Л.
Северский
СУЩНОСТЬ
МОНАРХИЧЕСКОЙ
ИДЕИ
Основные
положения
Монархия
есть образ
правления, но
она не только
образ, форма
правления, но
и совокупность
определенных
идей духовного,
государственного
и общественного
порядка Монархия
характеризуется
принципами
наследственной
власти, единоначалия
(а не только
единовластия
как диктатура)
и, главным образом,
в особенности
монархии русской,
приматом
(первенством)
нравственного
начала. Православное
сознание воспринимало
это как личное
служение царя
Богу и своему
народу. Богом
ему врученному.
Это не карьера,
не вершина
могущества,
но христианский
подвиг, избранность,
а не выборность,
бессменная
стража, историческая
ответственность.
Российский
Император стоит
над народами,
классами, племенами
и партиями. Он
верховный
арбитр, природный
глава страны,
которого даже
смерть не освобождает
от долга, ибо
его наследие
остается в
роде-династии.
До него не
доплескиваются
волны человеческого
эгоизма, зависти
и злобы, ибо
ему нечего
желать для себя
лично и не у
кого заискивать
Его власть
опирается не
на хитроумные
политические
комбинации,
случайное
большинство
голосов или
мощный полицейский
аппарат, а на
нравственный
закон, принцип
царского
служения.
Для
верующих - это
"милость Божия",
для остальных
- это государственная
преемственность,
исторический
стимул, наконец,
для всех исстрадавшихся
за время русской
Смуты - это тихое
убежище, право
каждого свободно
жить и работать
под защитой
праведной и
законной верховной
власти.
В республике
самый талантливый
президент
зависит от
выбравшего
его большинства,
вольного вернуть
сегодняшнего
главу государства
к биржевым
операциям или
бракоразводным
процессам. В
монархии - и
только в ней
- сохраняется
в чистоте принцип
незаинтересованности
и независимости
верховной
власти. Монархия
не определяет
соотношение
сословий и
классов внутри
государства:
большевицкий
миф о монархии,
как о власти
"попов, капиталистов
и помещиков"
рассчитан на
невежество
толпы.
На самом
деле почти
везде и всегда
монархи опирались
на беднейшие
слои населения,
защищая их от
притеснений
богатых. Тенденция
же ограничивать
и даже свалить
монархию обычно
была у высших
классов, стремящихся
расширить свои
привилегии
за счет Короны
и народа. Когда
в этих слоях
идея государственного
служения заглушалась
сословным
эгоизмом,
устраивались
революции, в
Англии - баронетами,
во Франции -
буржуазией,
в России - интеллигенцией,
отошедшей от
Престола и
народа.
Тогда
падал доселе
незыблемый,
моральный (а
не только
политический)
ореол царской
власти, и народные
массы начинали
крушить дубинами
все, что попадалось
под руку, и обычно,
в первую очередь
тех, кто революцию
начинал. Что
же касается
назревавших
внизу социальных
потребностей,
то их как раз
пыталась
удовлетворить
сверху, правда,
не всегда достаточно
энергично и
своевременно,
царская власть,
а мешали этому
"капиталисты
и помещики."
Руководствуясь
принципом, что
управлять
значит предвидеть,
цари смотрели
вперед и чем
были "самодержавнее",
тем меньше
боялись затронуть
интересы отдельных
могущественных
групп, а их министры
проводили
непопулярные,
но необходимые
меры зная, что
за ними стоит
монарх, ответственный
перед Богом,
совестью и
историей, а не
перед финансовыми
трестами и
парламентскими
партиями
Ведь
правда заключается
не в большинстве
голосов, но в
соблюдении
нравственного
закона. Когда
один из швейцарских
кантонов проголосовал
неограниченность
детского труда,
то он, выполнив
все демократические
формальности,
нарушил этот
нравственный
закон. Когда
же Император
Николай I повелел
считать законным
браком свободное
сожительство,
прерванное
неожиданной
смертью мужа,
то он нарушил
все юридические
нормы, но, спасши
от позора и
разорения
безвинную
семью, этот
нравственный
закон соблюл.
Так поступать
мог только
Российский
Император.
Подобное
нарушение
писанных законов
делалось Императорами
очень редко
и только в сторону
внутренней
живой правды,
исправляя
формализм и
неизбежную
сухость самого
совершенного
закона
Историческая
истина
Большевицкая
и полубольшевицкая
пропаганда
прибегает
обычно к исторической
передержке,
утверждая, что
монархию, как
устарелую форму
правления,
сменяет более
совершенная-республика.
Это не верно.
Рим достиг
своего расцвета
во время империи,
пришедшей на
смену республике,
Франция покрыла
себя славой
при Императоре
Наполеоне,
уничтожившем
кровавую республику.
Англия вернулась
к монархии
после короткого,
но также кровавого
республиканского
опыта в XVII-ом
столетии.
Наоборот,
переход от
монархического
к республиканскому
режиму обычно
сопровождается
внутреннем
и внешним упадком.
На наших глазах,
среди побежденных
народов 2-й мировой
войны, отказавшаяся
от монархии
Италия болеет
тяжелой внутренней
смутой - сохранившая
же императорскую
власть Япония
достойно несет
тяжесть проигранной
войны и оккупации.
"Отсталость
и реакционность"
монархии лишь
большевицкие
жупелы, разбивающиеся
при первом
знакомстве
с историей и
действительностью.
Конечно,
были и неудачные
монархи, и ошибки
правительств,
и эгоизм окружения
- только слабый
боится смотреть
в глаза истине,
но что все это
в сравнении
с морями лжи
и крови, пролитой
во время республики
и руками республиканцев!
И еще - большевики
не свалились
с неба, но пришли
к власти в процессе
нарастания
революции. Их
победа не была
случайностью,
а исторической
неизбежностью,
кристаллизацией
крайнего и
динамичного
ядра в однородной
либерально-социалистической
среде Они будут
всегда сильнее
менее радикальных
"социал-соглашателей"
своей последовательностью
и определенностью.
Наоборот, в
историческом
плане большевики
несравненно
слабее монархистов,
ибо вся их
"патриотическая"
тактика есть
фальшивое
использование
русской истории,
в которой они,
вместе со всеми
революционерами,
выступали лишь
как разрушители
исторической
государственности
Русские
монархисты
не собираются
повторять
ошибок петербургского
периода, а тем
паче вести
реставрационную
политику французской
монархии, вернувшей
себе престол
благодаря
Императору
Александру
I и "ничего не
поняв и ничему
не научившись",
на нем не
удержавшейся.
Такое
движение вспять
опаснее для
монархической
идеи, чем самая
умная республиканская
пропаганда,
но возрождение
нравственных
начал, на которых
строилась и
росла Российская
Империя, есть
необходимое
условие для
будущего не
только нашей
родины, но и
всего мира.
Иногда
цифры очень
наглядно показывают
неприкрашенную
действительность
Так, например,
неизвестно
точно, сколько
миллионов
заключенных
томиться ныне
(томилось 5, 10, 15,
25 лет тому назад)
в концентрационных
лагерях и тюрьмах
СССР., но самый
факт, что их
были и есть
миллионы, не
подлежит никакому
сомнению. А
знаете ли вы,
сколько было
заключенных
в "отсталой"
("тюрьме народов")
160-миллионной
Российской
Империи7 По
американским,
уж никак не
монархическим
данным, в 1913 году
их было всего
32 757, из которых
политических
было 5000' И это при
наличии всяких
революционных
партий, стремившихся
к насильственному
перевороту
и даже к
цареубийству!
Противникам
монархии лучше
не следует
трогать этого
беспристрастного
и строгого
судью-историю.
Самое сильное
обвинение
русской монархии
со стороны тех,
кто пережил
российскую
трагедию, состоит
в том, что она
преступно-недостаточно
себя защищала,
что в Петербурге-административной
столице-было
всего 5.000 полицейских,
что была забыта
истина, что
обычно "бунт-это
неудавшаяся
революция",
а "революция-это
удавшийся
бунт".
Основная
причина этой
трагедии была,
однако, не в
случайном
соотношении
сил в столице
в 1917 году, а в том,
что ведущий
слой, и правящий
- бюрократия,
и оппозиционный
- интеллигенция,
потерял чувство
исторической
ответственности,
идейно и психологически
оторвался от
подлинного
государственного
и народного
пути, променяв
истинные российские
ценности на
чужие, западные,
образцы.
Наличие
злой воли,
разрушающей
изнутри, и слабое
сопротивление
старого режима
были ее следствием.
Трогательное
единодушие
в помощи революции
со стороны
иностранцев,
как врагов -
немецкой агентуры,
так и союзников
- английских
дипломатов
(посол Бьюкенен)
также доказанный
исторический
факт. История
- это уроки прошлого,
которые необходимо
знать и учитывать.
1948 год