Архіеп.
Никонъ (Рклицкій)
Рождественское
посланіе 1951 года.
Днесь
Богъ на землю пріиде, и человекъ на небеса взыде
(Изъ стихиры Рождества Xристова).
Возлюбленной о Господѣ
Флоридской поствѣ и всѣмъ ближнимъ и дальнимъ друзьямъ о
Господѣ — радоватися!
Да, братіе и сестры,
радуйтеся и паки реку радуйтеся!
О чемъ же мы должны
радоваться въ праздникъ Рождества
Христова? Должны мы радоваться
о томъ, что «днесь видимъ есть плотію естествомъ невидимый,
человѣка ради, сего ради и мы возопіимъ Ему: слава въ вышнихъ
Богу, и на земли миръ, дарова бо пришествіе Твое, Спасе нашъ, слава
Тебѣ».
Радоваться мы
должны о томъ, что страшный и непостижимый Богъ, Источникъ жизни и
бытія, живущій въ неприступномъ свѣтѣ, къ Которому ничто
человѣческое неприложимо, сталъ ради насъ видимымъ и даровалъ
миръ душамъ нашимъ.
Это блаженство духа мы
можемъ почерпнуть изъ Св. Христовой Церкви. Она, оставленная намъ на
землѣ Господомъ Іисусомъ Христомъ, какъ хранительница Его Духа,
является царствомъ благодати, хранитъ въ себѣ сокровище
божественной радости и раздаетъ ее тѣмъ, кто желаетъ ее
почерпнуть по слову Христову: Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися
и обремененніи и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28).
Но для того, чтобы
почерпнуть благодать Божію и возрадоваться духомъ, необходимъ подвигъ
самоотреченія: Аще кто хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется Себе и
возметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ (Матѳ. 16, 24). Въ
царство благодати Божіей человѣкъ входитъ черезъ особую
способность своего духа —вѣру, дѣйствующую любовію.
Для того, чтобы эту способность сдѣлать дѣйственной и
творческой силой нашего существа, очистить ее и укрѣпить и
нуженъ подвигъ. Разнообразенъ этотъ подвигъ, какъ разнообразны виды
лѣкарствъ для леченія тѣлесныхъ болѣзней. Болѣе
всего необходимо подавленіе своей гордости и самолюбія, необходимъ
предварительный празднику физическій и духовный постъ, цѣлительны
дѣла жертвенной любви, драгоцѣнна церковная молитва.
Вообще же имѣется богатѣйшій опытъ въ жизни святыхъ, отъ
которыхъ мы можемъ научитьея, какъ стяжать духовную радость.
Только опытпо
прикоснувшись къ этой неземной радости, станетъ намъ понятно, о
какомъ мирѣ на землѣ и о какомъ благоволеніи въ
человѣцѣхъ воспѣли св. Ангелы въ Рождественскую
ночь и нынѣ воспѣваетъ Св. Церковь. Это тотъ духовный
миръ, котораго не могутъ нарушить никакія войны и никакія внѣшнія
смуты. Это то благоволеніе, котораго не могутъ разрушить никакія
человѣческія бѣдствія. Отъ этого высшаго мира зависитъ и
миръ внѣшній, земной. Тамъ гдѣ среди людей будетъ
царствовать миръ духовный, тамъ водворится и миръ земной. Но, если
земного мира нѣтъ и остатки его могутъ быть разрушены въ любой
день, потому, что мало осталось сыновъ Царствія и истинныхъ чадъ
Христовой Церкви, то мы, любящіе Господа и свое спасеніе, не должны
этимъ смущаться, но, слѣдуя зову Св. Церкви вмѣстѣ
со св. Ангелами будемъ радостно воспѣвать:
«Слава въ вышнихъ
Богу, въ Виѳлеемѣ слышу отъ безплотныхъ днесь, на земли
миръ благоволившему быти, нынѣ Дѣва небесъ ширши: возсія
бо свѣтъ омраченнымъ и смиренныя возвыси, Ангельски поющія:
слава въ вышнихъ Богу». (Стихира на литіи Рождества Xристова).
Январь 1951 г. (декабрь
1950 г.).
Архіепископъ Никонъ
(Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ
статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго
служенія 1948—1973) — Изданіе Восточно-Американской и
Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп.
Іова Почаевскаго, 1975. — С. 166-167.
Источникъ:«Русскiй
Порталъ