Cвятаго
Серапіона,
епископа
Владимiрскаго.
Слово
о кончинѣ міра
[1].
Братіе,
бойтесь грознаго
и страшнаго
суда Божія: ибо
внезапно придетъ
тотъ страшный
день. Если мы
не приготовимся
добродѣтелями,
то, нагіе и странные,
будемъ осуждены
въ неугасимый
огонь. О братіе,
живите въ страхѣ
Божіемъ, ибо
время жизни
сей мало, какъ
дымъ исчезаетъ;
и много бѣдствій
намъ приключается
за грѣхи, и скорбь
немалая: нашествія
поганыхъ, волненіе
между людьми,
неустройство
церквей, безпорядки
между князьями,
безчиніе
священниковъ:
только плоти
угождаютъ, а
о духовномъ
не заботятся.
И игумены также.
А чернцы становятся
заботливы о
пирахъ, склонны
къ тяжбамъ,
гнѣвливы, имѣютъ
жизнь, неподобную
святымъ отцамъ.
Владыки стыдятся
лицъ сильныхъ,
судятъ по мздѣ,
обидятъ сиротъ,
не заступаясь
за вдовицъ и
убогихъ. Въ
мірянахъ невѣріе
и блудъ, и люди
оставя правду,
начинаютъ
творить неправду.
И въ такіе дни,
если кто хочетъ,
спасется, и
великимъ наречется
въ Царствіи
Небесномъ. Ибо
такъ было и въ
дни Ноевы: ѣли,
пили, женились,
блудили; насталъ
потопъ, и всѣхъ
погубилъ за
беззаконіе.
Ужасно видѣть
то страшное
явленіе! Когда
Ной дѣлалъ
ковчегъ, какъ
Господь ему
заповѣдалъ,
тогда слоны
изъ Индіи и
львы изъ Персіи
шли съ овцами
и съ козами
вмѣстѣ, не вредя
другъ другу;
гады и птицы
собирались
туда, гдѣ Ной
дѣлалъ ковчегъ.
И Ной съ плачемъ
говорилъ людямъ:
покайтесь!
потопъ на васъ
идетъ. А они,
видя все это,
не внимали, и
ученія не слушали,
пока не покрыла
ихъ потопная
вода, и они худую
кончину приняли.
О, братіе, убоимся:
ибо, вотъ, все
писанное къ
концу приходитъ,
и предсказанныя
знаменія сбываются.
И уже мало остается
нашей жизни
и вѣка. Итакъ,
кто хочетъ
спастись, подвизайся
нынѣ въ смиреніи,
воздержаніи
и милостынѣ.
Ибо если кто
впадетъ въ руки
разбойниковъ,
возлюбленные,
то какъ умиленно
проситъ,чтобы
сохранили ему
жизнь, а имѣніе
взяли бы. Какъ
же, братіе, не
худо то, что
ради худой
жизни мы всего
лишаемся, а о
душевной пользѣ
не заботимся?
Для чего жалѣемъ
давать неимущимъ?
Почему не отстанемъ
отъ злыхъ дѣлъ
и не хотимъ
преклонить
сердецъ на
покаяніе? Вотъ
и земля трясется
отъ лица Господня
намъ на страхъ,
и многіе города
опустѣли по
Божію гнѣву.
Мы и того не
убоялись: не
перастаемъ
творить зло.
И поганыхъ Богъ
попустилъ на
насъ: сыны и
дщери ваши
поруганы были
и отведены въ
плѣнъ: все для
того, чтобы мы
убоялись: не
смотря на то,
мы одинаково
неправды творимъ!
не оставляемъ
гнѣва и зависти,
блуда и пьянства,
и отъ грабительства
не отстаемъ
и отъ прочихъ
злыхъ дѣлъ,
которые ненавистны
Богу. О братіе,
доколѣ есть
время покаянію,
потщимся жить
въ добродѣтели;
будемъ милостивы,
да будетъ и
Господь къ намъ
милостивъ.
Смотрите, братіе,
какъ и своихъ
церквей не
щадитъ Богъ,
ни святыхъ
книгъ, когда
землю оставляетъ
пустою, за грѣхи
человѣческія,
дабы принудить
ихъ къ покаянію.
Если же и казнимые
не каются и не
отстаютъ отъ
злобъ: то еще
бóльшія томленія
и вѣчныя муки
ожидаютъ ихъ.
Не погубите,
братіе, душу,
угождая тѣлу:
ибо Іоаннъ
Богословъ
сказалъ: аще
кто мірь сей
любитъ, нѣсть
любви отчя въ
немъ (1 Іоан.2:5).
Вы не знаете,
въ какой часъ
постигнетъ
насъ смерть.
Многіе вчера
легли здоровыми,
а въ сію ночь
внезапно умерли,
увязли въ пагубной
сѣти, и на утро
погребены.
Заботьтесъ,
братіе, о спасеніи
душъ свояхъ:
ибо страшенъ
Судія не стяжавшимъ
добрыхъ дѣлъ.
О, возлюбленные!
что тогда сотворимъ,
когда самъ
Господь придетъ
на отмщеніе
грѣшникамъ?
И здѣсь, когда
бывастъ буря
и громъ, мы не
переносимъ
того; а тамъ
куда дѣться,
когда будетъ
страшный судъ,
если нынѣ не
приготовимся!
Примѣчанiе:
[1]
Печатается
по рукописному
Измарагду
XV вѣка соловецкой
библіотеки,
подъ № 270.
Печатается
по изданiю:
Памятники
Древле-Русской
духовной
письменности:
Новыя поученія
Серапіона,
епископа
Владимiрскаго
(ХIII вѣка). // Журналъ
«Православный
собесѣдникъ»,
Казань. – 1858 г. –
Книга II. – с. 475-480.