НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


Преп. Амвросий Оптинский

Письмо племянницы, православной инокини, к дяде-лютеранину

Я вас всегда любила, почитала и уважала, дяденька, как отца, поэтому вам всегда желала блага, как себе. Но какое для нас благо выше всех благ, как не спасение вечное душ наших? Посильное исследование сего предмета привело меня к тому, что я решилась письменно побеседовать с вами, дяденька, о том, что теперь так много занимает душу мою. Прошу вас, дяденька, взять терпение — прочесть длинное письмо мое, и еще прошу взять на себя труд —рассмотреть и исследовать то, что в нем написано. Это я нахожу нужным для вас и собственно для меня, для успокоения души моей, искренно вас любящей. Выслушайте же, дяденька, объяснение мое.

Вначале поступления моего в монастырь я безразлично думала о христианских вероисповеданиях, так как слыхала многократно в кругу людей образованных, что будто бы во всяком вероисповедании можно спастись, лишь нужно быть хорошим человеком. Поэтому я, как рожденная в православной вере, по вероучению Православной Церкви и старалась по силе своей устраивать спасение свое, читая различные православные книги в продолжение двенадцати слишком лет. Что же я узнала в продолжение сего времени и через это чтение? Узнала я, что Православная Церковь в продолжение восемнадцати с половиною столетий сохраняет неизменным и неповрежденным от нововведений то учение, которое предано ей от самого Господа нашего Иисуса Христа чрез его Апостолов и их преемников — епископов и пастырей стада Христова и посредством вселенских соборов. Еще узнала я, что вне сей единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, каковою по всей справедливости называется и есть Церковь Православная, весьма сомнительно и неверно спасение других вероисповеданий, потому что Апостол Павел ясно говорит в послании к Ефесянам: един Господь, едина вера (Еф. 4,5). Слова сии показывают, что едина только вера истинная, другие же вероисповедания всячески неистинны, а ложны, и едина только есть Церковь истинная, именно та, которую сам Господь вначале основал через Апостолов своих и их преемников епископов, и о которой говорит во Евангелии: созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Очевидно, что Господь наш Иисус Христос основал одну главную и Соборную Церковь, а не многоразличные. Хотя в Апокалипсисе упоминается о семи Церквах, но эти Церкви были частные, единомысленные с единой Соборной Церковию.

Что же значат прибавленные Господом слова: и врата адова не одолеют ей? Богодухновенные толковники божественного Писания объясняют, что Господь наш, как Бог, знал, что в последующие времена люди гордые и высокоумные не захотят повиноваться божественному учению единой истинной Церкви самим Господом основанной, а по своим хотениям и мудрованиям человеческим будут изображать разные мнимые пути благоугождения Богу, верный же путь спасения в единой истинной Церкви будут хулить и даже восставать на самую Церковь, хотя и безуспешно. Поэтому Господь и прибавил: врата адова не одолеют ей, т. е. люди заблуждающие, высокоумные хулители истинной Церкви, которые находятся под влиянием темных сил и по всей справедливости суть «врата адова», потому что ложным и гибельным учением своим прельщают неопытных и низводят их в дно адово. Хотя многим покажется слово сие жестоко, особенно иноверцам, старающимся жить благочестиво; но пусть сами они внимательно рассмотрят слово Апостола Иуды, который всех отделившихся от единости веры и Церкви называет чуждыми духа истины и духа Божия, как написано в его послании: яко в последнее время будут ругатели, по своих похотех ходяще и нечестиих: сии суть отделяюще себе от единости веры, и суть телесни, духа не имуще (Иуд. 18,19), т. е. люди плотские, или душевные, но никак не духовные. И святый Апостол Иоанн Богослов, в числе трех почитаемый столпом первенствующей Церкви Христовой, пишет об отделившихся от оной, что они чужды того, чему учили самовидцы и служители Слова, чужды участия Апостолов, как читается в его послании: от нас изыдова, но не быша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо с нами; но да явятся, яко не суть вси от нас (1 Ин. 2, 19).

Читая подобные свидетельства о различии учения Православной Церкви от прочих вероисповеданий, я пожелала оставить другие, разузнать, сколько смогу, на чем основывают свое вероучение лютеране, потому что в числе их находится близкий моему сердцу человек — вы, любезный дяденька. Из разных источников, какие я могла иметь, мне удалось узнать следующее:

1) Лютеранское вероисповедание получило свое начало от Лютера, бывшего священника Римской Церкви. Мне тут же представилось преимущество Православной Церкви, основанной, под непосредственным влиянием самого Господа Иисуса, двенадцатью Его избранными Учениками и Апостолами и семьюдесятью меньшими, и учениками Апостолов, каковы: Дионисий Ареопагит, дивный Иерофей, Игнатий Богоносец и прочие. Также пришло мне на мысль, что Христианское учение Православной Церкви насаждено со многими трудностями и всякими скорбями, и запечатлено кровию бесчисленных мучеников. Лютер же основал свое учение за царским столом, при многом ласкательстве вельмож и народов, угнетаемых папскими злоупотреблениями, которые готовы были принять всякое учение, лишь бы только избавиться от неистовой папской власти.

2) Лютеранское вероучение существует только 300 лет, и уже успело разделиться на семьдесят слишком разномыслящих сект и обществ, из которых каждая партия считает свое вероучение правым. Меня поразило и удивило несказанно то, как умные из лютеран, при таких неблагоприятных последствиях и при таком разделении и разномыслии, не примечают неосновательности и явного противоречия в лютеранском учении? Не очевидна ли после сего истина вероучения Православной Церкви, которое проповедано и насаждено разными Апостолами, в разных странах, среди различных народов, которые имели неодинаковое наречие, разные нравы и обычаи и руководились различными законами. Но, несмотря на все это, православная Церковь, какое вероучение содержала в первенствующие времена христианства, то же содержит неизменным и неповрежденным от нововведений в продолжение 18 столетий с половиною. Хотя были времена, в которые Православная Церковь сильно была возмущаема, по ухищрению злоначальника дьявола, различными еретиками; но православные пастыри, собираясь со всей вселенной, общим советом, при содействии Святаго Духа, очищали христианскую истину и ограждали Церковь православную правилами, преданными от Апостолов и святых отцов, согласно с священным писанием.

3) Хотя учение протестантов произошло по нужде, вследствие злоупотреблений и насилий папской власти; но если бы Лютер и Кальвин искали истины и славы Божией, а не своей славы, чтобы прославить имена свои в потомстве как преобразователей Церкви, то при заблуждении и уклонении частной Римской Церкви в нововведения могли бы обратиться к соборной Восточной Православной Церкви, которая среди различных скорбей, яко крил в тернии, процветала благочестием и сияла истиною вероучения, и таким образом числом последователей своих умножили бы число сынов единой истинной Церкви Христовой и избавили бы оных от того разделения и разномыслия, в каком бедствуют они душевно в настоящее время, влаясь ветрами различного суемудрия человеческого. Но высокоумие и славолюбие приводили ли когда-либо кого к истине? Их плод: суемудрие и ложь, и обольщение себя и других.

4) Лютеране отвергают предание церковное, говоря, что мы принимаем только писанное в Евангелии и Посланиях Апостольских, чем явно сами себе противоречат, потому что в Посланиях есть прямое указание на приятие 1 церковного предания. Св. Апостол Павел пишет к Коринфянам: хвалю вы, братие, яко вся моя помните и якоже предах вам предания держите (1 Кор. 11, 2). И еще: темже убо, братие, стойте и держите предания (2 Сол. 2, 15.); и в послании к Тимофею: о Тимофее! предание сохрани, уклонялся скверных суесловий и прекословии лжеименнаго разума (1 Тим. 6,20). И св. Апостол Иоанн Богослов пишет в соборном послании: многа имех писати вам, и не восхотех хартиею и чернилам: но надеюся прийти к вам и усты ко устом бесе-довати, да радость ваша будет исполнена (2 Ин. 1,12). Неужели эта устная беседа Апостола Иоанна и беседы прочих Апостолов произнесены были на воздух и оставлены без внимания учениками первенствующей Церкви? Нет; из таких устных бесед составлялись так называемые правила Апостолов, существующие доселе в Православной Церкви. Скажем и более сего: ежели отвергнуть предание церковное, то нельзя верить и Евангелию, потому что Господь Своею рукою Евангелия не писал, а устно передал учение благовестия Апостолам, ученики же первенствующей Церкви написали слышанное от Господа учение. И вначале, в разных местах написано было много Евангелий; но Церковь, рассмотрев оные, признала достоверным и истинным только четырех известных Евангелистов, прочих же отвергла. Итак, правильно ли поступают лютеране, отвергая авторитет Церкви в отношении предания оной? Господь наш Иисус Христос не только сам устно проповедывал учение благовестия, но и ученикам не дал Заповеди писать, а повелел проповедывать оное устно же, как читаем у Евангелистов Марка и Матфея: проповедите Евангелие всей твари (Мк. 16, 15); шедше научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28,19). А что Апостолами написано, то написано после проповедания Евангелия, по требованию обстоятельств. И это устроилось промыслительно, чтобы после можно было по сим посланиям повторять преданное ими устно учение. Известно также, что многие Апостолы ничего не писали, а другие, если и писали, то писали, по их собственному свидетельству, уже об извествованных в них вещах 1 по преданию, якоже предаша иже исперва самовидцы и слуги бывшия Словесе (Лук. 1,12), — притом писали не обо всех предметах, а только о некоторых, о других же вовсе умалчивали, как уже и без того известных по преданию. Посему-то Правокафолическая Церковь за источник Христианской религии, кроме Священного Писания, признает священное предание.

5) Православная Церковь имеет семь таинств; а лютеране признают только два таинства—Крещение и Евхаристию, да и сии таинства не имеют у них настоящего значения и совершения, потому что таинства сии совершает у них мирянин, хотя и называется он пастором, то есть человеком, почитаемым у них за священника. У лютеран нет священства, потому что нет епископов, так как основатель их учения Лютер, будучи только священником, не мог передать другим священства. Кто же, однако, поставляет пасторов на дело служения? Они избираются из числа людей, получивших духовное образование, и консистория протестантская, или духовное правительство их, где миряне заседают в числе членов, дает им от себя право именоваться пасторами и совершать священнослуженис.

Но может ли совершать таинство Евхаристии мирянин? Нигде в Св. Писании и в церковной истории нет ни примера, ни указания на то, чтобы мирянин мог совершать таинство Евхаристии. Поэтому, кто из мирян, каким бы именем ни назывался он, если дерзает на сие, весьма согрешает и великий ответ даст Богу; а приобщающиеся от него весьма обманываются и тщетно обольщают себя. Притом таинство Евхаристии требует другого таинства — покаяния и исповеди грехов пред духовным лицом и получения разрешения от него, достоин ли кто, или не достоин приобщения св. Тайн Тела и Крови Господней, да и не в суд и в осуждение себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (1 Кор. 11, 29), как свидетельствует св. Апостол Павел. Если Иоанну Крестителю крещаемые от него исповедывали при крещении грехи свои, то правильно ли поступают лютеране, исповедающиеся сами себе в своей совести, стыдяся от гордости исповедать язвы свои греховные другому? Но стыд сей, понесенный кающимся пред духовником, избавляет его от стыда на страшном суде Господнем, как справедливо верует Православная Церковь. Ненапрасно сказано в Св. Писании: исповедайте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5,16).

Положим, что крещение по нужде может совершить водою и мирянин во имя Святыя Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа. На этом основании Православная Церковь признает крещение и протестантское; но она сие крещение, как и свое собственное , утверждает другим таинством — миропомазания, чтобы очищенный от первородного греха и возрожденный в купели крещения получил и новые силы для утверждения и преуспеяния в христианской жизни, когда чрез таинственное помазание сообщается ему печать Духа Святаго. Пример сего видим в первенствующей Церкви. Когда Самария была крещена благовестником Филиппом, одним из семи диаконов, то Апостолы послали двух из среды своей утверждать в вере новообращенных в Самарии, сообщая им Духа Святаго. Чувствуют и протестанты потребность сего таинства, потому что у них сохранилось название конфирмации, или утверждения в вере; но как таинство сие может быть только сообщено одним епископом, или, если чрез священника, то посредством мира, освященного молитвою архиерейскою, посему у лютеран некому преподать дары Святаго Духа новообращенным.

Хотя между лютеранами есть одна партия, которая мнит иметь епископов; но мнение это несправедливо и ложно, как обличал сие в недавнее время один лютеранин же из англичан. Человек этот получил духовное образование и должен был занять место помощника мнимо-епископского; но он прежде пожелал узнать, действительно ли лютеранское епископское рукоположение ведет непрерывное свое преемство от Апостолов, и в продолжение трех лет он с большим старанием исследовал предмет сей. Что же он нашел чрез это исследование? Нашел, что все мнимо-священные лютеране не что иное, как миряне, — собственное выражение исследователя. Потому что при последней перемене католицизма на протестантизм один только епископ согласился принять лютеранское учение; но сей епископ всегда по болезни уклонялся от посвящения других, по свидетельству исследователя, рассуждая справедливо, что к новому вероучению не идет старое священство. Поэтому меньшие духовные лица лютеранские вынуждены были сочинить некоторую формулу и по ней поставляли себе одинаково епископов и священников, в продолжение ста лет. Но всякое неправое дело само собою и обличается. Священники, одинаково поставляемые, как и епископы, стали по времени считать себя равными им в правах, по каковой причине лютеранская формула посвящения потребовала исправления и прибавления, что такой-то поставляется для священнического служения. Вот история лютеранского епископства!

Означенный же исследователь, исследывая начало лютеранского рукоположения, с тем вместе исследовал и вероучения: латинское, армянское и православное, и присоединился к последнему, как сохраняющему вероучение свое неизменным и неповрежденным от нововведений со времен апостольских (Духов. Бес. № 42,1858 г.).

6) Лютер отверг хранение постов, установленных от времен Апостолов в Церкви Христовой по благословным причинам. Справедливо ли и основательно ли это отвержение? Не сам ли Господь наш—Богочеловек подал тому пример, постившись четыредесять дней и четыредесять ночей? А что Господь творил, то творил для подражания нашего, как сам свидетельствует: образ бо дох вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите (Ин. 13,15). На сем основании и в память поста Господня в Православной Церкви издревле установлен пост великой четыредесятницы. Хотя не все могут в этом подражать Господу, как избранные его Моисей и Илия, постившиеся сорок дней и сорок ночей, но каждый право-верующий христианин должен по силе своей хранить пост сей, как предписано в правилах единой истинной соборной Церкви Христовой. Ежели Апостолы, мужи богодухновенные, и святые, и бесстрастные, постились, как это видно из многих мест Деяний Апостольских, то основательно ли сделал Лютер, лишив людей немощных и страстных сего святого оружия к обузданию страстей, т. е. поста, потому что пост, с рассуждением и в миру соблюдаемый, укрощает страсти плотские?

Кроме сего на пост, соблюдаемый православными пред праздником Рождества Христова, есть явное указание в Деяниях Апостольских, что оный установлен еще во времена Апостолов и был тогда уже известен всей первенствующей Церкви Христовой. Свитый Лука, описывая ту морскую бурю, в которой бедствовал корабль, везший Апостола Павла в Рим, выставляет на вид, что св. Павел предсказывал сотнику это бедствие по причине позднего времени и уже начавшейся зимы: занеже и пост уже бе прешел (Деян. 27, 9). Очевидно, св. Лука упоминает здесь об известном посте тогдашней Церкви. Пост сей у православных бывает от 15 ноября до 25 декабря, именно в то время, когда на Средиземном море бывают страшные зимние бури. Что скажут на это лютеране, мнящие предписывать себе правила жизни из Св. Писания?

7) Также лютеране вопреки Св. Писанию исповедуют, что Дух Святый исходит и от Сына. Не сам ли Господь говорит о Св. Духе, что он от Отца исходит, как написано у Евангелиста Иоанна (Ин. 15,26)? Есть и еще у лютеран мудрования, ни на чем ни основанные; но о них теперь говорить не время.

8) Один лютеранин из немцев, недавно принявший Православие, открыл следующую злонамеренность Лютера. Господь говорит в Евангелии: аще же (брат твой) и Церковь преслуишет, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17); и св. Апостол Павел пишет к Тимофею: да увеси, како подобает в дому Божий жити, ямсе есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15). Лютер понял силу слов сих, что ими Апостол и сам Господь приписывают Церкви великую важность в отношении истины и данного ей от Господа духовного права; а так как он от частной Римской Церкви, ради злоупотреблений ее, отторгся, к соборной же Православной Церкви, по высокоумию и славолюбию, пристать не захотел, то и заменил в немецком переводе Св. Писания слово Церковь словом приход, тогда как на немецком языке есть подлинное слово Церковь (18), Справьтесь в подлинниках: еллино-греческом, латинском и французском не испорченном (не говорю о славянском) и увидите эту поддельность. Притом рассудите: ежели в семидесяти лютеранских разномыслящих партиях всякий приход будет столп и утверждение истины, то какая же это будет истина Христова? И еще: как исполнится лютеранское высокопарное проповедание любви, когда они, по сказанной причине, должны презирать друг друга, как язычников?

9) Лютеране в оправдание своего отделения от единой соборной Церкви приводят место из Деяний Апостольских: яко не на лица зрит Бог, но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду приятен ему есть. (10,35). Но слова эти не служат в оправдание лютеранам, а более в обличение им. Это сказано о Корнилии Сотнике, что он за творение многой милостыни и за всегдашний молитвы действительно был приятен Богу, но не был совершенно угоден Ему, а был еще недостаточен в том, что требовалось к совершенному спасению. Почему явившийся Ангел и повелел ему призвать Апостола Петра, объясняя и причину призвания: тойречет тебе глаголы, в них* же спасешися ты и весь дом твой (Деян. 10,6). Вместо неправого толкования сего места и происшествия лютеране должны бы вразумиться правильным смыслом оного и обратиться к апостольской Церкви. Это особенно необходимо тем из них, которые стараются жить благочестиво и совершают многие молитвы к Богу: потому что в Церкви они обрели бы глаголы к совершенному благоугождению Божию и получили несомненное спасение с домами своими.

10) Лютеране и еще одному месту св. Писания дают совершенно иной смысл. Св. Апостол Павел пишет к Тимофею: Един бо есть Бог и един ходатай Бога и человеков, челевек Христос Иисус, давый себе избавление за всех, свидетельство времены своими, в немее поставлен бых аз, проповедник и Апостол (1 к Тим. 2,5 — 7). Православная Церковь объясняет это место ев. Писания так, что дело искупления нашего и избавления нас от клятв и первородного греха никто не мог совершить, никакой человек, ни ангел, а токмо Единородный Сын Божий и Слово Отчее. Лютеране же, взявши только половину смысла сего места, именно един бо есть Бог и един ходатай Бога и человеков, усиливаются доказывать этим отвержение почитания святых угодников Божиих, считая излишним и ходатайство их за нас пред Богом. Но справедливо ли мудрствуют лютеране? Добросовестно ли толкуют так?

11) Вопрос. От чего вероучение Православной Церкви, насажденное разными Апостолами в различных местах и народах, пребывает одинаковым и неизменным в продолжение осмнадцати столетий с половиною, лютеранское же учение, преподанное одним человеком, разделилось в продолжение трех столетий более нежели на семьдесят разномыслящих партий? Ответ. От того, что соборная Православная и Апостольская Церковь заповедует чадам своим понимать св. Писание так, как объясняли и объясняют оное избранные Божий мужи, очищенные от страстей, Богоносные и духоносные, и признаваемые за таковых от всей соборной Церкви Христовой; Лютер же позволил каждому своему последователю толковать св. Писание по своему усмотрению. Но как и одна гордость, не говоря о других грубых страстях, сильно может ослеплять человека, так что он не может видеть представляемой ему истины, поэтому высокоумные последователи лютеранова учения, толкуя каждый по своему св. Писание, не могли не впасть в разномыслие и споры и раздоры, от чего и последовало разделение их на столько несогласных между собой партий. Лютер неправое свое мнение, что всякому, ради живущего в нем Духа Святаго, можно толковать Св. Писание по своему разумению, неправо основал на словах Апостола Иоанна: и вы помазание имате от Святаго и весте вся (1 Ин. 2,20). Лютеране не имеют сего духовного помазания, потому что не имеют таинства миропомазания, чрез которое сообщается крещаемым печать дара Духа Святаго, как уже доказано это выше примером Самарии, крещенной от благовестника Филиппа, но не получившей чрез одно крещение Святаго Духа. Хотя каженник, крещенный тем же Филиппом, и св. Павел, крещенный Апостолом Ананиею, и получили Святаго Духа, но частные случаи, бывающие по нужде и по особенному промыслу Божию, не могут быть общим правилом. Притом, и получившие Святаго Духа могут угашать его (1 Сол. 5, 19) различными страстями; а с угасшим светильником исследователь поневоле будет блуждать во тьме неведения и прелести вражией.

12) Лютер подверг сомнению соборное послание св. Иакова, брата Божия. Когда другие вероисповедания признают это послание за подлинное св. Иакова, то почему же один Лютер признает оное за сомнительное? Св. Иаков в своем послании говорит, что одной веры недостаточно ко спасению, а потребны при вере и добрые дела. Лютер же проповедует спасение чрез одну веру без добрых дел. Но справедливо ли последнее мнение? Не сам ли Господь говорит в Евангелии: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17)? И кроме хранения от грубых пороков заповедует Господь хранение и от самых тонких, именно: не гневаться, не осуждать, хранить целомудрие и в очах, творить милостыню, пост и молитвы без тщеславия и любопоказания, прощать обиды, любить врагов, молиться за творящих нам напасть; а все это и называется добрыми делами. И в этих добрых делах Господь не имеет никакой надобности; но исполнение святых Его Заповедей служит лишь хранением собственно для человека, Что будет и с дорогими вещами, когда они будут оставлены в презрении, в сырости, в нечистоте? Одна сгниет, другая изоржавеет, третью изъест моль. Тоже самое бывает и с христианами, презирающими хранение и исполнение Заповедей Божиих, и особенно с теми, которые исполнение оных считают ненужным и излишним. Доктор собственно для себя не имеет надобности в предписываемой им диете; но хранение диетических правил необходимо для больного, который у врача сего лечится. Так и для христианина, мнящего веровать в Бога, необходимо исполнение Заповедей Божиих, и никак не достаточно ко спасению одной веры. Потому что и бесы веруют и трепещут, но не имеют надежды получить спасение. А если некоторые из христиан по немощи не могут совершать всех добрых дел? Тогда Господь приемлет благое их произволение и сознание своей немощи, и смирение перед всеми, и прошение помилования от Господа единым Его милосердием. Ибо Господь ненавидит только горделивое самооправдание тех, которые измышляют лукавые изветы к своему извинению. Благонамеренные из лютеран признают потребность благочестивой жизни и исполнение Заповедей Божиих, потому что самое внутреннее сознание человека, самая совесть его требует сего. Одни лишь ослеплённые гордостью и сластолюбием неправедно надеются получить благой конец и милость Божию туне и после укоризненной их жизни; но весьма ошибутся в этом. Что сеет человек, то всячески и пожнёт.

13) Некоторые из лютеран усердно и с горячностью молятся Богу и на этих чувствах душевных мнят основать свое спасение, оставляя без внимания главнейшую Заповедь Господа, который говорит: не всяк глаголяй ми: Господи! Господи! внидет в Царствие Небесное; но творяй волю Отца моего, иже на небесех (Мф. 7,21). Как вначале преслушанием праотцев нарушена была воля Божия, так и теперь исполнение оной начинается прежде всего послушанием Церкви Христо-вой, как сам Господь свидетельствует о сем пред пастырями ее, начиная от Апостолов: слушали вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя (Лк. 10, 16); и в другом месте: аще же Церковь преслушает (а не народ), буди тебе яко язычник и мытарь (Мф. 18,17). Тщетно против сих слов Господа лютеране хотят оправдать себя другими словами Св. Писания: вы есте Церкви Бога жива, якожерече Бог: яко все-люся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие (2 Кор. 6,16; Лев. 26,12). Человек сугубое имеет естество, — состоит из тела и души, и Господь прежде сотворил тело, потом же душу. Поэтому всякий именующийся христианином прежде должен принадлежать к видимой Церкви Христовой, как сам Господь повелевает, потом уже да позаботится он и о духовной своей Церкви по внутреннему человеку. И то и другое необходимо. Не вотще сказано в Св. Писании: Бог вселяет единомышленным в дом (Пс. 67,7) свой, т. е. в Церковь свою, как воинствующую на земле, так и торжествующую на небеси: ибо обе они составляют одно Царство Домовладыки Христа. Посему разномыслящим и отделяющимся от сего Дома Божия предлежит явная опасность остаться вне, с юродивыми девами, так как они по упорству (против Церкви) будут иметь оскудение в потребном елее.

Вот, дяденька, что узнала я, то представляю на рассмотрение ваше. Не подумайте, что я хочу учить вас: яйцы курицу не учат. Также не желаю, чтобы вы просто поверили словам моим, но только искренно прошу вас исследовать важный и необходимый предмет сей. Еще прошу дать мне благородное слово, чтобы вы, прежде совершенного исследования, не говорили и не рассуждали об этом с вашими пасторами и близкими вам лютеранами; а если угодно будет вам в случае недоумений что-либо узнать о Православии, то можете говорить о сем с высокопреосвященным митрополитом Григорием, с Андреем Николаевичем Муравьевым и с Степаном Онисимовичем Бурачком.

Я знаю, дяденька, что вы усердно молитесь Богу. Потому прежде исследования обоих вероисповеданий помолитесь Господу с верою, без всякого предубеждения к той или другой стороне, Православной и лютеранской. Я верую милосердию Божию, что если человек с правотой сердца взыщет истины Христовой, то всячески оная откроется ему без примеси ложного мудрования. Только не принимайте извещения о сем и удостоверения чрез какой-либо голос извне или внутри вас. Это, по Православному вероучению, может быть от врага, ненавистника истины Христовой и сеятеля плевел ложного учения. Извещение и удостоверение, по учению Церкви, есть просто разрешение самомнения и убеждение в истине Христовой, чего, как себе, так и вам желаю от всей души и от всего сердца. Аминь.

--------

Примечания

1. Скончался 21 декабря 1897 года. См. о нем в «Жизнеописании старца иеросхимонаха Амвросия». М. 1900 г. (ч. 1, стр. 65).

2. Старец Амвросий, как и отец Климент, очевидно, имел при этом в виду письма Т. И. Филшнюва к графу А. П. Толстому и все бумаги во Ржевскому делу, напечатание которых при жизни Т. И. Филиппова могло бы причинить ему неприятность.

3. Александра Петровича, бывшего Обер-прокурором Cm . Сшкии. - Ш

4. В своем письме об обращении матери сам о. K лимент упоминает о трёх своих братьях: Эдуарде, жившем некоторое время в Сибири, Альберте и Викторе. Ясно, что письмо было написано не к этим трем, а, по всей вероятности, к Юлию Карловичу, ибо писать к пятому брату, как всем братьям, и тем, кто отвечает на мои письма, и тем, кто не отвечает. Начинаю с тебя» (Брат. См. 1885 г., т. 1, стр. 447,448,457).

5. К. Н. Леонтьев говорят: «Брат, генерал Зедергольм, незадолго до смерти отца Климента скончавшийся на Кавказе, в последние годы начинал, под влиянием брата-монаха, думать о миропомазании в присоединении к православию. Отец Климент жалел, что брат умер в таких, еще сравнительно ранних годах, в еще больше сокрушался о том, что брат умер протестантом, а не православным» (Отец Климент, изд. 2,стр.73).

6. Приводим здесь кстати найденную в бумагах отца Климента, им самим написанную карандашом, краткую, но весьма интересную биографическую заметку его об отце «П. К. З. (пастор Карл Зедергольм) родился 25 мая 1789 г, в Финляндия. В 1811 г. переселился в Россию. Сперва жил в Таврической губернии, на Дону и в Харькове, а с 1819 года до кончины своей, 48 лет, жил в Москве. Между тем как в иностранцах, и особенно в духовных лицах иноверных исповеданий, проживающих в России, часто бывает заметна какая-то исключительность и отчужденность от России, Карл Альбертович, напротив, искренно полюбил Россию как вторую свою родину; любил русский язык и основательно зная его, изучил и славянский язык, чему доказательством служит прекрасный его немецкий перевод Слова о волку Игореве; постоянно, с большим участием следил за русскою литературою и в жизни весьма дружелюбно относился к русским. В Москве, с 20-х годов, не было почти ни одного замечательного литератора или ученого, с которым К. А. не был бы знаком: Калайдович, Чаадаев, Грановский, Крюков, Гоголь, Хомяков и пр. до слепца Григория Ширяева ему были знакомы; с И. В. Киреевским и с местным протоиереем Ф. А. Голубинским был в искренне дружеских отношениях; всегда сближался охотно с русскими священниками, архимандритами и преосвященными. Когда двое из его сыновей хотели присоединиться к православной церкви, не препятствовал им в этом и после этого был с ними в сношениях; даже когда, незадолго до его кончины, и супруга его на смертном одре изъявила желание принять православие, К. А. и ей дал свободу, и не только на нее не гневался за это, но и сам заметно успокоился духом. Скончался 15 июля 1867 года». По поводу упоминания о дружеских отношениях пастора Зедёргольма к протоиерею Ф. А. Голубинскому могу засвидетельствовать, что и Ф. А. Голубинскнй питал уважение к нему и его ученым трудам. Когда но поступлении в Академию я пришёл раз к Феодору Александровичу попросить руководства к изучению философии, он дал мне книжку Зедёргольма с добрым отзывом об ней и ее авторе. Это было в 1848 году.

7. Этими письмами о. Климента к отцу пользовался К. Н. Леонтьев и передает их содержание, а некоторые привел вполне (см. стр. 74 — 81).

8. См. статью: «Из истории раскола в первые годы царствования Императора Александра 11-го» в Душеполез. Чтении 1900 г. (кн. 4 и 5).

9. См. «Жизнеописание, старца Амвросия», ч. 1, стр. 95.

10. Молитвы эти приведены отцом Климентом в его письме к брату (Брат. Сл. 1885 г. т. 1, стр. 458 — 459).

11. В годы 1858 — 1860 можно было назвать «недавно» присоединившимся к православной церкви и отца Климента, который, по собственным словам его, принял православие в 1853 году (см. его письмо к брату).

12. Издатель Маяка С. О. Бурачек, благочестивый и просвещенный человек, пользовался уважением оптинских старцев, о чем мы слыхали от оптинского же питомца, бывшего наместника Троицкой Сергиевой Лавры, архим. Леонида.

13. Так озаглавлено сочинение • подлиннике.

14. В подлиннике оно не имеет никакого заглавия.

15. При печатании мы отмечаем все эти поправки.

16. В скит Оптиной пустыни о. Климент, по собственным же словам его в письме к брату, поступил на жительство в 1862 г.

17. Переписанный экземпляр «Ответа благосклонным к латинской Церкви», быть может, взят отцом Климентом, вместе с другими бумагами, из архива гр. Толстого, который графиня Анна Георгиевна поручила ему разобрать по смерти мужа, предоставив ему право — взять из этого архива бумаги, какие найдет для себя интересными.

http://pilotchart.narod.ru/text/3_letters.htm#3



РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com