По
житиям Димитрия Ростовского
16
ноября (29 ноября)
Житие
и страдание святого Апостола и Евангелиста Матфея
Святой
Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк.
2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме1.
Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря2.
Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных.
Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не
хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью
фарисеев3.
И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой
Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме,
Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На
берегу Он увидел сидящего у мытницы4
Матфея. И сказал ему:
- Иди за Мной!
Услышав сии слова
Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь
тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом.
Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец
зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и
беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме
своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в
дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и
знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с
Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из
книжников5
и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но
возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:
- Как это Он ест и пьет
с мытарями и грешниками?
Господь же, услышав
слова их, сказал им:
- Не здоровые имеют
нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но
грешников к покаянию6.
С этих пор, Матфей,
оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк.5:28) и, как верный
ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он
удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10;
Мрк. 3:13-19; Лк.6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей
сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его
Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с
проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных
страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения
Его на небо.
После вознесения
Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала
оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя
Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но вот наступило время
разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их
к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские
христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и
учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы из явили свое
согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой
Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по
Вознесении Христовом6.
Удалившись из
Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие во многих
странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию Сирию, Персию,
Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию8,
на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума
Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю
людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город,
называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил
им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам
же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте,
усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему
Господь во образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл, и
приветствовал его. Протянув правую руку и отдавая святому жезл тот,
Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им
церкви.
- Жезл этот, - говорил
Господь, - силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет
обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие
садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись
в воде источника, людоеды получать благолепие лица, и всякий, кто
только вкусить от того плода, позабудет зверские нравы и станет
добрым и кротким человеком.
Матфей, приняв жезл из
руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему
было повелено. У князя того города, именем Фульвиана, жена и сын были
одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него
дикими, угрожающими голосами:
- Кто послал тебя сюда
с этим жезлом на нашу пагубу?
Апостол запретил духам
нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко
последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его
вместе с клиром, и святой Матфей, вошедши в город и приблизившись к
церкви, сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа
жезл, - и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом,
простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные
плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. Все
видевшие это были поражены изумлением; весь город сошелся на такое
чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол
Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово
Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их
Апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно
слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они
получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, отлагая
ветхого человека и облекаясь в нового человека - Христа. Узнав о
случившемся, князь сначала порадовался исцелению супруги и сына, но
потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что
весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить
его. Но в туже ночь Апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться
и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро,
и Апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, князь
послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму
Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад.
Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, - они отвечали:
- Мы слышали, как он
беседовал, но видеть и взять его не могли.
Еще сильнее разгневался
Фульвиан. Он послал еще более воинов с оружием, повелев им силою
привести Матфея, а если кто будет противиться и защищать Матфея, -
тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они
приблизились к храму, небесный свет осиял Апостола, и воины, будучи
не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив
оружие, прибежали назад полумертвые от страха и рассказали о бывшем
князю. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг
своих, желая сам схватить Апостола. Но едва он успел приблизиться к
Апостолу, как внезапно ослеп и сталь просить, чтобы ему дали
проводника. Тогда он начал умолять Апостола простить ему согрешение
его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение
креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только
- телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь
великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку
Апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его,
а в сердце лукаво замышляя сжечь Апостола Господня, как волхва. Но
Апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы,
обличил князя, говоря:
- Мучитель льстивый!
Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что
сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов всё перенести за
Бога моего.
Тогда князь повелел
воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а
руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги
собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли
смолы и серы и, положив всё это на святого Матфея, зажгли. Но когда
огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что Апостол Христов
уже сгорел, внезапно огонь охладел и пламя угасло и святой Матфей
оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ
пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но
Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию
силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника
Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя
его волхвом.
- Волхвованием, -
говорил он, - погасил Матфей огонь и остался в нем жив.
Затем он приказал
принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, -
зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести
двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал
их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и
обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу сил,
чтобы Он показал непобедимую силу Свою, явил бессилие богов языческих
и посрамил надеющихся на них.
И внезапно пламень
огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов и они
растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из
стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в
образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не
мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал с смиренной
мольбою к Апостолу об избавлении от погибели. Апостол запретил огню,
и тотчас пламень угас и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан
хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, -
предал святую свою душу в руки Божии9.
Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное
тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные
одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Но он
еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный
ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при чем
сказал своим вельможам:
- Если Тот, Кто
сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в
воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему будем поклоняться,
оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне.
После того как этот
железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью
явился епископу Платону, говоря:
- Завтра иди на морской
берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи,
вынесенные на сушу.
На утро епископ, в
сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и
нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему
возвещено в видении.
Узнав об этом, пришел и
князь с своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в
Господа нашего Иисуса Христа, громогласно исповедал, что Он есть
Единый истинный Бог, Который сохранил невредимым раба своего Матфея -
как при жизни в огне, так и по смерти - в воде. И припадая к ковчегу,
с мощами Апостола, просил у святого прощения в своих прегрешениях
пред ним и из явил сердечное желание креститься. Епископ Платон, видя
веру и усердие Фульвиана огласил его и, научив истинам святой вере,
крестил. И когда возложил руку свою на голову его и хотел наречь ему
имя, послышался свыше голос, говорящей:
- Назови его не
Фульвианом, а Матфеем.
Приняв, таким образом,
в крещении имя Апостола, князь старался быть подражателем и жизни
Апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался
совершенно от мирской суеты, предался молитве в церкви Божией и
епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по
прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую
пресвитеру Матфею явился в видении святой Апостол Матфей и увещал его
принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв
епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом и,
отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем и сам
отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя с святым
Евангелистом Матфеем престолу Божию, молить о нас Господа, дабы и мы
были наследниками вечного царствия Божия. Аминь.
Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к
звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость,
тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник
Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою,
Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление
подаст душам нашым.
Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг,
правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший,
богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси
истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.
________________________________________________________________________
1
Капернаум - небольшой город на северо-западном берегу Геннисаретского
озера или Тивериадского моря, принадлежащий Галилее. Ныне развалины
этого города известны под названием Тель-Гум.
2
Мытарями назывались лица, назначаемый Римлянами для сбора податей с
Иудеев. Они обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и
употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие
выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты языческой державы, мытари
считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу
Богу. Грешник, язычник и мытарь - у них значили одно и тоже;
говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними - осквернением,
хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.
3
Фарисеи - одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.
Хр. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от
того, что старались отличиться особенною ревностью к закону. С
течением времени в качестве дополнений
4
Мытница - место сбора пошлин и податей с проходивших по приморской
дороге караванов и по морю - лодок с товаром.
5
Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле,
как-то ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили
и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители;
законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных
случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности;
писцы и нотариусы, служившие в синогогах и синедрионах. Ученые эти
Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным
от фарисеев; но в тоже время часто соединяются с фарисеями, и
поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к
одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были
слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ,
ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих
сами не исполняли.
6
Лк. 5:27-32. Мф. 9:9-13. Мрк. 2:14-17. Таким образом, Господь
обличает здесь самомнение и самодовольство книжников и фарисеев,
которые, держась только внешних обрядов закона и строго по внешности
исполняя их, почитали себя праведниками и не чувствовали нужды в
покаянии и исправлении. Господь дает им видеть, что внешние обряды и
жертвы имеют значение только тогда, когда служат выражением
внутреннего чувства, милости, любви к ближним, а без этого они теряют
свое значение и могут только прогневлять Бога (Ис. 1:11-18).
7
Евангелие было написано Апостолом Матфеем около 41 г. по Р. Хр. Это -
первая по времени священная книга из всех книг Нового Завета и
занимает, потому, между ними первое место. Евангелие было написано на
Еврейском языке или на употреблявшемся тогда Сиро-Халдейском, иначе
Арамейском наречии, и было предназначено первоначально для
палестинских христиан из Иудеев. Сообразно с этим, повествования в
Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы
показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам
еврейского народа, что особенно нужно было показать евреям,
уверовавшим во Христа, неузнанного их соотечественниками и распятого.
Посему в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сносятся
и сличаются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами
и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются
повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же
Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова
и Авраамова, и вообще в своем Евангелии говорит преимущественно о
воплощении и человечестве Иисуса Христа, сына Давидова, сына
Авраамова. Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея
выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с
Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности
его Евангелия.
8
Македония находилась к северу от Греции, от северо-восточной области
ее Фессалии. Сирия - западная область Азии, тянувшаяся от
Средиземного моря до Евфрата. Персия находилась в южной части
Иранского плоскогорья, между р. Тигром, Персидским заливом и
Каспийским морем. Мидия - западная часть Ирана, к югу от Каспийского
моря, на границах к западу - с Ассирией и Великой Арменией, к югу - с
Персией, к востоку с Парфией. Парфия - большая страна в Азии, к
юго-востоку от Каспийского моря и далее на восток до Индейского моря.
Эфиопия лежала в Африке на юг от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния.
9
Кончина св. Апостола и Евангелиста Матфея последовала по преданию
около 60 г. по Р.Х.