НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


О ХАМСТВЕ

«И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима. И вземше Сим и Иафет ризу, возлошиша ю на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего; и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша. Истрезвися же Ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший, и рече: проклят буди Ханаан отрок: раб будет братиям своим» Быт. 9, 22-25.



Вот уже больше двух веков хамство является господствующей идеологией среди образованного общества. Почему-то считается, что если мы будем публично обличать пороки властей и духовенства, то пороков станет меньше, а мы заживем лучше. Причем самочинная публичная критика законных земных и духовных властей иногда встречается даже среди православных, хотя церковные правила однозначно запрещают досаждать Царям и духовенству. О том, что подобная критика не приносит добрых плодов, а порождает множество зол, и будет наша беседа.

Критика бывает конструктивная и деструктивная. Конструктивная критика помогает критикуемому исправить свои недостатки, а деструктивная критика уничтожает критикуемого. Причин деструктивной критики может быть три:

1) ненависть к критикуемому и сознательное стремление его уничтожить;

2) немилосердие, основанное на неправильном понимании греха и отождествлении критикуемого со злом;

3) лукавая попытка оправдать свои грехи и неблаговидные поступки.

Можно еще назвать «ревность не по разуму», но если копнуть глубже, то в ней всегда можно увидеть либо немилосердие, либо лукавство. Все эти три причины – ненависть, немилосердие и лукавство, являются следствием охлаждения христианской любви в сердце человека, порождаемого различными формами гордости и похоти.

Конструктивная же критика порождается любовью и соответствует тем чертам, которые даны в описании любви Апостолом Павлом: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13,4-7).

Когда мы узнаем о грехе известного нам человека и начинаем его ненавидеть, значит, мы его не любим. Человек, попавший в капкан страсти, заслуживает с нашей стороны сострадания, а не уничтожения. Потому что грех – это страдание и болезнь, прежде всего для согрешившего. Ведь мы считаем себя учениками Господа Иисуса Христа, который не стал уничтожать грешников, а взял на Себя ношу страданий за все их грехи, Он даже Иуду открыто не обличил перед всеми, а намекнул ему, что все знает и дает ему шанс исправиться. Царь Царей не раскрывает перед ближайшими учениками грех своего раба, а мы (являясь, по сути, рабами) открыто, перед всем миром, обличаем Царей, Великих Князей и Епископов. Некоторые даже рассуждают, кто из Великих Князей чего достоин, и даже собираются делать это всенародно. Такое «обличение» называется хамством, наказанием за которое следует рабство.

Как вы думаете, почему наш народ попал в XX веке в жесточайшее рабство? Почему плохо обученные отряды, руководимые самоучками-инородцами, победили профессиональную армию, руководимую талантливыми русскими генералами, аристократами, отцами народа? Что за проклятье лежит на нас и на наших потомках? Ответ на эти вопросы надо искать в Библии, потому что, не зная духовной сути явления, мы запутаемся в хитросплетениях человеческой ограниченности и бесовского лукавства.

Итак, что же такое хамство, в чем оно проявляется и к чему ведет? Об этом рассказывается в девятой главе книги Бытие.

Кем был Ной для всех жителей Земли? Во-первых, он был Патриархом – отцом и главой рода. По мнению святителя Филарета Московского власть ветхозаветных Патриархов была формой Царской власти. То есть он был Монархом. Во-вторых, он был Первосвященником. Первое, что Ной сделал, выйдя из Ковчега – построил жертвенник и совершил жертвоприношение.

Рассказывается, что Ной стал возделывать землю, насадил виноград и упился вином. То есть он согрешил пьянством. Св. Иоанн Златоуст предполагает, что он напился от великой скорби, видя поверженные трупы людей и животных. Но не нам судить о причинах, нам важно знать, что даже праведники иногда согрешают.

Грех Ноя проявился явно: он без чувств валялся голый у себя дома. Это заметил его сын по имени Хам, о котором сказано, что он был отцом Ханаана. Св. Иоанн Златоуст из текста Библии делает вывод, что Хам был похотлив и невоздержан еще до этого события. Именно внутренняя развращенность подтолкнула его к насмешкам и непочтительности к старшему. Кто любит смотреть телевизор и слушать радио может заметить, как всякие насмешники и шуты (в большинстве своем не русской национальности) упорно прививают нам восприимчивость к пошлым шуткам и насмешкам над всем, что почиталось раньше святым. Эти явные и видимые бесы целенаправленно воспитывают из нас и наших детей хамов.

Увидев грех отца, Хам вышел и рассказал об этом своим братьям. Слово «выйдя» в тексте стоит не случайно. На это обращает внимание св. Иоанн Златоуст: «тогда, как следовало ему, если уже он решился объявить братьям, позвать их в дом и там сказать им о наготе (отца), он вышел вон и объявил о наготе его так, что, если бы случилось тут множество других людей, он и их сделал бы свидетелями срамоты отца». Такое поведение однозначно понимается как оскорбление отца и попытка сделать других людей сообщниками этого греха.

Вспомним, что писали русские интеллигенты в начале века, сколько осуждений и клеветы на Царя, на князей, на духовенство и правительство. Даже некоторые аристократы и монархисты возмущались дружбой Царя и простого мужика. Можно подумать, что Царь должен у них спрашивать, с кем ему дружить! Царь поставлен Богом и только перед Богом отвечает за свои поступки, а мы, если не хотим быть негодными рабами, должны смиряться перед Его волей. Вспомните притчу о талантах: «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25, 24-27). Вот так, не обличать надо, а исполнять! А сколько высказано клеветы на Августейшую Супругу от тех, кто должен был стать опорой Монарха. Сколько ненависти и лжи было вылито на Епископов и Министров «распутинцев». Сколько высказывалось недовольства действиями Монарха. Для одних он был слишком мягок, для других был слишком «кровавым». Одни замечали недостатки и, выйдя из дворцов, рассказывали о них всему миру. Другие подхватывали и распространяли слухи, самые нелепые и глупые. А посмотрите, что творится сегодня! Миряне открыто в Интернете обличают Епископов. Некоторые, считающие себя русскими подданными, критикуют Великих Князей, допуская даже унизительные клички и выражения.

Дальнейшее библейское повествование говорит нам о том, что не природа делает людей грешниками, а их душевное расположение и злая воля. Св. Иоанн Златоуст пишет, что «все сыновья Ноя одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковою заботливостью, и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения - один уклонился к злу, а другие оказали отцу должное почтение». Мы должны всегда помнить об этом, особенно когда нас пытаются убедить, что причинами революций и войн якобы являются экономические законы, геополитические интересы, рассовые различия, расположение звезд или что-либо иное, находящееся вне нашей души. Все это повод, а причиной является греховное поражение нашей воли. Одни дерзко восстают на отцов, а другие трусливо молчат. Потом те, кто промолчали и получили даже от предателей некие чины, в эмиграции становятся героями и жертвами, а о тех, кто остался верным и принял мученическую смерть, будучи предан всеми, мы мало что знаем. А мы обязаны знать и помнить этих героев, ведь на них держится мир, по их молитвам мы еще не в аду.

Два других брата Сим и Иафет показали нам пример, как надо поступать в ситуации, когда отец согрешает, а Хам об этом трубит на весь мир. Они прикрыли грех отца, что бы всякое хамло не видело его слабости и не умножало грехи, говоря: «им все можно, а нам что нельзя?» При этом братья отвернулись и подошли спиной, чтобы не видеть отца в минуту слабости и не огорчить его своим свидетельством. Ведь для человека внимательного неимение свидетелей грехов облегчает исправление. Св. Иоанн Златоуст делает такой вывод: «Поэтому, прошу, не будем ни сами открывать прегрешений наших ближних, ни, когда узнаем об них от других, домогаться увидеть наготу их, но, подобно упомянутым добрым сыновьям, прикроем ее, и постараемся исправить падшую душу увещаниями и советами, напоминая ей о величии человеколюбия Божия».

Вот мы подошли к оценке поступка Хама. Ной протрезвел и «узнал, что сотворил ему сын его меньший». Из текста Библии ясно видно, что Хам не совершил ошибку, а сотворил нечто. Его поступок был осознанным злом. Одно дело, когда мы случайно проговариваемся и грех наш есть следствие болтливости, тогда мы часто понимаем, что согрешили и стараемся исправиться, но когда сознательно обличаем, думая, что поступаем правильно, тогда мы самостоятельно не способны к исправлению и наказание за этот грех постигает не только нас, но и наших детей. Может, увидев на детях последствия нашей «правдивости» мы сможем задуматься и осознать свой поступок. А то, что любое открытое обличение личных грехов другого человека является клеветой видно из того, что мы по своей природе ограничены. Мы не способны не только видеть всю глубину сердца другого человека, но неспособны даже четко увидеть прошлое, и, соответственно, мы говорим о том, чего в точности не знаем, то есть в отношении нашего сердца – это будет грехом лжесвидетельства или клеветы. Что бы избежать неопределенности из-за нашей ограниченности существуют суды, причем процедура доказывания очень сложна и до сих пор у юристов в теории доказательств существует множество проблем, а мы, не имея профессиональных юридических навыков, не имея достаточно надежных свидетелей, а главное не имея права судить других, иногда голословно выносим суровые приговоры.

Какой же приговор над Хамом произнес его отец, Царь и Первосвященник, имевший благословение от Бога? Вот он: «И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Итак, Хам считал, что он ничего не сделал плохого, то есть ему не в чем каяться, и сына он воспитал соответственно своему нраву. Св. Иоанн Златоуст пишет «что ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи» и Ханаан, будучи проклят за грех отца, понес наказание за свои грехи. О порочности Ханаана и его потомков много сказано в Библии, много мерзостей они сотворили перед Богом. И пусть некоторые современные писатели не говорят, что, мол, во всем, что случилось с русским народом, виноваты интеллигенты и аристократы. Мы несем наказание не за их грех, а за множество своих. Аристократов расстреляли или выгнали из страны, при этом большая часть народа не стала больше любить своего Царя, а наоборот включилась в безумный богоборческий эксперимент. Народ развратился, развесив уши, слушая ученых хамов, и стал не достоин уготованной ему участи.

С этого момента в истории человечества начинается институт рабства. Св. Иоанн Златоуст так это описывает: «Ты не воспользовался, говорит, по надлежащему честью, не вынес счастья - быть равным по достоинству (с братьями), - потому хочу, чтобы ты вразумился подчинением. Тоже случилось и вначале с женою. И она имела равную честь с мужем, но так как не хорошо воспользовалась дарованною ей честью, то и лишилась власти и услышала: “К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою” (Быт.3,16). Ты не умела, говорит, хорошо пользоваться властью, так научись лучше хорошо повиноваться, нежели худо управлять. Подобным образом и Хам теперь подвергается осуждению для своего вразумления, и терпит наказание в своем сыне».

Итак, мы попали в рабство, нами жестоко правят бандиты и злодеи-фанатики, строители фантастических грез. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не научимся хорошо повиноваться, пока не вспомним о своих благородных предках, принесших в 1613 году священную клятву Царю из рода Романовых. Вспомним Ниневию, проклятых потомков Хама, которые покаялись и были спасены. Св. Иоанн Златоуст говорит: «так как ниневитяне захотели показать искреннее раскаяние, то нечестие предков и не повредило им; напротив, они приобрели такое благоволение свыше, что даже доныне прославляются за свой подвиг покаяния». Наше покаяние должно выражаться не в унынии и поиске виновных, а в делах верности Богу, Царю и Отечеству. Зачем говорить о покаянии в том, что народ допустил убийство Царя, если при этом народ гонит его законных потомков, унижает и оскорбляет Великих Князей. Такое покаяние лицемерно. Научимся же сначала честно служить нашим Великим Князьям, потомкам Русских Императоров, изгнанным, но сохранившим верность своему народу. Мы должны превзойти в верности подданных Российской Империи XX века и доказать это своими делами, только тогда мы сможем надеяться на помилование, и тогда возрождение России станет реальностью.

Евгений Кулагин

http://www.riuo.kiev.ua/index.html





РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com