НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)



О чемъ напоминаетъ намъ день праздника въ честь св. равноапостольнаго князя Владиміра?

Великъ и радостенъ для   и с т и н н о - русскаго человѣка день памяти славнаго Просвѣтителя Руси святаго равноапостольнаго князя Владиміра. Вѣдь для каждаго непредубѣжденнаго сознанія такъ ясно, сколь громадное значеніе для русскаго народа имѣло принятіе имъ вѣры Христовой. А этимъ величайшимъ событіемъ своей исторіи русскій народъ обязанъ своему Просвѣтителю князю Владиміру. И самъ князь Владиміръ совершенно переродился, ставъ другимъ человѣкомъ, послѣ погруженія въ купель крещенія, и весь просвѣшенный имъ русскій народъ духовно обновился послѣ крещенія, изъ дикаго, варварскаго народа сдѣлавшись народомъ культурнымъ, въ самомъ лучшемъ смыслѣ этого слова.

Ставши истиннымъ христіаниномъ, св. Владиміръ всѣ усилія свои прилагалъ къ тому, чтобы и всѣ его подданные не только внѣшнимъ образомъ приняли вѣру Христову, но и по духу стали истинными христіанами. Для этого онъ широко организовалъ въ своей странѣ христіанское просвѣщеніе. Во множествѣ строились храмы и монастыри и при нихъ открывались школы. Вмѣстѣ съ христіанствомъ пришла на Русь письменность и «книжное почитаніе».

Основанная на Руси, благодаря св. Владиміру, св. Церковь вмѣстѣ съ возвышеннымъ ученіемъ Христовымъ о любви и милосердіи принесла на Русь и начала византійской христіанской кѵльтуры. Уча бывшихъ грубыхъ язычниковъ основамъ св. вѣры, она стремилась преобразовать къ лучшему и всѣ ихъ житейскіе обычаи и порядки. Проповѣдью и своей церковной практикой она показывала,   к а к ъ   н а д о   ж и т ь   и   д ѣ й с т в о в а т ь   въ дѣлахъ личныхъ, семейныхъ и общественныхъ.

Такъ Церковь Христова на Руси подняла авторитетъ и облагороила значеніе княжеской власти, внушая князьямъ, что они поставлены Богомъ «на казнь злымъ, и добрымъ на милованіе», и требуя отъ подданныхъ, чтобы они «имѣли пріязнь къ князю», не мыслили на него зла и смотрѣли на него, какъ на избранника Божія. Когда князья ссорились между собой и роняли свой авторитетъ, духовенство старалось мирить ихъ и учило ихъ, что они должны «чтить старѣйшаго» и «не переступатъ чужого предѣла».

Церковь способствовала улучшенію семейныхъ отношеній и возвышенію нравственности вообще, стремясь искоренить дикіе языческіе нравы и обычаи, въ родѣ многоженства, умыканія и покупки женъ и т. п.

Въ особенности Церковь возставала противъ грубыхъ формъ рабства, уча господъ быть милосердными съ рабами, причемъ запрещалось истязать и убивать раба, а въ нѣкоторыхъ случаяхъ и прямо требуя отпуска рабовъ на свободу.

Церковь опекала и питала тѣхъ, кто не могъ самъ себя кормить — нищихъ, больныхъ и убогихъ. Она давала покровительство и пріютъ всѣмъ такъ наз. «изгоямъ», потерявшимъ защиту мірскихъ обществъ и союзовъ… Церковь усиленно внушала, что всѣ люди — одинаково братія во Христѣ и что предъ Господомъ нѣтъ ни раба ни господина.

Храмы и особенно монастыри становились подлинными очагами духовнаго просвѣщенія. Въ монастыряхъ образовывались цѣлыя библіотеки и процвѣтала грамотность. Монастыри учили народъ и болѣе совершеннымъ формамъ веденія хозяйства, заимствованнымъ изъ Византіи. Наконецъ, вѣра Христова дала толчекъ и къ развитію на Руси всѣхъ видовъ искусства — архитектуры, живописи и ювелирнаго дѣла.

Благотворное вліяніе вѣры Христовой скоро проникло во всѣ уголки русской народной жизни, преобразовало, облагородило и освятило ихъ. Просто поразительно, насколько быстро вѣра Христова овладѣла умами и сердцами русскихъ людей и кореннымъ образомъ переустроила на новый ладъ и государственое управленіе и весь гражданскій и народный бытъ, придавъ всему возвышенный евангельскій характеръ.

Вотъ почему мы съ полнымъ правомъ можемъ утверждать, что Святой Православной Вѣрѣ Русскій народъ обязанъ буквально всѣмъ, что было и есть у него самаго лучшаго, прекраснаго и возвышеннаго.

Русская культура — это культура   п р а в о с л а в н а я:   она носитъ въ себѣ отраженіе небеснаго свѣта истинной вѣры Христовой — вѣры Православной, и именно въ этомъ ея чарующая сила и привлекательность, покоряющая сердца.

А величественный сонмъ дивныхъ подвижниковъ вѣры и благочестія, просіявшихъ среди русскаго народа, краснорѣчивѣе всякихъ словъ и логическихъ доказательствъ убѣждаютъ насъ въ безусловной справедливости наименованія нашей Родины Святою Русью.

Именно все это, что выше нами сказано, и заставляетъ даже лучшихъ людей Запада преклоняться передъ вскормленной и вспоенной живительными соками Святаго Православія русской культурой и, несмотря на переживаемое нами ужасное время, умѣть провести рѣзкую грань между нею и жестокимъ большевицкимъ режимомъ, господствующимъ нынѣ на нашей Родинѣ.

Вотъ почему подлиннымъ безуміемъ являются утвержденія нѣкоторыхъ современныхъ русскихъ людей (о которыхъ можно сказать, что они лишь по недоразумѣнію продолжаютъ еще считать себя «русскими»), будто св. Православная вѣра не оказала никакого существеннаго вліянія на русскій народъ и что будто въ дальнѣйшемъ русскіе люди могутъ свободно обходиться безъ нея, относясь къ ней лишь какъ къ пережитку далекаго прошлаго.

Для насъ, не потерявшихъ пока здраваго смысла, ясно, что подобное мнѣніе есть не болѣе какъ слѣдствіе безбожной пропаганды, которой — увы! — заразились не только тѣ, кто имѣлъ несчастье получить воспитаніе въ жуткихъ условіяхъ безбожнаго тираническаго большевицкаго режима. Большевизмъ «въ духѣ» вѣдь не съ 1917 года у насъ начался: онъ вѣдь не мгновенно откуда-то «съ луны» на русскую землю свалился, а подготовлялся задолго.

Большевицкія стремленія, направленныя къ ниспроверженію авторитета вѣры и Церкви въ русскомъ народѣ и, особенно, въ интеллигентномъ русскомъ обществѣ, какъ наиболѣе, вслѣдствіе своего воспитанія въ чуждомъ истинной вѣрѣ западномъ духѣ, податливомъ, пропаганда безнравственности, всякаго безчинія и нравственной распущенности имѣли за собою «давность», по крайней мѣрѣ, двухъ столѣтій.

А потому крайне ошибочно и неосновательно, защищая какое-нибудь нравственное безобразіе, говорить, какъ это дѣлаютъ нѣкоторые въ свое оправданіе: «такъ было и въ царской Россіи!»

Да! можетъ быть, это и было, но это-то какъ разъ и привело царскую Россію къ паденію и побѣдѣ большевизма. Никакъ не слѣдуетъ забывать, что еще за много-много лѣтъ до революціи 1917 года «большевики» (хотя бы они и иначе тогда себя называли) вели свою настойчивую разлагающую работу въ царской Россіи, шагъ за шагомъ упорно подтачивая вѣковые устои нашей св. вѣры и Церкви и ниспровергая тѣ высокіе идеалы, которыми на протяженіи почти тысячи лѣтъ жилъ православный русскій народъ, унаслѣдовавшій ихъ отъ своего великаго и славнаго Просвѣтителя св. равноапостольнаго князя Владиміра.

Будемъ говорить откровенно и прямо. Какъ свидѣтельствуютъ факты, наша великая Національная Россія — кровное дѣтище св. князя Владиміра — погибла отъ разложившаго ее яда безбожія и всего того нравственнаго хаоса и ужаса, который оно неизбѣжно влечетъ за собою.

А поэтому подлиннымъ умопомраченіемъ надлежитъ признать всякія попытки спасти и возстановить настоящую Національную Россію   в н ѣ   ея вѣковыхъ историческихъ идеаловъ. Сама жизнь убѣждаетъ насъ въ этомъ. Иначе не окончилось бы такъ печально и трагически Бѣлое Движеніе, съ такимъ большимъ энтузіазмомъ и подлиннымъ высокимъ подъемомъ духа начатое, а затѣмъ и Власовское, такъ называемое РОА, въ уставѣ котораго основатели его даже не пожелали ничего упомянуть о молитвѣ, какъ бы совершенно забывъ, что русское національное воинство всегда было «христолюбивымъ», жило и побѣждало именно вѣрой и молитвой, а когда эта вѣра у него оскудѣла и настоящей молитвы не стало, оно легко подверглось разложенію и сдѣлалось добычей враговъ.

Напрасны и безплодны и заранѣе обречены на полный неуспѣхъ всѣ попытки побѣдить сатану безъ помощи Божіей, привлекаемой только черезъ искреннюю вѣру и сердечную нелицемѣрную молитву.

Неужели не наступило время, послѣ всего нами пережитаго, наконецъ, это понять?

А если нѣтъ, то, слѣдовательно, къ великой скорби нашей, далекъ еще отъ насъ и часъ спасенія Россіи.

Напрасно, какъ мечтаютъ иные, разсчитывать на спасеніе Россіи иностранцами, которые вовсе не желаютъ возстановленія прежней исторической Святой Руси и боятся Національной Россіи почему-то (!!) еще больше, чѣмъ нынѣшняго СССР. Мы можемъ и должны надѣяться только на помощь Божію, разсчитывая лишь на самихъ себя и на живыя силы, еще сохранившіяся въ порабощенномъ русскомъ народѣ.

А идти на великій подвигъ спасенія Россіи отъ паработившихъ ее служителей сатаны можно только со Свято-Владимірскимъ стягомъ въ рукахъ, съ пламенной вѣрой и горячей молитвой въ сердцѣ и на устахъ.

Да поймутъ это, въ концѣ концовъ, всѣ тѣ, которые, мня себя «спасителями Россіи», до сихъ поръ все еще упорно заблуждаются и дѣлаютъ для спасенія нашей Родины совсѣмъ не то, что нужно, а часто даже то, что идетъ во вредъ этому.

Святый равноапостольный великій княже Владиміре, моли Бога о насъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 30-35.





РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com