НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


ГЕРМОГЕНЫ, МИНИНЫ И ПОЖАРСКИЕ. — Б.ВОЛЬФ

Знание отечественной истории дает нам примеры и на будущее. Смутное Время можно во многом сопоставить с красным лихолетием сегодняшних дней. Спасение России в 1613 году зависело от ряда причин. Но можно с уверенностью сказать, что три элемента лежали в основе всего. Народное оздоровление было немыслимо без посланий Святого Патриарха Гермогена, призывов и пожертвований Минина-Сухорукова и жертвенной службы князя Пожарского. Для того, чтобы заслужить спасение Руси, нужно было восстановление нравственных начал и главными из них были? личное покаяние, личное возвышение и готовность жертвовать во имя Родины и ближних как своим богатством, так и жизнью.

Православная Русская Церковь тогда в лице Святителя Гермогена показала, как необходим Ее твердый и ясный голос для пробуждения совести народной и восстановления попранных смутою божественных основ государственной и общественной жизни.

Минин олицетворял в себе не только купеческую, но и всенародную готовность жертвовать всем достоянием своим ради спасения Святой Руси.

Пожарский был не только дворянином, но и лучшим и храбрейшим воином российским — выражением всесословной готовности пожертвовать на алтарь Отечества своим здоровием и даже жизнью.

За каждым из трех, представляющих три стороны Московской России — церковную, гражданскую и военную — стояли сотни более мелких Гермогенов, Мининых и Пожарских.

Без их моральной и материальной помощи не было бы тогда освобождения, а затем и возрождения государственной и народной жизни на Руси.

Победа над красным зверем, сидящем в Кремле, возможна и с иностранной помощью. Однако, одна иностранная интервенция ничего сделать не сможет. Без помощи российских сил победа не только маловероятна, но — надо думать — и невозможна.

Для мобилизации моральных и материальных сил народов России опять- таки необходимы три элемента, легшие в основу Освободительного Движения 1613-го года — наличие Гермогенов, Мининых и Пожарских.

Структура Российского государства с того времени изменилась и сделалась более сложной. Если Православие продолжает быть базой, то все же без дружной помощи и других религий народов России трудно мыслить начала духовного обновления и подъема, необходимые, как стимулы для борьбы против зла. Сейчас нужны голоса всех духовных водителей народов — христианского духовенства православного, католического и протестанского, мусульман, буддистов, евреев и караимов. Ни одна религия и ни один народ, населяющий огромные пространства России, не могут оставаться вне борьбы Добра со злом.

Первосвятитель Русской Православной Церкви Митрополит Анастасий всегда подавал пример непримиримости к коммунизму. Мы знаем его твердые слова, когда он «заявил, что если останется даже в одиночестве, то все же будет обличать красных палачей. Мы знаем и то, как он е 1945 году вернулся из Швейцарии в Западную Германию, что бы быть среди массы бойцов Власовского периода и эмиграции и как отказывался переезжать за океан, до отъезда туда 90% своей паствы. Но мы ждем еще большего. Ждем мы таких призывов, которые, как во времена Крестовых Походов и по примеру мученика Патриарха Гермогена, подняли бы всех и вся на подвиг духовный, на имущественные жертвы и на добровольное участие с оружием в руках в тот момент, когда придет время борьбы против сатанинской власти. Это долг представителей всех религий.

Белая Борьба и все другие периоды Освободительного Движения дали нам немало больших и малых Пожарских. Имена Корнилова, Алексеева, Деникина, Колчака, Каледина, Маркова, Дроздовского, Врангеля, Кутепова, Каппеля, Миллера, Власова и др. вошли в историю. И теперь осталось в живых еще довольно «малых Пожарских» разных периодов Освободительной Борьбы. В процессе борьбы, может быть, Бог даст нам и «большого Пожарского»,но сомневаться в готовности к жертвенной службе России «малых Пожарских» пока, к счастью, не приходится.

Что же касается Мининых, то этот третий элемент беспокоит нас особенно сильно. Мининых не оказалось ни в Белой Борьбе, ни потом в эмиграции, ни во Власовский период, ни теперь. Одинаково скверно вели себя во гремя революции как богачи-купцы, так и капиталисты-промышленники, состоятельные дворяне и зажиточные крестьяне. Генералу Алексееву жертвовали маленькими тысячами, а потом большевикам из-под палки отдали миллионы. В эмиграции только единицы, и на короткое время, стали немного менее скупыми, но и здесь вся тяжесть ложилась больше на людей малообеспеченных. Правда, и то, что делалось, мало располагало к этому. Создавались разные фонды, комитеты, объединения, союзы, блоки, центры без счета и конца. Иногда это были искренние призывы, иногда грязные аферы, часто- борьба за председательские и другие кресла, попытки с негодными средствами, и только очень редко это было дело, настоящее дело. Начиналось и кончалось обычно банкетами, молебнами, панихидами, речами, листовками, чествованиями, председателями и секретарями без рядовых членов, при отсутствии даже признака серьезной работы. Правда, были и есть исключения. Но моложь, да вскоре и вся масса Зарубежья, разочарованные многословием и фактическим бездействием всех этих эмигрантских начинаний, перестала верить, перестала и жертвовать.

Между тем рецепт для богачей был самый простой нужно было следовать примеру Минина.

Для права контроля и критики нужно самому жертвовать, и именно жертвовать, а не давать подачки. Минин — капиталист того времени — пожертвовал и, пожертвовав, получил право управлять пожертвованным. Так и теперь господа богачи российские должны начать крупно жертвовать на дело освобождения России от власти коммунизма и уже тогда принимать участие в управлении пожертвованным, чтобы оно шло по принадлежности, а не на политические блефы здесь и по ту сторону «железного занавеса». Туда, где финансами будут ведать крупные жертвователи, будет жертвовать и вся эмиграция. Раньше, чем просить деньги на антикоммунистическую работу от иностранных друзей и, в частности от богатого «американского дядюшки», мы должны доказать, что и сами можем жертвовать всем во имя освобождения России. Народы, которые не могут или отучились жертвовать жизнью и деньгами на благо своей Родины — отжившие народы.

Мы же верим и знаем, что народы России живы и что они еще не. сказали своего последнего слова, а потому ждем и верим, что большие и малые Гермогены, Минины и Пожарские есть среди них и что они скоро начнут действовать, ибо время не ждет, а «промедление смерти подобно».

Б.ВОЛЬФ

 

© ДОБРОВОЛЕЦ





РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com