Прот.
Григорій Дьяченко
(† 1903 г.)
День
Владимірскія
иконы Божіей
Матери.
(Исторія
празднуемаго
событія съ
указаніемъ
на силу ходатайства
Божіей Матери
за родъ человѣческій).
Настоящій
день приснопамятенъ
для церкви и
отечества
нашего по слѣдующему
великому
историческому
событію.
Въ концѣ
14 столѣтія по
Р. Христовѣ,
въ глубинѣ Азіи
одинъ отважный
военный предводитель,
по имени Тамерланъ,
успѣлъ многочисленныя
татарскія
племена соединить
подъ своимъ
управленіемъ
въ одно громадное
полчище, чтобы
съ этимъ полчищемъ
покорить всѣ
царства. Дѣйствительно,
предъ напоромъ
дикихъ выходцевъ
азіатскихъ
степей ни одно
изъ бывшихъ
тогда государствъ
не могло устоять.
Подобно саранчѣ,
татары, предводительствуемые
свирѣпымъ
Тамерланомъ,
сокрушали все,
попадавшееся
имъ на пути.
Тысячи цвѣтущихъ
городовъ Азіи
обращены были
ими въ пепелъ
и многолюдныя
государства
сдѣлались
пустынями.
Тамерланъ,
названный
современниками
бичемъ Божіимъ,
подвигался
все болѣе и
болѣе къ Европѣ
и прежде всего
обратилъ свой
хищническій
взоръ на отечество
наше. Въ 1395 году
онъ вступилъ
въ предѣлы
Россіи, съ цѣлію
покорить Московское
государство.
Всѣ пришли въ
ужасъ, услышавъ
о нашествіи
безпощаднаго
и несокрушимаго
врага, уже достигшаго
береговъ Дона
и ознаменовавшаго
свой путь кровію
и опустошеніемъ
городовъ и
селеній русскихъ.
Бывшій въ то
время великій
князь московскій
Василій Дмитріевичъ
выступилъ съ
своимъ войскомъ
на встрѣчу
врагу и остановился
на берегу Оки
близъ Коломны.
Но не на свою
силу уповалъ
благочестивый
князь, а единственно
ожидалъ спасенія
отъ Господа,
пребывая съ
войскомъ своимъ
въ непрестанной
молитвѣ. Благочестивый
князь всѣмъ
заповѣдалъ
молиться объ
отвращеніи
нашествія
страшнаго
врага. Во всемъ
московскомъ
государствѣ,
особенно въ
первопрестольномъ
градѣ Москвѣ,
народъ съ утра
до вечера пребывалъ
въ храмахъ,
совершая молебствія
о князѣ и его
воинствѣ. Особенно
наступившій
постъ предъ
праздникомъ
Успенія Божіей
Матери былъ
посвященъ
самому строгому
воздержанію,
самымъ усерднымъ
молитвамъ и
покаянію, для
умилостивленія
гнѣва Божія.
Среди наступавшаго
бѣдствія предки
наши не могли
забыть древнихъ
милостей Божіихъ,
которыя многочастно
являемы были
отечеству
нашему заступленіемъ
Богоматери,
Защитницы рода
христіанскаго.
Въ то время, въ
предѣлахъ
московскаго
государства,
въ городѣ Владимірѣ
была чудотворная
икона Божіей
Матери, писанная,
по преданію,
евангелистомъ
Лукою и прославленная
многими чудодѣйственными
знаменіями.
По волѣ великаго
князя и митрополита
московскаго
Кипріана, для
огражденія
отъ угрожающаго
бѣдствія и
утѣшенія скорбящихъ
гражданъ столичнаго
града, эта
чудотворная
икона была
принесена изъ
Владиміра въ
Москву. Предъ
стѣнами города,
гдѣ нынѣ стоитъ
Срѣтенскій
монастырь, на
мѣстѣ, въ то
время называемомъ
Кучковымъ
полемъ, чудотворная
икона была
встрѣчена
духовенствомъ
и всѣми гражданами.
Всѣ молились
со слезами и
падали на колѣна,
не переставая
взывать: «Матерь
Божія! спаси
землю Русскую».
И не вотще была
эта прилежная
всенародная
молитва гражданъ
московскихъ.
Въ тотъ же самый
день, какъ
совершалась
эта умилительная
встрѣча въ
Москвѣ чудотворной
иконы Владимірской,
Тамерланъ, безъ
всякой видимой
причины, при
достиженіи
уже цѣли своего
отдаленнаго
похода и къ
немалому изумленію
своихъ полководцевъ
и войска, надѣявшихся
на большую
добычу отъ
грабежа столицы,
приказалъ
своимъ полчищамъ
немедленно
отступать.
Лѣтописецъ
объясняетъ,
что непобѣдимый
завоеватель
былъ побужденъ
къ столь поспѣшному
отступленію
грознымъ видѣніемъ
ему Божіей
Матери, въ видѣ
дивной Жены,
окруженной
толпами молніеносныхъ
воиновъ, преграждавшихъ
Тамерлану путь.
Современные
историки приводятъ
другія причины
отступленія
Тамерлана отъ
Москвы. Но какія
бы ни были причины
бѣгства Тамерлана
изъ Россіи,
благочестивые
предки наши
совершенно
вѣрно признавали
въ этомъ событіи
непосредственное
дѣйствіе державнаго
промысла Божія,
молитвою и
заступленіемъ
Богоматери
проявившаго
Свою спасительную
силу къ огражденію
вѣры православной
въ отечествѣ
нашемъ, какъ
разъ въ ту минуту,
когда оно находилось
на краю гибели.
По
истеченіи почти
пяти столѣтій,
это древле
бывшее явленіе
милости Божіей
столь же живо
сохраняется
въ воспоминаніи
нашемъ, ежегодно
оживляемомъ
церковнымъ
торжествомъ
крестнаго хода
изъ Кремля въ
Срѣтенскій
монастырь,
сооруженный
въ память сказаннаго
событія.
II. а)
Возблагодаримъ,
братіе, Царицу
небесную за
столь великія
благодѣянія,
явленныя къ
утвержденію
и возвеличенію
отечества
нашего, приведеннаго
къ своей славѣ
путемъ тяжелаго
испытанія,
единственно
державною
десницею Божіею.
Будемъ всегда
обращаться
къ Пречистой
Матери Божіей,
да милуетъ и
спасаетъ насъ
божественная
Любовь на всѣхъ
путяхъ жизни
нашей.
б) Напечатлѣемъ,
слуш. глубже
въ умахъ и сердцахъ
нашихъ ту отрадную
истину, что
Пресвятая
Богородица,
такъ многократно
и многообразно
являвшая предкамъ
нашимъ чудную
Свою помощь
во времена
различныхъ
бѣдствій, всегда
готова оказать
и каждому изъ
насъ таковую
же помощь, если
только мы будемъ
прибѣгать къ
Ней съ теплою
молитвою и
покаяніемъ.
Никто скорѣе
не подвигнетъ
Господа на
милость, какъ
Пресвятая
Богородица.
Нѣтъ никого
сильнѣе, чтобы
утолить праведный
гнѣвъ Его, какъ
Она, всемощная
Ходатаица!
Просите, братіе,
помощи во всякихъ
нуждахъ у сей
щедроподательной
Матери. Всѣмъ
бо предстательствуетъ
Благая, прибѣгающимъ
съ вѣрою въ
державный
покровъ Ея.
Для
утвержденія
нашей вѣры во
всесильную
помощь заступницы
рода христіанскаго
приведемъ себѣ
на память и
слѣдующія
весьма утѣшительныя
слова св. Дмитрія
ростовскаго
о важности и
необходимости
заступленія
Дѣвы Маріи.
«Когда праведный
Судія восхотѣлъ
наказать весь
міръ водами
потопа, тогда
оставилъ одно
прибѣжище
спасенія для
всѣхъ видовъ
животныхъ —
ковчегъ Ноевъ,
и кого не было
въ семъ ковчегѣ,
всѣ погибли,
а всякій, кто
былъ въ немъ
съ патріархомъ
Ноемъ, спасся
отъ потопной
смерти. Подобнымъ
образомъ тотъ
же нелицепріятный
Судія, уготовляя
вѣчное наказаніе
грѣшникамъ
по кончинѣ міра
потопомъ огненнымъ,
далъ всему роду
человѣческому
одно изряднѣйшее
прибѣжище
спасенія —
Пречистую Дѣву
Марію, простирающую
надъ нами покровъ
милосердія
Своего, и кто
прибѣгаетъ
подъ кровъ Ея,
тотъ удобно
можетъ спастись,
а кто не хочетъ
прибѣгать подъ
кровъ сей, несомнѣнно
погибнетъ въ
вѣчноогненномъ
озерѣ».
«Но
боюсь, скажу
словами того
же святителя,
чтобы Дѣва
Марія не сказала
о насъ, новомъ
Израилѣ, то же
самое, что сказалъ
Сынъ Ея и Богъ
о ветхомъ Израилѣ
(т. е. еврейскомъ
народѣ): «Іерусалимъ,
Іерусалимъ,
избившій пророковъ
и камнями побившій
посланныхъ
къ тебѣ! Сколько
разъ Я хотѣлъ
собрать дѣтей
твоихъ, какъ
птица собираетъ
птенцовъ своихъ
подъ крылья;
но вы не захотѣли».
Ибо многіе изъ
насъ, быть можетъ,
имѣютъ мало
усердія, чтобы
прибѣгать подъ
кровъ благоутробія
Дѣвы Маріи, а
нѣкоторые, быть
можетъ, и совсѣмъ
не прибѣгаютъ».
в) Съ
другой стороны
было бы оскорбленіемъ
для Богоматери
думать, что Она
покровительствуетъ
всѣмъ одинаково.
Спасаетъ Она
и злыхъ, но только
въ томъ случаѣ,
если они, «подобно
животнымъ въ
ковчегѣ, перемѣнятъ
ярость свою
на кротость:
ибо въ ковчегѣ
не терзалъ левъ
оленя, ни ястребъ
голубя, ни волкъ
овцы, ни медвѣдь
коровы, но всѣ
стояли кротко:
такъ и грѣшные
люди должны
измѣнить свой
нравъ подъ
кровомъ Владычицы
нашей, чтобы
спастись отъ
временной и
вѣчной погибели».
III. Не
лиши же насъ,
Мати Божія, по
нашимъ великимъ
прегрѣшеніямъ
тѣхъ великихъ
и богатыхъ
милостей, какими
Ты осыпала
нашихъ отцевъ
и православное
отечество наше
во всѣ времена
его христіанской
жизни! (Свящ.
Гр. Дьяченко).
Источникъ:
Полный годичный
кругъ краткихъ
поученій,
составленныхъ
на каждый день
года примѣнительно
къ житіямъ
святыхъ, праздникамъ
и др. священ.
событіямъ,
воспоминаемымъ
Церковію, и
приспособленныхъ
къ живому
проповѣдническому
слову (импровизаціи).
Составилъ по
лучшимъ проповѣдническимъ
образцамъ
Священникъ
Григорій Дьяченко.
Въ двухъ томахъ:
Томъ второй.
Второе полугодіе.
(375 поученій). —
Второе пересмотрѣнное
и значительно
дополненное
изданіе. —
М.: Изданіе
книгопродавца
А. Д. Ступина,
1897. — С. 198-200.