Окружное
Послание
Высокопреосвященнейшего
Митрополита
ВИТАЛИЯ
22 июня
2001 г.
Окружное
Послание
Высокопреосвященнейшего
Митрополита
ВИТАЛИЯ
Первоиерарха
Русской Православной
Церкви Заграницей
Всечестные
Архипастыри!
Возлюбленные
Отцы, Братия
и Сестры!
Желая
сохранить
мир и единство
среди нас, вновь
обращаюсь к
Вам как Первоиерарх
Русской Православной
Церкви Заграницей,
ибо считаю
своим долгом
высказать
суждение о
положении,
сложившемся
после Архиерейского
Собора, состоявшегося
в октябре 2000 г.
Признавая
Высшим органом
управления
Собор Архиереев,
которому и
я, Первоиерарх,
также подчинен,
всё же хочу
напомнить,
что нет такой
земной церковной
инстанции,
которая могла
бы быть непогрешимой
в Истине. История
сохранила
многочисленные
примеры, когда
целые поместные
Церкви очень
продолжительное
время были
заражены ересями
и другими
духовными
недугами и
это отражалось
в соборных
решениях. В
таких случаях
последующие
соборы вынуждены
были отменять
неправильные
решения предыдущих.
С большой
скорбью мы
наблюдаем
ныне смятение
и соблазн,
вызванные
среди нашего
клира и мирян
постановлениями
и Посланием
Архиерейского
Собора РПЦЗ.
Мы
должны с большим
сожалением
признать, что
некоторые
наши собратия
сочли возможным
восприять и
потщиться
проводить
иной курс нашей
Церкви, чем
то, что было
заповедано
нашими предшественниками.
Не имея
собственной
власти исправить
содеянное,
не могу и молчать
далее, видя
как последствия
наших ошибок
нарушают духовную
жизнь паствы
и вызывают
нестроения.
Считаю необходимым
в ближайшее
время, критически
пересмотрев
основные положения
и документы,
созвать новый
Собор, который
будет иметь
законное право
отменить некоторые
наши решения.
После
глубокого
осмысления
мы теперь считаем
ошибочными
некоторые
деяния Собора,
представляющие
собой попытки
сближения с
мировым экуменическим
сообществом
в целом и к
неоправданным
контактам с
Московской
патриархией,
в частности.
Это нашло своё
отражение в
следующих
документах
и решениях
Собора:
1. Так
называемая
«социальная
концепция»
Московской
патриархии
- это чисто
римо-католическое
понятие, чуждое
Православной
Церкви и, несмотря
на свои, может
быть, и добрые
декларации,
отнюдь не несущее
в себе чего-либо
хорошего для
православного
человека. Эта
доктрина не
несёт на себе
никакого отпечатка
покаяния за
прошлые ошибки
и ни в коей мере
не может перечёркивать
предательскую
Декларацию
1927 г.
«Прославление»
Свв. Новомучеников
Московской
патриархией,
совершённое
под давлением
верующего
народа, сопровождённое
рядом унизительных
оговорок,
полностью
исключающее
эсхатологическое
значение
цареубийства
- не может нас
радовать и
утешать. Мы
все знаем, что
Святые Царственные
Мученики
пострадали
именно в связи
с их Царственным
служением;
их убиение
было знаковой
частью замышленного
разрушения
Богоустановленного
православного
государства.
Своими же
компромиссами
и ложью о Царственных
Мучениках,
непризнанием
подвига Царских
слуг, Московская
патриархия
сознательно
уводит паству
от духовного
осмысления
совершённого
злодеяния.
Московская
патриархия,
которая в своё
время участвовала
в гонении
исповедников,
ни в чём не
покаявшись,
теперь их
прославляет!
Иначе, как
духовный цинизм,
совершенно
недопустимый
в Церкви, -- это
назвать нельзя.
Мы не можем
также не заметить,
что эта же печать
лжи лежит и
на «прославлении»
Новомучеников,
среди которых
Патриархия
не погнушалась
не признать
священномучеником
Иосифа Петроградского.
Мы не склонны
разделять
мнение некоторых
наших собратий
о якобы «духовном
возрождении»,
происходящем
в России. Согласно
поступающим
нам сведениям,
в России происходит
не «духовный
подъём», но
лишь «золочение
куполов» в
храмах, в которые,
по слову св.
Преподобного
Амвросия
Оптинского,
будет ходить
нельзя. В связи
с этим мы поддерживаем,
молимся и
стремимся
духовно укрепить
те наши малые
общины, которые,
несмотря на
бессовестные
постсоветские
законы, держатся
в лоне нашей
Церкви, невзирая
на все тяготы
нынешнего
бытия. Создание
некоей Комиссии
«по единству»
с Московской
патриархией
следует однозначно
признать ошибкой
Архиерейского
Собора. Никакой
подобной Комиссии
не может быть
создано, ибо
предмета для
её работы нет.
Сербская
патриархия
в 1920 году принимала
нас как бездомных
изгнанников,
сохранив за
нами канонический
статус Русской
Церкви по 39
правилу Шестого
Вселенского
Собора. За это
мы пребываем
пред ней в
неоплатном
долгу и великой
благодарности.
Но после Второй
Мировой войны,
существовавшая
при титовском
коммунистическом
правлении
Церковь, уже
не есть та Церковь
Святейшего
Патриарха
Варнавы, которая
в своё время
приютила русских
изгнанников.
Подчинение
властям и участие
в межцерковном
экуменическом
движении не
позволяют
нам просить
о евхаристическом
единстве с
Сербской
патриархией,
возглавляемой
Патриархом
Павлом. Нам
горько сознавать,
что именно
теперь, когда
апостасийные
процессы в
мире достигли
разрушительных
высот, соборное
воззвание не
призвало паству
быть втрое
бдительной
к апостасии;
и также горько
сознавать,
что наши новые
назначения
епископов на
кафедры в
Западно-Европейской
Епархии и в
России принесли
столько смуты
и волнений.
Наши
пастыри и
благочестивая
паства всегда
шли со своими
преосвященными
бок о бок. Этим
и была сильна
Русская Православная
Церковь. Пастыри
- не есть безответственные
исполнители
высших приказаний
церковной
власти, они
в первых рядах
служителей
Христа и чад
Его. Они не
чиновники,
которых можно
направить
одним расписанием
и держать в
подчинении
угрозами; они
рабы Господни
как и все мы.
Они наша живая
сила и их нам
нужно беречь
как зеницу
ока, и не допустить,
чтобы они
предались
отчаянию и
ушли в раскол,
дабы с ними
не понести
эту страшную
ответственность.
Я, как
четвёртый
Первоиерарх
Русской Православной
Церкви Заграницей,
продолжаю
непреклонно
идти по стопам
Блаженнейших
Митрополитов
Антония, Анастасия
и моего блаженнейшего
предшественника
Митрополита
Филарета, мощи
которого были
обретены
нетленными
в 1998 году, что
является явным
знаком свыше
истинности
пути, по которому
он всю свою
жизнь шёл. Посему
призываю всех
вас к терпению
и прошу не делать
скоропалительных
выводов и
поступков.
Мы живём в
непростое
время. И враг
нашего спасения
всегда готов
уловить нас
в свои сети.
Я же
вновь обращаю
к вам свой призыв:
«... не бойтесь,
малое стадо,
/Лк., 12, 32/ Господь
с нами ! А ежели
Господь с нами,
кто против
нас ?! Не забывайте,
что для нас
самое страшное
- отойти от
Истины, то есть
от Христа».
22 июня
2001 г. Св. Кирилла,
Архиепископа
Александрийского
Митрополит
ВИТАЛИИ Первоиерарх
Русской Православной
Церкви Заграницей
Заявление
Митрополита
Виталия Архиерейскому
Собору РПЦЗ
2001 г.
5 / 18 октября
2001 года
ЗАЯВЛЕНИЕ
Первоиерарха,
Митрополита
Виталия
Сознавая
глубину греховного
падения некоторых
членов Архиерейского
Собора нашей
Церкви, в их
интенсивном,
но ещё не высказанном
полностью
желанием
соединения
с Московской
Патриархией,
я, с полной
ответственностью
перед Богом,
русским православным
народом и перед
своей совестью,
считаю своим
архипастырским
долгом заявить,
что предстоящий
Архиерейский
Собор, имеющий
открыться 23
октября 2001 года,
нельзя назвать
иначе, как
собранием
безответственных.
Несомненно
этот собор
намеревается
обсуждать
вопросы о
возможном
соединении
с лже-церковью
Московского
Патриархата.
На днях было
получено «Братское
Послание» от
патриарха
Алексея II, которое
вызвало, к моей
глубокой скорби,
радостную
реакцию у многих
клириков нашей
Церкви. Они
даже послали
восторженное
обращение к
Собору, прося
Собор положительно
реагировать
на это послание
патриарха.
Их обращение
было подписано
18-ю с лишним
клириков нашей
Церкви. А сколько
есть ещё тех,
которые боятся
высказаться
открыто? Не
видя иного
выхода из
создавшегося
положения и
не желая нести
ответственности
за окончательную
гибель вверенной
моему попечению
Русской Православной
Церкви Заграницей,
я заявляю:
Я считаю
себя законным
наследником
всех предыдущих
митрополитов
нашей Святой
Зарубежной
Церкви: первого,
Митрополита
Антония, потом
Митрополита
Анастасия,
и, наконец,
Митрополита
Филарета. Я
являюсь четвёртым
Митрополитом
нашей Русской
Православной
Зарубежной
Церкви и до
последнего
времени, с Божьей
помощью, я
продолжал
вести сей святой
корабль прямым
путем по грозным
волнам житейского
моря, избегая
подводные
скалы, внезапные
мели и глубокие
ямы, всасывающие
корабли на
дно морское.
К сожалению
настало судьбоносное
время, когда
я понял и оценил
тот печальный
факт, что между
мною и другими
архиереями
нашего Синода
больше нет
единомыслия
и единодушия.
Это я им сказал
на прошлом
Синоде, когда
после начала
первого заседания
я огорчённый,
полностью
оценив свое
одиночество
среди других
архиереев,
ушёл с собрания.
На основании
этого и только
этого, я согласился
уйти на покой
и буду считаться
Митрополитом
Русской Православной
Зарубежной
Церкви на покое.
В этой Церкви
я родился, был
крещён и умру,
когда придёт
время.
Я хочу
ещё дополнительно
заявить во
всеуслышание,
что, как Первоиерарх
Русской Православной
Зарубежной
Церкви, я полностью
отвергаю и
осуждаю какое
бы то ни было
сближение и
дальнейшее
соединение
со лже-церковью
— Московской
Патриархией.
Я также
хочу объявить,
что я снимаю
свою подпись
со следующих
документов
мною подписанных:
Подпись
под обращением
к сербскому
Патриарху
Павлу. Подпись
под согласием
образовать
комиссию по
созданию сношений
с Московской
Патриархией.
На основании
вышеизложенного,
призываю всех
православных
Архипастырей,
пастырей,
монашествующих
и верных чад
Русской Православной
Зарубежной
Церкви сплотиться
во едину рать
против всех
беззаконных
деяний и нынешнего
Собора и Московской
Патриархии.
Призываю
Божие благословение
на всех православных
русских людей
во Отечестве
и за границей,
стремящихся
идти путем
сперва св.
Патриарха
Тихона, и затем
моих блаженнопочивших
предшественников:
Митрополитов
Антония, Анастасия
и Филарета.
+ Митрополит
Виталий Первоиерарх
Русской Православной
Зарубежной
Церкви
Чрезвычайное
Заявление
Митрополита
Виталия о
возвращении
им прав Первоирерха
РПЦЗ и непризнании
законным
Нью-Йоркского
Собора 2001 г.
14 / 27 октября
2001 г.
Свято-Преображенский
скит Русской
Православной
Зарубежной
Церкви Мансонвилль,
Канада
Чрезвычайное
заявление В
связи с трагическим
развитием
противоцерковных
событий в
последние
дни считаю
своим Архипастырским
долгом заявить,
что я категорически
осуждаю следующие
действия нынешних
участников
«разбойничьего
собора», на
котором я
отказался
присутствовать
по причине
нераскаянности
тех архиереев,
которые потщились
взять новый
курс на сближение
с лже-церковью
— Московской
Патриархией
и евхаристическое
общение с
экуменистами:
Противозаконная
узурпация
церковной
власти неправославно-мыслящими
архиереями;
безосновательное
и греховное
обвинение
меня в «поддержке
раскольников»
(я никому не
позволю называть
«раскольниками»
и «бунтовщиками»
верных и преданных
пастырей и
пасомых нашей
Святой Православной
Зарубежной
Церкви); содержание
меня под домашним
арестом с
приставлением
стражника-наблюдателя,
с ведома и
«благословения»
злобно-настроенных
против меня
архиереев;
насильственное
и коварное,
в тайне от меня
выдворение
из Синодального
дома моего
личного секретаря
— т.е., фактически,
лишение меня
восстановительно-профилактического
ухода, который
особенно требуется
мне после моей
травмы руки,
боль от которой
становится
весьма тяжелой
с прекращением
этого лечения;
неблаговидно-алчное
вынуждение
у меня подписи
для переписи
записанного
на меня имущества
(к тому же —
непозволительно
повышенным
и требовательным
тоном). Желая
предотвратить
пагубные
последствия
неканонических
действий
нераскаянного
«собора»,
направленных
на любые формы
диалога или
слияние с
экуменическим
или, так называемым,
«вселенским
православием»,
видя нежелание
со стороны
большинства
архиереев
умирить и
успокоить
небывалое
смущение среди
наших священнослужителей
и паствы, а также
учитывая просьбы
некоторых
преосвященных
и многочисленных
чад Зарубежной
Церкви, я со
всей ответственностью
заявляю, что
снимаю, в согласии
с Пар. 34-м Положения
о РПЦЗ, свою
подпись о своем
добровольном
уходе на покой
и передаче
моих полномочий
архиепископу
Лавру. Имя мое
должно по-прежнему
возноситься
на богослужениях
во всех храмах
Русской Православной
Зарубежной
Церкви. В случае
непредвиденных
обстоятельств,
временно нести
полномочия
Заместителя
Первоиерарха
РПЦЗ — впредь
до избрания
нового Первосвятителя
Зарубежной
Церкви сохранившими
верность
Православной
вере архиереями
— завещается
Епископу Каннскому
Варнаве.
Еще
и еще раз призываю
к покаянию
оступившихся
в вере архиереев,
а всех верных
Архипастырей,
пастырей и
Боголюбивых
чад истинной
Церкви Христовой
к непоколебимому
стоянию в Истине
и единомысленному
и единодушному
объединению
их против
закосневающих
«сынов противления»,
непрестанно
вознося горячие
молитвы ко
Господу нашему
Иисусу Христу,
испрашивая
у Него милости
и помощи.
Да
благословит
всех нас Господь
Бог молитвами
Пречистыя
Его Матери
Пресвятыя
Богородицы
и поможет нам
Своею благодатию
противостоять
лжи, неоправданному
насилию и
Отступлению.
14/27 октября
2001 г. Муч. Назария,
Мансонвилль,
Канада
Послание
Митрополита
Виталия верным
пастырям и
чадам РПЦЗ
24 ноября
/ 7 декабря 2001 г.
14/01/М
Послание
Первоиерарха
РПЦЗ Митрополита
Виталия всем
верным священнослужителям
и пасомым
Зарубежной
Церкви 24 ноября/7
декабря 2001 г.
Св. Великомученицы
Екатерины
Возлюбленные
о Христе верные
священнослужители
и пасомые Русской
Православной
Зарубежной
Церкви.
От нас
ушли в полное
духовное
бездорожье
сторонники
и последователи
так называемого
самочинного
митрополита
Лавра, пытающегося
захватить
церковную
власть в нашей
Зарубежной
Церкви.
Увидев
нестроения
в нашей Церкви,
я возвратил
себе права
главы Церкви.
В ответ на это
Синод архиеп.
Лавра с участием
епископов
Михаила и Гавриила
воздвиг на
меня настоящие
гонения. Меня
подвергали
арестам гражданские
власти без
малейшего
указания
какой-либо
причины моей
повинности.
Исключительно
ради очищения
Церкви от подобных
отступников
с моим благословением
и участием
были совершены
хиротонии
новых епископов:
еп. Сергия
Мансонвилльского,
еп. Владимира
Сакраментского
и еп. Варфоломея
Гренадского,
верных традиционному
исповеданию
Русской Православной
Зарубежной
Церкви, идя
по стопам
Митрополитов
Антония, Анастасия
и Филарета.
Отступники
во главе с архиеп.
Лавром не могут
считаться
находящимися
в ограде Церкви.
Призываю
всех верных
чад нашей Церкви
Христовой к
стойкому
перенесению
скорбей в наше
смутное и лукавое
время и твердому
исповеданию
православной
веры.
Призываю
на всех верных
последователей
Христовой
Истины Божие
благословение
и благодарю
всех за помощь
и молитвы за
меня грешного.
+Митрополит
Виталий (подпись)
Духовное
Завещание
Первоиерарха
Русской Церкви
Митрополита
Виталия
16.01 / 25 декабря
2001 г.
Рождество
Христово
Рождественское
Послание и
Духовное Завещание
Священнослужителям
и всем верным
чадам нашей
Церкви Первоиерарха
Русской Православной
Церкви Заграницей
Митрополита
Виталия
Властолюбие
есть величайшее
зло. Ирод совершил
убиение младенцев,
лишь бы только
не потерять
власть. А Господь
наш Иисус Христос
пришёл поразить
нас не силою,
а любовью.
Скромно
и незаметно
Бог стал человеком.
Итак,
оставим худые
примеры, отложим
всякую похоть
греховную в
эти святые
дни. А тех, которые
гонят нас,
предадим суду
Божию; сами
же вооружимся
по слову Спасителя:
"в терпении
вашем стяжите
души ваша"
(Лук. 21, 19).
Мы живём
в такое время,
когда меня
могут украсть
и от моего имени
начнут вас
убеждать.
Знайте,
что из плена
я ни в чём вас
не буду убеждать.
Верьте
только моему
живому голосу;
никогда не
приобщайтесь
к Московской
Патриархии,
которая была
создана КГБ.
Никогда не
переходите
в Московскую
Патриархию,
которую никак
нельзя назвать
Церковью. Русская
Православная
Церковь Зарубежом
есть истинная
Церковь Христова,
только в Ней
пребывайте,
исповедуйтесь,
причащайтесь,
крестите ваших
детей, ибо это
есть настоящая,
Неподдельная
Российская
Церковь.
Господь
обетовал нам,
что Истинная
Церковь перейдёт
через все
превратности
и доживёт до
самого Конца
Мира.
Господь
наш Иисус Христос,
Сын Божий, всех
победит, всех
покорит под
ноги Своя, но
до этого времени
вас будут гнать,
мучить, издеваться
и считать вас
полусумасшедшими.
Крепитесь,
ибо вы будете
юродивые во
Христе. И за
всё благодарите
Бога самой
короткой молитвой:
"Господи Иисусе
Христе, Сыне
Божий, помилуй
мя грешного".
Просите помилования,
и если будем
мы помилованы
Богом, то что
нам до того,
что нас будут
считать сумасшедшими?
Но мы не сумасшедшие,
но юродивые
во Христе.
Старайтесь
молиться сердцем,
ибо когда вы
молитесь сердцем,
то вы молитесь
всем своим
существом.
Ваша молитва
дойдёт до Престола
Вседержителя,
Господа нашего
Иисуса Христа,
Всемогущего
Превечного
Бога, от Которого
получите такую
милость, такую
силу, которую
имели все
первомученики
Христовы.
За ваше
стояние в Истине,
дорогие
священнослужители,
вы получите
такую несокрушимую
силу, такую
премудрость
слова, что ей
не смогут
противостоять
бедные мудрствующие
века сего.
Вот
чего я вам завещаю
и желаю от всего
сердца, ибо
большего желания
вам я не знаю,
ибо его и нет.
Аминь.
+ Митрополит
Виталий
Неопубликованное
обращение
Митрополита
Виталия от 6
января 2002 г. с
призывом к
Примирению
и Любви
24 декабря
2001 / 6 января 2002 г.
Обращение
передано Епископом
Сергием Епископу
Иринею. Оригинал
письма хранился
в архве вл.
Сергия.
ПРИЗЫВАЕМ
ВСЕХ Преосвященных,
духовенство
и паству Русской
Церкви прислушаться
и начать исполнять
МУДРЫЙ ПРИЗЫВ
ЕЕ ПЕРВОИЕРАРХА.
-------------------------------------------
ОБРАЩЕНИЕ
Ко всем верным
архипастырям,
пастырям и
чадам Русской
Православной
Церкви Заграницей
«По
тому узнают
все, что вы Мои
ученики, если
будете иметь
любовь между
собою» (Иоан.
13, 35)
Возлюбленные
о Христе сопастыри,
братья и сёстры
нашей Русской
Зарубежной
Церкви!
Из-за
нового смущения,
которое возникло
среди наших
православных
братьев в России,
Европе, Америке
и по всему міру
именно эти
слова Спасителя
подвигают
нас всех обратить
особое снимание
на свое внутреннее
духовное
устроение.
Будем ли мы
достойны звания
подлинных
христиан, учеников
Христовых,
если самим
делом не явим
заповеданную
Господом нашим
Иисусом Христом
любовь к своим
ближним?
Объясняя
путь истинной,
живой, деятельной
веры, преп. Симеон
Новый Богослов
говорит: «Которые
(истинно) веруют,
те не только
сами не ссорятся
между собой,
но умиротворяют
и тех, которые
рассориваются,
подражая Господу»
(Т.1, стр.436).
Желая
следовать
путем Св. Евангелия
и созидания,
а не разорения
церковной
жизни, мы призываем
всех верных
РПЦЗ собратьев
по всему міру:
· Оставить
распри, раздоры,
взаимные обиды
и примириться
в Христовой
любви, испросив
друг у друга
прощения ради
распятого за
нас Сына Божия.
Мы первые следуем
своему призыву
и просим прощения
у всех, кому
когда-либо
причинили
обиду или ввели
в соблазн;
·
Объединиться
в единомыслии
о Святой Православной
Вере и смиренно
стремиться
к охранению
ея чистоты,
к любви и единству
в Господе нашем
Иисусе Христе,
а не заботиться
о том, кто может
приобрести
право «занимать
вышии места»
и иметь силу
«первенства»;
·
«Поклоняться
Богу в духе
и истине», твердо
содержа учение
Церкви Христовой
и свидетельствуя
о Вере Святых
Отцов, основанной
на Священном
Писании, Св.
Преданий и
охраняемой
Святыми Канонами.
Кроме
того, поскольку
мы искренно
стремимся
отстаивать
чистоту православного
вероисповедания
в нашей Русской
Зарубнежной
Церкви на основе
законности,
каноничности
церковного
бытия во всех
ея сферах, то
мы понимаем,
что враг рода
человеческого
будет сугубо
ополчаться
на нас, чтобы
посеять семена
вражды между
нами. Поэтому
мы должны быть
усердными к
преодолению
тех наших личных
страстей и
желаний, которые
служат к созданию
раздоров и
ссор среди
нас.
Пусть
каждый из нас
вознесет свою
сердечную
молитву к Престолу
Всевышнего,
чтобы Господь
Бог управил
и умудрил всех
нас Духом Своим
Святым и возрастил
в нас Его плоды,
кои суть: любы,
радость, мир,
долготерпение,
благость,
милосердие,
вера, кротость,
воздержание.
Дабы
таким образом,
на нашем предстоящем
Соборе все
наши деяния
были исполнены
чистоты веры,
единомыслия
и единодушия,
мира и любви,
и имели основанием
своим благоволение
и благословение
Божие, т.е. –
Самого Христа
Бога нашего,
а не «хождение
в похотех сердец
своих».
Иного
пути нет, «ибо
никто не может
положить другого
основания,
кроме положенного,
которое есть
Иисус Христос»
(1 Кор. 3, 11).
+Митрополит
Виталий
|