ГЕРМОГЕНЫ,
МИНИНЫ И ПОЖАРСКИЕ. — Б.ВОЛЬФ
Знание отечественной
истории дает нам примеры и на будущее. Смутное Время можно во многом
сопоставить с красным лихолетием сегодняшних дней. Спасение России в
1613 году зависело от ряда причин. Но можно с уверенностью сказать,
что три элемента лежали в основе всего. Народное оздоровление было
немыслимо без посланий Святого Патриарха Гермогена, призывов и
пожертвований Минина-Сухорукова и жертвенной службы князя
Пожарского. Для того, чтобы заслужить спасение Руси, нужно было
восстановление нравственных начал и главными из них были? личное
покаяние, личное возвышение и готовность жертвовать во имя Родины и
ближних как своим богатством, так и жизнью.
Православная Русская
Церковь тогда в лице Святителя Гермогена показала, как необходим Ее
твердый и ясный голос для пробуждения совести народной и
восстановления попранных смутою божественных основ государственной и
общественной жизни.
Минин олицетворял в
себе не только купеческую, но и всенародную готовность жертвовать
всем достоянием своим ради спасения Святой Руси.
Пожарский был не только
дворянином, но и лучшим и храбрейшим воином российским —
выражением всесословной готовности пожертвовать на алтарь Отечества
своим здоровием и даже жизнью.
За каждым из трех,
представляющих три стороны Московской России — церковную,
гражданскую и военную — стояли сотни более мелких Гермогенов,
Мининых и Пожарских.
Без их моральной и
материальной помощи не было бы тогда освобождения, а затем и
возрождения государственной и народной жизни на Руси.
Победа над красным
зверем, сидящем в Кремле, возможна и с иностранной помощью. Однако,
одна иностранная интервенция ничего сделать не сможет. Без помощи
российских сил победа не только маловероятна, но — надо думать
— и невозможна.
Для мобилизации
моральных и материальных сил народов России опять- таки необходимы
три элемента, легшие в основу Освободительного Движения 1613-го года
— наличие Гермогенов, Мининых и Пожарских.
Структура Российского
государства с того времени изменилась и сделалась более сложной.
Если Православие продолжает быть базой, то все же без дружной помощи
и других религий народов России трудно мыслить начала духовного
обновления и подъема, необходимые, как стимулы для борьбы против
зла. Сейчас нужны голоса всех духовных водителей народов —
христианского духовенства православного, католического и
протестанского, мусульман, буддистов, евреев и караимов. Ни одна
религия и ни один народ, населяющий огромные пространства России, не
могут оставаться вне борьбы Добра со злом.
Первосвятитель Русской
Православной Церкви Митрополит Анастасий всегда подавал пример
непримиримости к коммунизму. Мы знаем его твердые слова, когда он
«заявил, что если останется даже в одиночестве, то все же будет
обличать красных палачей. Мы знаем и то, как он е 1945 году вернулся
из Швейцарии в Западную Германию, что бы быть среди массы бойцов
Власовского периода и эмиграции и как отказывался переезжать за
океан, до отъезда туда 90% своей паствы. Но мы ждем еще большего.
Ждем мы таких призывов, которые, как во времена Крестовых Походов и
по примеру мученика Патриарха Гермогена, подняли бы всех и вся на
подвиг духовный, на имущественные жертвы и на добровольное участие с
оружием в руках в тот момент, когда придет время борьбы против
сатанинской власти. Это долг представителей всех религий.
Белая Борьба и все
другие периоды Освободительного Движения дали нам немало больших и
малых Пожарских. Имена Корнилова, Алексеева, Деникина, Колчака,
Каледина, Маркова, Дроздовского, Врангеля, Кутепова, Каппеля,
Миллера, Власова и др. вошли в историю. И теперь осталось в живых еще
довольно «малых Пожарских» разных периодов
Освободительной Борьбы. В процессе борьбы, может быть, Бог даст нам и
«большого Пожарского»,но сомневаться в готовности к
жертвенной службе России «малых Пожарских» пока, к
счастью, не приходится.
Что же касается
Мининых, то этот третий элемент беспокоит нас особенно сильно.
Мининых не оказалось ни в Белой Борьбе, ни потом в эмиграции, ни во
Власовский период, ни теперь. Одинаково скверно вели себя во гремя
революции как богачи-купцы, так и капиталисты-промышленники,
состоятельные дворяне и зажиточные крестьяне. Генералу Алексееву
жертвовали маленькими тысячами, а потом большевикам из-под палки
отдали миллионы. В эмиграции только единицы, и на короткое время,
стали немного менее скупыми, но и здесь вся тяжесть ложилась больше
на людей малообеспеченных. Правда, и то, что делалось, мало
располагало к этому. Создавались разные фонды, комитеты, объединения,
союзы, блоки, центры без счета и конца. Иногда это были искренние
призывы, иногда грязные аферы, часто- борьба за председательские и
другие кресла, попытки с негодными средствами, и только очень редко
это было дело, настоящее дело. Начиналось и кончалось обычно
банкетами, молебнами, панихидами, речами, листовками, чествованиями,
председателями и секретарями без рядовых членов, при отсутствии даже
признака серьезной работы. Правда, были и есть исключения. Но моложь,
да вскоре и вся масса Зарубежья, разочарованные многословием и
фактическим бездействием всех этих эмигрантских начинаний, перестала
верить, перестала и жертвовать.
Между тем рецепт для
богачей был самый простой нужно было следовать примеру Минина.
Для права контроля и
критики нужно самому жертвовать, и именно жертвовать, а не давать
подачки. Минин — капиталист того времени — пожертвовал и,
пожертвовав, получил право управлять пожертвованным. Так и теперь
господа богачи российские должны начать крупно жертвовать на дело
освобождения России от власти коммунизма и уже тогда принимать
участие в управлении пожертвованным, чтобы оно шло по принадлежности,
а не на политические блефы здесь и по ту сторону «железного
занавеса». Туда, где финансами будут ведать крупные
жертвователи, будет жертвовать и вся эмиграция. Раньше, чем просить
деньги на антикоммунистическую работу от иностранных друзей и, в
частности от богатого «американского дядюшки», мы должны
доказать, что и сами можем жертвовать всем во имя освобождения
России. Народы, которые не могут или отучились жертвовать жизнью и
деньгами на благо своей Родины — отжившие народы.
Мы же верим и знаем,
что народы России живы и что они еще не. сказали своего последнего
слова, а потому ждем и верим, что большие и малые Гермогены, Минины и
Пожарские есть среди них и что они скоро начнут действовать, ибо
время не ждет, а «промедление смерти подобно».
Б.ВОЛЬФ
© ДОБРОВОЛЕЦ