НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


Братия и сестры, с праздником святаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!



Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.)

Слово на Богоявленіе.

Въ день праздника Богоявленія — Крещенія Господня, всякому православному христіанину не лишне вспомнить о другомъ крещеніи, о томъ крещеніи, которое совершено было надъ каждымъ изъ насъ, православныхъ христіанъ, крещенія, въ которомъ каждый изъ насъ далъ устами своихъ крестныхъ родителей обѣщаніе Богу въ томъ, что онъ будетъ всегда отрекаться отъ сатаны и дѣлъ его и будетъ всегда соединяться, «сочетаваться» со Христомъ.

Это, повторяю, является особо приличествующимъ для настоящаго дня. Вотъ сейчасъ будетъ совершаться торжественный чинъ великаго освященія воды. Его центромъ, главной, можно сказать частью, является величественная молитва, въ которой прославляется Господь и призывается благодать Святаго Духа на освящаемую воду. Молитва эта начинается прекрасными словами: «Велій еси, Господи, и чудна дѣла Твоя и ни едино убо слово достойно есть къ пѣнію чудесъ Твоихъ». Тѣ, кто бывалъ при совершеніи таинства крещенія и присутствовалъ внимательно, тѣ знаютъ, что молитва на освященіе воды, въ которой будетъ креститься человѣкъ, начинается этими же словами, и первая часть этой молитвы совершенно одинакова, какъ при великомъ освященіи воды, такъ и при совершеніи таинства крещенія. И только потомъ, въ послѣдней части, молитва при совершеніи таинства крещенія измѣняется, примѣнительно къ этому таинству, когда будетъ креститься новая душа человѣческая.

Такъ вотъ, не мѣшало бы намъ вспомнить о тѣхъ обѣтахъ, которые даны при крещеніи отъ лица каждаго изъ насъ. Когда человѣкъ крестится взрослымъ, какъ это и теперь иногдо бываетъ, а въ особенности часто было въ древности, то онъ самъ даетъ обѣты отъ своего лица, а если онъ крестится въ младенчествѣ, то за него эти обѣты произноситъ его крестный отецъ или крестная мать — «воспріемники», какъ ихъ называетъ Церковь. И вотъ эти обѣты, въ которыхъ христіанинъ обѣщался Богу отрицаться сатаны и всѣхъ дѣлъ его и сочетаться, соединиться со Христомъ, эти обѣты не только забываются людьми, но многіе вообще ничего не знаютъ о нихъ и о томъ, что эти обѣты за нихъ произнесены и что они должны были бы подумать о томъ, какъ надо эти обѣты исполнить.

А что, если въ послѣдній день исторіи человѣческаго рода на землѣ — въ день Страшнаго Суда окажется, что человѣкъ обѣты-то далъ (или за него дали воспріемники), а онъ и не знаетъ, какіе это обѣты и чтó было обѣщано? Чтó будетъ съ такимъ человѣкомъ?..

Подумайте, братіе, о томъ, чтó значитъ отречься отъ сатаны и всѣхъ дѣлъ его и сочетаться Христу.

Сейчасъ время такое, что человѣчествомъ овладѣла богопротивная суета, въ которой царствуетъ врагъ рода человѣческаго и, какъ говорилось въ старину, заставляетъ почти всѣхъ людей «плясать подъ свою дудку». Вся эта суета, изъ которой слагается наша теперешняя жизнь, есть суета богопротивная, въ которой Бога нѣтъ, въ которой хозяйничаетъ и управляетъ Божій врагъ. Если мы дали обѣтъ отречься сатаны и всѣхъ дѣлъ его, то должны, исполняя его, стараться не подавлять свою душу этой суетой, но отказаться отъ нея, и помнить о томъ, что, какъ говоритъ Церковь, «едино есть на потребу» — одно только нужно — помнить, что надо сочетаться Христу, т. е. не только исполнять заповѣди Его, но и стараться соединиться съ Нимъ.

Подумай же объ этомъ, душа христіанская, въ этотъ день свѣтлаго и великаго праздника, подумай, и молись, чтобы Господь послалъ тебѣ твердую вѣру и рѣшимость эти обѣты исполнить, а не поглощаться суетой міра и терять связь съ Господомъ, съ Которымъ ты обѣщался сочетаться навсегда.

Сегодняшній праздникъ именуется праздникомъ Крещенія Господня, иначе праздникомъ Богоявленія; но тѣ, кто хорошо знаютъ церковный уставъ, знаютъ и то, что иногда въ этомъ уставѣ онъ также именуется «праздникомъ святыхъ Богоявленій» — во множественномъ числѣ.

Почему? А вотъ почему: конечно, центромъ воспоминаній нынѣшняго праздничнаго дня является то, о чемъ сегодня пѣли пѣвцы — «Богъ Слово явися плотію роду человѣческому». Воплощенный Сынъ Божій, о рождествѣ Котораго, когда Онъ родился, знали только совсѣмъ немногіе, «явися роду человѣческому», ибо Его крещеніе есть какъ бы торжественное выступленіе Его на Свое служеніе, которое Онъ послѣ этого и совершалъ до смерти и воскресенія Своего.

Но въ то же самое время, сегодняшній праздникъ характеренъ тѣмъ, что, какъ поется въ его тропарѣ, въ этотъ именно праздникъ «тройческое явися поклоненіе». Всѣ три Лица Святыя Троицы впервые явились въ раздѣльности Своей, почему и именуется этотъ праздникъ, повторяю, «праздникомъ святыхъ Богоявленій». Люди услышали голосъ Бога Отца: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъже благоволихъ» (въ Которомъ Мое благоволеніе), Сынъ Божій принималъ крещеніе отъ Іоанна (причемъ, мы знаемъ изъ Евангелія, что Іоаннъ Креститель какъ бы растерялся, когда пришелъ къ нему Спаситель міра, и пробовалъ Его удержать), а Духъ Святый въ видѣ голубя отъ Отца сошелъ на Сына. Такимъ образомъ, впервые «тройческое явися поклоненіе», почему Церковь такъ и поетъ въ тропарѣ, почему и называетъ этотъ праздникъ «праздникъ святыхъ Богоявленій».

Христосъ Спаситель явился, чтобы начать Свое спасительное служеніе.

Не такъ давно здѣсь, когда былъ другой великій праздникъ Рождества Христова, мы говорили о томъ, что Господь Своимъ рождествомъ въ убогомъ вертепѣ, когда Онъ соблаговолилъ положиться въ скотскихъ ясляхъ, этимъ, какъ бы подчеркнуто отвергъ всякую земную славу, всякую земную пышность и великолѣпіе, ибо не благоволилъ Онъ явиться въ царскихъ чертогахъ или богатыхъ палатахъ, а вотъ именно въ этихъ убогих и скромныхъ условіяхъ. И этимъ сразу показалъ, что Онъ принесъ на землю новое начало, начало смиренія.

Смотрите же, какъ Онъ, такъ сказать, вѣренъ Самъ Себѣ, какъ Онъ и нынѣ, въ сегодняшній великій праздникъ, то же самое начало смиренія проводитъ явно и несомнѣнно для насъ. Ибо, куда Онъ пришелъ? На Іорданъ. Зачѣмъ? Креститься отъ Іоанна. Но къ Іоанну приходили грѣшники, исповѣдывали ему грѣхи свои и крестились. А Онъ былъ безъ грѣха, «неприкосновененъ грѣху», абсолютно отъ него свободенъ и чистъ, и, однако же, смиренно становится въ рядъ съ другими грѣшниками, какъ будто бы Онъ нуждается въ этомъ очистительномъ омовеніи водою. Но знаемъ мы, что не вода очистила Его, святѣйшаго и безгрѣшнаго, а Онъ воду освятилъ тѣмъ, что благоволилъ омыться ею, какъ объ этомъ пѣлось сегодня во время освященія воды: «днесь водъ освящается естество». Итакъ, Іисусъ Христосъ принесъ на землю начало смиренія, и былъ вѣренъ ему въ теченіе всей Своей жизни. Но мало этого. Онъ и намъ оставилъ завѣтъ: «Пріидите и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ».

Припомните еще одинъ свѣтлый, радостный весенній праздникъ — праздникъ Благовѣщенія.

Вотъ Преблагословенная Дѣва Марія слышитъ Архангела благовѣстіе о томъ, что черезъ Нее совершится — о воплощеніи Бога; что говоритъ Ея святѣйшая, чистѣйшая и непорочная душа, когда Она пришла къ Своей родственницѣ Елисаветѣ, чтобы подѣлиться съ нею Своею радостью? Она только говоритъ: «Величитъ душа моя Господа и возрадовася духъ Мой о Бозѣ Спасѣ Моемъ, яко призрѣ на смиреніе рабы Своея». Это смиреніе и было красотой Ея духа. Изъ самого повѣствованія о Благовѣщеніи мы знаемъ, что Архангелъ къ Ней явился въ тотъ моментъ, когда Она, прочитавши пророчество Исаіи о воплощеніи Бога отъ дѣвы, и не помыслила примѣнить это къ Себѣ, но только подумала въ глубинѣ смиренія Своего: «Какъ была бы Я рада, если бы Я была послѣдней служанкой у этой благословенной Дѣвы»... И тутъ предъ Ней предстаетъ Архангелъ Гавріилъ со своимъ благовѣстіемъ. На смиреніе Ея призрѣлъ Господь, Самъ кроткій и смиренный.

Онъ заповѣдалъ и намъ смиреніе, вопреки началамъ гордыни и самолюбія, которыми пышетъ теперешнее человѣчество.

Смотрите, почему у насъ такъ много несогласій, и въ оградѣ церковной и въ приходахъ? Потому что всюду сталкиваются раскаленныя человѣческія самолюбія, а если бы въ насъ было то смиреніе, къ которому Господь насъ призываетъ, то ничего этого не было бы.

Научимся же, братіе, у нашего Спасителя, Который какъ послѣдній грѣшникъ пришелъ къ Іоанну, чтобы креститься отъ него, научимся отъ Него этой боголюбезной и благоуханной добродѣтели, безъ которой, какъ говорили святые отцы, никакая другая добродѣтель совершенной быть не можетъ. Аминь.

Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 70-74.









РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com