НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


Михаил КУЛЫБИН

РОССИЯ НА ДНЕ

В последние годы у авторов, любящих порассуждать о “судьбах родины”, появилась излюбленная метафора о России, “стоящей на краю пропасти”. К этой патетической фразе остряки тут же придумали продолжение, предложив “сделать шаг вперед”. Если же говорить серьезно, то означенная метафора может послужить хорошим поводом для размышлений.

Положение России в настоящее время таково, что не признать охватившего ее всеобщего кризиса может лишь абсолютный слепец. Разложение затронуло практически все сферы российской государственности: от национального самосознания до промышленности и сельского хозяйства.

Но вновь слышен голос наших “непобедимых” патриотов-оптимистов: были, дескать, времена и похуже, но Россия неуклонно восставала - “как Феникс из пепла”. В доказательство приводятся татаро-монгольское иго ХIII-ХV вв. во время раздробления Руси на удельные княжества, или же Великая Смута, сопровождавшаяся польско-шведской интервенцией, в начале ХVII в. Нам внушают радужные перспективы: одолели, мол, русские люди врага тогда, одолеют и теперь.

С подобными рассуждениями, право же, трудно согласиться. Вспомним уваровскую триаду, триединое определение сущности российской государственности: “Вера - Православная, Царь - Самодержавный, Народ - Русский”; и рассмотрим сквозь эту призму нашей идеологии означенные кризисы в России.

Татаро-монгольское иго. Причиной его установления, помимо явного численного превосходства азиатских завоевателей, была окончательно сформировавшаяся к началу ХIII в. раздробленность Русского государства на полунезависимые удельные владения. Итак, Русь утратила политическую самостоятельность.

Но при этом сохранилось Православие. Завоеватели, как и многие другие язычники-политеисты, с определенным уважением относились к чужой религии, и Церковь была освобождена от дани (более того, с середины ХIII и до начала ХIV в. - когда в Золотой Орде окончательно восторжествовал Ислам - в ордынской столице довольно успешно вела миссионерскую деятельность Сарская епархия Русской Церкви). Соответственно, дух народа был свободен, а Церковь могла нести свое апостольское служение. Следствием этого стало мощнейшее духовно-национальное движение русского народа в ХIV-ХV вв., особенно ярко проявившееся в подвиге великих преподобных того времени - свв. Сергия Радонежского, Алексия Московского, Павла Обнорского, Стефана Пермского, Евфимия Суздальского, Димитрия Прилуцкого, Романа Киржачского и еще целого сонма святых.

Это духовно-национальное движение стало возможным благодаря тому, что, несмотря на ослабление и внешнюю зависимость монархической власти, Православие не было подорвано и народ русский оставался верен ему. Прямое следствие этого - объединение русских земель вокруг Москвы, централизация государственной власти и, как результат, свержение татаро-монгольского ига (окончательно в 1480 г.).

Великая Смута начала ХVII в. была вызвана пресечением древней династии Рюриковичей, что вызвало острый династический кризис, который был усугублен убийством малолетнего Царя Феодора Годунова, мятежами черни, инспирированными поляками втрожениями самозванцев, незаконной узурпацией Престола князем Василием Шуйским, захватом власти аристократами-олигархами (Семибоярщина) и, наконец, открытой интервенцией Польши и Швеции.

И вновь мы видим, что несмотря на падение Царской власти сохранилось Православие. Правда на этот раз враги России попытались подорвать Русскую Церковь и на патриарший престол был посажен Игнатий (1605-1606 и 1611-1612 гг.), взявший курс на унию с католицизмом. Но попытка узурпации церковной власти не имела успеха. Святитель Гермоген в 1610 г. обратился с воззванием к Русскому народу, сохранившему верность Православию, и вскоре Народное ополчение очистило Москву, а затем и большую часть захваченных земель от иноземных оккупантов.

А затем Православная Церковь и Русский народ естественным образом возродили Царское Самодержавие. Великий Земский и Поместный Церковный Собор 1613 г. призвал на Престол законного правопреемника пресекшейся династии Рюриковичей - Михаила Феодоровича Романова. Хочется особо обратить внимание на тот факт, что на Престол не был выбран крупный полководец, авторитетный государственный деятель или харизматический народный вождь; нет, власть (во всей полноте Самодержавия!) передали не имевшему никаких заслуг или выдающихся талантов, но законному наследнику, “природному” Государю Михаилу Феодоровичу.

Рассмотрим, наконец, наше нынешнее положение. Большевики, захватившие власть в 1917 г., учли ошибки своих предшественников в борьбе с Православной Русской государственностью. Они не только замучали в 1918 г. Царскую Семью, но и начали планомерное и целенаправленное уничтожение и Православия, и оставшегося верным ему Русского народа. (Об этом подробно и аргументированно писал крупнейший современный богослов и церковный историк протоиерей Лев Лебедев; см., например, его статью “Российская катастрофа: наказание или испытание на верность”, “Возрождение” №№ 2-3 ’96).

В Русской Православной Церкви с 20-х годов нет канонически законного управления. Большевики сначала организовали обновленческий раскол, а когда убедились, что народ за “живоцерковниками” не пошел, стали действовать тоньше и инспирировали захват патриаршего престола Сергием (Страгородским), обязавшимся выполнять все желания богоборческого режима в обмен на сохранение своей власти в Церкви.

Убедившись в “верноподданности” Сергия и его приспешников во время II Мировой войны, советская власть создала чудовищного мутанта, получившего имя “Московской патриархии”, которая, сохраняя видимость служения Богу, на деле верно работала на антихристов-большевиков.

Начиная с приема “в сущем сане” откровенных еретиков-обновленцев (40-е годы), советская псевдоцерковь планомерно проводила в жизнь прицип “противоестественного отбора”: возвышая, поставляя в епископский сан самых беспринципных, продажных и коррумпированных субъектов и не давая “расти” искренне-православным клирикам, которых рассылали в глухие деревни, “подальше от людей”. Плодами этой “политики” стали невиданный расцвет различных ересей (от “официального” экуменизма, до неообновленчества и самых бредовых по своему невежеству “народных верований”), создание культа личности патриарха, владык, а как следствие - и “харизматических” батюшек, а в последнее время и откровенная бизнес-криминализация церковных структур.

Приходится честно признать, что Православная Церковь в России в настоящее время подорвана. Нужно отметить, что нет ни малейшего сомнения в искренней православной вере многих мирян и даже значительного числа рядового духовенства, но надо понимать, что они в определении “политики” МП реальной роли не играют. Таким образом, православного, канонически-законного церковного священноначалия в России сейчас не существует (за исключением немногочисленных структур Русской Зарубежной Церкви и некоторых катокомбников).

Хочется особенно подчеркнуть, что Православие для Русского народа не просто религия или мировоззренческий принцип. Православие всегда было составной частью русского менталитета, народного сознания и самоощущения. Это не удивительно, поскольку Церковь непосредственно участвовала в этногенезе (зарождении нации) Русского народа и этатогенезе (создании государственности) России. Причем и на первом (Х-ХI вв.), и на втором (ХIV-ХV вв.) - когда формировались непосредственно великорусские народность и государство - этапах. Подрыв Православия - это ампутация части души русского человека.

Впрочем от Русского народа, благодаря талантливой работе большевистских селекционеров, практически ничего не осталось. Ему на смену выведен новый вид - Homo Soveticus - характеризующийся безрелигиозностью, трусливой агрессивностью, псевдопатриотической гордыней при полном отсутствии чувства национального единства и, наконец, поразительной криминализированностью. А те, кто не укладывался в “прокрустово ложе” нового, советского человека были планомерно ликвидированы во время Гражданской войны, раскулачивания, расказачивания, спровоцированного голода в Повольжье и Малороссии, в ГУЛаге и на полях II Мировой войны, когда трупами русских солдат буквально устилался путь красного маршала Жукова к вершинам славы и власти.

Сейчас некоторая часть нас, “совков”, пытается, перефразируя классика, “по капле выдавить из себя” советчину, вернуться к своему русскому корню, к своей вере, к своей “национальной доминанте” (Иван Солоневич), к своей государственности. Но яд советизма пропитал всю нашу жизнь - быт, нравы, менталитет, поэтому и все, что мы пытаемся создать, выходит кривобоким, уродливым, мертворожденным. К сожалению, большая часть “россиянцев” совершенно искренне считает себя “нормальными русскими людьми” и даже не пытаться вернуть утраченное.

 

По милости Божией, нам сохранены Законные Престонаследники - Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна и Ее Сын Государь Великий Князь Георгий Михайлович. Конечно, они слишком долго были вынуждены жить на чужбине и не очень хорошо (как, впрочем, и почти все эмигранты) разбираются в процессах, происходящих сейчас в России. Но “природные” Государи, хотя и отстранены от власти, но живы и готовы выполнить возложенную на Них Господом миссию.

Тем омерзительнее выглядят попытки некоторых совпатриотов, провокаторов и просто дураков (не в качестве оскорбления, а в смысле квалификации умственных способностей), очернить Престолонаследников в глазах рядовых граждан. Да, наши Государи, возможно и не являются “харизматическими” вождями, вероятно допускают какие-то ошибки, не исключено, что недопонимают всей сложности ситуации в России. Но именно Им давал клятву на верность Русский народ (настоящий, православный!) в 1613 г. “в роды и роды, и до скончания века”. Впрочем, ненависть к своим Богоданным Государям - это еще одна черта советского человека, внедренная в его сознание создателями - большевиками.

Итак, рассмотрев нынешнее положение в России сквозь призму основ русской идеологии - Православие, Самодержавие и Народность - приходится признать, что все они сильно повреждены, если не сказать почти уничтожены.

Господа, Россия не на краю пропасти, а на ее дне! И чем скорей мы осознаем эту малоприятную истину, чем скорей начнем хоть немного адекватнее воспринимать действительность, чем скорей откажемся от псевдопатриотического чванства и гордыни, чем скорей приступим к деятельному покаянию (то есть начнем жить не по лжи!), тем больше у России шансов обрести хотя бы тень былого величия Православной Державы, Третьего Рима.

Михаил КУЛЫБИН

Монархист”, №38, 2000

http://monarhist.net/Best/best-38-2000-Kulybin.htm





РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com