"Почти
все борцы за правду Христову погибали в борьбе, и только после их
смерти торжествовало дело Божие". Письмо
из лагеря священномученика Нектария, епископа Яранского
Возлюбленные мои!
Хочется написать
вам несколько строк для нашего общего назидания и утверждения в
Православии.
Вот уже пять лет,
как в Яранском крае несколько православных общин отошли от
митрополита Сергия.
Многие пастыри и
миряне предполагали вскоре одержать победу над сергианским
отступничеством и теперь, не видя внешнего успеха в своей
духовной борьбе, разочаровываются и начинают сомневаться в
истинности и спасительности своего отхождения от митрополита
Сергия и единомысленного с ним епископата и духовенства.
Да не смущается же
сердце ваше! Наше отхождение от митрополита Сергия имеет в своей
основе не какой-либо мелочный каприз или чье-либо оскорбленное
самолюбие, а решительное нежелание быть участниками в преступной
приспособляемости митрополита Сергия и прочих иерархов к
советской власти до допущения самого грубого и бесцеремонного
вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви Христовой работников
ГПУ. Это вмешательство чуждых элементов в назначения на кафедры
епископов и в другие церковные дела не может быть оправдываемо
никакими церковными канонами и святоотеческими правилами, тем
более, что у нас Церковь отделена от государства.
Наша борьба с
митрополитом Сергием, этим проводником большевистского
цезаре-папизма — борьба очень почтенная, борьба за правду
Божию и Христову и за святую Церковь Православную, преданную за
тридцать серебряников безбожникам на поругание и разрушение
(ликвидацию).
Для нас опасен не
митрополит Сергий, а те, кто его поддерживают грубой силой. Не
будь на его стороне карательного органа, он и его единомышленники
давно были бы посрамлены (подтверждение этого я получил в своих
допросах), и народ отошел бы от него как от изменника и предателя
Христовой Церкви.
Но вся наша
трагедия, что епископы — борцы против митр. Сергия,
очутились под сапогом ГПУ. Так, митрополиты Петр Крутицкий и
Кирилл Казанский загнаны в сибирские тундры. Митрополит Иосиф
Петроградский заточен в среднеазиатские пески. Архиепископ
Димитрий — в строжайшей изоляции в Ярославле. Владыка
Виктор где-то далеко на севере. Ваш богомолец заточен на десять
лет в концентрационный лагерь, а епископы Ерофей, Алексий и
Максим расстреляны. Такая же участь, т.е. продолжительные сроки
заключения в лагеря, ссылки и заточения, постигли многих из
духовенства и мирян, решившихся выступить против митр. Сергия и
его клевретов.
Я еще при самом
своем разрыве с митр. Сергием в феврале 1928 года предвидел, что
наша борьба с сергианством, хоть и является борьбой за правду
Христову, будет долго бессильной и внешне почти безуспешной. Из
истории Церкви Христовой видно, что почти все борцы за правду
Христову погибали в борьбе, и что только после их смерти
торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и
в нашей борьбе с сергианством.
Народ наш стал
безразличным к церковным вопросам, а духовенство, эти большею
частью обрядоисполнители, для которых лишь бы было чем кормиться
и на что спокойно жить, против нас, отошедших от Сергия, не
побрезгуют пустить в ход самые безнравственные меры, как то:
доносы, ложные слухи, подпаивание водкой горлопанов приходских
собраний и прочее.
Так, про меня
Сергий напечатал, будто я посвятил в попы двоеженца, чего я и в
мыслях не имел.
Словом, хоть наша
борьба и свята, но мы пока бессильны. Что касается до меня, то я
не надеюсь на освобождение. Я скорее всего погибну и сгнию в
лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми: «Блаженны
изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное».
Приходится переносить страдания, другого исхода нет, другого
решения быть не может.
Пребывайте же
непоколебимыми, возлюбленные! Для нас жизнь — Христос, а
смерть — приобретение (Флп. 1, 21).
Что нам делать? Как
нам быть? — вопрошают меня ревнители Православия, лишенные
своих пастырей и не могущие по чуткости совести своей молиться в
сергианских храмах.
Вполне понятны
страдания их душ. Тяжело жить без церковной молитвы. Это —
великое лишение для верующих. А ведь теперь много городов и сел,
где нет храмов, а, если и есть, то или обновленческие, или
сергианские.
Соединяйтесь в
малые группы и молитесь по домам. Пойте церковные священные
песнопения. Читайте Слово Божие. Творите посильно милостыню.
Погребайте умерших без сергианских попов. Святые Тайны принимайте
лишь от истинных пастырей. А таковых вы всегда с Божией помощью
при желании найдете.
Ныне, по
пророчеству святого Апокалипсиса, Церковь ушла в пустыню, т.е.
скрылась в подполье или оказалась в таком положении, когда
верующие вынуждены тайно и сокровенно собираться на церковную
молитву. Так было во времена мученичества и во времена ересей в
Греции и на Востоке, когда было гонение на сторонников
Божественной истины.
Наше время —
время подготовки к антихристову царству. Сатана, враг Божий,
ополчился на Церковь Христову и на оставшихся верными Христовым и
святотоотеческим заветам.
«Симон,
Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу», —
говорил Господь Иисус Христос Своим ученикам, идя на крестную
смерть. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя»
(Лк. 22, 31-32). Так и вы, братия, молитесь о себе и обо мне,
чтобы не оскудела вера наша и не погасло то религиозное
воодушевление, коим многие из вас горят. Если же мы остынем и
станем только теплыми, то Господь изблюет нас из Своих
божественных уст, т.е. выбросит из недр Своей Церкви, из общества
спасаемых. А что может быть горше этого?
«Бодрствуйте
и молитесь, да не внидете в напасть!» (Мф. 26, 41)
Еп. Нектарий
(1933 г.)