Дорогие
братия и сестры
с праздником!
ВОЗДВИЖЕНИЕ
ЧЕСТНАГО И
ЖИВОТВОРЯЩЕГО
КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
Архіеп.
Аверкій Таушевъ
(† 1976 г.)
«Крестъ —
Царей держава».
«Крестъ —
Царей держава»,
крестъ — «благочестія
непобѣдимая
побѣда», крестъ —
«оружіе непобѣдимое», —
въ такихъ словахъ
и выраженіяхъ
св. Церковь
прославляетъ
Крестъ, «на
немже распяся
Христосъ, Царь
и Господь», въ
торжественный
день праздника
его Всемірнаго
Воздвиженія.
А что
это — не одни
слова, а дѣйствительно
такъ, ярко
свидѣтельствуетъ
великое событіе,
происшедшее
въ 312 году по
Р. Хр. — дивное
знаменіе на
небеси, которое
окончательно
сдѣлало Императора
древней языческой
Римской Имперіи
Константина
Великаго
глубоко-вѣрующимъ
христіаниномъ
и не только
положило конецъ
страшнымъ
трехвѣковымъ
неистовымъ
гоненіяміь
на христіанъ,
но и положило
начало постепенной
христіанизаціи
всей Имперіи.
О томъ,
какъ все это
произошло,
обстоятельно
повѣствуетъ
намъ славный
церковный
историкъ Евсевій
Памфилъ въ
своей «книгѣ
первой о жизни
блаженнаго
Царя Константина».
Онъ прежде
всего разсказываетъ
намъ объ отцѣ
Императора
Константина
Констанціи
Хлорѣ, который
былъ расположенъ
къ христіанству
и не хотѣлъ
преслѣдовать
христіанъ, какъ
было при его
предшественникахъ
Діоклитіанѣ,
Максиміанѣ
и Максентіи.
По
смерти отца
войска провозгласили
Константина
Августомъ.
«Утвердившись
на царствѣ,
Константинъ
тотчасъ же
началъ пещись
объ отеческомъ
наслѣдіи, обозрѣвалъ
всѣ прежде
бывшія подъ
властію отца
его области
и съ великимъ
человѣколюбіемъ
управлялъ ими,
Сверхъ того
подчинилъ себѣ
варварскія
племена по
Рейну и западному
берегу океана,
которыя осмѣлились
было возмущаться,
и изъ дикихъ
сдѣлалъ кроткими,
а другія, походившія
на лютыхъ звѣрей,
усмирилъ, и
видя, что они
не способны
къ принятію
правилъ мирной
жизни, прогналъ
ихъ изъ предѣловъ
своей имперіи.
Потомъ онъ
представилъ
себѣ весь составъ
вселенной, какъ
одно великое
тѣло и, видя,
что глава этого
тѣла — царственный
городъ Римской
Имперіи терпитъ
рабское притѣсненіе
отъ тирана,
защиту его
сперва предоставилъ
властителямъ
надъ прочими
частями государства,
какъ лицамъ
по возрасту
старшимъ (Галерію
Максиміану
и Максимину,
между которыми
раздѣлена была
тогда на 4 части
Римская Имперія).
Но когда никто
изъ нихъ не
былъ въ гостояніи
оказать помошь
свою Риму такъ
что желавшіе
попытаться
постыдно оканчивали
свое предпріятіе,
Константинъ
сказалъ, что
жизнь ему не
въ жизнь, пока
царственный
городъ будетъ
оставаться
подъ бременемъ
бѣдствій, —
и началъ приготовляться
къ уничтоженію
тиранства»
(Главы 22, 25 и 26).
Между
тѣмъ, и самъ
тиранъ, видя
въ Константинѣ
опаснаго для
себя соперника,
Максентій,
сидѣвшій въ
Римѣ, объявилъ
ему войну. «Силы
Константина
были слабѣе,
нежели вражескія.
Онъ чувствовалъ,
что ему нужна
помощь свыше
и искалъ ее.
Онъ сталъ думать,
какого Бога
призвать бы
себѣ на помощь.
При этомъ пришло
ему на мысль,
что не малое
число прежнихъ
державныхъ
лицъ, возложивъ
надежжу свою
на многихъ
боговъ, обманулись
и окончили дѣло
свое несчастливо
и что отецъ его
Констанцій,
во всю свою
жизнь почитавшій
единаго Всевышняго
Бога, имѣлъ
знаменія Его
покровительства,
и убѣдился, что
должно чтить
Бога отеческаго»
(Глава 27).
«И
началъ призывать
Его, просить
и умолять, чтобы
Онъ явился,
вразумилъ его
о Себѣ и въ
предлежащемъ
дѣлѣ простеръ
ему Свою десницу.
Усердно вознося
свои молитвы
и прошенія объ
этомъ, Царь
получилъ
удивительнѣйшее,
посланное отъ
Бога знаменіе;
такъ что и повѣрить
было бы не легко,
еслибы говорилъ
кто другой. Но
насъ съ клятвою
увѣрялъ въ
этомъ самъ
побѣдоносный
Царь, когда,
спустя долго
послѣ того, мы
писали настоящее
сочиненіе и
удостоились
его знакомства
и бесѣды; посему,
кто станетъ
сомнѣваться
въ истинѣ сего
сказанія, —
тѣмъ болѣе, что
и послѣдующее
время было
свидѣтелемъ
его истины?
«Однажды,
въ полуденные
часы дня, когда
солнце начало
уже склоняться
къ западу»,
говорилъ Царь,
«я собственными
очами видѣлъ
составившееся
изъ свѣта и
лежавшее на
солнцѣ знаменіе
креста, съ надписью
«С и м ъ
п о б ѣ ж д а й!»
Это
зрѣлище объяло
ужасомъ, какъ
его самого;
такъ и все войско,
которое, само
не зная куда,
слѣдовало за
нимъ и продолжало
созерцать
явившееся чудо»
(Гл. 28).
Было
это въ 28-й день
октября 312 года,
когда Константинъ
съ войскомъ
шелъ противъ
Максентія,
заключившагося
въ Римѣ. Это
чудесное явленіе
креста среди
бѣлаго дня
засвидѣтельствовано
и многими
современными
писателями,
со словъ очевидцевъ.
Особенно
важно свидѣтельство
исповѣдника
Артемія передъ
Юліаномъ-Отступникомъ,
которому при
допросѣ Артемій
говорилъ: «Христосъ
свыше призвалъ
Константина,
когда онъ велъ
войну противъ
Максентія,
показавъ ему
въ полдень
знаменіе креста,
лучезарно
сіявшее надъ
солнцемъ и
звѣздовидными
римскими буквами
предсказавшее
ему побѣду на
войнѣ. Бывъ
сами тамъ, мы
видѣли его
знаменіе и
читали буквы,
видѣло его и
все войско:
много свидѣтелей
этому и въ твоемъ
войскѣ, если
только ты захочешь
спросить ихъ»
(См. Исторію
Филосторгія,
45).
«Константинъ
находился
однакожъ въ
недоумѣніи
и говорилъ самъ
себѣ: «Что бы
значило такое
явленіе?» Но
между тѣмъ какъ
онъ думалъ и
долго размышлялъ
о немъ — наступила
ночь. Тогда во
снѣ явился ему
Христосъ Божій
съ видѣннымъ
на небѣ знаменіемъ
и повелѣлъ,
сдѣлавъ знамя,
подобное этому
видѣнному на
небѣ, употреблять
его для защиты
отъ нападенія
враговъ» (Глава 29).
«Вставъ
вмѣстѣ съ
наступленіемъ
дня, Константинъ
разсказалъ
друзьямъ своимъ
тайну и потомъ,
созвавъ мастеровъ,
умѣвшихъ обращаться
съ золотомъ
и драгоцѣнными
камнями, сѣлъ
между ними и,
описавъ имъ
образъ знамени,
приказалъ, по
подражанію
ему, сдѣлать
такое же изъ
золота и драгоцѣнныхъ
камней. «Это
знамя», говоритъ
Евсевій, «случилось
видѣть и намъ
собственными
очами» (Глава 30).
«Оно
имѣло слѣдующій
видъ: на длинномъ,
покрытомъ
золотомъ копьѣ
была поперечная
рея, образовавшая
съ копьемъ
знакъ креста.
Вверху на концѣ
копья неподвижно
лежалъ вѣнокъ
изъ драгоцѣнныхъ
камней и золота,
а на немъ символъ
спасительнаго
наименованія:
двѣ буквы показывали
имя Христа,
обозначавшееся
первыми чертами,
изъ середины
которыхъ выходила
буква Р. Эти
буквы Царь
впослѣдствіи
имѣлъ обычай
носить и на
шлемѣ. Потомъ
на поперечной
реѣ, прибитой
къ копью, висѣлъ
тонкій, бѣлый
платъ — царская
ткань, покрытая
различными
драгоцѣнными
камнями и искрившаяся
лучами свѣта.
Часто вышитый
золотомъ, этотъ
платъ казался
зрителямъ
невыразимо
красивымъ и,
вися на реѣ,
имѣлъ одинакую
широту и долготу.
На прямомъ
копьѣ, котораго
нижній конецъ
былъ весьма
длиненъ, подъ
знакомъ креста,
при самой верхней
части описанной
ткани, висѣло
сдѣланное изъ
золота грудное
изображеніе
Боголюбезнаго
Царя и его дѣтей.
Этимъ-то
спасительнымъ
знаменемъ, какъ
оборонительнымъ
оружіемъ, всегда
пользовался
Царь, для преодолѣнія
противной и
враждебной
силы, и приказалъ
во всѣхъ войскахъ
носить подобныя
ему» (Глава 31).
«Пораженный
дивнымъ видѣніемъ
и рѣшившись
не чтить никакого
другого Бога,
кромѣ видѣннаго,
Константинъ
призывалъ къ
себѣ таинниковъ
Его слова и
спросилъ ихъ,
Кто тотъ Богъ,
и какой смыслъ
знаменія, которое
онъ видѣлъ? —
Они отвѣчали,
что тотъ Богъ
есть Единородный
Сынъ Одного
и Единственнаго
Бога, а явившееся
знаменіе —
символъ безсмертія
и торжественный
знакъ побѣды
надъ смертью,
которую одержалъ
Онъ, когда приходилъ
на землю. Потомъ,
подробно раскрывъ
ученіе о вочеловѣченіи,
они объяснили
Константину
и причины Его
пришествія»
(Глава 32). Такъ
началось оглашеніе
Императора,
бывшаго язычника,
свѣтомъ христіанской
вѣры, въ которую
онъ съ тѣхъ
поръ сталъ все
болѣе и болѣе
углубляться,
какъ повѣствуетъ
далѣе Евсевій.
«Константинъ,
хотя и вразумлялся
ихъ словами,
однакожъ, тѣмъ
не менѣе имѣлъ
предъ очами
чудо дарованнаго
ему Богоявленія
и, сравнивая
небесное видѣніе
съ словеснымъ
объясненіемъ,
утверждался
въ своихъ мысляхъ.
Онъ былъ убѣжденъ,
что знаніе сихъ
предметовъ
посылается
ему свыше, и
даже самъ началъ
заниматься
чтеніемъ
Божественныхъ
Писаній. Сверхъ
сего, повелѣлъ
находиться
при себѣ Божіимъ
іереямъ — въ
той мысли, что
видѣннаго Бога
должно чтить
всѣми способами
служенія.
Оградившись
такимъ образомъ
благими на Него
надеждами, онъ
поспѣшилъ
наконецъ угасить
пламень тиранскаго
огня» (Глава 32).
Призвавъ
Бога всяческихъ
и призвавъ,
какъ Спасителя
и Помощника
Христа Его,
Константинъ
съ побѣдной
хоругвью выступилъ
съ войскомъ
противъ Максентія,
укрѣпившагося
въ Римѣ. Силою
Божіею, Императоръ
Константинъ
одержалъ
блистательную
побѣду надъ
тираномъ Максентіемъ,
творившимъ
въ Римѣ нечестивые
и злодѣйскіе
поступки. Спасаясь
бѣгствомъ,
тиранъ былъ
низринутъ съ
Милвіанскаго
моста въ рѣку
Тибръ, въ 15 верстахъ
отъ Рима, и утонулъ.
Возблагодаривъ
Бога, побѣдитель
съ торжествомъ
вступилъ въ
царственный
городъ, гдѣ его
встрѣчали «съ
веселыми лицами
и сердцами, съ
благословеніями
и невыразимой
радостью. Мужья
съ женами, дѣтьми
и тьмою рабовъ
громогласно
и неудержимо
провозглашали
его своимъ
избавителемъ,
спасителемъ
и благодѣтелемъ.
Впрочемъ, обладая
какъ бы врожденнымъ
благочестіемъ,
онъ нисколько
не тщеславился
сими восклицаніями
и не возгордился
похвалами, но
сознавая помощь
Божію, тотчасъ
же вознесъ
благодарственную
молитву къ
Виновнику
побѣды» (Глава 39).
Всенародными
памятниками
и подписями
Имп. Константинъ
повѣдалъ всѣмъ
людямъ силу
спасительнаго
знаменія Христова.
«Среди царственнаго
города онъ
воздвигъ эту
священную
хоругвь и начерталъ
опредѣленно
и неизгладимо,
что сіе спасительное
знамя есть
хранитель
Римской Имперіи
и всего царства.
Когда же на
самомъ людномъ
мѣстѣ Рима
поставили ему
статую, — онъ
немедленно
приказалъ то
высокое копье
въ видѣ креста
утвердить въ
рукѣ своего
изображенія
и начертать
на латинскомъ
языкѣ слово
въ слово слѣдующую
надпись: «Этимъ
спасительнымъ
знаменіемъ,
истиннымъ
свидѣтельствомъ
мужества, я
спасъ и освободилъ
вашъ городъ
отъ ига тирана,
и по освобожденіи
его, возвратилъ
римскому сенату
и народу свободу,
прежній блескъ
и знаменитость»
(Глава 40).
Впослѣдствіе
Имп. Константинъ
и его воины
неоднократно
испытывали
помощь и силу
Креста Господня.
Какъ свидѣтельствуетъ
Евсевій, «гдѣ
знаменіе креста
показывалось,
тамъ враги
обращались
въ бѣгство, а
побѣдители
преслѣдовали
ихъ. Когда Царь
узналъ объ
этомъ, то спасительное
знамя, какъ
дѣйствительнѣйшее
средство побѣды,
повелѣлъ переносить
туда, гдѣ видѣлъ
какой-либо свой
полкъ ослабѣвшимъ.
Побѣда съ нимъ
тотчасъ возстановлялась,
потому что
сражавшихся
при немъ укрѣпляла
бодрость и
сила, посылаемая
свыше» (Книга
2-я — глава 7).
«Посему
тѣмъ изъ своихъ
щитоносцевъ,
которые отличались
крѣпостью тѣла,
силой души и
благочестивымъ
нравомъ, Констатинъ
повелѣлъ состоять
единственно
при служеніи
этому знамени.
Такихъ мужей
числомъ было
не менѣе пятидесяти,
и они не имѣли
другой обязанности,
какъ либо стоять
вокругъ знамени,
либо слѣдовать
за нимъ въ видѣ
стражи, когда
каждый изъ нихъ
поперемѣнно
несъ его на
своихъ плечахъ.
Писателю настоящей
исторіи, спустя
много времени
послѣ сихъ
событій, разсказывалъ
объ этомъ на-досугѣ
самъ Царь, и къ
своему разсказу
присоединилъ
слѣдующее
достопамятное
происшествіе»
(Кн. 2-я, гл. 8):
«Однажды
въ самомъ жару
сраженія въ
войскѣ произошелъ
шумъ и распространилось
великое смятеніе.
Въ это время
нѣкто, носившій
на плечахъ
знамя, сильно
страдалъ отъ
робости и потомъ
передалъ свою
ношу другому,
чтобы убѣжать
съ поля битвы.
Когда же одинъ
принялъ знамя,
а другой удалился,
и находился
уже внѣ стражи
знамени, —
пущенная стрѣла
въ сего послѣднаго
пронзила ему
чрево и лишила
его жизни. Принимая
наказаніе за
боязливость
и невѣріе, онъ
упалъ и умеръ.
Напротивъ, для
того, кто взялъ
спасительную
хоругвь, она
сдѣлалась
охраненіемъ
жизни, такъ-что
сколько ни
пускали въ него
стрѣлъ, — онъ
оставался
невредимъ; всѣ
удары ихъ принимало
на себя копье
знамени» (Кн. 2-я,
глава 9).
Силою
Креста Господня
Имп. Константинъ
побѣдилъ потомъ
ополчившагося
на христіанство
Ликинія, Скиѳовъ
и Сарматовъ
(Кн. II, гл. 12, 16 и 17;
кн. IV, главы 5 и
6).
Такимъ
образомъ, крестъ,
бывшій прежде
у язычниковъ
орудіемъ позорной
казни, сталъ
при Имп. Константинѣ
знаменіемъ
побѣды — торжества
христіанства
надъ язычествомъ
и предметомъ
самого глубокаго
почитанія.
Миланскимъ
эликтомъ въ
312 г. Имп. Константинъ
дозволилъ всѣмъ
безъ стѣсненія
принимать
христіанство.
Эдиктомъ
313 года предписывалось
возвратить
христіанамъ
мѣста богослужебныхъ
собраній и всѣ
недвижимыя
имушества,
отнятыя во
время гоненій.
Въ
314 годѵ Имп.
Константинъ
запретилъ
языческія игры,
затѣмъ освободилъ
духовенство
отъ гражданскихъ
должностей
и церковныя
земли отъ общихъ
повинностей;
отмѣнилъ казнь
черезъ распятіе
и издалъ строгій
законъ противъ
іудеевъ, возстававшихъ
на Христіанскую
Церковь (313-315 гг.);
дозволилъ
совершать
освобожденіе
рабовъ при
церквахъ безъ
особыхъ формальностей,
которыя были
весьма затруднительны
въ гражданскихъ
судахъ (316 г.),
запретилъ
частнымъ лицамъ
приносить
жертвы идоламъ
и обращаться
къ гаданіямъ
у себя на дому,
оставивъ это
право только
обществамъ
(319 г.); излалъ
повелѣніе по
всей Римской
Имперіи праздновать
день воскресный
(321 г.); отмѣнилъ
бывшіе у римлянъ
законы противъ
безбрачія, въ
огражденіе
дававшихъ обѣты
дѣвства христіанъ
и христіанокъ;
предоставилъ
Церкви право
получать имущества
по завѣщаніямъ:
допустилъ
христіанъ къ
занятію высшихъ
государственныхъ
должностей:
приказалъ
созидать свободно
христіанскіе
храмы и запретилъ
вносить въ нихъ
по обычаю,
существовавшему
въ языческихъ
капищахъ,
императорскія
статуи и изображенія
(325 г.).
Вотъ,
сколь могуществечной
и непобѣдимой
проявила себя
сила Креста
Христова,
преобразившая
громадный
языческій міръ
въ имперію
христіанскую,
а царей ея —
въ вѣрныхъ
стражей Церкви
и христіанскаго
благочестія.
И всѣ попытки
послѣ Императора
Константина,
причисленнаго
Церковью къ
лику святыхъ
и наименованнаго
«равноапостольнымъ»,
возродить
язычество и
такъ или иначе
подорвать
истинное
христіанство,
неизмѣнно
кончались
крахомъ. Сила
Креста Христова
побѣждала, и
истинное христіанство
торжествовало
побѣду надъ
всѣми своими
врагами. Вотъ
почему легкомысленно
и преступно
пренебрегать
этой дивной
Божественной
силой!
Источникъ:
Архіепископъ
Аверкій. Современность
въ свѣтѣ слова
Божія. — Къ
45-лѣтію священнослуженія
и 25-лѣтію служенія
въ Америкѣ въ
Св. Троицкомъ
монастырѣ. —
Слова и рѣчи.
Томъ IV. 1974-1975 гг. —
Jordanville: Тѵпографія
преп. Іова
Почаевскаго,
1976. — С. 204-210.
http://slovo.russportal.ru/index.php?id=alphabet.a.abercius01_438