Архиепископ
Аверкий (Таушев)
Отпущение
грехов и мнимая
христианская
любовь и всепрощение.
«Никтоже
да плачет
прегрешении,
прощение бо
от гроба возсия»...
слышим мы в
священную и
всепразднственную
спасительную
нощь Воскресения
Христова столь
радостные
для нас слова
великого
вселенского
учителя и
святителя,
прославленного
церковного
витии св. Иоанна
Златоуста.
И
действительно!
Одним из главнейших
и важнейших
последствий
великого дела
искупления
человечества,
совершенного
Воскресшим
тридневно от
гроба Христом-Жизнодавцем,
было именно
прощение, или
отпущение
грехов.
Вот
почему, явившись
в первый же
день по Своем
Воскресении
ученикам Своим,
собранным
вместе, Воскресший
Господь, преподав
им мир, дунул
и сказал: «Приимите
Дух Свят: имже
отпустите
грехи, отпустятся
им, и имже держите,
держатся»
(Иоан. 20, 19-23).
А далее,
из книги Деяний
Апостольских
мы видим, что
св. Апостолы,
проповедуя
о Христе Распятом
и Воскресшем
из мертвых,
после сего
тотчас же
призывали
своих слушателей
к покаянию и
принятию святого
крещения «во
оставление
грехов».
«Покайтеся,
и да крестится
кийждо вас
во имя Иисуса
Христа во
оставление
грехов, и приимите
дар Святаго
Духа», — так
взывал св. Апостол
Петр к многотысячной
толпе народа,
слушавшей
его в день
Пятидесятницы
(Деян. 2, 38).
«Покайтеся
убо и обратитеся,
да очиститеся
от грех ваших»,
взывал он же
к народу, собравшемуся
вокруг него
и св. Апостола
Иоанна после
чудесного
исцеления
ими хромого
от рождения
(Деян. 3, 19).
«Бог
ныне повелевает
человеком
всем всюду
покаятися»,
говорил св.
Апостол Павел
афинянам в
своей знаменитой
проповеди
перед ареопагом:
«зане уставил
есть день (ибо
Он назначил
день), в оньже
хощет судити
вселенней в
правде (в который
будет праведно
судить вселенную)»
(Деян. 17, 30-31).
Отсюда
ясно видно,
что это «прощение»,
о котором говорит
св. Златоуст,
или «отпущение
грехов» дается
нам не безусловно,
а условно —
именно под
условием покаяния
(конечно, искреннего).
Потому-то и
Господь, даровав
Своим ученикам
власть «отпускать
грехи» Духом
Святым, в то
же самое время,
как мы видим,
дал им власть
и не прощать
грехи — очевидно
тем, кто не кается
по-настоящему:
«... и имже держите,
держатся»,
то есть: «на
ком оставите
грехи, на том
останутся»
— следовательно,
не простятся.
Как
это понятно,
как это логично,
и как совершенно
вразрез идет
с этим ясным
и определенным,
чистым евангельским
учением столь
модная теперь
пропаганда
какой-то
мнимо-христианской
любви и безусловного
всепрощения,
слишком уж
всеобъемлющего
— простирающегося
якобы даже
на врагов
Христовой
веры, вплоть
до активно-борющихся
со св. Церковью
и самою верою
в Бога вообще
несомненных
слуг грядущего
Антихриста!
Такие
лже-проповедники
модного мнимого
«христианства»
для подкрепления
своих шатких
«позиций»
очень любят
злоупотреблять
известным
изречением
Господа: «Не
судите, да не
судими будете»
(Матф. 7, 1) — особо-излюбленным
ими изречением,
которое, однако,
нисколько не
мешает им самим
судить и жесточайшим
образом осуждать
всех тех, кто
не согласен
с их лжеучением,
представляющим
собою только
весьма лукавое
искажение
евангельского
учения — подлог,
которым они
сбивают с толку
и смущают
многих.
Дабы
правильно
понимать это
изречение
Господа, надо
помнить, что
ведь Тот же
Самый Господь
наш Иисус Христос,
сказавший:
«не судите,
да не судими
будете», тут
же, непосредственно
вслед за этим,
учил: «Не дадите
святая псом,
ни пометайте
бисер ваших
пред свиниями,
да не поперут
их ногами своими
и вращшеся
расторгнут
вы» (Матф. 7, 6).
Кто
же это такие
эти «псы» и
эти «свинии»?
Под
этими «псами»
и «свиниями»
Господь разумел
нравственно-развращенных
людей, неспособных
к принятию
евангельской
Истины, которым
все священное
и духовное
чуждо и даже
противно,
поскольку
цены его они
не могут понять.
Это — люди
морально-падшие,
нечестивые
и злые, которые
часто только
глумятся над
евангельской
Истиной, попирают
ее и могут
обратиться
яростно и на
самих проповедников
ее, причинив
им разные беды
и даже смерть
(см. толкования
св. Иоанна
Златоуста,
Еп. Михаила
и др.).
Не ясно
ли из этого,
что словами:
«Не судите,
да не судими
будете» Господь
вовсе не воспрещает
давать нравственную
оценку людям
— проводить
различие между
добрыми и злыми
людьми? И не
только не
воспрещает,
а как мы увидим
далее, даже
предписывает
это делать.
Так,
Господь прямо
повелевает
обличать
согрешившего
брата.
«Аще
согрешит к
тебе брат твой,
иди и обличи
его между тобою
и тем единем:
аще тебе послушает,
приобрел еси
брата твоего»...
(Матф. 18, 15).
Мало
того! к такому
благоразумному
и христианскому
суду над согрешившим
братом не только
разрешается,
а даже предписывается
привлекать
и других братий:
«...Аще
ли тебе не
послушает,
поими с собою
еще единаго
или два, да при
устех двою
или триех
свидетелей
станет всяк
глагол» (Матф.
18, 16).
Но и это еще
не все! Если
брат продолжает
упорствовать
в творимом
им зле, то надо
«поведать»
о том Церкви,
то есть церковной
власти, получившей
от Самого Господа
благодатное
право «вязать
и решить»:
«...
Аще же не послушает
их, повеждь
Церкви: аще
же и Церковь
преслушает,
буди тебе якоже
язычник и мытарь»
(Матф. 18, 17).
Эти
последние
слова — самые
страшные и
совершенно-неприемлемые
для извращенной
мнимо-христианской
идеологии
современных
пропагандистов
либерального
модного
нео-христианства,
ибо они идут
совсем вразрез
с их основными
установками.
Но
нравятся ли
они или не
нравятся
кому-нибудь,
их из Евангелия
никак не выбросишь:
ведь это — слова
Самого Господа
нашего Иисуса
Христа.
Как
же можно с ними
не считаться?
Но современные
нео-христиане,
в составе которых
теперь числятся
и ученые богословы
и многие высокие
иерархи, с
настоящим,
подлинным
Христовым
Евангелием
вовсе не желают
считаться, а
самочинно
фабрикуют
себе свое
собственное
«евангелие»,
как это в свое
время сделал
и их идейный
предшественник
мрачной памяти
Лев Толстой.
Увы!
Для многих
современных
весьма нестойких,
нетвердых в
истинно-христианской
вере «христиан»
это — большое
искушение,
соблазн, совершенно
сбивающий их
с правого
пути.
«Не судите,
да не судими
будете!»
Как
это кажется
привлекательным
в нео-христианском
кривотолковании:
«Я не буду мешать
тебе грешить,
а ты за это мне
не мешай грешить!»
Вот
ведь в каком
ужасающем,
извращенном,
преступном
преломлении
предстает
перед нами
этот священный
текст в наше
время!
А на
самом деле,
мы должны знать
и помнить, что
осуждение
осуждению
рознь: что есть
разные виды
осуждения.
Одно
осуждение —
греховное, а
другое, как
мы уже видели,
не только не
греховно, а
предписывается
самим Евангелием.
И
это вполне
понятно: ибо,
если мы никогда,
никого и ни
в каких случаях
не будем осуждать,
то мы скоро
потеряем всякую
способность
различать
добро и зло,
и легко сможем
сами быть увлечены
на путь зла.
Величайший
из рожденных
женами, святость
и безупречная
нравственная
высота которого
засвидетельствована
Самим Христом-Спасителем,
св. Предтеча
Господень
Иоанн, видя
идущих к нему
фарисеев и
саддукеев,
говорил им:
«Порождения
ехиднова, кто
сказа вам бежати
от будущаго
гнева?» (Матф.
3, 7).
Что это? Греховное
осуждение?
Сам
Господь наш
Иисус Христос,
предлагавший
Своим последователям
брать пример
с Него, говоря:
«Научитеся
от Мене, яко
кроток есмь
и смирен сердцем»
(Матф. 11, 29), тем не
менее не раз
употреблял
в отношении
к закореневшим
во зле грешникам,
не желавшим
внимать Его
Божественному
учению, то же
самое выражение:
«порождения
ехиднова!» и
нередко обращался
к окружавшим
Его людям,
особенно к
книжникам и
фарисеям, с
весьма резкими
словами осуждения:
«род лукавый
и прелюбодейный!»
(Матф. 12, 39), «о, роде
неверный и
развращенный,
доколе буду
с вами, доколе
терплю вам?»
(Матф. 17, 17). Книжников
и фарисеев
Он постоянно
называл: «лицемерами»,
«безумными
и слепыми»,
«змеями» (Матф.
15, 7; 16, 3; 16, 6-12; вся 23-я глава),
царя Ирода
называл однажды
«лисицей»
(Лук. 13, 32); «поносил»,
как выражается
само Евангелие,
целые города:
Хоразин, Вифсаиду
и Капернаум
за то, что они
«не покаялись»
(Матф. 11, 20-24).
Мало
того! Мы знаем
из Евангелия,
что кроткий
и смиренный
Господь, молившийся
впоследствии
за Своих распинателей:
«Отче, отпусти
им: не ведят
бо что творят»
(Лук. 23, 34), не только
употреблял
резкие слова
осуждения,
но прибегал
иногда и к очень
сильным и
решительным
мерам физического
воздействия:
так, Он дважды
— в самом начале
Своего общественного
служения — и
вторично — в
самом конце
его, незадолго
до Своих крестных
страданий,
совершил изгнание
торгующих из
храма. Живо
и образно передают
нам об этих
событиях св.
евангелисты.
Не будучи в
состоянии
стерпеть
безобразного
торгашества,
которое завели,
под покровительством
самих священников
и даже при участии
первосвященников,
имевших большой
доход от продажи
голубей, иудеи
в иерусалимском
храме, Господь
Иисус Христос,
«сделав бич
из веревок,
выгнал из храма
всех, и овец
и волов, и деньги
у меновщиков
разсыпал, а
столы их опрокинул»,
сказав при
этом продавцам:
«Дома Отца
Моего не делайте
домом торговли»
(Иоан. 2, 14-17). А после
Своего торжественного
входа во Иерусалим
перед Своими
страданиями,
Он снова, войдя
в храм, «выгнал
всех продающих
и покупающих,
опрокинул
столы меновщиков
и скамьи продающих
голубей, и говорил
им: написано:
Дом Мой Дом
молитвы наречется,
а вы сделали
его вертепом
разбойников»
(Матф. 21, 12-13; Марк.
11, 15-17; Лук. 19, 45-46).
Что
же это такое?
И
как далеко
это от той
мнимо-христианской
«любви» и
всеобъемлющего
«всепрощения»,
которые проповедуют
современные
либералы -
«нео-христиане»!
И не найдут
ли они, более
«любвеобильные»,
чем Сам Господь,
такие слова
и действия
Безгрешного
Господа греховными
и недопустимыми,
противоречащими
Его учению:
не заклеймят
ли они их столь
излюбленными
ими выражениями
«мракобесия»,
«черносотенства»,
«мрачной
средневековщины»,
«ретроградства»,
«инквизиции»
и т. под.?
Но можем
ли мы думать,
чтобы Господь
наш, Воплотившийся
Единородный
Сын Божий,
пришедший на
землю ради
спасения нас,
людей, ради
научения нас
Божественной
Истине и жизни,
согласной с
нею, противоречил,
в чем бы то ни
было, Сам Себе
— поступал
вопреки Своему
собственному
учению?
Об
этом, конечно,
не может быть
и речи: думать
так было бы
величайшим
кощунством!
Но
вот Он так
поступал!
Следуя
примеру Самого
Господа, и Его
Святые Ученики
и Апостолы
не боялись в
нужных случаях
«осуждать»
людей, упорно
противившихся
той Евангельской
Истине, которую
они проповедывали,
и прибегать
иногда к самым
решительным
мерам воздействия
для обуздания
и пресечения
зла.
Так, св.
Апостол Петр
сурово осудил
за допущенный
ими обман Ананию
и Сапфиру, которые
были наказаны
мгновенною
смертью только
за то, что «утаили
из цены земли»,
проданной
ими, некую часть,
вместо того,
чтобы полностью
принести все
в жертву Церкви
(Деян. 5, 1-11).
Св.
первомученик
Архидиакон
Стефан открыто
при всех, в
заседании
синедриона,
осудил своих
сородичей
иудеев, назвав
их «жестоковыйными»
и «людьми с
необрезанным
сердцем и ушами»,
и обвинив их
в том, что они
«всегда противятся
Духу Святому,»
что они «убивали
пророков» и,
наконец, «сделались
предателями
и убийцами»
Самого Господа
Иисуса Христа,
о пришествии
Которого
предвозвещали
эти пророки
(Деян. 7, 51-52).
Св.
Апостол Петр
осудил Симона-Волхва
за его попытку
купить благодать
Св. Духа за
деньги, сказав
ему: «сребро
твое да будет
с тобою в погибель...
вижу тебя
исполненнаго
горькой желчи
и в узах неправды»
(Деян. 8, 18-23).
Св.
Апостол Павел,
во время своего
первого миссионерского
путешествия,
сурово осудил
волхва-лжепророка
Вариисуса,
или Елиму,
пытавшегося
отклонить от
веры во Христа
проконсула
Сергия Павла,
сказав ему:
«О, исполненный
всякаго коварства
и всякаго
злодейства,
сын диавола,
враг всякой
правды!» и наказал
его слепотою
(Деян. 13, 6-12).
Что
это? Греховное
осуждение?
Отсутствие
христианской
любви у Апостолов?
Тот
же св. Апостол
Павел, когда
новообращенные
им к вере во
Христа Коринфяне
донесли ему,
что в их среде
завелся отвратительный
гнусный грех
кровосмешения
— что «некто,
вместо жены,
имеет жену
отца своего»,
не сказал им
на это: «Не
судите, да не
судими будете!»
или: «Что ты
смотришь на
сучок в глазе
брата твоего,
а бревна в своем
глазе не чувствуешь?»
Нет! ничего
подобного!
Св. Апостол
тотчас же осудил
этого грешника,
и Коринфянам
повелел осудить
его, вынеся
ему строжайший
приговор и
наказание:
«Предать его
сатане во
измождение
плоти, чтобы
дух был спасен
в день Господа
нашего Иисуса
Христа» (1 Кор.
5, 1-5).
Мало того!
Св. Апостол
Павел предписал
затем Коринфянам
вообще «не
сообщаться
с блудниками»
и не только
с блудниками,
но и с «лихоимцами»,
или «хищниками»,
или «идолослужителями»
и со всеми теми,
«кто называясь
«братом» (то
есть, «христианином»)
«остается
блудником,
или лихоимцем,
или идолослужителем,
или злоречивым,
или пьяницею,
или хищником;
с таким даже
и не есть вместе...
извергните
развращеннаго
из среды вас»
(1 Коринф. 5,
9-13).
Приведенных
нами выше мест
Священного
Писания, кажется,
более чем
достаточно,
чтобы видеть,
как надо правильно
понимать слова
Господа: «Не
судите, да не
судими будете!»,
то есть убедиться
в том, что эти
слова отнюдь
не исключают
всякого рода
осуждения
ближнего —
что есть «осуждение»
не только
позволительное,
но даже необходимое,
предписываемое
самим Законом
Божиим и совестью,
так как истинный
христианин
не может относиться
к явному злу
и греху равнодушно,
не замечать
его и мириться
с ним, под лукавым
предлогом
«неосуждения»,
«христианской
любви» и
«всепрощения».
Надо
хорошо знать
и помнить, что
совершенно
чуждо истинного
христианства
зловредное
Толстовское
учение «о
непротивлении
злу» (кстати
сказать, погубившее
нашу несчастную
Родину-Россию
и ввергнувшее
ее в страшные
кровавые ужасы
большевизма!):
всякий истинный
христианин
— непримирим
ко злу, где бы
и в ком бы он
его ни встречал.
Примеру
Самого Господа
Иисуса Христа
и Его Святых
Апостолов
следовали
затем на протяжении
всей истории
Церкви и все
истинные
христиане,
всегда осуждавшие
зло и боровшиеся
с ним, хотя бы
это стоило
им всевозможных
тяжких лишений
и даже самой
жизни.
Так
боролись со
злом темного
язычества и
идолопоклонства
святые мученики,
не только пассивно
умиравшие за
Имя Христово,
но и весьма
решительно
осуждавшие,
иногда в весьма
резких словах
и выражениях
и даже действиях
заблуждения
и нечестие
идолопоклонников.
Решительно
и безкомпромиссно
боролись с
лжеучителями-еретиками
Святые Отцы
Церкви, отнюдь
не считая еретиков
«инакомыслящими»
(как это стало
модно в наше
время выражаться!),
к которым надо
проявлять
«терпимость»,
к которым надо
«подходить
с пониманием»,
а разсматривая
их, как «лютых
волков, не щадящих
стада», по
выражению
Слова Божия
(Деян. 20, 29), и сурово
осуждая их
на Вселенских
и Поместных
Соборах, всячески
предостерегая
от общения с
ними правоверующих,
и предавая
их анафеме.
Что
это? Греховное
осуждение
или отсутствие
любви?
Нет! Это
не более, как
вполне законное
применение
в жизни слов
св. Апостола:
«Какое может
быть общение
у света со тьмою?
Какое согласие
между Христом
и Велиаром?
или какое
соучастие
вернаго с
неверным?»
(2 Коринф. 6, 14-15).
И
Преподобные
Отцы наши и
Матери — христианские
подвижники
и подвижницы
— «осуждали»
этот мiр, во зле
лежащий, самим
фактом своего
ухода из него.
Они следовали
призыву Слова
Божия: «Изыдите
от среды их
и отлучитеся,
и нечистоте
не прикасайтеся,
и Аз прииму
вы, глаголет
Господь, и буду
вам во Отца,
и вы будете
Мне в сыны и
дщери» (2 Коринф.
6, 17-18).
А теперь,
в переживаемое
нами страшное
время циничного
и откровенного
лютого безбожия,
мы, как христиане,
верные Христу-Спасителю
и Его Истинной
Церкви, не можем
не осуждать
со всею решительностью
безбожников
и кощунников,
лютых богоборцев,
стремящихся
искоренить
во всем мiре
веру Христову,
и разрушить
Святую Церковь
— осквернивших
Отечество
наше и надругавшихся
над нашими
Святынями.
Не
можем мы не
осуждать и
всех тех, кто
сотрудничает
с ними, кто
поддерживает
их и содействует
укреплению
их власти, помогая
им, тем самым,
в их адских
замыслах.
Мы
осуждаем слуг
грядущего
Антихриста
и самого
Антихриста...
Неужели
все это есть
греховное
осуждение,
запрещаемое
Евангелием,
как пытаются
убедить нас
в этом современные
умники — нео-христиане,
исполненные
какой-то необыкновенной
«сверхлюбви»
и всеохватывающего
«всепрощения»?
Пусть
не лгут они
на Господа и
на Его Святое
Евангелие!
Пусть
не приписывают
себе, в своей
фарисейской
гордыне и
самообольщении,
любви большей,
чем имела ее
Сама Воплощенная
Любовь — Господь
и Спаситель
наш!
А как надо
правильно
понимать изречение
Господа: «Не
судите, да не
судими будете!»
это прекрасно
объясняет
великий Отец
Церкви св. Иоанн
Златоуст:
«Здесь
Спаситель не
все вообще
грехи повелевает
не судить и
не всем без
исключения
запрещает
это делать,
но тем только,
которые, сами
будучи исполнены
безчисленных
грехов, порицают
других за
маловажные
какие-нибудь
проступки.
Христос указывает
здесь и на иудеев,
которые, будучи
злыми обвинителями
своих ближних,
в каких-нибудь
маловажных
и ничтожных
поступках,
сами безсовестно
творили великие
грехи» (см. том
7, стр. 260).
Следовательно,
запрещается
не суждение
о поступках
ближнего и
не осуждение
злых его поступков
само по себе,
а злое чувство
в душе по отношению
к ближнему,
со стороны
человека, который
сам так же грешит,
или даже еще
больше, не думая
о своем собственном
исправлении.
Запрещается
не объективное
«суждение»
о ближнем, не
безпристрастное
осуждение
его недоброго
поведения, а
злые пересуды,
злоречие,
происходящее,
как это часто
бывает, из
каких-либо
самолюбивых
и нечистых
побуждений
— из гордости
и тщеславия,
из зависти
или обиды.
Иными
словами, запрещается
всякая злоба
и злорадство
в отношении
грешащего
ближнего, на
личной почве,
а отнюдь не
справедливая,
чисто-идейная,
принципиальная,
безстрастная
оценка его
поступков и
поведения,
каковая не
только не противна
Евангелию и
не предосудительна,
а наоборот —
даже необходима,
дабы мы не стали,
в конце концов,
относиться
безразлично
к добру и злу,
и зло не восторжествовало
бы, вследствие
этого, в мiре.
Великое
преступление
поэтому совершают
те современные
пастыри, которых
лучше было
бы назвать
лже-пастырями,
кои, под благовидным
предлогом
мнимой христианской
«любви» и
«всепрощения»,
сознательно
или безсознательно,
учат своих
пасомых толстовскому
«непротивлению
злу».
Какое
это страшное,
безпросветное
лукавство!
Какое
это подлинное
фарисейское
лицемерие!
«Совсем
никого и ни
за что не осуждать»
— такого настроения
в современном
христианском
обществе только
и хотят добиться
слуги грядущего
Антихриста,
для того, чтобы
им легко и
просторно
было действовать,
подготовляя
в мiре обстановку,
благоприятную
для скорейшего
воцарения их
«Властелина».
Неужели
в наше время
каждому честному
и сознательному
христианину
еще может быть
не ясно, что
безусловное
«всепрощение»
нужно лишь
врагу Христову
— Антихристу,
дабы люди
окончательно
потеряли чувство
различения
добра и зла,
помирились
бы со злом, охотно
приняли его,
а затем — и самого
Антихриста,
не помышляя
о борьбе с
ним?
Это — не
больше, как
лицемерно-фарисейское
лукавство
врага, жаждущего
нашей погибели!
Ведь
если бы христианское
всепрощение,
дарованное
нам Воскресшим
Христом-Спасителем,
простиралось,
так сказать,
автоматически
и на тех, которые
не желают каяться
и исправлять
свою жизнь,
тогда не давал
бы Господь
Своим Апостолам,
а в лице их и
всем их преемникам,
пастырям Церкви,
наряду с властью
«разрешать
грехи» власть
«вязать» их
и не сказал
бы, явившись
им по Воскресении:
«Имже отпустите
грехи, отпустятся
им, и имже держите,
держатся»,
то есть: не
отпустятся
(Иоан. 20, 23).
Какая,
в самом деле,
безпредельная
и безразсудная
дерзость —
считать себя
любвеобильнее
Самого Бога
и «исправлять»
Евангелие
Христово, сочиняя
какое-то свое
собственное
«евангелие»!
Будем
же всячески
беречь себя,
братие, от этой
лукавой закваски
современного
фарисейства!
Решительно
борясь со всякими
самомалейшими
проявлениями
зла и греха
в своей собственной
душе, не будем
бояться вскрывать
и изобличать
зло повсюду,
где оно в современной
жизни себя
обнаруживает
— не по гордости
и по самолюбию,
а единственно
— по любви к
истине. Наша
главная задача
в это лукавое
время лживого
безстыдства
— сохранить
всецелую верность
и преданность
подлинной
Евангельской
Истине и Начальнику
нашего спасения
— воскресшему
тридневно из
гроба Xристу-Жизнодавцу,
Победителю
ада и смерти.
Архиепископ
Аверкий
(Таушев)
Современность
в свете Слова
Божия. Слова
и речи. Том 2.