чтобы научить нас посту не словами только, но и примером». В
Апостольских правилах (69-е пр.) пост святой Четыредесятницы
считается обязательным и соблюдение его ограждено строгими
наказаниями. Св. Кирилл Александрийский в писаниях своих неоднократно
напоминает, что пост святой Четыредесятницы надлежит соблюдать свято,
соответственно апостольским и евангельским преданиям.
Св.
Астерий Амасийский, современник Св. Иоанна Златоуста, своим духовным
опытом свидетельствует, что Св. Четыредесятница есть «учительница
умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих,
руководительница беcпорядочных, спокойcтвие душ, опора жизни, мир
прочный и невозмутимый; её строгость и важность умиряет страсти,
угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения».
По
схождении Спасителя во ад не все усопшие были выведены Им из ада: Он
вывел только тех, кто явился праведником в Очах Божиих, только тех:
«елицы веровати Ему изволиша». И радость их была
великая.
Точно так и для тех, кто претерпел во время поста с
пользой духовной различные искушения плоти, окружающего их неверия,
смущения политических событий, обращений, посланий, и прочей суеты
міра сего, празднование Пасхи особенно радостно. Потому как
пасхальная радость от воскресения Спасителя сходит к таким особо
благодатно. Но милость Спасителя в такой день не оставляет и тех, кто
был несовершенным в утвержденном Церковью постном делании: им
открывается так, почему их пасхальная радость
несовершенна.
Недостаточно именоваться христианином,
необходимо этому званию соответствовать, недостаточно знать
Богооткровенные истины, истины догматов и канонов, нужно еще
правильно понимать их. Это важно потому, что ложное понимание их не
послужит нашему спасению. Когда же мы можем правильно понимать эти
истины без опасности заблуждаться? Не тогда, когда мы будем сами
толковать эти истины каждый по своему, а когда будем разуметь их так,
как разумеет и изъясняет их Св. Церковь. Самые просвещенные и,
казалось бы, благонамеренные человеческие умы могут заблуждаться во
всяком деле, если будут действовать без надежного руководства Св.
Церкви. Именно отсюда произошли все ереси, секты и расколы.
Особенно
наш современный век, по слову Свят. Филарета Митр. Московского,
свободу доводит до своеволия, независимость до анархии,
веротерпимость до индифферентизма, мир до военного положения,
прогресс до упадка нравственности, действование в церковном духе
подменяется сугубо мiрскими поступками.
Живая рыба, говорит он
же, плывет против воды, а мертвая вниз за водою. Истинный Христианин
идет против потока греховного века, а ложный увлекается его
быстротою. Образ мыслей и чувствований наиболее одобряемый, нередко
есть наиболее опасный.
Другой Святитель, Филарет Архиеп.
Черниговский в дополнение к сказанному уточняет: самое благоразумие и
разсудительность должны побуждать нас не подчиняться правилам и
обычаям мiра сего, когда эти правила и обычаи или совершенно
несогласны с законами религии и нравственности, или препятствуют к их
тщательному выполнению. Немного в том ума, а силы воли и совсем
кажется нет у того, кто смотрит как на непреложный закон на
одобряемое большинством людей, а через несколько времени, ими же
осуждаемое. Люди века, люди времени также непостоянны в своих
уставах, как изменчиво время, как изменчивы капризы страстей. Дух
времени – дух лжи и обмана. Ныне он хвалит то, завтра другое;
над правилами и мыслями, которые считал он образцовыми за пять лет
пред сим, смеется он ныне, а спустя другие пять лет, если не прежде,
станет смеяться над теми от которых в восторге ныне.
Посему
братие и сестры, согласно Отцам Церкви не имеет ума тот, кто
уклоняется от Св. Церкви в различные ереси, расколы и секты
(наподобие секты балабановской). Такие люди ничего умного и доброго
сказать не могут, потому что они, по слову Свят. Василия Великого:
«подобны облакам, которые с переменою ветров носятся туда и
сюда по воздуху». Не имеет духовного ума также тот, кто
изъявляет верноподданические чувства врагам Православия.
Поэтому
будем, возлюбленные пастыри и пасомые, просить Господа во все дни
нашей жизни, а особенно во время Великого Поста, дабы нам сохранить в
непорочности эти святые дни не заражаясь суетой и соблазнами мiра
сего, во зле лежащего, а также сохранять верность учению и уставам
Св. Церкви, дабы Господь Воскресший послал нам пасхальную радость как
в сей временной жизни, так и в веке будущем. Аминь.
Воистину
Воскресе Христос!
+Архiепископъ Владимiръ,
Пасха
Господня, 2014 г.