Деникин
и Краснов: два
генерала — два
вектора российской
истории. О духовной
природе советских
патриотов и
антисоветских
«оборонцев»
Два знаменитых
имени — генерал
Деникин и генерал
Краснов: о чём
они говорят,
какие пути
пророчат, к
чему призывают,
что собою
символизируют? Ответ
на этот вопрос
кроется в их
похожих
судьбах
— жизненном
пути генералов
Русской Императорской
Армии.
Первый
— Деникин
— сын крепостного
крестьянина,
отданного в
рекруты и
выслужившегося
в офицеры. Второй
— Краснов
— потомственный
дворянин Войска
Донского. Прекрасные
строевые офицеры,
они оба имели
склонность
к публицистике.
В Мировую войну
каждый в отдельности,
в своем роде
войск — Деникин
в пехоте, Краснов
— в кавалерии
— сделали выдающуюся
карьеру.
Однако,
Февральский
переворот и
свержение
Престола, генералы
Деникин и Краснов
встретили
по-разному.
Первый был
скорее кадетом,
сторонником
либерально-демократических
реформ, второй
— монархистом
и «реакционером».
Но оба продолжали
исполнять волю
свергнутого
Государя, принесшего
Себя в жертву
— воевать с
врагом до победы.
Большевицкий
переворот и
последовавший
за ним красный
террор вызвали
в их душах одинаковое
неприятие и
побудили к
«контрреволюционным»
действиям: в
течение нескольких
месяцев оба
генерала возглавили
антисоветское
сопротивление
на Юге России.
Деникин встал
во главе Добровольческой
Армии 13 апреля
1918 года, Краснов
— избран Атаманом
Всевеликого
Войска Донского,
независимого
казачьего
государства,
16 мая 1918 года.
На этих
ответственнейших
постах и проявилась
та разница
в восприятии
действительности,
в психологии,
в мировоззрении
обоих доблестных
генералов.
Пока
немногочисленная,
но отважная
армия Деникина
совершала свой
невероятный
Кубанский
поход, отражая
атаки превосходивших
по численности
в несколько
раз красных
орд, но не имея
тыла, Краснов
на посту донского
атамана энергично
занимался
государственным
строительством:
развивал
инфраструктуру
и экономику,
создавал молодую
донскую армию
и оружейные
заводы. И если
Деникин взял
за основу идеологии
своей армии
лозунг «За
великую, единую
и неделимую
Россию», то
Краснов фактически
восстановил
на Дону попранный
государственный
девиз «За веру,
Царя и Отечество».
Разница
в идеологии
повлекла за
собой различие
в политической
«ориентации»:
Деникин продолжал
считать немцев
— врагами, англичан
и французов
— союзниками
России и ждал
от них помощи.
Краснов, сразу
же после вступления
в должность,
направил телеграмму
германскому
Императору
Вильгельму
II о том, что Всевеликое
Войско Донское,
как субъект
международного
права, не считает
себя в состоянии
войны с Германией.
Прогерманская
ориентация
генерала Краснова
вызвала разлад
в отношениях
с Деникиным,
в который считал
его сепаратистом,
несмотря на
то, что на Дону
в качестве
государственного
гимна звучали
священные слова
«Боже, Царя
храни!», а сам
Краснов неоднократно
заявлял: «Россию
не спасут ни
немцы, ни англичане,
ни японцы, ни
американцы.
Спасет Россию
сама Россия.
Спасут Россию
казаки и Добровольческая
армия».
Неясным
политическим
лозунгам и
отсутствию
внятной политической
программы у
Деникина донской
атаман Краснов
противопоставил
понятную
каждому казаку
и крестьянину
идеологию,
основанную
на тысячелетнем
опыте российской
государственности
и на учении
Православной
Церкви.
Генерал-республиканец
Деникин и
генерал-монархист
Краснов, подчинившийся
главе Добровольческой
армии ради
пользы общего
дела, не могли
найти общего
языка: в результате
интриг Краснов
должен был
оставить свой
пост в феврале
1919 года и покинуть
Донское Войско.
Его место занял
лояльный Деникину
казачий генерал.
Однако,
и Деникину
через год пришлось
покинуть
Добровольческую
армию: его
недальновидной
внутренней
политикой и
военными неудачами
были недовольны
сами подчинённые.
Оба генерала
оказались в
эмиграции, и
оба уже на вторых
ролях. И Деникин,
и Краснов приняли
решение бороться
с коммунистами
«словом и пером».
Деникин написал
воспоминания
«Очерки русской
смуты», Краснов
— помимо мемуаров
— десятки романов,
рассказов и
публицистических
статей на тему
исторической
России и борьбы
с большевиками.
Однако,
если Деникин
совершенно
отстранился
от какой-либо
политической
деятельности,
то генерал
Краснов продолжал
систематическую
работу
по формированию
Русского
сопротивления,
в частности,
в руководстве
боевой организации
«Братство
Русской Правды»,
получившей
особое
благословение
Первоиерарха
Русской
Православной
Церкви Заграницей
(РПЦЗ) на диверсионную
деятельности
на территории
СССР.
И вот мы
подходим к
кульминационному
моменту эмигрантской
истории — началу
Советско-германской
войны.
Прошло
двадцать лет
с момента окончания
активной фазы
гражданской
войны. За это
время многие
офицеры, генералы
и общественные
деятели успели
«сменить вехи»
— разглядеть
в тоталитарном
советском
режиме «русское
национальное
государство»,
а в Красной
Армии — «русских
офицеров и
солдат». А потому
начавшуюся
войну они восприняли
как агрессию
извечного врага
Германии против
России.
Но многие
другие офицеры
и генералы,
рядовые воины
Белых армий,
не верили
в преображение
сталинской
диктатуры.
К ним принадлежал
генерал Краснов
— последовательный
враг советской
власти.
И снова,
как и двадцать
лет назад в
вопросе об
«ориентации»,
различие во
взглядах и
идеологии —
повлекло за
собой разницу
в оценках, мнениях
и действиях.
Ведь для Деникина
Советская
Россия была
хоть советской,
но Россией.
Для Краснова
— вместе с крушением
исторической
государственности,
с падением
Православного
Царства - перестала
существовать
и Россия.
Деникин,
осудивший
сближение
правых кругов
эмиграции с
нацистской
Германией и
участие русских
добровольцев
и казаков в
войне против
СССР, и Краснов,
призвавший
всех русских
людей подняться
с оружием в
руках против
СССР в союзе
с Германией
— в чём причина таких
противоположных
убеждений двух
боевых русских
генералов?
Нам важны
именно эти два
человека, потому
что они стали
знамёнами для
каждого из двух
лагерей русской
эмиграции —
«оборонческого»
и «пораженческого»,
потому что они
заложили два
разных вектора
русской истории
ещё в гражданскую
войну.
Изучая
биографии
Деникина и
Краснова —
почти ровесников,
умерших в один
год, но так
по-разному
(Деникин в больнице
в США, Краснов
— замученный
чекистами в
СССР), можно
было бы придти
к выводу, что
на их мировосприятие
главным образом
повлияло их
социальное
происхождение
(согласно
материалистическому
социальному
детерминизму),
если бы не множество
противоположных
примеров. Например,
Великий князь
Александр
Михайлович
хвалил СССР
и занимал
оборонческую
позицию в
Советско-польской
войне, или, наоборот,
генерал Штейфон,
сын крещённого
еврея, был
монархистом
и возглавлял
Русский Охранный
Корпус в 1941-1945 годах.
По нашему
глубокому
убеждению,
причина принадлежности
Деникина к
«оборонцам»,
а Краснова —
к «пораженцам»
имеет исключительно
духовные корни.
Вспомним,
что генерал
Краснов был
прежде всего
верным сыном
Православной
Церкви. Они
никогда не
воспринимал
православную
веру как некую
«древнюю русскую
традицию», но
видел в христианстве
— источник
всякой мудрости
и руководство
к действию. Он
не был формальным
православным,
он действительно
веровал
и во всех своих
художественных
произведениях
старался передать
читателю дух
истинного
православия,
святой ненависти
к лжи и ересям,
благоговения
перед святыней
и Церковью.
Краснов принадлежал
Русской Православной
Церкви Заграницей
и самым активным
образом участвовал
в Её жизни.
Противодействовал
деятельности
раскольников
и проповеди
православными
священниками
учений, близких
к еретическим,
помогая тем
самым епископату,
и прежде всего
— Митрополиту
Антонию (Храповицкому),
хранить мир
и единство в
Церкви, блюсти
чистоту вероисповедания.
В 1944 году генерал
Краснов всячески
противодействовал
образованию
«самостийных»
приходов в
казачьих общинах.
Первоиерарх
РПЦЗ в своих
письмах называл
генерала Краснова
глубоко церковным
человеком.
О генерале
Деникине мы
сказать того
же не можем.
Проживая в
Париже, он, вероятно,
оказался в
«оборонческом»
евлогианском
расколе, который,
как известно,
в итоге присоединился
к советской
церкви МП РПЦ.
По крайней
мере, каких-либо
конкретных
данных о церковной
деятельности
Деникина мы
не имеем. Очевидно,
в своей жизни
Деникин руководствовался
чем-то
иным, нежели
учением Православной
Церкви.
Во всяком случае,
призыв Первоиерарха
Русской Православной
Церкви Заграницей
о борьбе с
коммунистами
всеми имеющимися
средствами
и его благословение
на участие
русских добровольцев
в войне против
СССР, для Деникина
не имело
решающего
значения
в избрании
собственной
политической
«ориентации».
Именно
религиозная
индифферентность,
отсутствие
чётких жизненных
и ценностных
ориентиров,
теплохладное,
безрассудное
отношение к
Православной
Церкви и Её
неповреждённому
учению характеризуют
как советских
патриотов, так
и антисоветских
«оборонцев»
— в сущности,
не только
кровных, но и
духовных братьев.
Современные
нам советские
люди, конечно,
мало похожи
на благородных
царских генералов,
каким был Деникин,
но, при этом, у
них между собой
больше общего,
чем у каждого
из них с людьми
духовного
склада генерала
Краснова.
Ведь, выражаясь
словами Митрополита
Антония (Храповицкого),
для генерала
Краснова Русский
народ всегда
был «не
сто миллионов
желудков»,
а прежде всего
«обществом
вероисповедным»,
«живущим не
об едином хлебе,
но о всяком
глаголе, исходящем
из уст Божиих».
Для Краснова
Россия была
— Дом Пресвятыя
Богородицы,
как и для всех
православных
князей, Царей
и Императоров,
для всего
исторического
Русского
православного
народа.
Для советских
людей и антисоветских
«оборонцев»
Россия духовной
ценности не
представляла.
Для них это
была только
территория,
раса, язык и
сто миллионов
желудков.
В своей
проникновенной
статье «Где
Россия?» в 1944
году генерал
Краснов писал:
«Когда
пришло на Россию
такое время,
что Бог не у
места, не стало
и России». Это
политическое
кредо генерал
Краснов, а с
ним и все русские
добровольцы,
носители духа
Белой борьбы,
сражавшиеся
против красной
чумы и сталинского
государства,
пронесли через
всю свою жизнь,
и запечатлели
мученической
кровью.
В этом
принципиальное
различие между
нами, белыми
Русскими, и
красными —
подсоветскими
людьми.
- Александр
Оршулевич.
zarenreich.com