ЧУДО
ОБНОВЛЕНИЯ
ФОТОПОРТРЕТА
МИТРОПОЛИТА
АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО)
В ХАРЬКОВЕ
1994г.
Обновившийся
портрет Блаженнейшего
митрополита
Антония (Храповицкого)
Новое
знамение Божие
Недавно
в Харькове
произошло чудо
Божие свидетельствующее
о неоскудевающей
милости
Господа-Пастыреначальника
к Его чадам.
Случилось
следующие.
Бывшая катакомбная
харьковская
община не решалась
присоединиться
к РПЦЗ и находилась
в неопределенном
состоянии. И
вот однажды,
когда насельницы
этой общины
пробудились
от ночного сна,
то они увидели,
что старый
фотографический
портрет митрополита
Антония (Храповицкого)
обновился.
Портрет давно
уже хранился
в общине и был
совсем черный,
а тут он вдруг
просветлел
(см. фотографию).
Это чудо в
значительной
степени повлияло
на решение
общины присоединиться
к РПЦЗ, что случилось
вскоре.
Обновившийся
портрет является
очень редким
портретом
митрополита
Антония. Будущий
первоиерарх
Русской Зарубежной
Церкви выглядит
на этом портрете
еще довольно
молодо. По всей
вероятности
портрет был
написан в бытность
владыки Антония
архиепископом
Харьковским.
Преосвященный
Антоний был
назначен на
Харьковскую
кафедру в 1914 году.
Нам кажется,
что чудо обновления
портрета митрополита
Антония неслучайно
произошло в
Харькове. Задумаемся
над словами
Владыки Антония.
сказанными
впервой проповеди
к харьковской
пастве. Безусловно
эти слова относятся
и к нам, сегодняшним
христианам.
На своем
первом богослужении
в Харькове
Владыка Антоний
обратился к
пастве со следующей
проповедью:
«Святые апостолы,
обходя грады
и веси, увещевали
христиан ко
благочестию,
говоря повсюду,
что «многими
скорбями подобает
войти в Царствие
Небесное». А
когда умиленные
первой проповедью
апостола Петра
уверовавшие
иудеи спрашивали:
«что нам делать?»,
то он... увещевал
говоря: «спасайтесь
от рода сего
развращенного».
Слова эти сохранили
свое полное
значение для
всех христиан
в продолжении
веков мученичества,
когда их преследовали
за самое вступление
в христианскую
Церковь... Однако,
и в дальнейшие
века, когда
христианство
стало господствующей
верою в мире,
увещания эти
не потеряли
своего значения,
и без скорбей
спастись невозможно,
а развращенные
обычаи нашли
себе место и
в христианском
обществе, так
что желающие
спасти душу
должны всегда
помнить слова
апостола: «спасайтесь
от рода сего
развращенного»...
Спросите
вы, — продолжает
свою проповедь
владыка Антоний,
— почему именно
этими изречениями
открываешь
ты свою проповедь?
Ведь, если
христианское
общество и не
чуждо развращенных
обычаев, то
неужели настолько,
чтобы призывать
верных как бы
к полному отрешению
от господствующего
настроения
современности?...
Конечно, ответим
мы, такое недоумение
было бы вполне
естественным
лет 250 тому назад,
когда главным
содержанием
русской жизни
было стремление
к христианскому
совершенству,
когда вся Русь,
начиная от
царских дворцов
и кончая хижинами
бедняков,
представляла
собой как бы
один молящийся
и трудящийся
монастырь...
Но, увы! Те времена
миновали и
жизнь быстрыми
шагами приближается
к подобию
древне-римского
язычества, и
за христианское
благочестие
приходится
вновь принимать
скорби, а сохранять
его возможно
только так, как
хранили его
ученики святых
апостолов, в
точности исполняя
их слова: «Спасайтесь
от рода сего,
развращенного»».
Последующие
слова владыки
Антония обращены
как бы непосредственно
к нам, сегодняшним
христианам.
«Настоящее
время, — сказал
далее преосвященный
Антоний, — стало
еще враждебнее
Евангелию.
Правда, теперь
общество потеряло
слепую веру
своих отцов
в нелепое учение
материалистов:
оно перестало
отрицать возможность
всего сверхъестественного,
чудесного —
оно даже провозгласило
новую идею
богоискательства....
но, повторяю,
даже мрачный
тип самоуверенного
и тупого нигилиста
далеко не так
враждебен
Христовой
истине, как дух
современной
жизни.
Тогда
люди заблуждались
и ошибались,
теперь они
просто не хотят
знать истины...
Тогда шли против
Бога и родины,
думая, что служат
добру и истине,
теперь ненавидят
самую истину
и смотрят на
жизнь, как на
море наслаждений...
Мы сказали,
что теперь не
отрицают чудес,
но радоваться
этому не приходится,
ибо сыны современности
мнят достигнуть
общения с небом
не единым от
Христа указанным
путем доброделания,
а либо бессмысленными
приемами колдовства,
либо иными
нелепыми приемами...
Вот в каком
положении
находится
благочестивый
христианин
в современном
обществе, особенно
в больших городах...
Проведете
ли вы свой взгляд
от нравственно
обнищавшей
личной жизни,
к тем бесконечным
разводам и
распадам браков,
которые поставили
современную
семью ниже быта
эскимосов, —
вы и здесь найдете
подтверждение
апостольских
слов: «так как
они не заботились
иметь Бога в
разуме, то предал
их Бог превратному
уму делать
непотребства,
так что они
исполнены
всякой неправды
— блуда, лукавства,
корыстолюбия,
злобы...» И все
это увенчивается
постоянными
самоубийствами,
коими дух
современности
сам себе произносит
смертный приговор.
Спасайтесь
же, братие,
«спасайтесь
от рода сего
развращенного».
Всех
близких Своих
спасти не мог
и Спаситель,
но если в каком
обществе, в
каком городе
могучей струей
разливается
учение слова
Божия, собирается
сонм благочестивых
на одушевленную
молитву и подъемлются
подвиги благочестия
и благотворения,
там сыны церковные
никогда не
останутся
одинокими; к
ним повлекутся
во множестве
заблудшие души,
неверие потеряет
свою горделивую
личину, и, встречая
со стороны
благочестивых
не гордо-презрительный
взгляд, а объятия
примиряющей
любви, склонит
пред ними свою
когда-то превознесенную
главу и даст
возможность
не только служителю
Христову, но
и верующему
мирянину повторить
сладчайший
глагол древнего
пророка: «Научу
беззаконныя
путем Твоим
и нечестивии
к Тебе обратятся».
Вот к
какому светлому
делу поведет
нас, братие,
решимость
принять два
приведенные
апостольские
призывы: идти
против развращенного
мира и не отступать
пред принятием
скорбей за
благочестие.
(«Жизнсописание
Блаженнейшего
Митр. Антония,
Киевского и
Галицкого»,
т. IV, Нью Йорк. 1958
г.)
Будем
же по мере сил
и сегодня стараться
следовать
наставлениям
Митрополита
Антония (Храповицкого),
ибо неслучайно,
наверное, Господь
вновь обратил
наши взоры к
этому мудрому
архипастырю,
обновив его
портрет в Харькове.
(Православная
Русь. №7 1998).
О портрете
митрополита
Антония
От
редакции
В№ 7
«ПР» за 1998 г.
рассказывалось
о чудесном
обновлении
фотографического
портрета митрополита
Антония в харьковской
общине Русской
Православной
Церкви Заграницей.
После этой
публикации
редакцией было
получено письмо
из Харькова
сообщающее
подробности
связанные с
этим событием
и совсем недавно
— сведения о
самом портрете
с которого был
сделан фотографический
снимок.
Некоторое
время спустя,
после смерти
в 1985 г., окормлявшего
харьковскую
катакомбную
общину иерея
Никиты, его
духовные чада
перешли к
старостильникам-матфеевцам.
Их окормлял
о. Иоанн из
Иноземцево
(Пятигорск). У
матфеевцев
был схи-монах
Епифаний (Чернов).
В 90-х гг. в Белгороде
харьковчанам
пришлось с ним
встретиться.
И этот Епифаний
с часу дня до
девяти часов
вечера проповедовал
против митрополита
Антония. Из
Харькова приехало
пять человек
и все были в
ужасе, так как
знали митрополита
Антония, как
великого подвижника,
служителя
истины и святого
человека.
Противоречить
они не могли,
так как были
в чужом доме
— хозяева были
на стороне
чернеца Епифания.
Они торжествовали,
а харьковчане
скорбели. После
этой встречи
в Харьков приехал
о. Иоанн, он очень
простой, доступный,
отслужил литургию,
все причащались.
Потом за трапезой
одна из прихожанок
стала просить
о. Иоанна не
осуждать
блаженнейшего
митрополита
Антония. О. Иоанн
сказал: «Никогда».
После этого
все со скорбью
в душе поехали
по домам. И вот
в этот самый
день засиял
фотопортрет
митрополита
Антония. В 1994 году
о. Иоанн еще
раз приехал
в общину с книгами
против митрополита
Антония. Здесь
уже старшая
в общине, находясь
в своем доме,
начала просить
о. Иоанна не
осуждать митрополита
Антония и указала
на обновившийся
портрет.
На что
о. Иоанн сказал:
«Это еще ничего
не значит».
Чернец Епифаний
умер в ноябре
1994 г. В общине
думали, что с
ним умрет и
вражда против
митрополита
Антония, но о.
Иоанн и после
его смерти
продолжал
распространять
клевету на
митрополита
Антония. Еще
о. Иоанн против
Митрополита
Виталия, против
о. Никиты, против
почитания
святых Царственных
Мучеников. И
вот на этой
почве община
прекратила
у него окормляться
и присоединилась
к Русской
Православной
Церкви Заграницей.
Почитая митрополита
Антония, к тому
же в прошлом
бывшего Харьковским
архиепископом.
+ + +
Примерно
через год, после
публикации
в «ПР», был обретен
и сам оригинальный
портрет митрополита
Антония. Этот
портрет написан
маслом на холсте.
К сожалению,
я почти ничего
не знаю о происхождении
портрета митрополита
Антония, который
находиться
сейчас у меня.
Мне этот портрет
подарила одна
старушка, примерно
через год после
обновления
фотопортрета
в катакомбной
общине. По моему
предположению
портрет принадлежал
катакомбной
монахине, жившей
у соседей той
старушки, которая
подарила мне
портрет.
Портрет
написан маслом
на холсте и
наклеен на
фанерный лист.
Портрет кажется
не очень старым,
возможно, это
копия с более
старого портрета.
Но по некоторым
признакам он
совпадает с
фотопортретом,
который находится
в катакомбной
общине. Думаю,
что обновление
фотопортрета
и обретение
портрета не
случайность,
и только по
грехам нашим
пока истинные
причины происшедшего
сокрыты.
Александр
Валентинович
Катрич, Харьков,
2001 г.
(Православная
Русь. №4 2001).
Источник:
http://www.eshatologia.org/753-chudo-obnovlenia-fotoportreta-mitropolita-antonia-1994.html