Неделя
о блудном сыне:
проповедь
иеромонаха
Николая (Мамаева)
Сегодня
Святая Православная
Церковь, чадолюбивая
мать верующих,
отмечает Неделю
о блудном сыне,
воспоминая
о приближающемся
Великом Посте,
и читая на
Божественной
Литургии положенную
этому дню
евангельскую
притчу, как бы
приготовляя
православных
христиан к
успешному
совершению
наступающего
подвига святой
Четыредесятницы.
Приводим
ниже текст
притчи Иисуса
Христа о блудном
сыне и содержание
проповеди отца
нашего иеромонаха
Николая (Мамаева),
произнесённой
сегодня в
кёнигсбергском
храме Св. Царя-мученика
Николая II в собрании
верующих.
«…У
некоторого
человека было
два сына; и сказал
младший из них
отцу: отче! дай
мне следующую
[мне] часть имения.
И [отец] разделил
им имение. По
прошествии
немногих дней
младший сын,
собрав всё,
пошел в дальнюю
сторону и там
расточил имение
свое, живя распутно.
Когда
же он прожил
всё, настал
великий голод
в той стране,
и он начал нуждаться;
и пошел, пристал
к одному из
жителей страны
той, а тот послал
его на поля
свои пасти
свиней; и он
рад был наполнить
чрево свое
рожками, которые
ели свиньи, но
никто не давал
ему. Придя же
в себя, сказал:
сколько наемников
у отца моего
избыточествуют
хлебом, а я умираю
от голода; встану,
пойду к отцу
моему и скажу
ему: отче! я согрешил
против неба
и пред тобою
и уже недостоин
называться
сыном твоим;
прими меня в
число наемников
твоих.
Встал
и пошел к отцу
своему. И когда
он был еще далеко,
увидел его отец
его и сжалился;
и, побежав, пал
ему на шею и
целовал его.
Сын же сказал
ему: отче! я согрешил
против неба
и пред тобою
и уже недостоин
называться
сыном твоим.
А отец сказал
рабам своим:
принесите
лучшую одежду
и оденьте его,
и дайте перстень
на руку его и
обувь на ноги;
и приведите
откормленного
теленка, и заколите;
станем есть
и веселиться!
ибо этот сын
мой был мертв
и ожил, пропадал
и нашелся. И
начали веселиться.
Старший
же сын его был
на поле; и возвращаясь,
когда приблизился
к дому, услышал
пение и ликование;
и, призвав одного
из слуг, спросил:
что это такое?
Он сказал ему:
брат твой пришел,
и отец твой
заколол откормленного
теленка, потому
что принял его
здоровым. Он
осердился и
не хотел войти.
Отец же его,
выйдя, звал
его. Но он сказал
в ответ отцу:
вот, я столько
лет служу тебе
и никогда не
преступал
приказания
твоего, но ты
никогда не дал
мне и козлёнка,
чтобы мне
повеселиться
с друзьями
моими; а когда
этот сын твой,
расточивший
имение своё
с блудницами,
пришел, ты заколол
для него откормленного
теленка. Он же
сказал ему: сын
мой! ты всегда
со мною, и всё
мое твое, а о
том надобно
было радоваться
и веселиться,
что брат твой
сей был мертв
и ожил, пропадал
и нашелся…» (Лк.
15, 11-32).
Проповедь
о. Николая:
«Для
чего, Господи,
Ты попустил
нам совратиться
с путей Твоих, ожесточиться
сердцу нашему,
чтобы не бояться
Тебя?» (Ис. 63, 17).
Наша
Церковь продолжает
постепенную
подготовку
к Великому
Посту. Душеполезным
назиданием,
в связи с этим,
является
сегодняшнее евангельское
чтение о блудном
сыне. Насколько
современны
и актуальны слова
Спасителя,
сказанные более
двух тысяч лет
назад, в этой прикровенной
притче.
Ведь
эту историю
можно рассматривать
как бытовой
конфликт между
мудрым отцом
и взбалмошным,
«имеющим
права», сыном,
а можно увидеть
в ней и метания
нашей
непостоянной
души,
очень часто
уклоняющейся
от послушания
и смирения
перед законами
Отца Небесного
в миражи свободы
и жизни лихой
на стороне
далёкой, то
есть там, где
никто нам не
указ и каждый
сам себе пан.
Такая
многогранность Слова
Божия и есть
лучшее доказательство
того, насколько
наша вера живая,
доказывающая
прямое участие
Спасителя в
жизни людей
в любую эпоху
и во все времена.
При внимательном
изучении истории
блудного сына,
каждый из нас
найдёт то, что
касается
непосредственно
его лично
- может, это
своеволие и
гордость, а
может это тщеславие
и жадность,
или это пьянство
и распутство.
Но,
как нам говорит
Господь наш
Иисус Христос,
при живой, мучающейся
от допущенных
ошибок совести,
Бог найдёт
способ постучать
в каждое
сердце.
В
случае с
евангельским блудным
сыном, таким
стуком в сердце
грешника стал
испытанный
им голод, заставивший
вспомнить его
об отце и о том
достатке, что
был всегда
в его доме. Вот
так, через допущенные
им самим промахи,
человек испытал все
«достоинства»
беззаконной
свободы, в
покаянии обретя
здравомыслие и
правосознание.
Для
всех христиан
таким домом
благополучия,
где правит
мудрый и любящий
Отец, является
Церковь, глава
которой Христос. Вывод
из этого такой
— трезвиться
и бодрствовать
в Церкви,
если не хотим
питаться пищей
для свиней,
будь то в переносном
или прямом смысле
(ср. 1 Пет. 5, 8).
Применительно
к русскому
народу,
пока можно
сказать, что
большая его часть
с жадностью
голодающего
приникла к
свиным
корытам ленинизма-коммунизма
и мифического
либерал-демократизма;
ещё не пришла
в себя чтобы,
чтобы со слезами,
бия себя в грудь,
возопить: »Встану,
пойду к отцу
моему и скажу
ему: «Отче! я
согрешил против
неба и пред
тобою».
Став
уже посмешищем
для всех соседей,
униженный и
ограбленный,
влача жалкое
существование,
он старается
утолить свой
голод тем, что
дал ему «добрый»
хозяин, позволивший
пасти своих
свиней. В нашем
случае, милостиво
дозволивший
русскому народу
грузить на
заморские
пароходы отнятое
у него же добро.
Однако
живое евангельское
слово, лучше
всех политических
прогнозов, очень
убедительно
говорит, что
скоро уже,
пресытившись
свиной пищей, придёт
народ в себя
и вспомнит Отца
и Дом, из которого
однажды так опрометчиво
вышел.
Засияет
тогда восставшее
Русское
Царство,
сильное своим
правосознанием,
и богатое трагическим
опытом блуждания
по чужим стезям
в стране далече.
zarenreich.com