«Уста
священника»
—
Московский
документ (август
1927 года)
“Уста
священника
должны хранить
ведение и закона
ищут от уст
его,
потому
что он вестник
Господа Саваофа.
Но вы уклонились
от пути сего,
для
многих послужили
соблазном в
законе…
За
то Я сделаю вас
презренными
и уничиженными
пред всем
народом,
т.к.
вы не соблюдаете
путей Моих,
лицеприятствуете
в делах закона”.
(Малах.
2, 7-9).
Эти
слова пророка
Божия невольно
приходят на
память после
прочтения
последнего
воззвания
Митрополита
Нижегородского
Сергия и организованного
им “Временного
Патриаршего
Синода”, встают
в ней, как обличение
того пути, на
котором так
решительно
и безоглядно
они стали в
этом своем
воззвании.
Может ли Церковь,
которая есть
“Столп и утверждение
Истины”,— может
ли она и ее иерархия
при каких угодно
случаях и для
каких угодно
целей становиться
на путь лжи и
человекоугодничества?
Нет, ибо безусловно
воспрещается
ей Словом Божиим
( Деян. 4, 19; Иезек.
3, 18 ). Все, что говорится
от лица Церкви,
должно дышать
Истиною Христовою,
исходить из
нее, быть сообразно
ей, и всякое
отклонение
от Истины, какими
бы соображениями
оно ни оправдывалось,
является оплеванием
чистого лика
Христова, и для
Церкви в конечном
счете оказывается
всегда позорным
и вредным. Позорно
и вредно есть
и то дело, которое
начато м. Сергием,
и о котором он
возвещает в
изданном им
воззвании,
позорно и вредно
потому, что в
нем нет Истины,
а все оно полно
лжи, соображений
и расчетов
человеческих.
После
октябрьского
переворота
Русская Церковь
оказалась перед
лицом государственной
власти, не только
безрелигиозной,
но ярко антихристианской,
в существе
своем христианству
противоположной
и христианство
отрицающей,
и потому фатально
обреченной
на борьбу с
ним.
Церковь
стоит на дороге
к коммунизму
в самых главных
и основных
пунктах: она
является отрицанием
коммунизма
в области его
материалистической
философии, его
исторических
концепций и
практических
средств его
осуществления.
Противоположность
эта равняется
противоположности
между да и нет,
между утверждением
и отрицанием,
и поэтому, повторяем,
неизбежны были
враждебные
действия
Государственной
власти по отношению
к Церкви.
Однако
власть не нашла
в себе силы
открыто начать
бороться с
Церковью, как
Церковью — она
делает это под
видом борьбы
с политической
контрреволюцией
церковной
иерархии и
церковных
организаций.
Но
если явления
политической
контрреволюции
и имели место
в словах и деяниях
отдельных,
немногих личностей
церковной
иерархии, то
они были, во-первых,
весьма немногочисленны,
а во-вторых,
быстро кончались.
Кроме того,
несомненно,
что если бы
этих явлений
совершенно
не было, то все
таки враждебные
действия советской
власти по отношению
к Церкви обязательно
были бы, как
вытекающие
из гораздо
более глубоких
причин, чем
случайное
поведение тех
или иных личностей,
и, значит, объяснять
отношения между
Церковью и
властью лишь
политическими
настроениями
отдельных
иерархов нельзя.
Понятно, когда
это делает
власть, но когда
это же начинает
делать церковный
деятель, когда
напряженные
отношения между
Церковью и
властью он
начинает объяснять
только как
следствие
контрреволюционных
политических
настроений
церковных
кругов, то такому
поведению
трудно найти
имя. До сих пор
этими инсинуациями
занимались
обновленцы
и прочие предатели
и враги Церкви
Христовой. И
мы, и за себя
лично, и от лица
всей Церкви,
с негодованием
отвергли все
такие обвинения,
как ложь и клевету.
Но теперь к
этому хору
лжесвидетелей
присоединяется
и Заместитель
Патриаршего
Местоблюстителя
со своим Временным
Патр. Св. Синодом.
Объясняя
то, почему
Православная
Церковь в России
до сих пор гонима,
они пишут: “мешать
нам может лишь
то, что мешало
и в первые годы
Советской
власти устроению
церковной жизни
на началах
лояльности.
Это недостаточное
сознание всей
серьезности
совершившегося
в нашей стране.
Утверждение
советской
власти многим
представлялось
каким-то недоразумением,
случайным и
потому недолговечным”.
В другом месте
недоверие
правительства
к Церкви м. Сергий
называет
“естественным
и справедливым”,
т.е. вину за него
возлагает
всецело на
Церковь, а не
на правительство,
т.е. оказывается,
что разгром
церковных
организаций,
тюрьмы и ссылки
многих епископов,
отнятие храмов,
беззаконие,
даже с точки
зрения нынешних
законов, — по
мнению м. Сергия
и его св. Патр.
Синода — “законны
и справедливы”.
Больше
того: оказывается,
что все гонения
эти и вообще
отсутствие
мира между
властью и Церковью,
по мнению м.
Сергия, имеют
причину только
в том, что Церковь
со дня на день
ждала краха
советской
власти, и этой
власти в чем-то
противилась,
что поэтому
правы были не
мы, а живисты-обновленцы,
сразу “оценившие
коньюктуру”
и поспешившие
еще пять лет
тому назад
сделать то, что
теперь с таким
опозданием
делает м. Сергий.
Неизвестно,
по каким побуждениям
высказаны м.
Сергием все
эти, столь
невероятные
в устах православного
иерарха, утверждения.
Но
для всякого
христианина
ясно, что в этих
утверждениях
нет истины, что
это опасная
клевета на
Церковь и ее
епископов, и
что в действительности
враждебное
отношение
советской
власти к Православной
Церкви отнюдь
не было “естественным
и справедливым”,
как пытается
утверждать
в своем послании
м. Сергий.
Одна
неправда влечет
за собой другую.
Мы видели, как
несправедливо
обвиняет м.
Сергий православных
епископов в
контрреволюции,
политиканстве,
становясь таким
образом единомышленником
обновленцев
и других врагов
Церкви. И вот,
зная, что эти
его выступления
вызовут справедливое
возмущение
и сопротивление
народа церковного,
м. Сергий с целью
защитить себя,
снова говорит
неправду. Эта
новая неправда
состоит в том,
что м. Сергий
старается
заранее опорочить
перед правительством
и перед народом
тех, кто по совести
не может присоединиться
к неправедным
делам его и его
Синода.
Этим
несогласным
с ним он снова
навязывает
политическую
контрреволюцию,
говоря, будто
все, кто не
поддерживает
его в новом
начинании,
думают, “что
нельзя порвать
с прежним режимом
и даже с монархией,
не порывая с
православием”.
М.
Сергий знает,
как опасно в
настоящее время
даже самое
легкое подозрение
в контрреволюции
и, тем не менее,
не боится эту
опасность
навлекать своим
воззванием
на служителей
и рядовых членов
Церкви, на своих
братьев и на
своих детей,
объявляя их
контрреволюционерами.
И за что же? За
то, что они не
в состоянии
по совести
признать, что
“радости и
успехи советского
союза — наши
радости и успехи,
а неудачи —
наши неудачи”,
“что всякий
удар, направленный
в союз…сознается
нами, как удар,
направленный
на нас”.
Но
разве христиане,
которые не
всякую радость
безбожно-воинствующего
против всякой
религии коммунизма
могут считать
своей радостью
и не всякий
успех своим
успехом — тем
самым политические
враги советского
правительства?
Да и можно ли
требовать от
верующего
христианина
такого отожествления
в жизненных
оценках с безбожным
коммунизмом,
какого требует
м. Сергий. Пусть
м. Сергий не
укрывается
за казуистические
различения
сов. Союза и
коммунизма:
это исключается
многочисленными
заявлениями
членов правительства,
вроде сделанных
недавно Бухариным,
заявившим, что
“наша партия
неотделима
от СССР” (Извест.
От 18/VIII 1927 г., № 187/3121).
И
так оно, конечно,
и есть. Поэтому
всецело на
совести м. Сергия
и грех несправедливого
и опасного
обвинения своих
братьев в тяжелых
политических
преступлениях,
и грех унизительной
и чудовищной
лжи и пресмыкательства
перед сильными
мира сего,
совершаемый
им от лица Церкви
Святой, вопреки
прямому завещанию
Апостола,
заповедующего
не сообразоваться
с веком сим…(Рим.
12, 2).
Что
же понудило
м. Сергия к такому
греху против
Церкви Русской?
— Очевидно,
желание этим
путем добиться
легального
существования
церковных
организаций.
Вопреки
примеру Господа,
решительно
отвергшего
путь сделок
с совестью для
получения
возможности
иметь поддержку
в силах мира
сего (Матф. 4, 8-10),
м. Сергий позволил
себе это сделать.
Каковы же результаты
этой сделки
с совестью?
М.
Сергий сам
пишет об этом
результате
в печати, что
его усилия как
будто “не остаются
бесплодными”,
что с учреждением
Синода “укрепляется
надежда” (и
только) “на
приведение
всего церковного
правления в
должный строй,
и возрастает
уверенность
в возможности
мирной жизни”.
Он не уверен
даже в том, что
легализация
распространится
далее Синода,
а только надеется
на это, и думает,
кроме того, что
это произойдет
не скоро, а
постепенно.
Т.е. кроме туманных
посулов и
неопределенных
обещаний покамест
ничего не получено.
Печальный
итог, даже с
точки зрения
“житейских
соображений”.
“Едва ли нужно
объяснять
значение и все
последствия
перемены,
совершающейся
в положении
нашей Православной
Церкви”, — говорит
м. Сергий. Да,
едва ли, потому
что все ясно!
Ясно,
почему вместе
с легализацией
Синода не
легализируется
тем самым и вся
Церковь. Так
бы оно должно
быть, если бы
Синод был
действительно
центром Церкви,
единым с нею
в мысли и жизни.
Но не так на
самом деле! И
с легализацией
Синода Церковь
продолжает
пребывать в
бесправном
состоянии, ибо
легализуется
не Церковь, а
всего лишь
новая ориентация,
носящая, к слову
сказать, ярко
политический
характер. Церковь
же легализуют
лишь тогда,
когда она в
лице собора
“даст окончательное
одобрение
предпринятому”
(м. Сергием) “делу”,
т.е. совершит
тот же грех
самооплевания
и преступного
компромисса.
Ясно
и то, почему м.
Сергий, говоря
о втором Поместном
Соборе, ничего
не говорит о
необходимости
избрания Собором
Патриарха, а
только о том,
что Собор “изберет
нам уже не временное,
а постоянное
управление”.
Умолчание
знаменательное.
Ясно, почему
м-ту Сергию
нужно было
исказить слова
Апостола, поставивь
условием “тихого
и безмятежного
жития” не молитву,
как у Апостола,
а повиновение
законной власти,
и даже более
того — повиновение,
принимающее
характер полной
солидаризации
с властью, при
которой “радости
и успехи ее —
наши радости
и успехи, а неудачи
ее — наши неудачи”
и т.д.
Это
унизительное
и постыдное
условие, по
справедливости
оцененное в
газетных комментариях
к воззванию
(Изв. 19/VII 1927 г.) было
необходимо
для того, чтобы
проводимую
м. Сергием
легализацию
сделать по
возможности
более неприемлемой
для всех честных
церковных
деятелей и тем
самым уже не
по суду государства,
но по суду самой
Церкви, лучших
пастырей, как
политических
преступников,
лишить руководственного
участия в церковной
жизни и тем
ослабить Церковь.
М.
Сергий обязан
был выполнить
то, чего он сам
требовал от
м. Агафангела,
от бывшего
архиепископа
Григория
Екатеринбургского
и проч. претендентов
на создание
новых ориентаций,
— испросить
благословения
своего иерархического
начальника.
Ведь м. Сергий
— только заместитель
Местоблюстителя,
т.е. лицо не
самостоятельное
и обязанное
действовать
с одобрения
и благословения
митрополита
Петра, чье имя
он сам возносит
на Божественной
Литургии, как
имя своего
господина.
Между
тем, ни в протоколах
Синодских
заседаний, ни
в самом воззвании
нет никаких
указаний на
то, что благословение
митрополита
Петра запрашивалось.
Частые ссылки
на покойного
Патриарха
Тихона (что
сильно сближает
м. Сергия с ВЦС,
лубенцами, и
проч., всегда
называвшими
себя продолжателями
дела Патриарха),
дают веские
основания для
заключения,
что санкции
от митрополита
Петра не получено.
А если так, то
этот шаг м. Сергия
является уже
крупным самочинием.
Остается
еще сказать
по вопросу о
духовенстве,
ушедшем за
границу. Решение
этого сложного
и больного
вопроса неразрывно
связано с решением
другого, более
общего вопроса,
ныне приобретающего
особенно жгучий
характер — о
должных отношениях
между Церковью
и государством.
Ясно
только одно,
что требовать
от иерархов
и прочих членов
клира заграничных
русских церквей
письменного
обязательства
в своей церковной
и общественной
деятельности
не допускать
ничего такого,
что может быть
принято за
выражение
нелояльности
к советскому
правительству,
— глубоко
несправедливо.
Кроме того,
такая туманная
и широкая
формулировка
обязательного
отношения к
власти может
быть истолкована,
как запрещение
даже простого
и правдивого
рассказа о
действительном
положении
Православной
Церкви в сов.
России, о тех
кощунственных
поруганиях
Ее святынь и
непрекращающихся
гонениях на
Ее служителей,
которые имеют
место в каждом
городе, в каждом
селе нашей
необозримой
родины.
Т.о.,
м. Сергий со
своим Синодом,
не желая говорить
правды о положении
Церкви в сов.
России, — запрещает
и другим говорить
эту правду, тем
самым выступая
в роли защитника
гонителей
Церкви Божией.
Будем
же молить Господа,
да услышат они
это слабое, но
правдивое
слово, и да
устрашится
их пророческая
угроза неизбежного
позора и уничижения
пред всем народом
за несоблюдение
заповеди о
хранении истины
устами священническими.
“Вы
— соль земли.
Если соль потеряет
силу, то чем
сделаешь ее
соленою, — она
уже ни к чему
не годна, как
разве выбросить
ее вон на попрание
людям” (Матф.
5, 13). Да сохранит
нас всех Господь
от такой участи.
Неизвестный
священник из
Москвы.
(«Луч
Света. Учение
в защиту Православной
веры, в обличение
атеизма и
в
опровержение
доктрин неверия»,
в 2-х ч., сост. архим.
Пантелеимон,
Переизд.,
Св.-Троицкий
Монастырь. 1970
г., ч. 2, «Документальные
данные о начале
раскола Русской
Церкви на “Советскую”
и “Катакомбную”»,
стр. 45-49.
www.listok.com