Митр. Антоній
Храповицкій († 1936 г.)
Слово
въ день Преображенія Господня [1].
Церковныя
пѣснопѣнія нынѣшняго дня убѣждаютъ насъ,
братіе, въ томъ, что Господь явилъ свое чудное преображеніе съ тою
именно цѣлью, чтобы убѣдить своихъ послѣдователей,
какъ могутъ и они сами, украсивъ свой внутренній обликъ добродѣтелью,
просіять нѣкогда и внѣшнею духовною красотой. Въ душѣ
нашей есть неутолимая жажда видѣть соотвѣтствіе между
внутреннимъ и внѣшнимъ, и вотъ, до пришествія на Землю Сына
Божія, праведники недоумѣвали, почему имъ суждено быть всегда
въ приниженномъ состояніи, въ убогомъ, скорбномъ видѣ, а
грѣшникамъ допускаетъ Богъ украшаться и величаться. Самые
современники Спасителя ожидали съ нетерпѣніемъ того дня, когда
онъ отброситъ видъ уничиженный и скорбный, освободится отъ бѣдности
и бездомовности, и могущественнымъ царемъ, блистая красотою одеждъ и
пышностію окружающей обстановки, вступитъ на престолъ Давида, отца
своего, попирая злочестивыхъ враговъ своихъ и враговъ Израиля.
Но вотъ Господь
являетъ нетерпѣливымъ послѣдователямъ своимъ иную,
духовную красоту облика Своего, всегда присущую Ему, но сокрываемую
отъ очей человѣческихъ въ обычное время. Онъ восходитъ съ тремя
учениками на гору, и когда духъ Его возносится въ молитвѣ къ
Отцу, вдругъ лицо Его просіяло, какъ солнце и одежды стали бѣлы,
какъ снѣгъ. Изъ загробнаго міра предстали Ему Моисей й Илія, и
райскій облакъ объялъ ихъ и учениковъ, въ благовѣйномъ ужасѣ
взиравшихъ на видѣніе. Это приближеніе неземной намъ райской
красоты привело учениковъ въ состояніе неизъяснимаго блаженства, такъ
что Петръ восклицалъ, не помня себя отъ радости: Учителю, добро
есть намъ здѣ быти. Здѣсь пересталъ онъ сожалѣть
о красотѣ царскаго или вельможескаго положенія, отъ котораго
уклонялся Спаситель; здѣсь онъ понялъ, насколько красоты его
Божественной святости выше суетныхъ украшеній міра, насколько жалки
были воздыханія учениковъ о внѣшней нищетѣ и убожествѣ
своего учителя, преисполненнаго неземной, вѣчной, райской
красоты и небесной славы.
Вспоминай же, о
христіанинъ, это священное событіе изъ жизни твоего учителя! Утѣшайся
въ своихъ скорбяхъ надеждою на то, какъ нѣкогда онъ облечетъ
подобной же славою всѣхъ вѣрныхъ его заповѣдямъ. Не
мѣняй той внутренней красоты, которая накопляется здѣсь
подвигами любви и благочестія, на суетную красоту мірскаго богатства
или мірскаго величія, достигаемыхъ отступленіемъ отъ евангелъскаго
закона, потемнѣніемъ внутренней красоты твоего духа. Не завидуй
тѣмъ, которые величаются красотою домовъ своихъ, или одеждъ,
или сытымъ видомъ своего празднаго тѣла, или преклоненіемъ
зависящихъ отъ нихъ прислужниковъ, или празднымъ удивленіемъ толпы.
Вспоминай притчу о Богачѣ и Лазарѣ, не забывай того, что
скоро всѣ эти украшенія міра будутъ достояніемъ червей, а
уничиженный образъ праведниковъ, согбенныхъ трудомъ, состарѣвшихся
безвременно отъ страданій, опечаленныхъ насмѣшками или даже
изувѣченныхъ нечестивцами, этотъ образъ, который носитъ
праведникъ, не имущій вида, ниже доброты, — возсіяетъ
красотою вѣчною и ни съ чѣмъ на землѣ несравнимою,
но реченному: тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ
царствіи Отца ихъ.
Впрочемъ если
пожелаешь удостовѣриться въ истинности сего обѣтованія и
чрезъ разсмотрѣніе вещей земныхъ, то не останешься
неудовлетвореннымъ, ибо то чудесное преображеніе, которое обѣщано
намъ за гробомъ по образу Преобразившагося на Ѳаворѣ, въ
нѣкоторой, хотя малой степени, можемъ наблюдать и на людяхъ,
измѣнившихъ грѣховное, злостное, и блудное, и горделивое
содержаніе душевной жизни своей на святое и богоугодное, а еще болѣе
на тѣхъ, которые отъ юности жили добродѣтельно. Вотъ
посмотри на эти прекрасныя иконы угодниковъ Божіихъ, разставленныя по
святому храму. Видишь ли эти лица, старческія, изнуренныя постомъ,
нахмуренныя отъ бывшихъ печалій, испещренныя ранами? И смотрите,
однако, какою неотразимою красотой они осіяваются! Въ этихъ чертахъ
сіяетъ блаженное упокоеніе въ Богѣ, въ нихъ свѣтится
любовь, блистаетъ надежда, видится полное торжество надъ мірской
суетой. Таковы ли лица міролюбцевъ, отягченныя излишествами,
исполненныя гордостей, обезабраженныя блудною страстію или злобой,
искаженныя страхомъ за свое благополучіе, омраченныя ревностію или
завистью и вообще носящія отпечатокъ грѣховной страсти?
Святые угодники
жили во времена прошедшія, и ихъ было меньше чѣмъ обычныхъ
грѣшныхъ людей. Но взгляни на окружающую тебя жизнь, на
знаемыхъ твоихъ и на себя самаго. Зналъ ли ты людей, измѣнившихъ
грѣховный обычай или вообще пустой образъ жизни на постоянный
подвигъ благочестія, на побореніе страстей, на благотворительность и
цѣломудріе? Если видѣлъ, то подтвердишь слова мои о томъ,
что и лица людей сихъ преображались, что въ глазахъ ихъ и во всѣхъ
чертахъ ихъ, и въ обращеніи ихъ и въ голосѣ, засіялъ тотъ тихій
свѣтъ духовной, безсмертной жизни, который несравненно
привлекательнѣй чувственной красоты грѣшниковъ и
дѣйственнѣе, нежели дѣланныя рѣчи и льстивое
обращеніе сыновъ міра сего. Припомни такія измѣненія въ обликѣ
знаемыхъ твоихъ и въ твоемъ собственномъ обликѣ и возжелай этой
духовной красоты, этого неземного свѣта больше, чѣмъ
всякихъ земныхъ красотъ, пренебрегай послѣдними для перваго, а
не наоборотъ, какъ, вѣроятно, дѣлалъ ты доселѣ, и
предайся подвигу духовнаго дѣланія во Христѣ, дабы
пріобрѣтать постепенно на лицѣ своемъ отблескъ этой
божественной славы Его, которую днесь явилъ Онъ на горѣ
Ѳаворской. Подвигъ внутренняго измѣненія или преображенія
называется дѣланіемъ во Христѣ, потому что безъ того
невозможно духовное дѣланіе. Кто пребудетъ во Мнѣ
— говоритъ Господь: — тотъ принесетъ много плода, а та
вѣтвь, которая не пребудетъ на лозѣ, высыхаетъ и
извергается вонъ и сгараетъ; такъ и вы, если во Мнѣ не
пребудете. — Правда, въ наше маловѣрное время много
говорятъ о нравственной жизни безъ вѣры во Христа и молитвы, но
слова эти не осуществляются на дѣлѣ.
Нравственное
одушевленіе людей невѣрующихъ, основанное на неопредѣленныхъ
поэтическихъ ощущеніяхъ молодости, на вычитанныхъ изъ книгъ
нравоученіяхъ, непрочно, непродолжительно, какъ зелень оторванной отъ
корня вѣтки. Въ первыя минуты эта зелень свѣжа, какъ
прежде, но проходитъ день, и она обращается въ негодную ветошь.
Таковы и первые порывы доброй настроенности и человѣка
невѣрующаго отъ которыхъ очень скоро остается одно лишь
разочарованіе или горделивое притворство, тщеславное лицемѣріе,
тщетно силящіеся надѣвать на себя личину человѣколюбія,
будучи исполнено внутри себя злобной зависти, или тупого отчаянія,
какъ у Каина, или Саула, или Ирода. Это знаютъ по собственному опыту
всѣ вѣрующіе и невѣрующіе, пережившіе юность, свою,
потому что они испытали нравственное безсиліе человѣческой
природы, лишенной помощи свыше. Вотъ почему, люди пожилые или
обращаются къ вѣрѣ, отказавшись отъ неосуществимыхъ
притязаній на добродѣтель естественную, — или не желая
увѣровать, отказываются отъ стяжаній добродѣтоли видя ея
недостижимость безъ вѣры.
И такъ, нѣтъ
духовной красоты въ томъ сердцѣ, въ которомъ нѣтъ Христа.
Какъ же могутъ стяжать ее сердца, вѣрующія Христу? Сему,
братіе, научаетъ насъ Христосъ преобразившійся на Ѳаворѣ.
Лицо Его просвѣтлилось во время молитвы, во время бесѣды
Его о пророчествахъ, во время размышленія Его о грядущихъ страданіяхъ
во Іерусалимѣ. Вотъ путь восхожденія къ духовной красотѣ
нашей. Должно молитвенно призывать Божественную помощь, должно
наполнять свой умъ Божественнымъ словомъ, открытымъ намъ въ
Священномъ Писаніи и во всемъ ученіи Церкви; должно, наконецъ,
бодрственно рѣшиться на перенесеніе скорбей, не избѣжныхъ
по пути восхожденія къ славѣ Божіей.
Будемъ же,
братіе, стремясь къ этой славѣ, не на свои силы полагаться, но
молиться и вникать въ Божественное ученіе, будемъ готовы принимать
скорби за Христа по заповѣди, и Онъ сподобитъ насъ участія въ
Своей вѣчной славѣ на небѣ; и тогда мы, подобно
Петру на Ѳаворѣ, забудемъ свои печали и лишенія и будемъ
восклицать вѣчно въ духовномъ восторгѣ: Наставникъ,
добро есть намъ здѣ быти. Аминь.
Примѣчаніе:
br>[1] Произнесено 6-го августа на литургіи въ
Симферопольскомъ каѳедральномъ соборѣ. Въ первый разъ
было напечатано въ «Таврическихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ»,
1898 г. № 16.
Источникъ:
Епископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 1.
— Казань: Типо-литографія И м п е р а т о р с к а г о
Университета, 1900. — С. 121-125.