28/10
июля 1936 г. день преставления Блаж. Митр. Антония (Храповицкого)
РЕЧЬ
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА СЕРБСКОГО ВАРНАВЫ НАД ГРОБОМ БЛАЖЕННЕЙШЕГО
МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ В БЕЛГРАДСКОМ СОБОРЕ 31 АВГУСТА/13 СЕНТЯБРЯ 1936
Г.
Перед нами земные
останки великого Святителя Русской Церкви и Русской земли, который до
вчерашнего дня с нами беседовал, высказывал глубокие мысли своих
богословских знаний и указывал пути спасения по глаголам Господа
Иисуса Христа.
Перед нами земные
останки того великого человека, который всю свою жизнь работал на
ниве Христовой и без устали ее обрабатывал.
Имя Митрополита Антония
связано с громадным периодом развития великой духовной мощи Русской
Церкви и Русского народа, развития русской богословской мысли и
русской церковной литературы.
Я уже имел случай
говорить и вновь повторяю, что Митрополит Антоний должен быть
поставлен в один ряд с великими иерархами первых веков христианства.
Кто близко не знал
Митрополита Антония, тот не отдавал себе ясного отчета в
неисчерпаемом значении его светлой личности. С детства он посвятил
себя служению Богу, и с детства его дом был школой богословия и
религиозного просвещения. В течение своей дальнейшей жизни он без
преткновения рос все выше и выше и, наконец, признание его всем
Русским народом нашло свое яркое выражение на великом Московском
Соборе в 1917 году, когда он был избран первым кандидатом на
Всероссийский Патриарший Престол. Это было последнее выражение воли
великого Русского народа. Это было в то время, когда на поверхность
русской жизни не успели еще подняться мелкие душой элементы, но когда
царская Россия уже умирала и свой предсмертный голос направила к
Митрополиту Антонию.
Божественному Промыслу
было угодно, чтобы на Русский Патриарший Престол взошло другое лицо,
а на Митрополита Антония был возложен подвиг объединения вокруг себя
вас, верных сынов своего Отечества, рассеянных по всему миру.
По примеру древних
святителей, которым он всегда подражал в своем подвиге, он стал не
только религиозным, но и национальным вождем русских людей.
Однако насколько он был
велик по своей душе и по своей деятельности, настолько же он был
скромен в своей личности. Кто однажды его узнавал, тот никогда уже не
мог его забыть. Его поучения в России слушали сотни тысяч людей, и я
помню, как и я, будучи в то время студентом С.-Петербургской духовной
академии, искал случая, чтобы видеть и слышать знаменитого Волынского
Архиепископа Антония Храповицкого. И было что слышать и чему от него
поучиться.
Сохранив через всю свою
жизнь целомудрие, он снисходителен был к другим и своим любвеобильным
сердцем всех к себе привлекал настолько, что многие часы не
разлучались с ним его друзья, наслаждаясь его мудростью.
Только впоследствии
достойно оценят его и поймут, какое значение имеет Митрополит Антоний
не только для Православной Церкви, но и для всего христианства и для
всего человечества, как личность, в которой в наше время нашли себе
высшее выражение религиозные и моральные начала.
С раннего своего
детства почивший Митрополит Антоний полюбил тогда гонимую Сербскую
Православную Церковь, а героем его детских грез был изгнанник из
своего отечества за Христову правду и борец за свою Церковь —
Митрополит Сербский Михаил, которого он впоследствии, будучи
студентом и молодым иеромонахом, с радостным восторгом встретил в
России и предоставлял себя в распоряжение Сербского
Митрополита-беженца. И вот теперь Господу угодно было устроить так,
чтобы усопший великий русский святитель был после патриаршей литургии
отпет в кафедральном соборе Митрополита Михаила.
Митрополит Антоний был
великий славянофил, он был единомышленник Аксакова, Хомякова и других
ярких выразителей русско-славянской мысли.
Прощаясь ныне с
Митрополитом Антонием, стоя у его бездыханного гроба, мы все должны
навсегда сохранить его священный завет о том, чтобы православная
царская Россия была восстановлена во что бы то ни стало. В этом —
спасение всех нас. Это всегда чувствовал наш великий покойник,
чувствую это и я, чувствуете это и все вы.
Ложь, что будто бы
советская Россия думает об остальных Славянах: нет, она приуготовляет
им погибель, и мы должны освободить великий Русский народ от жидов и
их тирании. Мы должны уберечь Русскую Церковь, рассеянную по всему
миру в это страшное время, и до тех пор пока я остаюсь на своем
положении, я не допущу, чтобы хоть один волос упал с Русской
Православной Церкви заграницей.
Таковы св. заветы из
этого гроба. Пусть же Господь Бог даст вечную славу на небесах
усопшему Митрополиту Антонию. Слава ему!
«Церковная
Жизнь», 1936 г., № 8-9.