Протопресвитер
Михаил Помазанскiй
(1888-1988)
НАЗНАЧЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНОГО
ПРИXОДА
ПРАВОСЛАВНАЯ
РУСЬ
№10-11, 1955 г.
Статья
протопресвитера
Михаила Помазанского
впервые была
напечатана
в журнале
«Православная
Русь» почти
пол века назад,
но позднее не
вошла в сборник
статей о. Михаила
«О жизни, о вере,
о Церкви». Мы
считаем важным
познакомить
наших читателей
с тем видением
приходской
жизни, которое
выражает автор.
Конечно, некоторые
исторические
обстоятельства
устроенiя приходов
в наше время
отличаются
от того времени,
когда была
написана эта
статья, однако
общий подход
и что еще важнее,
глубоко церковный
строй мысли
о. Михаила сохраняет
свое значение
и сегодня. Мы
рекомендуем
ее для ознакомления
пастырям, так
и для мирян
наших приходов.
*
* *
Заканчивается
период формирования
приходов Зарубежной
Русской Церкви
послевоенного
периода. Приходы
оформились
внешне: установился
их состав; имеются
храмы или просто
помещения для
богослужений,
и священники
при них; как то
определился
бюджет их.
Как
со стороны
внутренней?
Внутренняя
сторона налаживается
не так легко.
Внутреннее
строительство
гораздо труднее,
чем внешнее:
а оно то составляет
содержание,
цель и смысл
создания
приходов.
Что
течение приходской
жизни не вошло
вполне в свое
русло, это выражается
изредка, в некоторых
случаях, во
внутренних
недоразумениях
и неожиданных
вспышках. Тогда
особенно заметно,
что в приходах
еще нет полного
взаимного
понимания, не
установилось
правильное
соотношение
действующих
в них сил. И,
конечно, все
трения и столкновения
особой болью
отзываются
на священнике.
«Трудно, очень
трудно нам
здесь вести
приходское
дело»: часто
можно слышать
такие слова
из уст наших
приходских
пастырей. «Если
всюду так, как
в моем приходе,
то могу сказать:
бедные священники»,
заявляет пастырь.
А ведь общины
наши небольшие,
не по пяти тысяч
душ, как бывали
приходы на
Родине, а исчисляются
— хорошо, если
сотнями, а то
чаще десятками
их членов.
Винить
ли людей, членов
прихода, их
злую волю? Оставив
в стороне случаи
умышленной,
сознательной
провокации,
признаем, что
у людей есть
искреннее
желание быть
полезными,
деятельными
участниками
и строителями
своей приходской
общины. И если
в случаях неурядиц
страдает и
мучается священник,
то волнуются,
портят себе
кровь, а то и
страдают и
другие, кто
попадает в
волну приходских
недоразумений.
В
большинстве
случаев подобные
явления происходят
из-за спутанности
понятий о способах
и о границах
участия прихожан
в приходском
деле, иначе
говоря, из за
того, что приходская
среда недостаточно
проникнута
сознанием цели
и задач прихода.
Отсюда — несогласованность
действий.
ПРИХОД
И ЦЕРКОВЬ.
— Пункты приходов
Зарубежной
Церкви на
географической
карте Америки
и всего земного
шара рассеяны
очень неравномерно.
Нам нужно мысленно
сдвинуть их
ближе друг к
другу, соединить
и представить
себе их столбами
единого святого
духовного Дома
— Храма Соборной
Зарубежной
Русской Церкви.
Это большие
или меньшие,
но равно важные
и нужные части
одного организма
церковного.
Зарубежная
Русская Церковь,
в свою очередь,
составляет
часть великого
исторического
здания Русской
Церкви, не
тождественной
с советскими
рамками т. наз.
Московского
патриархата,
здания, потерявшего
для наших глаз
в глубоком, как
бы ночном тумане
свои очертания.
А эта Церковь
есть, опять
таки, часть
единой вселенской
Христовой
Церкви. Не легки
условия существования
Зарубежной
Церкви, в её
целом и в её
составных
ячейках — приходах.
Однако, жизнь
показывает,
что общее сознание
положения вещей
в мире у членов
Зарубежной
Русской Церкви
яснее, чем во
многих других
частях — поместных
церквах и юрисдикциях
Церкви; различение
истины и лжи
отчетливее.
Путь нашей
Церкви прямой
и открытый.
Если так, то
упустим ли
свечу, которую
дал нам нести
Промысл Божий?
Нам
в Зарубежьи
остается создавать
свое скромное,
местное дело,
как часть великого.
Строить из
добрых кирпичей,
правильной
кладки, скрепляя
не песком, а
добрым цементом
по планам и
методам, не
нами самими
придуманным,
а по тем. какие
даны изначала
апостолами
и святителями
— первыми строителями
Церкви.
Для
этого всего
нужно крепко
и постоянно
помнить о единстве
самой маленькой
части Церкви
с целым телом,
о единстве
внутреннем
Зарубежной
Соборной Церкви.
Как
часто на практике
упускается
из виду это
единство, и
приходская
единица. особенно,
когда она достигает
уже известного
благополучия,
замыкается
в свой «приходской
эгоиз». Можно
слышать слова:
«У
нас все свое:
свой храм, и
хор, и есть
священник, и
живем на свои
средства. Мы
ни в ком не
нуждаемся. Там
в центре есть
епископ. Он
нужен на тот
случай, чтобы
совершить
торжественное
богослужение
или дать нового
священника.
А так — мы независимы
и никому ничем
не обязаны».
Так
бывало, в старое
время, жители
глухой деревни
считали: зачем
нам государство,
с его министрами,
войсками, судьями
и прочим, что
составляет
только лишнюю
обузу для
нас...
Церковь
и приход — одно
нераздельное
целое у них
одна структура,
одно кровообращение,
одно дыхание,
одна духовная
жизн. Приход
— составная
клеточка или
группа клеток
тела Церкви.
Целое, по апостолу,
«слагается»,
«составляется»
из разных частей,
«посредством
взаимно скрепляющих
связей», получая
от Господа
«приращенiе
для созидания
себя в любви».
Части, хотя
имеют каждое
свое собственное
назначение,
питаются от
целого и служат
целому. «Не
может глаз
сказать руке:
ты мне не надобна;
или также голова
ногам: вы мне
не нужны».—
«Страдает ли
один член, страдают
с ним все члены;
славится ли
один член, с
ним радуются
все члены» (1
Кор. 12: 21, 26). Отрезанная
часть тела
самостоятельно
жить не будут.
Так и приход
все имеет от
Церкви.
Откуда
богослужение,
с его уставом
и богатым
содержанием?
Откуда богослужебные
книги и Священное
Писание? Откуда
пастыри —
священнослужители?
От Церкви. Или,
может быть, кто
нибудь подумает,
что все это
можно достать
на рынке, — так,
как теперь,
действительно,
попали через
руки большевиков
и наши святыни,
и книги, и иконы,
и облачения;
да, может быть,
есть и священники,
освободившие
себя от какой
бы то ни было
епископской
власти? Но мы
знаем, что, если
приход оторвется
от Церкви, тогда
в его храме
таинства — не
таинства, и
причащение
не будет причащением
Святых Таин,
и храм — не
православный
христианский
храм. и имя
«православные»
незаконно. И
остается сказать
словами апостола:
«Что имеешь
ты, что ты не
получил? А если
получил, то
хвалишься, как
будто не
получил?"
СТРОИТЕЛИ
ЦЕРКВИ.
Невидимый
Создатель и
Архитектор
Церкви — Христос.
Строители ея
— преемники
апостоловъ,
епископы. На
них лежит главная
тяжесть и великая
ответственность
за все строительство.
Пресвитеры
— их помошники,
их сотрудники,
«руки епископов».
«Мы, — говорит
апостол, —
соработники
у Бога: а вы Божья
нива, Божие
строение» (1
Кор. 3: 9). «Но каждый
смотри, как
строит», внушаетъ
апостол. «Строит
ли кто на этом
основании
(Христе) из золота,
серебра, ценнаго
камня, дерева,
сена, соломы
— каждаго дело
обнаружится»,
«огонь испытываетъ
дело каждаго
каково оно
есть». Такова
ответственность
епископовъ,
такие требования
к ним. Отсюда
долг их — долг
непоколебимой
верности. «Каждый
должен разуметь
нас, как служителей
Христовых и
домостроителей
таин Божиихъ.
От домостроителей
же требуется,
чтобы каждый
оставался
верным».
Перед людьми,
продолжает
апостол, «не
оправдываюсь;
судия же мне
Господь» (1 Кор.
3: 12-13; 4: 1-2, 4). Эти слова
относятся ко
всем строителямъ
Церкви: к епископам,
как продолжателямъ
дела апостолов,
и к их помощникам,
всем пастырям
Церкви.
Но здесь
слышится голос
добрых православныхъ
мирян: «мы тоже
хотим не быть
пассивными
зрителями, а
быть участниками
строительства
церковнаго.
Есть ли место
для нас?» Это
недоуменіе
разрешает ап.
Петр: «сами»,
наставляет
он, «как живые
камни, устрояйте
из себя дом
Божий, священство
святое, чтобы
приносить
духовныя жертвы»
(1 П. 2: 5). Участники
строительства
— все. Но каждый
смотри за своим
участком. Твой
участок — прежде
всего, твое
сердце, твои
душа и тело.
Делай их храмом
Божиимъ. И тогда
твой вес в общем
церковном
созиданіи будет
повышаться,
и твой вклад
в дело будет
расти. В истории
Церкви остались
безвестными
многие епископы,
прямые строители
Церкви; их затмила
своим светом
память иных
лиц — преподобных,
подвижников,
мужей и жен, а
особенно мучеников,
из которых
многие не носили
никакого
иерархическаго
сана; они строили
только храмы
своих душ: и
какой вклад
вложили в
сокровищницу
Церкви!
Впрочем,
созидательное
участие члена
прихода не
ограничивается
его собственной
личностью:
перед ним есть
широкое поле
общецерковной
деятельности.
Ведь почти все
вещественное,
что видим в
наших новосозданных
храмах, — результат
усердия и труда
мирянъ, жертвеннаго,
согласнаго,
творческаго.
И от прошлаго
мало ли оставлено
нам трудами
мирян в нашем
богатом
церковно-богослужебном
наслѣдстве?
Строители
храмов, иконописцы
и композиторы,
богословы и
церковные
писатели, даже
миссионеры:
как много среди
них было мирян.
Одно требуется:
благочестивый
христианскій
дух, соединенный
с мыслію о благе
Церкви; согласованность
в общей работе,
следование
в своем труде
обычаям и уставамъ
Церкви. Не будет
хорошаго хора,
если певчие
не будут слушать
своего регента.
Плохи рабочие
на постройке,
если каждый
строит по своему
вкусу.
ЗАКОНЫ
ЦЕРКВИ. В
церковном
строительстве
нет места ничьему
своеволию. В
Церкви все
происходит
по священным
законам и планам.
Законы и планы
здесь — каноны
Церкви. Как при
постройке дома
все следует
определенно
правилам стройки,
и каждый кирпич
по своей форме,
по месту должен
соответствовать
плану, так должен
следовать
канонам уклад
приходской
жизни.
Нередко
слышится замечание,
что каноны
«устарели»,
что они теперь
неисполнимы.
Нет, не устарели.
По ним и теперь
идет жизнь
Церкви. Если
есть каноны
устаревшие
в том смысле,
что они относятся
к явлениям,
отошедшим в
прошлое, напр.,
касаются уже
не существующих
расколов или
еретических
течений, — то
и они продолжают
оставаться
руководством,
хотя уже не по
букве, а по своему
духу. Жизненность
канонов объясняется
тем, что они
построены на
нравственном
основании,
на строго
евангельской
основе. Они
предъявляют
высокие требования
к христианину,
и к христианскому
обществу, и к
служителям
Церкви, так же,
как предъявляет
высокие требования
святое евангелие.
Поэтому во
многих случаях
каноны являются
живым обличением
нашему
времени, нашей
духовной немощи.
Но их свойство
так же не дает
основания
отменят их,
отбрасывать,
как неисполнение
евангельского
учения не дает
основания
изменять и
упрощать евангелие
для облегчения
его нравственных
заповедей. Вот
это желание
жить свободно,
не стесняя себя
уставами Церкви,
а сохраняя
только форму,
видимую сторону,
эстетику,
традиционный
быт, связывающий
с прошлым, и
склонять людей
оправдывать
себя в неисполнении
заповедей
церковных и
говорит, будто
каноны отжили
свой век.
В
частности,
сохранение
канонов в том
отношении и
важно, что они
являются живым
показателем
ненормальностей
современной
жизни и раскрывают
нам, насколько
наша современность
отошла от должного
уровня требовательности
к самим себе.
Они ставят
перед нашими
глазами подлинную
церковную
норму.
Поэтому они
практически
необходимы,
даже тогда,
когда жизнь
отступает от
них, как необходим
компас в морском
плавании. Они
служат компасом
и в общецерковной
и в личной области
духовной жизни
православного
христианина.
Как бы далеко
ни шло отклонение
от цели, ест
надежда выправить
путь в должном
направлении,
если само направление
нам известно.
ДУХ
КАНОНОВ — ПОСЛУШАНIЕ.
На чем основано
принятие и
исполнение
канонов, даваемых
Церковью? В
основе их лежит
не принуждение,
не давление
чужой воли —
воли одного
лица или воли
общественной
— как в государстве,
а нравственный
принцип свободного
послушания
во имя Божие,
или, точнее
сказать, подвиг
послушания.
Послушание
всегда не легко.
Ему сопротивляется
эгоистическая
природа человека,
так часто тщеславная,
гордая, самолюбивая,
предпочитающая
распоряжаться,
а не подчиняться.
Потому послушание
— христианское,
нравственное,
свободное —
есть подвиг.
Оно — показатель
благородства,
а не рабского,
духа; высоты,
а не низости.
Сам Господь
Иисус Христос
дал нам пример
его, «послушлив
был» воле Отца
Своего «даже
до смерти, смерти
же крестные».
Господь сказал
апостолам:
«слушаяй вас
Мене слушает».
О таком послушании
пишет апостол
Римским христианам:
«ваше послушание
всем известно»
(Рим. 16: 19), и Филипписийским:
«вы всегда были
послушны, не
только в присутствии
моем, но гораздо
более ныне, во
время отсутствия
моего» (Фил. 2:
12). Свое полное
выражение этот
нравственный
принцип имеет
в иноческом
послушании,
«святом послушании»,
как говорят
там, и он там
признается
первым условием
духовного
роста. Но и вообще
вся структура
Церкви проникнута
законом нравственного
послушания.
Епископы
стоят во главе
Церкви. В чьем
же они находятся
послушании,
раз над ними
нет видимой
высшей власти?
В строгом послушании
канонам
Церкви.
Власть епископов
состоит в проведении
в жизнь и охранении
канонических
правил; они
далеки от личного
произвола.
Епископы являются
первыми, часто
самоотверженными,
неуклонными
защитниками
— не прав своей
собственной
воли и личных
вкусов, а — правления
канонов в Церкви,
между которыми
один из главнейших
гласит: «Епископам
всякого народа
надобно знати
первого из них,
и признавати
его яко главу,
и ничего превышающего
их власть не
творити без
его рассуждения;
творити же
каждому только
то, что касается
до его епархии
и до мест, к ней
принадлежащих.
Но и первый
ничего да не
творит без
рассуждения
всех, да тако
будет единомыслие»
(34 Прав. Апост.).
Кто тяготится
канонами, считая
что епископы
требуют соблюдения
их по своему
произволу, те
говорят против
самих себя:
оставив каноны,
епископы должны
были бы по
необходимости
ввести собственный
произвол
В
приходе закон
послушания
обязывает
прежде всего
пресвитеров
по отношению
к епископу, как
получивших
благодать и
пастырские
полномочия
чрез епископа.
Пастырь в приходе
есть проводник
принципа
нравственного
послушания.
В семье дети
очень присматриваются
к тому, как их
родители относятся
к старшему
поколению, к
своим родителям.
Дети делают
непосредственное
заключение:
отец плохо
относится к
дедушке, и я
вправе буду
относиться
к нему так же,
когда выросту,
а он состарится.
Не сделает ли
подобное заключение
приход по отношению
к своему настоятелю,
если настоятель
обнаружит
пренебрежение
к своей церковной
власти, нелюбовь
к церковному
центру?
В приходе,
далее, послушание
есть нравственный
долг прихожан
перед своим
пастырем. Священника
называют «батюшкой»,
«отцом». Имена
обязывают.
Приход— большая
семья. В ней
священник —
духовный отец.
Неестественно,
когда отец в
семье оказывается
безгласным
исполнителем,
а заправляет,
распоряжается
в семье кто то
из младших её
членов. Детям
нужно беречь
авторитет главы
семьи; прихожанам
— авторитет
своего пастыря.
А при дурном
желании вообще
можно, конечно,
растоптать
всякiй авторитет.
Но
подобно тому,
как в семье
главенство
отца покоится
не только на
личных его
качествах и
не на его личном
умении сохранить
свой престиж
в семье, но на
известных —
пусть неписанных
— общественных
нормах, на всем
укладе народной
жизни, — так и
престиж священника
не может базироваться
только на личных
качествах
пастыря, на
личной способности
его противостоять
массе или на
его терпении.
Руководящее
положение
пастыря необходимо
должно быть
охраняемо
прямыми церковными
правилами, или
нормами. Без
таких норм
необходимость
сохранить свой
авторитет
требовала бы
от священника,
может быть, не
раз приемов
и качеств не
так уж нравственно
бесспорных,
как напр., особой
обходительности
и дипломатичности.
Такие нормы
дает правильный
Приходской
Устав,
однообразный
в своих основных
положениях
для всех приходов.
Правильный
Приходский
Устав охраняет
православную
структуру
прихода, так
как уклонение
от канонов есть
уже, хотя бы в
зачаточной
мере, уклонение
от Православия.
Таковы
общие положения,
определяющие
путь внутреннего
приходского
строительства.
Каким же путем
идти нам? По
твердому ли
каноническому
пути, завещанному
всей историей
Церкви, или
создавая для
себя нечто
совсем новое?
В разброд или
по одной дороге?
Бесчинно или
по преданию?
Не ясно ли, что
в проблеме
прихода для
нас возможен
только один
исторический,
православный
подход, поставленный
на твердых
канонических
основах? Это
соответствует
общему пути
Зарубежной
Церкви, вообще
уже определившемуся
в смысле сопротивления
разлагающим
началам.
ПРЕПЯТСТВИЯ
на пути строительства.
Но здесь на
дороге лежат
два камня, которые
необходимо
сдвинуть в
сторону.
Один
из них — соблазн,
прельщающий
некоторых
общественных
деятелей, сделать
приход защитной
стеной — взять
его готовую
форму — для
общественно-культурно-национальной
работы. Им
представляется
практически
очень удобным
подвести свою
общественную
работу, в разных
её видах, под
готовую, постоянную,
благовидную,
внеполитическую
организацию
прихода, широко
объединяющую
людей без различия
пола, возраста,
образования,
имущественного
и социального
положения. Они
не исключают
религии из
сферы духовных
ценностей: они
готовы сохранять
за нею первое
место; но они
желают широко
раздвинуть
функции прихода,
включив под
вывеску прихода
разные виды
культурной
деятельности,
относя сюда
артистическую,
спортивную
деятельность
и проч. Религия
становится
здесь, как видим,
только одной
из фунций прихода.
При таких условиях
считается
вполне достаточным
содержать храм,
нанять священника
и хор, платить
священнику
жалования. Но
для подлинного
руководства
приходом священнику
здесь места
нет.
Совершенно
ясна неприемлемость
такого положения.
Здесь приход
перестает быть
неразрывной
частью единого
целого Церкви.
Приход, как
организация,
отнимается
от Церкви. Представим
себе, что над
культурной
деятельностью
приходских
филиалов будет
где то в центре
образован
высший орган,
руководящий,
объедйняющiй
и контролирующий
их, — и мы поймем,
что приходы
перестанут
в таких условиях
быть приходами
Церкви, и сама
Церковь, слагающаяся
из таких приходов,
будет развалена.
Другой
камень на дороге
упорядочения
приходской
жизни — предрассудок,
будет исполнение
канонов не
соответствует
«свободе»
американского
общественного
строя. «В Америке
свобода, а вы
хотите нас
стеснить».
Конечно, это
голос невежества.
Американская
свобода и состоит
в том, что она
предоставляет
право лояльным
к госудраству
организациям
жить по своим
собственным
уставам и исполнять
их. Мало того:
государство,
устами своего
Верховного
Суда, внушает
нам, что подчиняться
уставам тех
обществ, к которым
принадлежим,
есть долг нашей
чести и наш
гражданский
долг; кто пренебрегает
уставом своей
организации,
— в данном случае
уставом своей
Церкви, — тот
психологически
является ненадежным
гражданином
государства,
на его верность
нельзя положиться.
У нас перед
глазами пример
разброда в
церковной жизни
православных
приходов Америки
вне Зарубежной
Церкви, явившихся
результатом
уступки этим
двум факторам:
извращению
понятия о приходе
и невежественному
пониманию
свободы.
Протопресвитер
Михаил Помазанскiй