Православие
против большевизма
Общеизвестно,
что два миллиона
граждан Советского
Союза поддержали
германские
войска с оружием
в руках, гораздо
больше включая
немалую часть
духовенства,
восприняли
приход немцев,
как возмездие
жидовско-большевитской
оккупации и
шанс освободиться
от неё. Называть
их всех “предателями”
– значит опускаться
до уровня сталинской
пропаганды,
манипулирующей
сознанием
людей. Десять
человек, перешедший
на сторону
врага – предатели,
а миллион –
идейные борцы.
Российские
СМИ продолжают
комментировать
нашумевшее
обращение
Русской православной
церкви за границей
(РПЦЗ МП), выпущенное
в связи с обсуждением
в прессе книги
протоиерея
Георгия Митрофанова
“Трагедия
России. “Запретные”
темы истории
XX века”. Напомним,
что Митрофанов
призвал в этом
издании считать
генерала Андрея
Власова не
предателем,
а патриотом
России.
В данной
статье, автор
– историк Владислав
Мальцев – проливает
свет на некоторые
малоизвестные
страницы биографии
основателя
“Русской
освободительной
армии”, которого
мемуаристы
характеризовали
как глубоко
верующего
православного
христианина.
Кроме того, в
своей публикации
Мальцев рассказывает
о православных
иерархах, верно
служивших
Третьему рейху.
Некоторые из
них благословляли
и окормляли
власовскую
армию.
Среди
наиболее
высокопоставленных
Мальцев выделяет
митрополита
Виленского
и Литовского
Сергия (Воскресенского),
возглавлявшего
Прибалтийский
церковный
экзархат Московской
патриархии,
а также архиерея
РПЦЗ, митрополита
Берлинского
и Германского
Серафима (Лядэ),
возглавлявшего
Среднеевропейский
митрополичий
округ в составе
Церквей Германии,
Австрии, Судетской
области, Чехии,
Словакии, Бельгии,
Люксембурга
и Лотарингии.
Личность
самого Серафима
(Лядэ) примечательна
– в 1923 году был
рукоположен
в епископы
главой обновленцев
Украины митрополитом
Пименом (Пеговым),
как епископ
Ахтырский вошел
в обновленческий
Синод Украины.
Приехав в 1929 году
в Германию и
вступив в контакт
с РПЦЗ, он публично
сознался, что
являлся агентом
ОГПУ (эта информация
была опубликована
в официальном
издании РПЦЗ
“Церковная
жизнь”), и по
рассмотрении
его дела Архиерейским
Собором был
принят в РПЦЗ.
В феврале
1938 года германское
руководство
потребовало
от Архиерейского
Собора назначить
вместо действующего
епископа Берлинского
и Германского
Тихона (Лященко)
этнического
немца Серафима,
что и было сделано.
Он получил
титул “фюрера
всех православных
в Третьем рейхе
и во всех контролируемых
им территориях”.
Ему при прямой
помощи последних
были переданы
в управление
все храмы сначала
на территории
рейха, затем
на территории
освобождённых
германцами
стран.
В апреле
1942 года с согласия
Розенберга
(главы министерства
оккупированных
восточных
территорий)
и Гейдриха
(главы имперской
службы безопасности)
решено было
сделать Серафима
митрополитом
на этих территориях,
что 26 мая 1942 года
утвердил Архиерейский
Синод, преобразовавший
его епархию
в Средне-Европейский
митрополичий
округ в составе
“Великогермании”
(Германии, Австрии,
Судет и Лотарингии),
протектората
Богемии и Словакии,
Люксембурга,
Бельгии и Польши.
Кроме того,
решением немецких
властей в ведомство
Серафима в 1941
году передавались
приходы в сербской
Воеводине, а
в 1942 году – ряд
приходов в СССР
(Белостокская
и Гродненская
епархии и многие
другие вплоть
до Ставропольской).
Во всех
отходивших
под его юрисдикцию
епархиях и
приходах верующие
должны были
возносить
молитвы “о
христолюбивых
властях народа
Германского,
о державе, победе,
пребывании
в мире, здравии,
спасении их
и Господу Богу
нашему наипаче
поспешити и
пособити им
во всем и покорити
под нозе их
всякого врага
и супостата”.
22 июня
1941 года митрополит
Серафим обратился
к пастве с
воззванием:
“Во
Христе возлюбленные
братья и сестры!
Карающий меч
Божественного
правосудия
обрушился на
советскую
власть, на ее
приспешников
и единомышленников.
Христолюбивый
Вождь германского
народа призвал
свое победоносное
войско к новой
борьбе, к той
борьбе, которой
мы давно жаждали,
– к освященной
борьбе против
богоборцев,
палачей и
насильников,
засевших в
Московском
Кремле… Поэтому,
как первоиерарх
Православной
Церкви в Германии,
я обращаюсь
к вам с призывом.
Будьте участниками
в новой борьбе,
ибо эта борьба
и ваша борьба…
Каждый из вас
сможет найти
свое место на
новом антибольшевистском
фронте. “Спасение
всех”, о котором
Адольф Гитлер
говорил в своем
обращении к
германскому
народу, есть
и ваше спасение
– исполнение
ваших долголетних
стремлений
и надежд. Настал
последний
решительный
бой. Да благословит
Господь новый
ратный подвиг
всех антибольшевистских
бойцов и даст
им на врагов
победу и одоление.
Аминь!”
С митрополитом
Серафимом
Власов встретился
в Берлине еще
в конце 1942 года.
Назначенные
им священники
(такие как военный
священник РОА
Александр
Киселев) и окормляли
власовскую
армию.
Советский
митрополит,
благословлявший
Гитлера
Между
тем, по словам
Владимира
Мальцева, на
освобождённой
территории
нашлись и многие
другие поддержавшие
Гитлера церковнослужители.
Среди них особенно
заметен митрополит
Виленский и
Литовский
Сергий (Воскресенский)
– один из
высокопоставленных
иерархов Московской
патриархии,
поставленный
в 1940 году на рижскую
кафедру после
присоединения
Латвии к СССР.
24 февраля 1941 года
был создан
подчиненный
митрополиту
Сергию Прибалтийский
экзархат в
составе Литвы,
Латвии и Эстонии.
Уже 11 июля митрополит
Сергий составил
воззвание к
верующим о
борьбе с большевизмом)
и создание
“нового церковного
управления
под эгидой
немецких властей”.
Для
этого его люди
отправлялись
в соседние
оккупированные
области – в
Псковскую (а
затем в Ленинградскую,
Новгородскую
и Тверскую).
Эта так называемая
“псковская
миссия” осуществлялась
не только с
согласия, но
и при прямой
помощи немцев.
Подконтрольная
немецким властям
реплика газеты
“Правда” писала
в августе 1941 года:
“14 священнослужителей
отправились
в Псков как в
центральный
пункт восстанавливаемой
в русских областях
церковной
жизни. Для поездки
православных
священнослужителей
германское
командование
предоставило
большой и
комфортабельный
автобус, снабженный
даже электрическим
освещением.
Благодаря
заботам германского
командования
православные
священники,
снабженные
церковной
утварью, облачением,
запасом свечей,
священными
книгами и другими
необходимыми
для религиозной
жизни предметами,
совершат свое
путешествие
в освобожденные
русские области
для скорейшего
восстановления
богослужений
во вновь открываемых
православных
храмах”. Возглавил
миссию протопресвитер
Кирилл, настоятель
рижского
кафедрального
собора.
К 1944 году
при немецкой
финансовой
поддержке
миссией было
открыто около
300 храмов. Гатчинский
собор получил
на восстановление
100 тысяч рублей,
священнику
Апраксину немцы
лично выдали
30 тысяч рублей
и шесть дорогих
церковных
облачений,
нашлись деньги
и на издание
при миссии
30-тысячным тиражом
газеты “Православный
христианин”.
Вот
циркулярное
письмо протопресвитера
Кирилла: “Сообщаем
вам для исполнения
указ Высокопреосвященнейшего
Экзарха митрополита
Сергия от 11 июня
1942 года № 81: В ночь
с 21 на 22 сего месяца
исполняется
год той освободительной
борьбе, которую
ведет победоносная
великогерманская
армия с большевизмом
во имя спасения
человечества
от сатанинской
власти поработителей
и насильников.
В связи с этим
предписываю
всему духовенству
21 июня после
Божественной
литургии и
произнесения
соответствующего
слова совершить
молебен о даровании
Господом сил
и крепости
германской
армии и ее вождю
для окончательной
победы над
большевизмом”.
Повинуясь
указу, в Казанском
соборе Луги
благочинный
округа Николай
Заболоцкий
изрек в проповеди:
“Благоденственное,
мирное житие,
здравие и во
всем благое
поспешение
на врага, победу
подай, Господи,
вождю народа
германского
Адольфу Гитлеру,
освободившему
нас от тирании
нечестивых
людей, военачальникам
армии германской
и сохрани их
на многая лета”.
Торжественные
молебны и крестные
ходы проводились
(с участием
немецкой
администрации
и военных) в
годовщину
освобождения
городов Псковщины
в июле 1942 года.
В ноябре
1942 года митрополиту
торжественно
были вручены
найденные в
новгородском
музее (ранее
разграбленные
большевиками
из церквей)
богослужебные
книги. Издававшаяся
при митрополите
газета “Православный
христианин”
писала: “Высокопреосвященный
Экзарх с волнением
благодарил
представителей
государства
и партии за
возвращение
Церкви книг…
Особенно трогает
Владыку мысль
о том, что Вождь
германского
народа, ведя
небывалую войну
против злейшего
врага, нашел
время подумать
и позаботиться
о спасении
религиозных
и культурных
ценностей
русского народа.
Свое обращение
Владыка Экзарх
закончил молитвенными
словами: “Господь
да укрепит и
умножит силы
Адольфа Гитлера
для скорейшей
и окончательной
победы над
большевизмом!”
В конце
1942 года Власов
встретился
в Риге с митрополитом
Сергием, который,
по его словам,
“дал свое
благословение
и предписание
Миссии в городе
Пскове оказывать
ему – Власову,
содействие
и моральную
помощь”. Тогда
же, 25 декабря
1942 года, священники
Кирилл Зайц
и Иоанн Легкий
совершили
первый молебен
в частях РОА.
В начале 1943 года
в Пскове из
представителей
местной администрации
(бургомистр
Черепенкин)
и управления
“миссии” (священник
Георгий Беннигсен)
был создан
“Русский комитет”,
занимавшийся
вербовкой в
РОА и сбором
средств для
нее. В апреле-мае
1943 года вместе
с членами “комитета”
Власов посетил
города “миссии”:
Гатчину, Лугу,
Дно, Остров,
Порхов, Гдов,
Волосово, Толмачево,
Сиверскую,
Дедовичи и
другие, где,
выступая перед
населением,
призывал его
вступать в РОА.
В мае 1943 года
Власов со своим
штабом посетил
Псково-Печерский
монастырь и
выступил перед
его монахами,
причем настоятель
монастыря
игумен Павел
(Горшков) благословил
его на борьбу
с большевиками.
В опубликованном
в апреле 1944 года
“Воззвании
Архиерейского
совещания в
Риге под председательством
митрополита
Сергия” прямо
говорилось:
“Сознавайте
отчетливо, что
место ваше –
в рядах борцов
за новую, свободную,
счастливую
Россию, в рядах
Русской Освободительной
Армии”…
Как
пишет, завершая
свою публикацию
в “НГ-Религии”,
Владимир Мальцев,
“даже спустя
68 лет после начала
войны ее эхо
еще звучит и
болью отдается
в наших сердцах.
А может быть,
война еще не
закончилась?
Как распознать
сегодня, кто
был свой, а кто
чужой? Рано или
поздно “момент
истины” наступает…
Источник:
www.resistance88.com/topics/history/religion/religion3.htm
kamerad_791