Архиепископ НИКОН (Н.П.
РКЛИЦКИЙ)
Нам
нужна не «новая Россия», а обновление Святой Руси
Настоящая статья принадлежит перу покойного заместителя Председателя
Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и духовника
Русского Корпуса, Архиепископа НИКОНА, и написана им в начале 1931 года, еще в
бытность редактором «Царского Вестника» (№ 265 от 31 января 1932
года), т.е. более 80 лет тому назад.
Патриотическая деятельность может
достигнуть своей конечной цели только в том случае, если она проникнута
определенными, ясно понятными задачами и снабжена непоколебимыми убеждениями в
истинности этих задач. Вот, поэтому, попытки выработать четкую патриотическую
идеологию, которые у нас, в эмиграции, неоднократно предпринимались, должно
только приветствовать.
Однако, ошибки в деле, исходном для
возрождения всего Русского народа, не могут быть допущены и, если они
обнаруживаются, их должно немедленно устранять.
Что же нужно для Русского народа после
всего пережитого?
Возможно ли восстановить Россию точно
такой, какой она была до 1917 года? Нужно ли и возможно ли вновь продолжить те
идеи, которыми была проникнута февральская революция? И, наконец, возможно ли
создать какую-то «новую Россию», используя все, что так или иначе
уже создано у большевиков?
В нашей зарубежной политической жизни
имеются сторонники всех этих трех течений. Если первые два течения имеют уже
почтенную давность и возникли с первого дня нашего переселения за границу, то
третье, пытающееся оседлать дикого большевистского зверя и принудить его
строить какую-то «новую Россию», обнаруживается в самое последнее
время.
Между тем, при внимательном
рассмотрении всех этих направлений политической мысли, нужно признать, что все
они явно фантастичны и несбыточны. Первые два основываются на том, чего нет, а
последнее на том, что отчасти есть но подлежит уничтожению.
Не трудно видеть, что Россия, какой она
была до 1917 года, основательно разрушена, что Февраль никогда больше не
вернется на Русскую Землю пока она будет существовать, а все продукты
советского творчества - все эти пятилетки, советы, колхозы, все орудия и
средства порабощения Русского народа сгинут с Русской земли бесследно в момент
падения коммунизма и будут презираемы народным сознанием на целые века.
Поэтому, связывать возрождение России с продуктами большевицкой работы -
большая ошибка.
Что же будет с Россией? Какой путь ее
возрождения является реальным и возможным?
Ответим на этот вопрос так: прообразом
русского возрождения может служить обновление св. икон.
Вот совершенно черная доска. Пыль веков
затемнила изображенный на ней лик. Но, вот, вдруг, под действием невидимых
благодатных сил или даже под рукой искусного мастера, чернота: снимается и на
том месте, где было только черное пятно, ярко светится лик неземной красоты,
подобного которому не мог бы изобразить ни один новый живописец.
Если Русскому народу суждено
возродиться, то вот, то же самое произойдет и с Россией. Она вся теперь покрыта
большевицкой чернотой, и эту черноту она сбросит с себя и засияет новым светом.
Нужно понять ту простую истину, что для Русского народа нужна не «новая
Россия», а нужно обновление св. Руси.
Нам, конечно, скажут: что вы, в XX век,
в век радио и аэропланов вы хотите отбросить нас к XVII веку , когда не было
даже железных дорог?
Да, ответим мы, наше спасение - в
возрождении старины. Что же касается этих постоянных стремлений к чему-то
новому, то нужно прямо сказать, что в политической жизни, которая является
внешним выражением жизни нравственной, никаких новшеств не бывает. Бывает
только истинная жизнь и ложная жизнь. Все, что имеет своим источником св.
Евангелие и Христову Церковь, все, что к ней приближается, или по крайней мере
стремится приблизиться, - все это жизнь истинная, а все, что от нее удаляется -
жизнь ложная.
Никакие технические усовершенствования
не могут изменить этих законов общественного развития. Можно летать на
аэроплане, слушать радио, питаться консервированными витаминами, пользоваться
самыми совершенными удобствами и оставаться ничтожным человеком. И, наоборот,
можно жить в первобытных условиях природы и хранить высокий и разумный идеал
жизни.
Скажут, но как же политическая свобода
- это достояние прогресса? Но ведь где, когда и какой строй доставлял человеку
свободу? Очевидно, что полная свобода не доступна человеческому обществу, а
наиболее полное и свободное развитие политических сил достижимо только в
обществе с высоким нравственным идеалом, полнота которого содержится в нашей
религии.
Те же «новые люди», которые
поразили воображение нашей молодежи, являются как бы концентрацией и накипью
всех отрицательных свойств. Пусть многие из них в этом не виновны, но они
должны переродиться, а на это требуется большой труд, большое внутреннее
напряжение всех нравственных сил. Пока же это перерождение не произошло, эти
«новые люди» - злодеи или несчастные слуги злодеев.
Да, конечно, энергия и удаль нужны
будут для строительства России. Однако, образцом такой энергии должны служить
не большевики, а наши предки. Возьмите хотя бы тех же наших предприимчивых
новгородцев: их торговые способности, их знания иностранных языков, их
постоянное сближение с иноземцами, их свободолюбие, их военная удаль, широта их
натуры, их глубокое понимание сущности Церкви и непоколебимая ей верность -
вот, где наш образец!
Возьмите, наконец, тех русских людей,
которые покорили Сибирь, открыли Аляску и создали Россию - что после этого
советская пятилетка? -какой-то жалкий и подлый гешефт на крови Русского народа.
Быть может, это теоретически и верно,
подумает читатель, но какой практический вывод для нашей деятельности за
рубежом? Вывод ясен: наш долг - накопление тех сил, которые могут содействовать
обновлению св. Руси.
Здесь открывается необозримое поле для
практических задач. Вот, например, покрыта пылью веков наша природная русская
государственная идеология, выраженная в недавние времена величайшими людьми
человечества - Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Аксаковым, Леонтьевым,
Киреевскими, Хомяковым.
Вместо того, чтобы создавать какие-то
новые теории и туманно формулировать «генеральные линии», нашим
молодым силам следовало бы популяризировать идеи, высказанные этими
непревзойденными гениями, составляющими наш идейный капитал. И какой бы области
с этой точки зрения вы не коснулись, перед вами открывается необозримейшее поле
благодатной работы: возьмете ли область религии, науки, художеств, военного
искусства, русского быта и т.д. и т.п.
Но, очевидно, этот путь русского
возрождения -благородный, приямой и ясный - сокрыт до времени от духовного
взора нашего дремлющего общества. А в тот день, когда оно очнется и увидит этот
путь, наступит наша долгожданная, дорогой ценой купленная, новая, светлая
эпоха!
Отче наш! Да приидет царствие Твое!