Свет
Разума
Когда пройден
определённый этап жизни, принято подводить итоги и делать выводы и
уже в зависимости от выводов мы принимаем соответствующие решения.
Вполне естественно, при этом, что наш жизненный путь есть отображение
наших стремлений и пристрастий, где на финише мы получаем свой
духовно-нравственный «приз», абсолютно безпристрастно и
логически обоснованно. Народная мудрость в этом случае выносит очень
простое определение – «за что боролись на то и
напоролись».
Благо если финишная
линия не является границей между миром земным и миром духовным,
позволяя нам исправить то, что исправить ещё можно, приобретая опыт и
накапливая мудрость.
Не бывает опыта без
ошибок, «опыт – друг ошибок трудных», но лишь в том
случае, когда мы честны перед Богом и сами перед собой.
Наше возвращение в
Церковь не было спонтанным, а явилось результатом трудных
размышлений, когда приходилось безпощадно отбрасывать многое из того
с чем мы свыклись, но что входило в явное противоречие с Законами
Церкви (Книга Правил и Положение о РПЦЗ), стоило только осознать, что
мы оказались вне Ограды Спасения, как слова Спасителя: «аще
хочеши внити в живот вечный, соблюди заповеди» обрели значение
практического руководства по восстановлению канонического сознания.
Именно эта работа над
собой, принуждение себя к привычке мыслить в правовом поле Церкви, и
позволила нам убедиться в духовно-нравственном значении церковных
догматов, ибо как писал ещё наш авва Антоний (Храповицкий) «до
тех пор, пока человек сочувствует христианскому закону лишь в
размерах своих естественных склонностей, он никогда не примет полноты
христианской любви, не сделается истинным христианином: одних он
будет любить и, может быть, горячо, а других ненавидеть: любовь и
самолюбие, выражающиеся в ненависти, так и останутся в нем, как два
непримиримых врага». Правота этих слов подтверждалась во всех
случаях нашей переписки с расколоученителями, начиная от рядовых
мирян до «иерархов». В отдельных случаях приходилось
сталкиваться с такой аргументацией, загнанного в угол «ревнителя
православия», что духовную ущербность впору было объяснить
только медицинской аномалией. То есть вместо духовного
совершенствования налицо оказались деградация и вырождение, где
вместо покаянного плача происходит погибель душ, почти всегда под
улюлюканье о своей собственной исключительности.
При этом люди не отдают
себе отчёта и в том, что попирают один из основных догматов Церкви,
выраженный в первом члене Символа веры: «ВЕРУЮ ВО ЕДИНУЮ,
СВЯТУЮ И СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ», позиционируя себя как
загадочные ипх. Но ведь и Господь сказал: «Хочу, чтобы там, где
Я и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне…
да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них»
(Ин. 17, 24, 26). Неужели в каждом «осколке» ипц Христос?
Нежелание искать
Церковь, стремление беречь и лелеять именно своё понимание истины
очень убедительно говорит об отсутствии подлинной любви в среде
самозваных «ревнителей», открывая нам облик пустозвонов и
позёров. Вместе с тем такое состояние душ есть не просто характерная
черта «заблудших овец», это есть акт агрессии против
Церкви и исторической России именно в этом и видны симптомы
большевизма, ибо только революционное сознание отвергает всякую
законность, склоняясь больше к анархии и самочинству. Как бы ни
хотелось при этом многим из критиканов надеть на себя светлые ризы
героев Белого движения и подданных Российской Империи.
Таким образом, мы вновь
и вновь убеждались, что только каноническое мышление способствует
духовно-нравственному перерождению человека, а не отвлечённое
теоретизирование на богословские темы. Так наше сознание проникалось
истиной Христовой (ср. Ин. 17, 19) и происходило непосредственное,
сознательное усвоение христианства.
Вот так через
собственное падение мы познали благодатную силу Христа, когда вера
является не интеллектуальным приложением к нашей повседневной жизни,
а практическим руководством к выбору путей созидания, творчества и
спасения души.
о.Николай
г.Кёнигсберг