И.
А. Ильин
Христианский
Национализм
Культура
творится не
одним человеком.
Она есть достояние
многих людей,
духовно объединенных
между собой.
Каждые двое
друзей образуют
в своем общении
известный
культурный
уровень и создают
известные
культурные
содержания.
Так обстоит
и в каждой семье,
в каждом обществе,
в каждой организации,
в каждом сословии
и у каждого
народа. Люди
не случайно
объединяются
друг с другом;
их влечет друг
к другу сходство
материальных
и духовных
интересов; из
этого сходства
возникает
общение; длительное
общение увеличивает
взаимное подобие
и, если общение
носит творческий
характер, то
возрастает
и взаимное
влечение,
крепнет взаимная
связь. Эта связь
закрепляется
традицией,
передающейся
из поколения
в поколение.
Так постепенно
возникает
единая и общая
всем культура.
Самое
глубокое единение
людей возникает
из их духовной
однородности,
из сходного
душевно-духовного
уклада, из
сходной любви
к единому и
общему, из единой
судьбы, связующей
людей в жизни
и смерти, из
одинакового
созерцания,
из единого
языка, из однородной
веры и из совместной
молитвы. Именно
таково национальное
единение людей
[15].
Национальное
чувство не
только не
противоречит
христианству,
но получает
от него свой
высший смысл
и основание;
ибо оно создает
единение людей
в духе и любви,
и прикрепляет
сердца к высшему
на земле - к дарам
Святого Духа,
даруемым каждому
народу и по
своему претворяемым
каждым из них
в истории и в
культурном
творчестве.
Вот почему
христианская
культура осуществима
на земле именно
как национальная
культура и
национализм
подлежит не
осуждению, а
радостному
и творческому
приятию.
Каждый
народ имеет
инстинкт,
данный ему от
природы (а это
значит - и от
Бога), и дары
Духа, изливаемые
в него от Творца
всяческих. У
каждого народа
инстинкт и дух
живут по-своему
и создают драгоценное
своеобразие.
Так, каждый
народ по-своему
вступает в
брак, рождает,
болеет и умирает;
по-своему ленится,
трудится, хозяйствует
и отдыхает;
по-своему горюет,
плачет и отчаивается;
по-своему улыбается,
смеется и радуется;
по-своему ходит
и пляшет; по-своему
поет и творит
музыку; по-своему
говорит, декламирует,
острит и ораторствует;
по своему наблюдает,
созерцает и
творит живопись;
по-своему исследует,
познает, рассуждает
и доказывает;
по-своему
нищенствует,
благотворит
и гостеприимствует;
по-своему строит
дома и храмы;
по-своему молится
и геройствует;
по-своему воюет...
Он по-своему
возносится
и падает духом;
по-своему
организуется.
У каждого народа
иное, свое чувство
права и справедливости;
иной характер,
иная дисциплина;
иное представление
о нравственном
идеале; иная
политическая
мечта; иной
государственный
инстинкт. Словом:
у каждого народа
иной и особый
душевный уклад
и духовно-творческий
акт. И у каждого
народа особая,
национально-зарожденная,
национально-выношенная
и национально-выстраданная
культура.
Так
обстоит от
природы и от
истории. Так
обстоит в инстинкте,
и в духе, и во
всем культурном
творчестве.
Так нам всем
дано от Бога.
И это
хорошо. Это
прекрасно. И
никогда не было
осуждено в
Писании. Различны
травы и цветы
в поле. Различны
деревья, воды
и облака. "Иная
слава солнца,
иная слава
луны, иная звезд;
и звезда от
звезды разнится
в славе" (1 Кор.
15:41). Богат и прекрасен
сад Божий; обилен
видами, блещет
формами, сияет
и радует многообразием.
И каждому народу
подобает и
быть, и красоваться,
и Бога славить
- по-своему. И
в самой этой
многовидности
- уже поет и
возносится
хвала Творцу.
И надо быть
духовно слепым
и глухим, чтобы
не постигать
этого.
Мысль
- погасить это
многообразие
хвалений, упразднить
это богатство
исторического
сада Божия,
свести все к
мертвому
единообразному
штампу, к "униформе,"
к равенству
песка, к безразличию
после уже просиявшего
в мире духовного
различия, - могла
бы зародиться
только в больной
душе, от злобной,
завистливой
судороги, или
же в мертвом
и слепом рассудке.
Такая плоская
и пошлая, противокультурная
и всеразрушительная
идея была бы
сущим проявлением
безбожия. Почерпнуть
ее из христианства,
из Евангелие,
в православии
- было бы совершенно
невозможно.
Ибо
христианство
подарило миру
идею личной,
бессмертной
души, индивидуальной
по своему дару
и по своей
ответственности,
особливой во
грехах, самодеятельной
в покаянии и
в любви, т.е. идею
метафизического
своеобразия
человека.
Согласно этому
- идея метафизического
своеобразия
народа есть
лишь верное
и последовательное
развитие
христианского
понимания.
Преп. Серафим
Саровский
говорил, что
Бог печется
о каждом человеке
так, как если
бы он был у Него
единственным...
Это сказано
о личном человеке.
А об индивидуальном
народе? Что же,
о нем Господь
не печется
совсем? Отвергает
его, осуждает
и обрекает?
Каждую лилию
одевает в особливые
и прекрасные
ризы; каждую
птицу небесную
помнит и кормит;
и все волосы
на голове человека
сосчитывает,
а своеобразие
народной жизни
проклинает,
как начало зла,
и отметает, как
грех и мерзость?
Может ли христианин
придерживаться
такого воззрения?
Каждый
народ служит
Богу, как умеет
- всей своей
историей, всей
культурой, всем
трудом и пением
своим. Один
народ служит
творчески, и
цветет духовно;
а другой - нетворчески,
и духовно хиреет.
Есть такие
народы, что
перестают
служить и становятся
шлаком истории;
и есть такие,
что в своем
малом и скудно-беспомощном
служении угасают,
не достигнув
расцвета. А
есть и такие,
что могут
осуществлять
свое служение
только под
водительством
другого, духовно
сильнейшего
народа...
И вот
национализм
есть уверенное
и страстное
чувство, верное
по существу
и драгоценное
в творческом
отношении, -
что
мой народ получил
дары Духа Святого;
что
он приял их
своим инстинктивным
чувствилищем
и творчески
претворил их
по-своему;
что
вследствие
этого сила его
обильна и призвана
в дальнейшем
к великим,
творчески-культурным
свершениям;
что
поэтому народу
моему подобает
культурное
"самостояние,"
как залог
величия (Пушкин!)
и независимость
национально-государственного
бытия.
И в
этом чувстве,
верном и глубоком,
христианин
прав и осуждению
не подлежит.
Это чувство
объемлет всю
его душу и
оплодотворяет
его культуру.
Национальное
чувство есть
любовь к
исторически-духовному
облику и к
творческому
акту своего
народа.
Национализм
есть вера в
богоблагодатную
силу своего
народа и потому
- в его призвание.
Национализм
есть воля к
его творческому
расцвету в
дарах Святого
Духа.
Национализм
созерцает
свой народ
перед лицом
Божиим, созерцает
его душу, его
таланты, его
недостатки,
его историческую
проблематику,
его опасности
и его соблазны.
Национализм
есть система
поступков,
вытекающих
из этой любви,
из этой веры,
из этой воли
и из этого
созерцания.
Вот
почему истинный
национализм
есть не темная,
антихристианская
страсть, но
духовный огонь,
возводящий
человека к
жертвенному
служению, а
народ к духовному
расцвету.
Христианский
национализм
есть восторг
от созерцания
своего народа
в плане Божием,
в дарах Его
Благодати, в
путях Его Царствия.
Это
есть благодарение
Богу за эти
дары; но это
есть и скорбь
о своем народе,
если народ не
на высоте этих
даров.
В
национальном
чувстве - источник
духовного
достоинства:
национального,
а чрез то - и
своего, личного.
В нем
источник единения,
- ибо нет глубже
и прочнее единения,
как в духе и
пред лицом
Божиим.
В нем
источник
правосознания
- этого чувства
своей правоты
в глубоком и
последнем
измерении,
чувства своей
безусловной
привязанности
и связанности,
своего дома
и своего верного
дерзновения.
Национализм
учит и смирению
- в созерцании
слабостей и
крушений своего
народа (вспомним
покаянные
стихотворения
Хомякова к
России).
Национализм
открывает
человеку глаза
и на национальное
своеобразие
других народов;
он учит не презирать
другие народы,
а чтить их духовные
достижения
и их национальное
чувство: ибо
и они причастны
дарам Божиим,
и они претворили
их по-своему.
Так
осмысленный
национализм
учит человека,
что безнациональность
есть духовная
беспочвенность
и бесплодность;
что интернационализм
есть духовная
болезнь и источник
соблазнов; и
что сверх-национализм
доступен только
настоящему
националисту.
Ибо создать
нечто, прекрасное
для всех народов,
может только
тот, кто утвердился
в творческом
акте своего
народа. "Мировой
гений" есть
всегда и прежде
всего национальный
гений; а попытка
стать "великим"
из интернационализма
и пребывая в
его атмосфере,
давала и будет
давать только
мнимых, экранных
"знаменитостей"
или же планетарных
злодеев. Истинное
величие почвенно.
Подлинный гений
национален.
Напрасно
говорить, будто
националист
"ненавидит
и презирает
другие народы."
Ненависть и
презрение
совсем не составляют
существа
национализма;
они могут
присоединяться
ко всему, если
душа человека
зла и завистлива.
Правда, есть
националисты,
предающиеся
этим чувствам.
Но извратить
можно все и
злоупотребить
можно всем.
Злоупотребить
можно гимнастикой,
ядом, свободой,
властью, знанием,
словом; извратить
можно любовь,
искусство, суд,
политику и даже
молитву; однако
никто не думает
воспретить
и искоренить
все это только
потому, что
некоторые люди
принимают
извращенные
формы за единственно
возможные, а
здоровых форм
не замечают
совсем...
Можно
ли любить свою
церковь и не
презирать
другие исповедания?
Конечно, можно.
И вот, сей христиански
благородный
дух возможен
и в национализме.
Можно
ли любить свою
семью и не
питать вследствие
этого ненавистно-презрительных
чувств к другим
семьям? И вот,
этот христиански-братский
дух возможен
и у национально
мыслящих людей.
Именно этот
дух и лежит в
основе христианского
национализма.
При
верном понимании
национализма
- религиозное
чувство и
национальное
чувство не
отрываются
одно от другого,
и не противостоят
друг другу; но
сливаются и
образуют некое
жизненное
творческое
единство, из
которого и в
лоне которого
вырастает
национальная
культура.
Это
не значит, что
народ становится
предметом
религиозного
обожания, а
идея Бога низводится
на уровень
земной нации.
Народ не Бог
и обожествление
его кощунственно
и греховно. И
Бог превыше
земных разделений
- расовых, языковых,
душевных и
исторических.
Но народ должен
быть поставлен
перед лицо
Божие, и силы
его должны быть
облагодатствованы
свыше. И если
это свершилось,
и если это признано,
то жизнь его
получает религиозный
смысл, а религия
находит себе
достойное
жилище в национальном
духе. Все бытие
и вся история
народа осмысливаются,
как самостоятельное
и своеобразное
служение Богу:
приятие даров
Святого Духа
и введение их
в национальную
культуру. Итак:
народ не Бог,
но силы его
духа - от Бога.
Путь его исторической
борьбы и его
страданий -
есть пусть
восхождения
к Богу. И этот
путь - дорог и
священен для
националиста.
И чувствуя это,
он исповедует,
что родина
священна, что
ею надо жить,
что за нее стоит
бороться перед
лицом Божиим
и, если надо,
то и умереть.
Христианский
национализм
измеряет жизнь
своего народа
и достоинство
своего народа
религиозным
мерилом: идеею
Бога и Христа,
Сына Божия.
Именно это
измерение
научает христианского
националиста
безусловной
преданности
и безусловной
верности; и оно
же научает его
сверхнациональному
созерцанию
человеческой
вселенной и
вселенскому
братству людей.
Истинная вселенскость
не только не
отрицает
национализма,
но вырастает
из него и закрепляет
его, так что
истинный националист
может вступить
во вселенское
братство только
как живой
представитель
своего народа
и его национального
духа.
Тот
духовный акт,
которым народ
творит свою
культуру, есть
акт национальный:
он возникает
в национальной
истории, он
имеет особое
национальное
строение, он
налагает свою
печать на все
содержания
национальной
культуры. Человек
может не замечать
этого; народ
может не сознавать
этого. Но это
остается и
пребывает. И
есть у каждого
народа известная
ступень духовной
зрелости, на
которой он
осознает
особенности
своего национального
духа и своей
национальной
культуры и
уразумевает,
что ему даны
свыше Дары и
что он воспринял,
усвоил и воплощает
их своеобразно.
Тогда нация
постигает свой
религиозный
смысл, а национальная
культура утверждается
на обоих (доселе
несознававшихся)
религиозных
корнях. Религиозная
вера осмысливает
национализм,
а национализм
возводит себя
к Богу.
Таковы
основы христианского
национализма.