Третий
Рейх и РПЦЗ
В конце
1930-х годов Министерство
по делам культов,
культуры
и просвещения
Третьего Рейха
осуществляло
сильный нажим
на дрезденскую общину
с целью понудить
её перейти из
ведения Московского
Патриархата под
юрисдикцию
Русской православной
церкви за границей.
Несмотря на протесты
общины на основе
подписанного
Адольфом Гитлером
25 февраля 1938 года
закона и постановления
к нему от 5 мая
1939 года приход
со всем его
имуществом
был передан
Берлинской
и Германской
епархии Русской
православной
церкви за границей.
Национал-социалисты
даже помогали
бороться с
раскольниками:
В
1937-1938 гг. гестапо
и министерство
церковных дел
"неофициально" осуществляли
давление на
духовенство,
подчиненное
митрополиту
Евлогию, с целью
вынудить это
духовенство
перейти в юрисдикцию
РПЦЗ - в частности,
с ним проводились
беседы в гестапо
и министерстве
церковных дел.
Гестапо просто
хотело выслать
из Германии
всех "евлогианских" священников,
но этому воспрепятствовало
министерство
церковных
дел, проводившее
"более глубокую
линию".
http://rusk.ru/st.php?idar=314086
В
силу постановления
от 14 февраля
1936 г. правительство
III Рейха начало
осуществлять
программу
помощи РПЦЗ,
как государственно признанной
конфессии:
германское
духовенство
РПЦЗ стало
получать регулярное
жалование;
выделялись
субсидии на
различные
нужды Германской
епархии и ее
приходов; духовенство
и епархия
получили различные
льготы и т. п.
В 1939 г. в Бреслау
(Силезия) на
средства германского
правительства
РПЦЗ открыла
Православный
Богословский Институт.23
В 1939-1940 гг. министерство
церковных дел
Рейха прилагало усилия
к созданию под
эгидой РПЦЗ
Берлинского
Православного Богословского
Академического
Института,
который должен
был получить статус
"рейхсштифтунга"
- финансируемого
государством
образовательного учреждения.
Проект не состоялся,
между прочим,
потому что
возглавление Германской
епархии не
захотело воспитывать
в Институте "симпатизирующих
Рейху молодых
православных
священников".
"Борьба
с ним (коммунизмом)
посильна только
крепким духом
и военною мощью
народам, как,
например,
германскому,
объявившему
непримиримую брань
не только русскому
коммунизму,
но и всякому
проявлению коммунистического
духа в других
странах Европы.
Сколько бы силы
зла не оказывали
сопротивление
в нынешней
решительной
борьбе с ним,
на которую
смотрит весь
мир, он уже чувствует
свою обреченность.
Победа для
нас обеспечена
заранее..."
Митрополит
Анастасий
(Грибановский),
Первоиерарх
РПЦЗ, 1941 г., "Церковная
жизнь".
Нацисты
помогали
ликвидировать
польскую
автокефалию:
Именно
нацисты вынудили
митрополита
Дионисия (первоиерарх
Польской Автокефальной
Православной
Церкви) написать
архиепископу
Серафиму (Лядэ)
нижеследующее
письмо:
"Ваше
Высокопреосвященство,
Возлюбленный
во Христе Брат!
Прекращение существования
независимого
Польского
Государства,
с существованием которого
было связано
существование
независимой
автокефальной
Церкви в Польше,
лишает эту
Церковь возможности
дальнейшего
автокефального существования.
Новый государственный
порядок, установленный
на бывшей Польской
территории,
ныне включенной
в область
германских государственных
интересов,
вызывает
необходимость
соединения
бывшей Автокефальной
Православной
Церкви в Польше
с церковной
организацией, представленной
Вашим Высокопреосвященством.
В
связи с этим
прошу Ваше
Высокопреосвященство
в возможно
кратчайший срок
прибыть в Варшаву,
дабы принять
в свое ведение
и управление
ту часть бывшей
Автокефальной
Православной
Церкви в Польше,
которая находится
на территории,
включенной
в область
Германских государственных
интересов.
В
связи с вышеизложенным,
я сообщаю Вам,
что со дня вступления
Вашего в управление,
я отказываюсь
от дальнейшего
управления
названной Церковью.
Вашего
Высокопреосвященства
любящий Брат
во Христе -
митрополит
Дионисий.
Варшава,
23 ноября 1939 года".
Однако,
"...В конечном
итоге оккупационные
власти полностью
стали на сторону
националистов.
Это произошло
в результате
того, что в
старом споре
"унификаторов"
(министерство
церковных дел
III Рейха) и "дробителей"
(министерство
иностранных
дел, внешнеполитическое ведомство
НСДАП, генерал-губернатор
Франк) Русской
Церкви верх
в германской
восточной
политике одержали
последние,
сторону которых приняло
главное управление
имперской
безопасности
и СД. Возобладала та
точка зрения,
"что русская
эмиграция в
случае войны
с СССР - союзник
ненадежный,
и для рейха
гораздо полезнее
- сохранить
Польскую Автокефалию,
превратив ее
в национальную
Украинскую
Церковь и используя
чаяния украинцев
объединиться
в собственном
независимом государстве...
Министерство
(церковных дел)
было поставлено перед
фактом восстановления
генерал-губернатором
Франком в
сентябре 1940 г.
подконтрольной
властям Автокефалии
во главе с м.
Дионисием..."
А
был бы "союзник
надежный" в
лице РПЦЗ и
русской эмиграции,
ее положение
было бы несравненно
лучше.
И опять
«человеконенавистники»
помогают истинной
Церкви осудить советскую
блудницу:
В
сентябре 1943 г.
Архиерейский
Собор РПЦ МП
избрал Патриархом Московским
и всея Руси
бывшего Местоблюстителя
митрополита
Сергия (Страгородского).
Это событие
вызвало созыв
в Вене 21 октября
1943 г. Архиерейского
Совещания
восьми иерархов
РПЦЗ, которое
признало избрание
Патриарха
Сергия незаконным
и недействительным.
Немцы
дали разрешение
на проведение
Архиерейского
Совещания,
которого ранее
не давали, и
предоставили
членам Синода
РПЦЗ охрану
по ставшей к
1943 г. небезопасной
дороге из Белграда
в Вену.