НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


Природа контрреволюции



«Это-то особенно и губит людей, что они не хотят знать границ своей природы, но всегда желают большего и мечтают о том, что выше их»

Св. Иоанн Златоуст



Контрреволюция - процесс противоположный революции, направленный на реставрацию (восстановление) естественного порядка вещей. Контрреволюция является реакцией на революцию, подобно реакции организма на инфекцию. Контрреволюция является действием Сущности, определяющей естественный порядок бытия.

Как действие иммунитета проявляется во время болезни, так и контрреволюция проявляется в связи с революцией. Поэтому исследование контрреволюции возможно на фоне событий революции.

Первая в человеческой истории революция произошла в раю. Человек возделывал рай, познавал окружающий мир и последовательно совершенствовался стремясь к Богоподобию. Революция произошла после измены, когда жена вступила в общение с врагом Божиим и поверила лжи: "нет не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло". Св. Василий Великий пишет, что лукавый для обмана употребил естественное для человека вожделение уподобляться Богу. Человек соблазнился предложением получить все и сразу, совершить скачок в развитии, не захотел остаться в своих границах и признал своего врага более достойным доверия чем Бог. С того времени противление, - по словам Макария Великого - и явно и тайно во всем овладело нами. Стремление к познанию и самосовершенствованию превратилось в стремление подчинять и изменять природу, подгоняя ее под свое несовершенство. Началась история революционной борьбы и контрреволюционной реакции. Как известно, первой реакцией на попытку человека изменить свою природу в соответствии с дьявольским планом, было ограничение человеческих возможностей, выселение его из рая и назначение трудовой повинности.

Первой жертвой революции стал Авель, который занимался выращиванием "бесполезных" зверей (тогда люди мяса еще не ели) и приносил их в дар Богу. Каин же в поте лица выращивал продукты питания, занимался полезным делом и еще вынужден был отдавать часть заработанного в жертву Богу. Бог же выразил одобрение Авелю. Тогда произошла первая социальная революция. Каин "восстановил справедливость". Как поется в революционной песне: "смерть беспощадная всем супостатам, всем паразитам трудящихся масс". Но кроме социальной революции, произошла революция в религиозном мировоззрении. Каин основал "религию" в которой Бог ограничен юридическими нормами по принципу "ты мне, я тебе": я Тебе приношу жертвы от того что мне принадлежит по праву, за это Ты мне должен дать то что я прошу. Отсюда также вытекает искаженное представление о частной собственности. Мир уже не рассматривается как принадлежащий Богу, в котором человек владеет частью как распорядитель имения. Мир разделяется на части и у каждой из частей есть свой полноправный хозяин. Теперь для того чтобы владеть большей частью человеку нет необходимости совершенствоваться чтобы расширить свои способности и получить соответствующую им часть от Господа, достаточно забрать (экспроприировать) собственность у других людей. В религии это выразилось в появлении многобожия с мифами о безнравственных богах. В человеческой жизни началась полоса разбоев, грабежей и убийств.

Вскоре посеянные семена революции дали обильные всходы. Это случилось через 4 поколения, при Ламехе. В истории человечества произошел революционный "прорыв". Произошла научно-техническая революция. Появилось кочевое животноводство и металлургия. Произошла культурная революция, появились искусства, музыка. Произошла сексуальная революция, появилось многоженство и проституция. Это привело к вырождению человечества: "все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время". Остался один Ной, который сохранил в себе человеческую природу и стал основоположником нового человечества.

Аналогичные события произошли и происходят в новозаветную историю. Можно ли назвать всемирный потоп, вочеловечение и воскресение Господа Иисуса Христа и появление христианства революциями? Если рассматривать революцию формально, как скачок, как резкую перемену, сопряженную с открытым разрывом с предыдущим состоянием, тогда такая точка зрения может показаться правильной. Но это может привести к путанице. Например, в монархической стране в результате государственного переворота к власти приходят демократы, происходит революция, но через несколько лет на волне народного возмущения революционным террором к власти опять возвращаются монархисты, снова происходит резкая перемена и разрыв с предыдущим состоянием. Неужели это тоже революция? Обычно такое явление называют контрреволюцией. Для четкого разграничения понятий революции и контрреволюции необходимо рассматривать вектор их действий. Но для этого необходима точка отсчета и направление. Точка отсчета может быть относительной и абсолютной. Если взять за точку отсчета Российскую Империю, то возвращение к первобытнообщинному строю, которое проповедовали коммунисты, является движением назад и октябрьская революция была контрреволюцией. Революцией тогда является появление религии, семьи и частной собственности. Чтобы избежать противоречий необходимо за точку отсчета брать некий Абсолют. Может ли быть абсолютом человек, его природа? Нет, потому что природа человека изменчива, человек может развиваться или деградировать. Некие естественные права также не могут быть абсолютны, т.к. они сами по себе относительны и часто требуют ограничений в интересах общества. Точка отсчета должна быть абсолютна и относительно изменчивой природы в целом, тем более что мы об окружающем мире знаем очень мало и периодически радикально изменяем свои представления. Таким образом, точка отсчета может быть только за рамками науки, в области веры. Она должна определяться исходя из понятия Абсолютной Истины. Мы не можем ограниченным умом сами познать Абсолютную Истину, но если Она разумна и Личностна, то Она может открыть необходимые человеку сведения о Себе через Откровение. Мы верим, что таким Откровением является Библия. Исходя из библейского Откровения мы можем построить систему критериев и на их основе определить что есть революция и контрреволюция, определить направление вектора оценки.

Теперь определимся с точкой отсчета, исходя из библейского Откровения. Мы знаем (верим), что Абсолютная Истина в своей сущности непостижима, но мы можем видеть и познавать Ее через действия Творца. Действием Творца является сотворение мира и промышление о нем. Творец и есть Абсолютная Истина, реально Сущий. Все остальное существует в связи с Его творческим актом. "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин.1,3). Только Он может быть истинной абсолютной точкой отсчета.

Дальше можно говорить о двух векторах, относительно действий Творца. Первый совпадает с Его созидательными действиями, второй - направлен против планов Творца, на разрушение Его творения. Всю билейскую историю мы видим два процесса: первый - создание иллюзии (лжи) и замена этой виртуальной реальностью объективной реальности, что приводит к попыткам изменить природу и саморазрушению, как это было с Адамом; второй - процесс сохранения и восстановления природы и истинного восприятия окружающего мира. Какой же из этих двух процессов назвать революцией, а какой контрреволюцией? Возможен такой вариант: акт творения является революцией, а уничтожение бытия, возврат к небытию - контрреволюцией. Этот вариант не приемлем, потому что в основе акта творения находится абсолютная Сущность - Творец, вначале творения не существовало сущности носителя разрушения. Поэтому до появления иных сущностей, носителей свободы выбора, говорить о некой дуалистической раздвоенности путей не имеет смысла. Можно сказать, что дни творения - это последовательная череда революций. Этот вариант тоже не приемлем, так как творение происходило и происходит последовательно и направленно к одной цели - создание образа и подобия Божия в мире. Каждый день творения это принципиально новый этап в развитии мира, отличающийся появлением новых сущностей и новых движений (организации), скачок в развитии природы. Если сказать что эти этапы являются революциями, тогда где-же грань между революцией и эволюцией? Ведь даже непрерывное движение можно рассматривать как набор скачков с шагом стремящимся к нулю и можно прийти к противоречию что эволюция, и вообще любое движение - это революция. Значит творение, появление новых сущностей, не может рассматриваться как революция. Революция - это изменение того что уже существует, но не последовательное движение, чем является эволюция, а поворот в развитии, уход от того пути который намечен Творцом. Учитывая то, что Творец через свои энергии является основой любого творческого действия, является сущностью творчества как такового, можно сделать вывод что революция -это процесс не творческий, а антитворческий. То, что якобы создает революция не может иметь реальной сущности - это иллюзии. Реально-же, субъекты революции, отказываясь от источника бытия, уничтожают свою сущность, подменяя ее тем что не существует, тем что называется ложью.

Теперь можно определить, чем является контрреволюция. Контрреволюция - это действия направленные на сохранение и восстановление творения, необходимость в которых обусловлена деструктивными действиями революции. Контрреволюция - это восстановление власти Истины в мире пораженном ложью. Этот критерий революционности и контрреволюционности можно применить и к науке. Когда говорят о революции в науке, часто приводят в пример явления явно контрреволюционные. Например, труды Коперника называют революцией в науке, но Коперник совершил действие контрреволюционное, установив более истинное представление об окружающем мире чем то, которое господствовало в его время. Революция была совершена раньше, до Коперника, когда схоласты узаконили и сделали догмой несовершенные, ложные представления об окружающем мире.

И если процессы исцеления человечества нам кажутся революционными, это говорит о том насколько сильно мы отклонились от истинного пути, насколько повреждена наша природа.

Евгений Кулагин



"Белая Гвардия"







РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com