Политическая
мысль Достоевского.
Германия и
Россия
Особый
интерес для
современного
политика представляют
мысли Достоевского
о Германии, ее
исторической
роли в Европе
и необходимости
тесного союза
с Россией. Говоря
об упадке Франции,
он предположил
появление в
Европе «новой
гениальной
нации», способной
повести за
собой «западное
человечество».
– Писатель,
несомненно,
имел в виду
немцев, поскольку
писал не о духовном
водительстве,
(где, по его мнению,
первенствовала
Россия), но – о
политической
организации
континента.
В 1876 г., описывая
свойства немецкого
характера,
Достоевский
заметил: «Народ
этот слишком
многим может
похвалиться
в сравнении
с какими бы то
ни было нациями».
Это
не было случайным
суждением.
Подводя итоги
франко-прусской
войны, Достоевский
говорил о
неизбежности
новой окончательной
войны с Францией:
«Германия
и Франция не
могут ужиться
в Европе…Еще
раз спор будет
не на жизнь, а
на смерть…Дело
это едва началось...Немцы
столетие терпели
всякие унижения…Они
ждут своевременного
момента свести
с лица земли
Францию, чтобы
уже не беспокоиться
с ней вовеки».
- «Этот народ
победил такого
врага, который
почти всех
всегда побеждал…
Он не мог не
победить вследствие
образцового
устройства
своей бесчисленной
армии и своеобразного
пересоздания
её на совершенно
новых началах
и, кроме того,
имея такого
предводителя
во главе».
Он имел
в виду канцлера
Германии Бисмарка
- «единственного
политика в
Европе, проникающего
гениальным
взглядом в
самую глубь
фактов».
Достоевский
так описал вид
немецкого
войска в 1871 году:
«Бодрость
в лицах, светлое
и в то же время
важное выражение
взгляда! Всё
это была молодежь…
Удивительная
военная выправка,
строгий шаг,
точное равнение…
необыкновенная
свобода, еще
не виданная
мной в солдате,
сознательная
решительность,
выражавшаяся
в каждом жесте…
Война была
народной: в
солдате стоял
гражданин!».
Если
отвлечься от
морализаторства,
это описание
напоминает
триумфальное
вступление
немецких войск
в Париж в 1940 г.
(обстоятельства
другие, но психология
сторон та же).
Самостоятельное
значение получила
спорная мысль
Достоевского,
излагая в деталях
которую, он
добился неожиданного
реалистического
эффекта, создав
жизнеспособную
мифологическую
конструкцию.
– Такое сочетание
кажущихся
противоположными
сторон какой-либо
сложной идеи
не раз проявлялось
в истории европейской
мысли. На примере
франко-германских
отношений
Достоевский
обрисовал схему
глубинного
конфликта в
Европе, который,
по его мнению,
надолго определит
её будущее. Это
пример того,
как из будто
бы случайной
посылки рождается
убедительное
толкование
истории, не
замыкающееся
на прошлое, но
уходящее в
далекую перспективу.
Излагая
свою идею,
Достоевский
придал религиозный
смысл европейским
событиям. Он
писал (1874):
«Идеалы
цивилизаций
– западно-католической
и германской
различны вконец
и несовместимы.
Франко-прусская
война была
встречей католической
и протестантской
цивилизаций».
Эта
политическая
формулировка
сознательно
не укладывалась
писателем в
религиозные
рамки:
«Задача
Германии одна
и прежде была,
и всегда. Это
её протестантство
– не та единственная
формула этого
протестантства,
которое определилось
при Лютере, а
всегдашнее
её протестантство,
всегдашний
протест её
против римского
мира… Германский
народ бился
с римским миром
еще во времена
Арминия, затем
во времена
римского христианства
он более чем
кто-либо бился
за верховную
власть с новым
Римом против
всего, что было
Римом и римской
задачей, и потом
против всего,
что от древнего
Рима перешло
ко всем народам,
воспринявшим
от Рима его
идею, его формулу
и стихию, к
наследникам
Рима и ко всему,
что составляет
это наследство».
«Я не религиозный
протест разумею,
- пояснял Достоевский,
- я не останавливаюсь
на временных
формулах идеи
древнеримской.
Я беру лишь
основную идею,
начавшуюся
еще две тысячи
лет назад, и
которая с тех
пор не умерла,
хотя постоянно
перевоплощалась
в разные виды
и формулы. Теперь
весь этот крайний
западно-европейский
мир (запомним
эту формулу),
унаследовавший
римское наследство,
мучится родами
нового перевоплощения
этой унаследованной
древней идеи».
«Страшная
французская
революция, -
углублял писатель
свою мысль, - в
сущности, была
не более чем
последним
видоизменением
той же древнеримской
формулы всемирного
единения».
Революцию
конца XVIII века
писатель поставил
в ряд с римским
католицизмом
из-за её материалистического
смысла, как
воплощение
«всеобщего
уже равенства
при участии
всех и каждого
в пользовании
благами мира
сего, какими
бы они там ни
оказались,…то
есть отнюдь
не средствами
христианской
цивилизации,
и не останавливаясь
ни перед чем».
«Буржуазия
выиграла для
себя с 1789 года
политическое
главенство»,
- заключал
Достоевский.
Это
обобщение и
вывело писателя
на противопоставление
«всемирной
монархии»,
воплощенной,
по его мнению,
Древним Римом,
- ясному германскому
миру. – К этому
следует добавить,
что Священная
Римская Империя
Великой Германской
Нации (962-1806), хотя
и создана была
немецкими
императорами,
но так и не
реализовала
их идею единого
европейского
мира, независимого
от римского
католицизма,
который, по
словам Достоевского,
воплощал другую,
искаженно-христианскую
идею земного
владычества
Папы.
«При
чем же тут все
эти две тысячи
лет была Германия?»,
- продолжал
писатель. -
«Характернейшая,
существеннейшая
черта этого
великого, гордого
и особого народа
с самой первой
минуты его
появления в
историческом
мире состояла
в том, что он
никак не хотел
соединиться
в призвании
своем и в своих
началах с
крайне-западным
европейским
миром, т.е. со
всеми преемниками
древнеримского
призвания…
Наконец, он
протестовал
самым могучим
образом, введя
новую форму
протеста из
самых духовных,
стихийных основ
германского
мира: он провозгласил
свободу исследования
и воздвиг знамя
Лютера. Разрыв
был страшный
и мировой, формула
протеста нашлась
и восполнилась,
хотя всё еще
отрицательная,
хотя всё еще
новое и положительное
слово сказано
не было, но этот
народ всегда
был убежден,
что в состоянии
представить
его и повести
за собой человечество».
Углубляясь
в психологические
основы немецкого
характера,
Достоевский
нашел в нем то,
чего не было
у других европейских
народов. Физиологически
любой национальный
характер связан
с «кровью».
Писатель прямо
не говорил об
этом, но неоднократное
употребление
им соответствующей
лексики свидетельствует
о том, что в
германцах он
видел субстрат
«арийского
мира» (его
выражение!).
Восхищение
Достоевского
немецкими
качествами
отличается
по тону от описания
свойств русского
характера. Он
не сводил все
достоинства
народов к
православному
идеалу. Иначе
Достоевскому
не понадобились
бы немцы. Его
мысль синтезировала
обе ведущие
нации в абсолют,
одной стороной
которого было
русское православие,
другой – европейская
объединительная
идея, представленная
Германией.
С глубоким
чувством описал
Достоевский
становление
новой Германии:
«Лютерово
протестантство
отжило свое
время давно,
идея же свободного
исследования
давно уже была
принята всемирной
наукой. Огромный
организм Германии
почувствовал
более чем кто-нибудь,
что он не имеет…плоти
и формы для
своего выражения.
Вот тогда-то
в нем родилась
настоящая
потребность
хотя бы сплотиться
только наружно
в единый стройный
организм в виду
новых грядущих
фазисов его
вечной борьбы
с крайне-западным
миром Европы».
«Тут
явилась в
крайне-западном
мире «интернационалка»…международные
сношения всех
нищих мира
сего, сходки,
конгрессы,
новые порядки,
законы, - одним
словом, положено
по всей старой
Европе основание
новому status in statu, грядущему
поглотить собой
старый, владычествующий
в крайне-западной
Европе порядок
мира сего»
(буржуазного,
- не германского
и не русского
по духу!).
«Тут
гений Германии
понял, что его
задача прежде
всякого дела,
против перевоплотившегося
из старой
древне-католической
идеи противника,
закончить
собственное
политическое
единение и,
воссоздав свой
политический
организм, стать
против своего
вечного врага.
Дело железом
кончено, теперь
предстоит его
кончить духовно,
существенно…
Германия задумалась:
«да объединился
ли германский
организм в одно
целое, не раздроблен
ли он по-прежнему,
несмотря на
гениальные
усилия её
предводителя
за последние
двадцать пять
лет,…несмотря
на франко-прусскую
войну и провозглашенную
после нее новую
неслыханную
прежде германскую
империю?».
Бисмарк
понимал, писал
Достоевский,
что
«долгая
привычка к
политическому
разъединению
скажется, когда
уйдет предводитель
с «железной
рукой», и возродиться
энергия оппозиции.
Явится стремление
к распадению,
и именно тогда
на Западе оправится
от удара страшный
враг». – «А тут
вдобавок и
самый закон
природы: Германия
в Европе – страна
серединная:
как бы она ни
была сильна,
с одной стороны
Франция, с другой
Россия…русские
могут догадаться,
что не они нуждаются
в союзе с Германией,
а Германия
нуждается в
союзе с Россией;
мало того: что
зависимость
от союза с Россией
– роковое
предназначение
Германии, с
франко-прусской
войны особенно».
Таким
образом, Достоевский
объединил
интересы Германии
и России в
перспективах
идеологической
и культурной
консолидации
Европы.
Его
прогнозы отличались
точностью в
деталях. Так,
в январе 1881г. он
предсказал
неизбежность
воссоединения
Австрии с Германией
(аншлюс 1938 г. –
памятная веха
в австрийской
истории). Затем
Достоевский
предрек: «Бисмарк,
заручившись
итальянским
союзом, пожелает
раздавить
папское начало
в мире… Не
католическую
веру он гнал,
а римское начало
этой веры». -
(Придет время,
и другой канцлер
Германии вместе
с главой Италии
поведет борьбу
с этим «перевоплощением
римской идеи»).
К сожалению,
глубокий анализ
европейского
мира Достоевский
свел к благородной,
но далекой от
реальной политики
идее «всемирного
единения во
Христе» во
главе с Россией.
- Папа хочет
возродить
всемирную
монархию во
главе с собой,
и этому необходимо
противостоять,
убеждал писатель,
не задумываясь
о других возможностях.
- Но то, что Священная
Римская империя
во главе с Германией
не достигла
тесного сближения
составлявших
её государств,
- не должно быть
причиной отказа
от этой великой
европейской
идей. Континентальный
союз России
с возрожденной
Германией в
удобный момент
может дать
новые стимулы
для её реализации
в иной форме.
В 1877г.
Достоевский
писал о мировой
борьбе трех
идей: католической,
протестантско-германской
и славянской,
сводя европейскую
перспективу
к противоборству
внутри христианства.
Но когда писатель
отвлекался
от религиозного
морализаторства,
в его голосе
звучала другая
твердая нота:
«Мы
нужны Германии…не
для минутного
политического
союза, а навечно.
Идея воссоединенной
Германии широка,
величава и
смотрит вглубь
веков. Что Германии
делить с нами?
Объект её - всё
западное
человечество.
Она себе предназначила
западный мир
Европы, провести
в нем свое начало
вместо римских
и романских
начал и впредь
стать предводительницей
его, а России
она оставляет
Восток. Два
великих народа
предназначены
изменить лик
мира сего».
(Эта
идея близка
геополитическим
конструкциям
первой трети
XX века – Ван ден
Брука, Хаусхофера,
К. Шмитта…). «Дружба
России с Германией
нелицемерна
и тверда, и будет
укрепляться,
чем дальше, тем
больше, распространяясь
постепенно
в народном
сознании обеих
наций», - предположил
Достоевский.
Князь
Мещерский,
относившийся
к Германии с
более спокойным
чувством, в
«Воспоминаниях»
цитировал
русского министра
иностранных
дел Гирса,
передавшего
князю содержание
своей беседы
с Бисмарком
в конце 80-х годов.
«Железный
канцлер» сказал
тогда: «Я думаю,
как бы сделать
славянскую
Австрию и немецкую
Россию». Бисмарк,
конечно, не
имел в виду
завоевание.
Это было признанием
необходимости
тесной связи
с Россией. Он
предостерегал
европейские
державы от
нападения на
славянского
колосса, говоря,
что Россия
может быть
разрушена
только внутренними
силами (!). В свою
очередь, Мещерский
назвал пропагандируемый
Францией
франко-русский
союз для реванша
за 1871 год «монструозной
нелепостью»
и «разрушением
нашей вековой
традиции добрых
отношений с
Германией»,
приведя слова
Вильгельма
I¸ сказанные
перед смертью
внуку – будущему
императору
Вильгельму
II: «Люби и уважай
императора
Александра
(III), нам лучше
будет от добрых
отношений с
Россией». «Из
королей прусских
он всех более
и честней любил
русских царей
и Россию», - писал
князь.
И.З.
Бестужев
http://www.zlev.ru/135/135_54.htm