Новый
Завет
Послание
к Евреям
Глава
1
1Бог,
многократно
и многообразно
говоривший
издревле отцам
в пророках, 2В
последние дни
сии говорил
нам в Сыне, Которого
поставил наследником
всего, чрез
Которого и веки
сотворил. 3Сей,
будучи сияние
славы и образ
ипостаси Его
и держа все
словом силы
Своей, совершив
собою очищение
грехов наших,
воссел одесную
(престола) величия
на высоте, 4Будучи
столько превосходнее
Ангелов, сколько
славнейшее
пред ними наследовал
имя. 5Ибо кому
когда из Ангелов
сказал Бог: "Ты
сын мой, Я ныне
родил Тебя?"
И еще: "Я буду
Ему Отцом, и Он
будет Мне Сыном"?
6Также, когда
вводит Первородного
во вселенную,
говорит: "и да
поклонятся
Ему все Ангелы
Божии". 7Об
Ангелах сказано:
"Ты творишь
Ангелами Своими
духов и служителями
Своими пламенеющий
огонь". 8А о
Сыне: "Престол
Твой Боже, в
век века; жезл
царствия Твоего
- жезл правоты.
9Ты возлюбил
правду и возненавидел
беззакония;
посему помазав
Тебя, Боже, Бог
твой елеем
радости более
соучастников
твоих". 10И: "В
начале Ты, Господи,
основал землю,
и небеса - дело
рук Твоих; 11Они
погибнут, а ты
пребываешь;
и все обветшают
как риза, 12И
как одежду
свернешь их,
и изменятся;
но Ты тот же, и
лета Твои не
кончатся".
13Кому когда
из Ангелов
сказал Бог:
"Седи одесную
Меня, доколе
положу врагов
Твоих в подножие
ног Твоих"? 14Не
все ли они суть
служебные духи,
посылаемые
на служение
для тех, которые
имеют наследовать
спасение?
Глава
2
1Посему,
мы должны быть
особенно внимательны
к слышанному,
чтобы не отпасть.
2Ибо, если чрез
Ангелов возвещенное
слово было
твердо, и всякое
преступление
и непослушание
получало праведное
воздаяние, 3то
как мы избежим,
вознерадевши
о толиком спасении,
которое, быв
сначала проповедано
Господом, в нас
утвердилось
слышавшими
от Него, 4при
засвидетельствовании
от Бога знамениями
и чудесами,
различными
силами, и раздаянием
Духа Святого
по Его воле!
5Ибо не Ангелам
Бог покорил
будущую вселенную,
о которой говорил;
6Напротив,
некто негде
засвидетельствовал,
говоря: "Что
значит человек,
что Ты помнишь
его? или сын
человеческий,
что Ты посещаешь
его? 7Немного
Ты унизил его
пред Ангелами;
славою и честью
увенчал его
и поставил его
над делами рук
Твоих; 8Все
покорил под
ноги его". Когда
же покорил ему
все, то не оставил
ничего не покоренным
ему. Ныне же
еще не видим,
чтобы все было
ему покорено;
9Но видим, что
за претерпение
смерти увенчан
славою и честью
Иисус, который
немного был
унижен пред
Ангелами, дабы
Ему по благодати
Божией, вкусить
смерть за всех.
10Ибо надлежало,
чтобы Тот, для
Которого все
и от Которого
все, приводящего
многих сынов
в славу, Вождя
спасения их
совершил через
страдания.
11Ибо Освящающий
и освящаемые,
все - от Единого;
поэтому Он не
стыдится называть
их братиями,
говоря: 12"Возвещу
имя Твое братиям
Моим, посреди
церкви воспою
Тебя". 13И еще:
"Я буду уповать
на Него". И еще:
"Вот Я и дети,
которых дал
Мне Бог". 14А
как дети причастны
плоти и крови,
то и Он также
воспринял оные,
дабы смертью
лишить силы
имеющего державу
смерти, то есть,
диавола, 15и
избавить тех,
которые от
страха смерти
всю жизнь были
подвержены
рабству. 16Ибо
не Ангелов
восприемлет
Он, но восприемлет
семя Авраамово.
17Посему Он
должен был во
всем уподобиться
братиям, чтоб
быть милостивым
и верным Первосвященником
пред Богом, для
умилостивления
за грехи народа,
18Ибо, как Сам
Он претерпел,
быв искушен,
то может и искушаемым
помочь.
Глава
3
1Итак,
братия святые,
участники в
небесном звании,
уразумейте
Посланника
и Первосвященника
исповедания
нашего, Иисуса
Христа, 2Который
верен Поставившему
Его, как и Моисей
во всем доме
Его. 3Ибо Он
достоин тем
большей славы
пред Моисеем,
чем большую
честь имеет
в сравнении
с домом тот,
кто устроил
его; 4Ибо всякий
дом устрояется
кем - либо; а
устроивший
все есть Бог.
5И Моисей верен
во всем доме
Его, как служитель
для засвидетельствования
того, что надлежало
возвестить.
6А Христос
- как Сын в доме
его; дом же Его
- мы, если только
дерзновение
и упование,
которым хвалимся,
твердо сохраним
до конца. 7Почему
как говорит
Дух Святый,
"ныне, когда
услышите глас
Его, 8Не ожесточите
сердец ваших
как во время
ропота в день
искушения в
пустыне, 9Где
искушали меня
отцы ваши, испытывали
Меня и видели
дела мои сорок
лет, 10Посему
Я вознегодовал
на оный род и
сказал: непрестанно
заблуждают
сердцем, не
познали они
путей Моих;
11Посему Я
поклялся во
гневе Моем, что
они не войдут
в покой мой".
12Смотрите,
братия чтобы
не было в ком
из вас сердца
лукавого и
неверного, дабы
вам не отступить
от Бога живого.
13Но наставляйте
друг друга
каждый день
доколе можно
говорить "ныне",
чтобы кто из
вас не ожесточился,
обольстившись
грехом. 14Ибо
мы сделались
причастниками
Христу, если
только начатую
жизнь сохраним
до конца, 15Доколе
говорится:
"ныне, когда
услышите глас
Его, не ожесточите
сердец ваших,
как во время
ропота". 16Ибо
некоторые из
слышавших
возроптали,
но не все вышедшие
из Египта с
Моисеем. 17На
кого же негодовал
он сорок лет?
Не на согревших
ли, которых
кости пали в
пустыне? 18Против
кого же клялся,
что не войдут
в покой Его,
как не против
непокорных?
19И так видим,
что они не могли
войти за неверие.
Глава
4
1Посему
будем опасаться,
чтобы, когда
еще остается
обетование,
войти в покой
Его, не оказался
кто из вас
опоздавшим.
2Ибо и нам оно
возвещено, как
и тем; но не принесло
им пользы слово
слышанное, не
растворенное
верою слышавших.
3А входим в
покой мы уверовавшие,
так как Он сказал:
"Я поклялся
в гневе Моем,
что они не войдут
в покой Мой",
хотя дела Его
были совершены
еще в начале
мира. 4Ибо негде
сказано о седьмом
дне так: "и почил
Бог в седьмой
день от всех
дел Своих". 5И
еще здесь: "не
войдут в покой
Мой". 6Итак,
как некоторым
остается войти
в него, а те, которым
прежде возвещено,
не вошли в него
за непокорность,
7То еще определяет
некоторый день,
"ныне", говоря
чрез Давида,
после столь
долгого времени,
как выше сказано:
"ныне, когда
услышите глас
Его, не ожесточите
сердец ваших".
8Ибо, если бы
Иисус Навин
доставил им
покой, то не
было бы сказано
после того о
другом дне.
9Посему для
народа Божия
еще остается
субботство.
10Ибо, кто вошел
в покой Его,
тот и сам успокоился
от дел своих,
как и Бог от
Своих. 11Итак
постараемся
войти в покой
оный, чтобы кто
по тому же примеру
не впал в непокорность.
12Ибо слово
Божее живо и
действенно,
и острее всякого
меча обоюдоострого:
оно проникает
до разделения
души и духа,
составов и
мозгов, и судит
намерения и
помышления
сердечные. 13И
нет твари,
сокровенной
от Него, но все
обнажено и
открыто пред
очами Его: Ему
дадим отчет.
14Итак, имея
Первосвященника
великого, прошедшего
небеса, Иисуса
Сына Божия,
будем твердо
держаться
исповедания
нашего, 15Ибо
мы имеем не
такого первосвященника,
который не
может сострадать
нам в немощах
наших, но Который,
подобно нам,
искушен во
всем, кроме
греха. 16Посему
да приступаем
с дерзновением
к престолу
благодати,
чтобы получить
милость и обрести
благодать для
благовременной
помощи.
Глава
5
1Ибо
всякий первосвященник,
из человеков
избираемый,
для человеков
поставляется
на служение
Богу, чтобы
приносить и
жертвы за грехи.
2Могущий
снисходить
невежествующим
и заблуждающим;
потому что и
сам обложен
немощью, 3И
посему он должен
как за народ,
так и за себя
приносить
1жертвы о
грехах. 4И никто
сам с собою не
приемлет этой
чести, но призываемый
Богом, как и
Аарон. 5Так
и Христос не
Сам Себе присвоил
славу быть
первосвященником,
но Тот, Кто сказал
Ему: "Ты Сын
Мой, Я ныне родил
Тебя"; 6Как
и в другом месте
говорит: "Ты
священник вовек
по чину Мелхиседека".
7Он во дни плоти
Своей с сильным
воплем и со
слезами принес
молитвы и моления
могущему спасти
Его от смерти,
и услышан был
за Свое благоговение;
8Хотя Он и Сын,
однако страданиями
навык послушанию,
9И совершившись
сделался для
всех послушных
Ему виновников
спасения вечного,
10Быв наречен
от Бога Первосвященников
по чину Мелхиседека.
11О сем надлежало
бы нам говорить
много; но трудно
истолковать,
потому что вы
сделались
неспособны
слушать. 12Ибо,
судя по времени,
вам надлежало
быть учителями;
но вас снова
нужно учить
первым началам
слова Божия,
и для вас нужно
молоко, а не
твердая пища.
13Всякий,питаемый
молоком, не
сведущ в слове
правды, потому
что он младенец;
14Твердая же
пища свойственна
совершенным,
у которых чувства
навыков приучены
к различению
добра и зла.
Глава
6
1Посему,
оставивши
начатки учения
Христова, поспешим
к совершенству;
и не станем
снова полагать
основание
обращению от
мертвых дел
и вере в Бога,
2Учению о
крещениях, о
возложении
рук, воскресению
мертвых и о
суде вечном.
3И это сделаем,
если Бог позволит.
4Ибо невозможно
однажды просвещенных,
и вкусивших
дара небесного,
и соделавшихся
причастниками
Духа Святого,
5И вкусивших
благого глагола
Божия и сил
будущего века,
6И отпадших,
опять обновлять
покаянием,
когда они снова
распинают Сына
Божия и ругаются
Ему. 7Земля,
пившая многократно
сходящий на
нее дождь, и
произращающая
злак, полезный
тем, для которых
и возделывается,
получает
благословения
от Бога; 8А
производящая
терния и волчцы
- негодна и близка
к проклятию,
которого конец
- сожжение. 9Впрочем
о вас, возлюбленные,
мы надеемся,
что вы в лучшем
состоянии и
держитесь
спасения, хотя
и говорим так.
10Ибо не неправеден
Бог, чтобы забыл
дело ваше и
труд любви,
который вы
оказали во имя
Его, послуживши
и служа святым.
11Желаем же,
чтобы каждый
из вас, для
совершенной
уверенности
в надежде, оказывал
такую же ревность
до конца; 12Дабы
вы не обленились,
но подражали
тем, которые
верою и долготерпением
наследуют
обетование.
13Бог, давая
обетование
Аврааму, как
не мог никем
высшим клясться,
клялся Самим
Собою, 14Говоря:
"истинно благословляя
благословлю
тебя и размножая
размножу тебя".
15И так Авраам
долготерпев
получил обещанное.
16Люди клянутся
высшим, и клятва
во удостоверение
оканчивает
всякий спор
их. 17Посему
и Бог, желая
преимущественнее
показать наследникам
обетования
непреложность
своей воли,
употребил в
посредство
клятву, 18Дабы
в двух непреложных
вещах в которых
невозможно
Богу солгать,
твердое утешение
имели мы, прибегшие
взяться за
предлежащую
надежду, 19Которая
для души есть
как бы якорь
безопасный
и крепкий, и
входит во
внутреннейшее
за завесу, 20Куда
предтечею за
нас вошел Иисус,
сделавшись
Первосвященником
навек по чину
Мелхиседека.
Глава
7
1Ибо
Мелхиседек,
царь Салима,
священник Бога
Всевышнего,
тот, который
встретил Авраама
и благословил
его, возвращающегося
после поражения
царей, 2Которому
и десятину
отделил Авраам
от всего, - во
первых по
знаменованию
имени царь
правды, а потом
и царь Салима,
то есть, царь
мира, 3Без отца,
без матери, без
родословия,
не имеющий ни
начала дней,
ни конца жизни,
уподобляясь
Сыну Божию,
пребывает
священником
навсегда. 4Видите,
как велик тот,
которому и
патриарх Авраам
дал десятину
из лучших добыч
своих. 5Получающие
священство
из сынов Левиных
имеют заповедь
- брать по закону
десятину с
народа, то есть,
со своих братьев,
хотя и сии произошли
от чресл Авраамовых.
6Но сей, не
происходящий
от рода их, получил
десятину от
Авраама и благословил
имевшего обетования.
7Без всякого
же прекословия
меньший благословляется
большим. 8И
здесь десятины
берут человеки
смертные, а там
имеющий о себе
свидетельство,
что он живет.
9И, так сказать,
сам Левий,
принимающий
десятины, в
лице Авраама
дал десятину:
10Ибо он был
еще в чреслах
отца, когда
Мелхиседек
встретил его.
11Итак, если
бы совершенство
достигалось
посредством
левитского
священства,-
и с ним сопряжен
закон народа,-
то какая бы еще
нужда была
восставать
иному священнику
по чину Мелхиседека,
а не по чину
Аарона именоваться?
12Потому что
с переменой
священства
необходимо
быть перемене
закона. 13Ибо
Тот, о Котором
говорится сие,
принадлежал
к иному колену,
из которого
никто не приступал
к жертвеннику;
14Ибо известно,
что Господь
наш воссиял
из колена Иудина,
о котором Моисей
ничего не сказал
относительно
священства.
15И это еще
яснее видно
из того, что по
подобию Мелхиседека
восстает священник
иной, 16Который
таков не по
закону заповеди
плотской, но
по силе жизни
непрестающей.
17Ибо засвидетельствовано:
"Ты священник
вовек по чину
Мелхиседека".
18Ибо закон
ничего не довел
до совершенства;
но вводится
лучшая надежда,
посредством
которой мы
приближаемся
к Богу. 20И как
сие не без клятвы,
- 21Ибо те были
священниками
без клятвы, а
Сей с клятвою,
потому что о
Нем сказано:
"клялся Господь
и не раскается:
Ты священник
вовек по чину
Мелхиседека",-
22То лучшего
завета поручителем
соделался
Иисус. 23Притом
тех священников
было много,
потому что
смерть не допускала
пребывать
одному; 24А Сей,
как пребывающий
вечно, имеет
и священство
непреходящее,
25Посему и может
всегда спасать
приходящих
чрез Него к
Богу, будучи
всегда жив,
чтобы ходатайствовать
за них. 26Таков
и должен быть
у нас первосвященник:
святый, непричастный
злу, непорочный,
отделенный
от грешников
и превознесенный
выше небес,
27Который не
имеет нужды
ежедневно, как
те первосвященники,
приносить
жертвы сперва
за свои грехи,
потом за грехи
народа; ибо Он
совершил это
однажды, принесши
в жертву Себя
Самого. 28Ибо
закон поставляет
первосвященниками
человеков,
имеющих немощи;
а слово клятвенное,
после закона,
поставило Сына,
навеки совершенного.
Глава
8
1Главное
же в том, о чем
говорим, есть
то: мы имеем
такого Первосвященника,
Который воссел
одесную престола
величия на
небесах 2и
есть священнодействователь
святилища и
скинии истинной,
которую воздвиг
Господь, а не
человек. 3Всякий
первосвященник
поставлен для
приношения
даров и жертв;
а потому нужно
было, чтобы и
Сей также имел,
что принесть.
4Если бы Он
оставался на
земле, то не
был бы священником;
потому что
здесь такие
священники,
которые по
закону приносят
дары, 5Которые
служат образу
и тени небесного,
как сказано
было Моисею,
когда он приступал
к совершению
скинии: "смотри",
сказано, "сделай
все по образу,
показанному
тебе на горе".
6Но Сей Первосвященник
получил служение
тем превосходнейшее,
чем лучшего
он ходатай
завета, который
утвержден на
лучших обетованиях.
7Ибо, если бы
первый завет
был без недостатка,
то не было бы
нужды искать
места другому.
8Но пророк,
укоряя их, говорит:
"вот, наступают
дни, говорит
Господь, когда
Я заключу с
домом Израиля
и с домом Иуды
новый завет,
9Не такой завет,
какой Я заключил
с отцами их в
то время, когда
взял их за руку,
чтобы вывести
их из земли
Египетской;
потому что они
не пребыли в
том завете
Моем, и Я пренебрег
их, говорит
Господь. 10Вот
завет, который
завещаю дому
Израилеву после
тех дней, говорит
Господь: вложу
законы Мои в
мысли их и напишу
их на сердца
их, и буду их
Богом, а они
будут Моим
народом. 11И
не будет учить
каждый ближнего
своего и каждый
брата своего,
говоря: познай
Господа; потому
что все, от малого
до большого,
будут знать
Меня. 12Потому
что Я буду милостив
к неправдам
их и грехов их
и беззаконий
их не воспомяну
более". 13Говоря
"новый", показал
ветхость первого;
а ветшающее
и стареющее
близко к уничтожению.
Глава
9
1И первый
завет имел
постановление
о Богослужении
и святилище
земное; 2Ибо
устроена была
скиния первая,
в которой был
светильник,
и трапеза, и
предложение
хлебов, которая
называется
"святое". 3За
второю же завесою
была скиния,
называемая
"святое святых".
4Имевшая золотую
кадильницу
и обложенный
со всех сторон
золотом ковчег
завета, где
были золотой
сосуд с манною,
жезл Ааронов
расцветший
и скрижали
завета, 5А над
ним херувимы
славы, осеняющие
очистилище;
о чем не нужно
теперь говорить
подробно. 6При
таком устройстве,
в первую скинию
всегда входят
священники
совершать
Богослужение;
7А во вторую
однажды в год
один только
первосвященник,
не без крови,
которую приносит
за себя и за
грехи неведения
народа. 8Сим
Дух Святой
показывает,
что еще не открыт
путь во святилище,
доколе стоит
прежняя скиния.
9Она есть образ
настоящего
времени, в которое
приносятся
дары и жертвы,
не могущие
сделать в совести
совершенным
приносящего,
10И которое
с яствами и
питиями, и различными
омовениями
и обрядами,
относящимися
до плоти, установлены
были только
до времени
исправления.
11Но Христос,
Первосвященник
будущих благ,
пришел с большею
и совершеннейшею
скиниею, нерукотворенною,
то есть, не такового
устроения, 12И
не с кровью
козлов и тельцов,
но со Своею
Кровию, однажды
вошел во святилище
и приобрел
вечное искупление.
13Ибо, если
кровь тельцов
и волов и пепел
телицы чрез
окропление
освящает
оскверненных,
дабы чисто было
тело, 14То кольми
паче кровь
Христова, Который
Духом Святым
принес Себя
непорочного
Богу, очистит
совесть нашу
от мертвых дел,
для служения
Богу живому
и истинному!
15И потому Он
есть Ходатай
нового завета,
дабы вследствие
смерти Его,
бывшей для
искупления
от преступлений,
сделанных в
первом завете,
призванные
к вечному наследию
получили обетованное.
16Ибо, где завещание,
там необходимо,
чтобы последовала
смерть завещателя,
потому что
завещание
действительно
после умерших;
оно не имеет
силы, когда
завещатель
жив. 18Почему
и первый завет
был утвержден
не без крови.
19Ибо Моисей,
произнесши
все заповеди
по закону пред
народом, взял
кровь козлов
и тельцов с
водою и шерстью
червленою и
иссопом и окропил
как самую книгу,
так и весь народ,
20Говоря: "это
кровь завета,
который заповедал
вам Бог". 21Также
окропил кровью
и скинию и все
сосуды Богослужебные.
22Да и все почти
по закону очищается
кровью, и без
пролития крови
не бывает прощения.
23Итак образы
небесного
должны были
очищаться сими,
самое же небесное
лучшими сих
жертвами. 24Ибо
Христос вошел
не в рукотворное
святилище, по
образу истинного
устроенное,
но в самое небо,
чтобы предстать
ныне за нас
пред лице Божее,
25И не для того,
чтобы многократно
приносить Себя,
как первосвященник
входит во святилище
каждогодно
с чужою кровью;
26Иначе надлежало
бы Ему многократно
страдать от
начала мира.
Он же однажды,
к концу веков,
явился для
уничтожения
греха жертвою
Своею. 27И как
человекам
положено однажды
умереть, а потом
суд, 28Так и
Христос, однажды
принесши Себя
в жертву, чтобы
подьять грехи
многих, во второй
раз явится не
для очищения
греха, а для
ожидающих Его
во спасение.
Глава
10
1Закон,
имея тень будущих
благ, а не самый
образ вещей,
одними и теми
же жертвами,
каждый год
постоянно
приносимыми,
никогда не
может сделать
совершенными
приходящих
с ними. 2Иначе
бы перестали
бы приносить
их, потому что
приносящие
жертву, бывши
очищены однажды,
не имели бы
никакого сознания
грехов. 3Но
жертвами каждогодно
напоминается
о грехах; 4Ибо
невозможно,
чтобы кровь
козлов и тельцов
уничтожала
грехи. 5Посему
Христос, входя
в мир, говорит:
"жертвы и приношения
Ты не восхотел,
но тело уготовал
Мне. 6Всесожжения
и жертвы за
грех не угодны
Тебе. 7Тогда
Я сказал: вот,
иду, как в начале
книги записано
о Мне, исполнить
волю Твою, Боже".
8Сказав прежде,
что ни жертвы,
ни приношения,
ни всесожжений,
ни жертвы за
грех,- которые
приносятся
по закону, - Ты
не восхотел
и не благоизволил,
9Потом прибавил:
"вот, иду исполнить
волю Твою, Боже".
Отменяет первое,
чтобы постановить
второе. 10По
сей-то воле
освящены мы
единократным
принесением
тела Иисуса
Христа. 11И
всякий священник
ежедневно стоит
в служении и
многократно
приносит одни
и те же жертвы,
которые никогда
не могут истребить
грехов. 12Он
же, принесши
одну жертву
за грехи, навсегда
воссел одесную
Бога, 13Ожидая
затем, доколе
враги Его будут
положены в
подножие ног
Его. 14Ибо Он
одним приношением
навсегда сделал
совершенными
освящаемых.
15О сем свидетельствует
вам и Дух Святый;
ибо сказано:
16"Вот завет,
который завещаю
им после тех
дней, говорит
Господь: вложу
законы Мои в
сердца их и в
мыслях их напишу
их, 17И грехов
их и беззаконий
их уже не воспомяну
более". 18А где
прощение грехов,
там не нужно
приношение
за них. 19Итак,
братия, имея
дерзновение
входить во
святилище
посредством
Крови Иисуса
Христа, путем
новым и живым,
20Который Он
вновь открыл
нам чрез завесу,
то есть, плоть
Свою, 21И имея
великого Священника
над домом Божиим,
22Да приступаем
с искренним
сердцем, с полною
верою, кроплением
очистивши
сердца от порочной
совести, и омывши
тело водою
чистою, 23Будем
держаться
исповедания
упования неуклонно,
ибо верен Обещавший;
24Будем внимательны
друг ко другу,
поощряя к любви
и добрым делам;
25Не будем
оставлять
собрания своего,
как есть у некоторых
обычай, но будем
увещавать друг
друга, и тем
более, чем более
усматриваете
приближение
дня оного. 26Ибо
если мы, получивши
познание истины,
произвольно
грешим, то не
остается более
жертвы за грехи,
27Но некое
страшное ожидание
суда и ярость
огня, готового
пожрать противников.
28Если отвергшийся
закона Моисеева
при двух или
трех свидетелях,
без милосердия
наказывается
смертью, 29То
сколь тягчайшему,
думаете, наказанию
повинен будет
тот, кто попирает
Сына Божия и
не почитает
за святыню
кровь завета,
которою освящен,
и Духа благодати
оскорбляет?
30Мы знаем Того,
Кто сказал: "у
Меня отмщение,
Я воздам, говорит
Господь". И еще:
"Господь будет
судить народ
Свой". 31Страшно
впасть в руки
Бога живого!
32Вспомните
прежние дни
ваши, когда вы,
бывши просвещены,
выдержали
великий подвиг
страданий, 33То
сами среди
поношений и
скорбей служа
зрелищем для
других, то принимая
участие в других,
находящихся
в таком же состоянии,
34Ибо вы и моим
узам сострадали,
и расхищение
имения вашего
приняли с радостью,
зная, что есть
у вас на небесах
имущество
лучшее и непреходящее.
35Итак не оставляйте
упования вашего,
которому предстоит
великое воздаяние.
36Терпение
нужно вам, чтобы
исполнивши
волю Божию,
получить обещанное;
ибо еще немного,
очень немного,
и Грядущий
приидет и не
умедлит. 38Праведный
верою жив будет;
а если кто
поколеблется,
не благоволит
к тому душа
Моя. 39Мы же не
из колеблющихся
на погибель,
но стоим в вере
ко спасению
души.
Глава
11
1Вера
же есть осуществление
ожидаемого
и уверенность
в невидимом.
2В ней свидетельствованы
древние. 3Верою
познаем, что
веки сотворены
словом Божиим,
так что из невидимого
произошло
видимое. 4Верою
Авель принес
Богу жертву
лучшую, нежели
Каин; ею получил
свидетельство,
что он праведен,
как засвидетельствовал
Бог о дарах
его; ею он и по
смерти говорит
еще. 5Верою
Енох переселен
был так, что не
видел смерти;
и не стало его,
потому что Бог
переселил его.
Ибо прежде
переселения
своего получил
он свидетельство,
что угодил
Богу. 6А без
веры угодить
Богу невозможно;
ибо надобно,
чтобы приходящий
к Богу веровал,
что он есть, и
ищущим его
воздает. 7Верою
Ной, получив
откровение
о том что еще
не было видно,
благоговея
приготовил
ковчег для
спасения дома
своего; ею осудил
он(весь) мир, и
сделался наследником
праведности
по вере. 8Верою
Авраам повиновался
призванию идти
в страну, которую
имел получить
в наследие, и
пошел, не зная
куда идет. 9Верою
обитал он на
земле обетованной,
как на чужой,
и жил в шатрах
с Исааком и
Иаковым, сонаследниками
того же обетования;
10Ибо он ожидал
города, имеющего
основание,
которого художник
и строитель
- Бог. 11Верою
и сама Сарра
(будучи неплодна)
получила сила
к принятию
семени и не по
времени возраста
родила; ибо
знала, что верен
Обещавший. 12И
потому от одного,
и притом омертвелого,
родилось так
много, как много
звезд на небе
и как бесчислен
песок на берегу
морском. 13Все
сии умерли в
вере, не получивши
обетований,
а только издали
видели оные
и радовались
и говорили о
себе, что они
странники и
пришельцы на
земле; 14Ибо
те, которые так
говорят, показывают
что они ищут
отечества. 15И
если бы они в
мыслях имели
то отечество,
из которого
вышли, то имели
бы время возвратиться;
16Но они стремились
к лучшему, то
есть, к небесному;
посему и Бог
не стыдится
их, называя
Себя их Богом:
ибо Он уготовил
им город. 27Верою
Авраам, будучи
искушаем, принес
в жертву Исаака,
и, имея обетование,
принес единородного,
18О котором
было сказано:
"в Исааке наречется
тебе семя";
19Ибо он думал,
что Бог силен
и из мертвых
воскресить,
почему и получил
его в предзнаменование.
20Верою в будущее
Исаак благословил
Иакова и Исава.
21Верою Иаков,
умирая, благословил
каждого сына
Иосифова и
поклонился
на верх жезла
своего. 22Верою
Иосиф, при кончине
напоминал об
исходе сынов
Израилевых
и завещал о
костях своих.
23Верою Моисей
по рождении
три месяца
скрываем был
родителями
своими; ибо
видели они, что
дитя прекрасно,
и не устрашились
царского повеления.
24Верою Моисей,
пришед в возраст,
отказался
называться
сыном дочери
фараоновой,
25И лучше захотел
страдать с
народом Божиим,
нежели иметь
временное
греховное
наслаждение,
26И поношение
Христово почел
большим для
себя богатством,
нежели Египетские
сокровища; ибо
он взирал на
воздаяние.
27Верою оставил
он Египет, не
убоявшись гнева
царского; ибо
он, как бы видя
Невидимого,
был тверд. 28Верою
совершил он
пасху и пролитие
крови, дабы
истребитель
первенцев не
коснулся их.
29Верою перешли
они Чермное
море, как по
суше, на что
покусившись
Египтяне потонули.
30Верою пали
стены Иерихонские
по семидневном
обхождении.
31Верою Раав
блудница, с
миром принявши
соглядатаев
(и проводивши
их другим путем),
не погибла с
неверными. 32И
что еще скажу?
Не достанет
мне времени.
чтобы повествовать
о Гедеоне, о
Вараке, о Самсоне
и Иеффае, о Давиде,
Самуиле и (других)
пророках, 33Которые
верою побеждали
царства, творили
правду, получали
обетования,
заграждали
уста львов,
34Угашали силу
огня, избегали
острия меча,
укреплялись
от немощи, были
крепки на войне,
прогоняли полки
чужих; 35Жены
получали умерших
своих воскресшими;
иные же замучены
были, не принявши
освобождения,
дабы получить
лучшее воскресение;
36Другие испытали
поругания и
побои, а также
узы и темницу.
37Были побиваемы
камнями, перепиливаемы,
подвергаемы
пытке, умирали
от меча, скитались
в милотях и
козьих кожах,
терпя недостатки,
скорби, озлобления;
38Те, которых
весь мир не был
достоин, скитались
по пустыням
и горам, по пещерам
и ущельям земли.
39И все сии,
свидетельствованные
в вере, не получили
обещанного,
40Потому что
Бог предусмотрел
о нас нечто
лучшее, дабы
они не без нас
достигли
совершенства.
Глава
12
1Посему
и мы, имея вокруг
себя такое
облако свидетелей,
свергнем с себя
всякое бремя
и запинающий
нас грех, и с
терпением будем
проходить
предстоящее
нам поприще,
2Взирая на
начальника
и совершителя
веры, Иисуса,
который, вместо
предлежавшей
Ему радости,
претерпел
крест, пренебрегши
посрамление,
и воссел одесную
престола Божия.
3Помыслите
о Претерпевшем
такое над Собой
поругание от
грешников,
чтобы вам не
изнемочь и не
ослабеть душами
вашими. 4Вы
еще не до крови
сражались,
подвизаясь
против греха,
5И забыли
утешение, которое
предлагается
вам, как сынам:
"сын мой! не
пренебрегай
наказания
Господня и не
унывай, когда
Он обличает
тебя. 6Ибо
Господь кого
любит, того
наказывает;
бьет же всякого
сына, которого
принимает".
7Если вы терпите
наказание, то
Бог поступает
с вами, как с
сынами. Ибо
есть ли какой
сын, которого
бы не наказывал
отец ? 8Если
же остаетесь
без наказания,
которое всем
обще, то вы -
незаконные
дети, а не сыны.
9Притом, если
мы, будучи
наказываемы
плотским родителями
нашими, боялись
их, то не гораздо
ли более должны
покоряться
Отцу духов,
чтобы жить?
10Те наказывали
нас по своему
произволу для
немногих дней;
а Сей - для пользы,
чтобы нам иметь
участие в святости
Его. 11Всякое
наказание в
настоящее время
кажется не
радостью, а
печалью; но
после наученных
чрез него доставляет
мирный плод
праведности.
12Итак укрепите
опустившиеся
руки и ослабшие
колена 13И
ходите прямо
ногами вашими,
дабы хромлющее
не совратилось,
а лучше исправилось.
14Старайтесь
иметь мир со
всеми и святость,
без которой
никто не увидит
Господа. 15Наблюдайте,
чтобы кто не
лишился благодати
Божией; чтобы
какой горький
корень, возникнув,
не причинил
вреда, и чтобы
им не осквернились
многие; 16Чтобы
не было между
вами какого
блудника, или
нечестивца,
который бы, как
Исав, за одну
снедь отказался
от своего
первородства.
17Ибо вы знаете,
что после того
он, желая наследовать
благословение,
был отвержен;
не мог переменить
мыслей отца,
хотя и просил
о том со слезами.
18Вы приступили
не к горе, осязаемой
и пылающей
огнем, не ко
тьме и мраку
и буре, 19Не к
трубному звуку
и гласу глаголов,
который слышавшие
просили, чтобы
к ним более не
было продолжаемо
слово, 20Ибо
они не могли
стерпеть того,
что заповедуемо
было: "если и
зверь прикоснется
к горе, будет
побит камнями
(или поражен
стрелою)"; 21И
столь ужасно
было это видение,
что и Моисей
сказал "я в
страхе и трепете".
22Но вы приступили
к горе Сиону
и ко граду Бога
живого, и к небесному
Иерусалиму
и тьмам Ангелов,
23К торжествующему
собору и Церкви
первенцев,
написанных
на небесах, и
к Судии всех
Богу, и к духам
праведников,
достигших
совершенства,
24И к Ходатаю
нового завета
Иисусу, и к Крови
кропления,
говорящей
лучше, нежели
Авелева. 25Смотрите,
не отвратитесь
и вы от говорящего.
Если те, не
послушавши
глаголавшего
на земле, не
избегли наказания,
то тем более
не избежим мы,
если отвратимся
от Глаголющего
с небес, 26Которого
глас тогда
поколебал
землю, и Который
ныне дал такое
обещание: "еще
раз поколеблю
не только землю,
но и небо". 27Слова
"еще раз" означают
изменение
колеблемого,
как сотворенного,
чтобы пребыло
непоколебимое.
28Итак мы, приемля
царство непоколебимое,
будем хранить
благодать,
которою будем
служить благоугодно
Богу, с благоговением
и страхом, 29Потому
что Бог наш
есть огонь
поядающий.
Глава
13
1Братолюбие
между вами да
пребывает.
2Страннолюбия
не забывайте;
ибо чрез него
некоторые, не
зная, оказали
гостеприимство
Ангелам. 3Помните
узников, как
бы и вы с ними
были в узах, и
страждущих,
как и сами находитесь
в теле. 4Брак
у всех да будет
честен и ложе
непорочно;
блудников же
и прелюбодеев
судит Бог. 5Имейте
нрав несребролюбивый,
довольствуясь
тем, что есть.
Ибо Сам сказал:
"не оставлю
тебя и не покину
тебя", 6Так
что мы смело
говорим: "Господь
мне помощник,
и не убоюсь:
что сделает
мне человек?"
7Поминайте
наставников
ваших, которые
проповедывали
вам слово Божие,
и, взирая на
кончину их
жизни, подражайте
вере их. 8Иисус
Христос вчера
и сегодня и
вовеки тот же.
9Учениями
различными
и чуждыми не
увлекайтесь;
ибо хорошо
благодатию
укреплять
сердца, а не
явствами, от
которых не
получили пользы
занимающиеся
ими. 10Мы имеем
жертвенник,
от которого
не имеют права
питаться служащие
скинии. 11Так
как тела животных,
которых кровь,
для очищения
греха, вносится
первосвященником
во святилище,
сжигается вне
стана,- 12То и
Иисус, дабы
освятить людей
Кровию Своею,
пострадал вне
врат. 13Итак
выйдем к Нему
за стан, нося
Его поругание;
14Ибо не имеем
здесь постоянного
града, но ищем
будущего. 15Итак
будем чрез Него
непрестанно
приносить Богу
жертву, то есть,
плод уст, прославляющих
имя Его. 16Не
забывайте также
благотворения
и общительности,
ибо таковые
жертвы благоугодны
Богу. 17Повинуйтесь
наставникам
вашим и будьте
покорны, ибо
они неусыпно
пекутся о душах
ваших, как обязанные
дать отчет;
чтоб они делали
это с радостью,
а не воздыхая,
ибо это для вас
не полезно.
18Молитесь
о нас; ибо мы
уверены, что
имеем добрую
совесть, потому
что во всем
желаем вести
себя честно.
19Особенно
же прошу делать
это, дабы я скорее
возвращен был
вам. 20Бог же
мира, воздвигший
из мертвых
Пастыря овец
великого Кровию
завета вечного,
Господа нашего
Иисуса (Христа),
21Да усовершит
вас во всяком
добром деле,
к исполнению
воли Его, производя
в вас благоугодное
Ему чрез Иисуса
Христа. Ему
слава во веки
веков! Аминь.
22Прошу вас,
братия, примите
сие слово увещания;
я же не много
и написал вам.
23Знайте, что
брат наш Тимофей
освобожден;
и я вместе с
ним, если он
скоро придет,
увижу вас.
24Приветствуйте
всех наставников
ваших и всех
святых. Приветствуют
вас Италийские.
25Благодать
со всеми вами.
Аминь.