Слово
о суеверии и
расколе
«Аз
Свет в мир приидох,
да всяк
веруяй
в Мя во тме не
пребудет»
(Иоанн.
12, 46).
Великая
тьма неведения
и заблуждения
господствовала
между язычниками,
пока не озарил
их свет Евангелия.
Язычники руководимы
были одним
светом разума
и совести; но
свет этот при
недостатке
света Божественного
откровения
едва заметен
был среди окружающего
мрака. Они помрачены
были многобожием,
кланялись
светилам небесным
и их изображениям,
боготворили
землю, море,
ветры, источники,
растения, и
также истуканы,
сделанные из
камня, дерева,
металла, боготворили
животных, птиц,
рыб, насекомых,
гадов; боготворили
людей, отличавшихся
во время жизни
силой, благоразумием,
благодеяниями;
воздавали
божеские почести
даже живым
людям, например,
римским кесарям;
боготворили
изображения
вещей отвлеченных,
как-то: славы,
счастья, зол
физических:
лихорадки и
других болезней
и зол нравственных:
пьянства,
сладострастия,
воровства,
обмана. Все
боготворили,
кроме единого
истинного Бога.
Богопочтение
язычников
выражалось
в обрядах пустых
и суеверных,
жестоких и
безчеловечных,
безстыдных
и безнравственных.
Заблуждаясь
относительно
богопочитания,
язычники имели
самые превратные
понятия о душе,
о загробной
жизни, о нравственных
обязанностях.
Например, у
некоторых
языческих
народов даже
самые законодатели
и мудрецы одобряли
ненависть к
врагам, презрение
к бедным и
несчастным,
воровство,
убиение больных
и увечных детей,
престарелых,
разврат и другие
пороки, что
остаются у
некоторых
язычников и
доселе. Не исчисляем
всех заблуждений,
во тьме которых
до озарения
светом Евангелия
ходили язычники
вообще и в частности
предки наши
— славяне.
Благодарение
Христу, Свету
истинному,
изведшему нас
из тьмы в чудный
свет Свой, научившему
нас истинному
богопочтению,
истинному
познанию о
нашей душе и
ее назначении,
о наших нравственных
обязанностях.
Благодарение
Ему, осиявшему
нас столь обильным
светом ведения
истины, что
ныне простолюдины
и младенцы
знают о Боге
и человеке
гораздо больше,
чем знали мудрецы
мира языческого.
Свет
истины, принесенный
Христом, усвояется
верой в Него:
“Аз Свет в мир
приидох, да
всяк веруяй
в Мя во тме не
пребудет”. Но
к прискорбию
вера во Христа,
хотя в силу
заповеди Христовой
(Мф. 28, 19) проповедуется
повсюду, но не
везде водворилась.
Она давно существует,
но до сих пор
есть много
людей, ходящих
во тьме и сени
смертной; язычников,
не ведающих
Христа, до сих
пор втрое больше,
чем христиан.
А в некоторых
местах пределы
христианства
даже сократились.
Египет и вся
северная Африка
в первые века
христианства
населены были
миллионами
христиан и
имели несколько
сотен христианских
епископов, а
теперь там не
насчитаем
десятка тысяч
христиан. Мрак
магометанского
лжеверия
распространился
там, где в обилии
некогда сиял
свет истины.
Такой же ущерб
от магометанского
насилия понесла
христианская
вера в Малой
Азии, бывшей
некогда одним
из главных
средоточий
церковной
жизни. Можно,
конечно, утешаться
тем, что христианство,
теряя в одном
месте, вдвое
или втрое больше
приобретает
последователей
в других. Но не
менее прискорбно
то, что в самых
недрах христианства,
всегда были
и теперь есть,
не говоря о
еретических
лжеучениях,
следы языческого
суеверия. Так
у нас на Руси
долгое время
многие из христиан
продолжали
держаться
языческого
суеверия; они
не вдруг могли
отвыкнуть от
языческих
привычек и
обличаемы были
пастырями
Церкви в двоеверии.
Народ, по зову
священника,
ходил в христианский
храм, но в то
же время молился
языческим
божествам под
овином, у озера,
на берегу рек,
болот, у больших
камней и особенно
у дупловатого
дерева. Наряду
с иконами крещеные
русские люди
ставили в киоте
истуканы языческие,
а святые иконы
называли богами.
При рождении
детей, вслед
за христианским
крещением народ
продолжал
совершать
языческие
обряды в честь
Лада, в честь
Рода и Рожаницы.
Праздник в
честь Ярилы
или Купалы
господствовал
по местам еще
в конце 18-го
столетия, и в
Воронеже уничтожен
был святителем
Тихоном. Языческие
гадания, ворожба,
различение
дней добрых
и несчастных,
суеверное
употребление
слов Священного
Писания, ношение
ладонок, вера
в силу заговоров
и т.п., все это
до сих пор
господствует
на Руси и не в
одном простонародии.
Но как ни дики
явления подобного
суеверия, все
же оно не удаляет
следующих ему
от Церкви. Они
чтут власть
Церкви, ходят
в храм Божий,
часто каются
в своем суеверии,
хотя и не отстают
от него. К сожалению,
есть такие
суеверия, которые
совсем отторгают
христиан от
Церкви. Мы разумеем
раскол. Нельзя
не признать,
что в расколе
старообрядчества
господствует
дух жалкого,
языческого
суеверия.
Христианство
есть религия
духа и истины;
обряды
имеют в ней
второстепенное
значение. Но
пристрастие
раскольников
к обряду, к букве,
к внешности
в деле богопочитания
доходит в них
до крайности,
которая уподобляет
их суеверам
— язычникам.
1) Возьмем
поклонение
кресту Христову.
И православные,
и старообрядцы
чтут благоговейно
крест Христов,
как орудие
нашего искупления;
но для православных
безразлична
форма креста
Христова, для
них одинаковое
священное
значение имеет
крест восьмиконечный,
шестиконечный,
четырехконечный,
даже трехконечный.
Дело не во внешнем
составе креста,
а в том, что на
кресте плотью
нас ради распят
Сын Божий. Не
так смотрит
на крест большая
часть старообрядцев:
они почитают
истинным и
спасительным
только поклонение
кресту восьмиконечному,
а крест четырехконечный
порицают, хотя
сами осеняют
себя четырехконечным
крестом. Предпочтение
креста восьмиконечного,
якобы единого
спасительного
, четырехконечному,
дает справедливый
повод к обвинению
их в том мнении,
будто Христос
спас нас не
распятием на
кресте, а рогами
креста. Как это
оскорбительно
для чистой веры
в силу креста
Христова! Ревнители
креста восьмиконечного
и порицатели
четырехконечного
думают, что они
стоят за веру,
на самом деле
они стоят за
суеверие.
2) Возьмем
крестное знамение.
Оно с одинаковым
благоговением
употребляется
православными
и старообрядцами,
ибо с ним соединяется
исповедание
веры в искупительную
силу крестной
смерти Христовой.
Но православные
и старообрядцы
не одинаково
совершают
крестное знамение;
одни крестятся
тремя перстами,
другие — двумя.
Трехперстием
выражается
вера в Святую
Троицу. Мы для
того соединяем
исповедание
этой веры с
крестным знамением,
чтобы видно
было, почему
мы почитаем
спасительную
смерть Христову:
она спасительна
для нас потому,
что претерпел
ее не простой
человек, а
Единородный
Сын Божий, одно
из лиц Святой
Троицы. Но
старообрядцы
крестятся
двуперстно
в знак того,
что Христос,
пострадавший
на кресте, имеет
два естества
— Божеское и
человеческое.
Ради этого
значения двуперстия
Церковь разрешает
употребление
его ревнителям
старого обряда,
лишь бы они не
порицали троеперстия
и из-за разности
в обряде не
хулили Церковь.
К сожалению,
не так смотрят
на это дело
старообрядцы-раскольники.
Самые тяжкие
хулы они изрыгают
на троеперстие,
не обращая
внимания на
значение этого
обряда, на
соединяемую
с ним веру в
Святую Троицу.
Их не вразумляет
снисхождение
православной
Церкви к употреблению
двуперстия.
Они не удовлетворяются
этим снисхождением,
а требуют, чтобы
Церковь вместе
с ними похулила
троеперстие
и сделала для
своих чад
обязательным
двуперстие.
Ревность поистине
неразумная!
Пристрастие
к излюбленному
обряду ослепило
их до того, что
они стоят за
него, как за
догмат, забывая,
что обряд не
догмат, и что
если Церковь
отменила его,
то отнюдь не
потому, что
восстала против
догмата, в нем
выражаемого,
а единственно
потому, что,
под предлогом
догмата, раскольники
кощунственно
сделали этот
обряд знамением
своей вражды
к Церкви. Кроме
вражды тут есть
и грубое суеверие.
Стоя горой за
двуперстие,
они думают, что
стоят за веру,
за которую
никто их не
осуждает, тогда,
как в сущности
они стоят за
суеверие, ибо
в пальцах полагают
спасительную
силу.
3) Возьмем
достопокланяемое
имя Спасителя.
Для нас, православных,
одинаково
священно и
полное название
Его Иисус, и
сокращенное
Исус. Но ревнители
раскола почитают
правильным
и спасительным
последнее имя
Христово; а
полное имя, по
их словам, имя
иного бога,
даже антихриста.
Вопрос о числе
букв имени
Христова есть
вопрос не
религиозный,
а грамматический,
а они из грамматического
вопроса сделали
религиозный.
Вера во Христа
Спасителя имеет
предметом своим
догмат о Его
Богочеловечестве
и о совершенном
Им искуплении,
а отнюдь не
звук Его имени.
Утверждать,
что вся сила
в звуке имени
Христова, а не
в вере во Христа,
свойственно
суеверам. Ревнители
раскола думают,
что они стоят
в этом случае
за веру, — на
самом же деле
они стоят за
грубое суеверие.
4) Возьмем
богослужебные
книги. В православной
Церкви служба
правится по
новым исправленным
книгам; но она
не отвергает
и старопечатных:
не взирая
на многие
неисправности
в них текста,
она дозволяет
употребление
их единоверцам.
Не так смотрят
на это раскольники.
Они всячески
хулят исправленные
книги, утверждают,
будто в них
содержится
новая вера,
много ересей,
что спастись
можно только
по старым книгам,
что по ним спасались
все русские
святые, живущие
до патриарха
Никона. Такое
пристрастие
к старым книгам
воистину есть
грубое суеверие.
Спасает не та
или иная буква
книги, не цвет
и формат бумаги,
а вера православная,
которая одинакова
и в старых, и в
новых книгах.
Напрасно ревнители
старых книг
думают, что они
стоят за веру,
— они стоят за
суеверие.
5) То
же должно сказать
об иконах. Похвальна
привязанность
старообрядцев
к иконам старинного
письма; но
непохвально
то, что они
уничтожают
иконы, написанные
по правилам
новейшего
искусства, но
правильно, с
сохранением
церковного
приличия. Каковы
бы ни были иконы
по характеру
письма, наше
чествование
их относится
не к письму, не
к рисунку, не
к краскам, не
к форме досок,
но к лицам Господа
и святых Его,
на них начертанных.
Как неосновательно
предубеждение
раскольников
против икон
нового письма,
видно из того,
что через некоторые
из них благодать
Божия нередко
проявляет свою
чудотворную
силу; таковы,
например, иконы
Черниговской
Богоматери,
Трех радостей,
Споручницы
грешных. Одно
только суеверие
служит причиной
крайнего пристрастия
к старым иконам.
Они думают, что
стоят за веру,
— на самом же
деле, они стоят
за суеверие.
Не
исчисляем
других грубых
суеверий,
свойственных
раскольникам.
Опутанные
суеверием, они
предубеждены
против истины,
не выносят
света ее, и как
бы ни были сильны
и очевидны
доказательства
в пользу истины,
они, видя, ничего
не видят, слыша,
ничего не слышат.
Положение их
воистину
достоплачевно.
Оно отчуждает
от Христа. Христос
пришел просветить
людей, да всяк
веруяй в него
во тьме не пребудет.
Они веруют во
Христа, но веруют
по-своему и
ходят во тьме.
И это оттого,
что, веруя во
Христа, они
чуждаются
Церкви, которая
есть тело Его,
бегают от законных
пастырей Церкви.
Слушаяй вас
Мене слушает,
сказал Христос
апостолам и
в лице их преемникам
их служения.
Но раскольники
слушают не тех,
кого Христос
повелел слушать,
а своих слепых,
зараженных
суеверием
вождей. Следствие
понятно: если
слепой вверяет
себя водительству
слепца же, то
оба упадут в
яму. Аминь. (Сост.
по “Словам”
Виссариона,
еп. кост.).
(«Проповедн.
хрестоматия»,
сост. Архим.
Пантелеимон,
1965 г., т.2, сс. 333-338).