«Кто
хочет идти за
Мною, отвергнись
себя, и возьми
крест свой, и
следуй за Мною»
Воскресенье третьей
недели Великого
поста в Православной
Церкви носит
название
Крестопоклонной
недели. В cубботу
вечером на
всенощном
бдении в центр
храма торжественно
выносится
Животворящий
Крест Господень
- напоминание
о приближающейся
Страстной
Седмице и Пасхе
Христовой.
После
этого священники
и прихожане
храма совершают
перед крестом
три поклона.
При поклонении
Кресту Церковь
поет: «Кресту
Твоему поклоняемся,
Владыко, и святое
воскресение
Твое славим».
Это песнопение
поется и на
Литургии.
Крест
выносится
верующим для
того, чтобы
напоминанием
о страданиях
и смерти Господней
воодушевить
и укрепить
постящихся
к продолжению
подвига поста.
Св. Крест
остается для
поклонения
в течение недели
до пятницы,
когда он
перед Литургией вносится
обратно в алтарь.
Поэтому третье
воскресенье
и четвертая
седмица Великого
поста называются
«крестопоклонными».
Начало традиции
поклонения
Кресту Господню
было положено
во времена
первых христиан.
Ниже
приводятся
евангельское
чтение на этот
день и проповедь
иеромонаха
Николая (Мамаева),
настоятеля
кёнигсбергского
храма Св. Царя-мученика
Николая II:
-
И, подозвав
народ с учениками
Своими, сказал
им: кто хочет
идти за Мною,
отвергнись
себя, и возьми
крест свой, и
следуй за Мною. Ибо
кто хочет душу
свою сберечь,
тот потеряет
ее, а кто потеряет
душу свою ради
Меня и Евангелия,
тот сбережет
ее. Ибо какая
польза человеку,
если он приобретет
весь мир, а душе
своей повредит? Или
какой выкуп
даст человек
за душу свою? Ибо
кто постыдится
Меня и Моих
слов в роде сем
прелюбодейном
и грешном, того
постыдится
и Сын Человеческий,
когда приидет
в славе Отца
Своего со святыми
Ангелами. И
сказал им: истинно
говорю вам:
есть некоторые
из стоящих
здесь, которые
не вкусят смерти,
как уже увидят
Царствие Божие,
пришедшее в
силе.
(Мк.
8, 34 и 9, 1)
*
* *
-
Кажется, только
начался Великий
пост, но вот
уже его преполовение.
В этот день
для поклонения
мы выносим
Крест Господень,
в связи с чем
и неделя называется
Крестопоклонной.
Что
же Церковь
хочет нам сказать,
о чём напомнить
этим торжественным церковным
обрядом?
Святые
дни Четыредесятницы
есть ни какое-то
затишье и побег
от мира во зле
лежащего, это
есть дни тяжелого
духовного
поприща, это
есть та духовная
брань со злом,
в которой мы
обязаны потом
и кровью доказать свою
верность Христу
— сораспяться
с Ним. Подлинно,
дни Великого
поста есть
дни великого
сражения крестоносцев
с с силами зла
в царстве лжи, в
царстве где
нам промыслом
Божиим оказана
великая
честь свидетельствовать
о Истине.
Вот
об этом то нам
сегодня Церковь
и напоминает,
а вместе с
тем благословляет
и укрепляет
собирая всех
верных вокруг
Чаши Спасения. Но
насколько верно
мы понимаем
призыв Спасителя
возгласившего:
«Иже хощет
по Мне ити, да
отвержется
себе, и возьмет
крест свой, и
по Мне грядет»
(Марк. 8, 34)?
Не
столь редко
всем нам приходиться
видеть как миряне,
а порой и пастыри
старательно
обходят «острые
углы» противоречащих
их собственным
взглядам политических
или исторических явлений
в нашей истории.
Очень часто
люди, при этом,
не задаются простой
мыслью — а не
есть ли этот
самый «острый
угол» тем
узким путём,
которым следует
Христос?
Ведь,
не отвергаясь
себе, человек
уже не ищет
и соответственно
— не обрящет.
Народная мудрость
в этом случае выносит
вполне определённый
вердикт — человек,
не знающий
прошлого, не имеет
и будущего.
Верность этого
замечания все
мы очень явно
может наблюдать
как на примере
несчастных
наших земляков,
так и на далеко
не благополучном
состоянии
нашей церковной
жизни.
Наш
русский златоуст
в эмиграции,
приснопамятный
владыка Аверкий (Таушев),
писал ещё недавно:
«Никогда
ещё не было на
свете этом
такого огромного
количества
людей, которые
легко и свободно,
без всякого смущения,
без всякого
зазрения совести,
зло называют
добром, а добро -
злом, тьму почитают
светом, свет
— тьмою, горькое
почитают сладким,
и
сладкое — горьким!
(Исаии 5, 20)».
Как
же трудно многим
нашим современникам
отличить тьму
от света, когда разум
приучен уже
не мыслить, а
рефлекторно
выбирать
предлагаемые шаблоны
поведения
стоит лишь
дрессировщику
нажать на
необходимую клавишу
в информационно-пропагандистском
аппарате: «фашист»,
«бандеровец»,
«власовец»,
«враг народа». При
привычке
формального решения
выдвигаемых
временем
духовно-нравственных
и общественно-политических
явлений массовым
психозом порой
захватываются и
чада истинной
Церкви, тогда
уже рефлекторное
поведение
выдаётся за истину,
а сама Истина
подвергается
гонению в ограде
церковной,
ведь «сыны мира
сего мудрей
детей света».
Однако
наша с вами
важнейшая
задача это
нести Свет
Правды в окутанные ложью
сердца людей,
т.е. именно то
чем всегда была
сильна наша Церковь,
что всегда Её
отличало от
псевдоправославных
сообществ
и именно эта
безкомпромиссность
и осознание
собственной
правоты давали нам
силу вызывающую
страх и ненависть
наших врагов.
Поэтому
нам остаётся
только возблагодарить
Господа нашего
Иисуса Христа
за то, что в столь
мрачное время
нам доверен
русский Крест, русская
Голгофа и верим
— грядущая
русская Пасха! «Претерпевый
до конца, той
спасен будет!»
(Матф.10, 22).
Аминь!
zarenreich.com