НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


Дружины Святого креста и Зеленого знамени Российской армии Верховного правителя.



Попытки реконструировать внешний вид добровольцев Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени предпринимались дважды.

Первый вариант принадлежит А. Каращуку: крестоносец здесь обмундирован в зимнее походное обмундирование: шинель светло-серого сукна, солдатскую папаху с кокардой имперского образца, сапоги. На левой стороне груди нашит православный восьмиконечный крест из белой тесьмы. Погоны и петлицы – черные, с белыми кантами; на погонах трафаретная монограмма старославянской вязью « ИС.ХС. ». (Опубликовано в статье: Дуров В. Награды Белого воинства// Родина. Спецвыпуск «Земля Сибирь» №5, 2000. С.137).

Прим. администратора. Изображение можно увидеть например здесь: http://risorden.nm.ru/beld.htm

Второй вариант принадлежит В.Ж. Цветкову и А.А. Каревскому и выполнен А. Лебедевой. Крестоносец из числа старообрядцев одет в английский солдатский китель с нашитым на груди крестом, картуз гражданского покроя с ополченским крестом, китайские теплые шаровары и сапоги. На шее – медный литой образок. (Опубликовано в книге: Генерал Дитерихс. М., 2004.)

Погоны добровольцев-дружинников «Святой бригады» - полков Иисуса Христа и Девы Марии; нагрудный крест добровольца-дружинника Дружин Святого Креста.

Реконструкция погона добровольцев полка Иисуса Христа выполнена по рисунку А. Каращука к статье Дурова В.И. Награды Белого движения//Родина., М., 2000. № 5). Реконструкция погона добровольцев полка Девы Марии выполнена по аналогии с предыдущим погоном, вензелевое изображение взято с прорисовок икон Пресвятой Богородицы. Нагрудный крест, надо полагать, изготовлялся у офицеров - из галуна, у добровольцев-дружинников – из тесьмы или басона.

Согласно сведениям, любезно предоставленных В.Ж. Цветковым, для отличия от других военнослужащих Российской армии Верховного Правителя, подчеркивавшего их характер Дружины Святого Креста как формирования, бывшие одновременно воинскими частями и религиозными братствами, получили специальную форму одежды. На левой стороне груди мундиров и шинелей нашивался белый восьмиконечный крест; головные уборы были также со знаками креста. Мусульман отличала зеленая нарукавная нашивка с белым полумесяцем.

Поскольку формирование дружин началось только в августе 1919 года, централизованное снабжение их единообразным обмундированием вряд ли существовало. Вероятнее всего, использовались имевшиеся под рукой различные запасы (по сведениям В.Ж. Цветкова – преимущественно из числа британских поставок), дополнявшиеся собственной одеждой добровольцев – в том числе и гражданской.

Ношение погон в дружинах, по всей видимости, так же не являлось повсеместным. Во всяком случае, имеется туманное упоминание, приписываемое известному Я. Гашеку: «Сегодня вступил в город полк Иисуса Христа. У солдат вместо нашивок белые кресты». (Фельетон «Из дневника Уфимского буржуа», опубликованный в газете «Наш путь» за 1919 год// ( http://dozor.org/forum/post8955.html ). Вообще же, из числа более или менее крупных крестоносных частей можно выделись: «Святую бригаду» (полки: Аксунский Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Стерлитамакский Николая Чудотворца), 333-й Марии Магдалины полк и полк Илии Пророка. (Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М., 1994. С.86-87.)



Форма одежды добровольцев-дружинников Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени: полка Иисуса Христа, Омской Дружины Святого Креста, Киргизской Дружины Зеленого Знамени (британская форма с элементами национального костюма; описание внешнего вида нарукавной повязки любезно предоставлено московским исследователем В.Ж. Цветковым) .

«Положение о дружинах Святого Креста».

2) Каждый вступающий в дружину Св. Креста, кроме обычной присяги, дает перед Крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу и в знак служения делу Христову налагает поверх платья Восьмиконечный крест.

Примечание: Крест носится только в строю.

Егоров Н. Церковь и Белая армия// Военная быль. М., 1996. № 8. С. 46.

Так эти Дружины называются потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за класс, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство.

Что такое Дружины Святого Креста// Наша газета. Омск. №3. 19 августа 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.317.

18 сентября 1919 г. в Омске в Кафедральном соборе состоялась церемония освящения крестов и возложения их на солдат батальона Святого Креста. Молебен. Перед его началом Высокопреосвященный Сильвестр произнес слово о значении Дружин Святого Креста и благословил дружинников списком с иконы Святителя Николая (список с иконы святителя на Никольских воротах Кремля). Затем – освящение знамени и крестов для батальона, изготовленных братством Святителя Гермогена. Кресты возложены председателем братства …протоиереем Рождественским.

Дружины Святого Креста// Русская армия. №14. 19 сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.331.

О, эти крестоносцы, эти дружины Зеленого знамени, давшие значительные части, в общем, до 6000 человек вполне надежных бойцов. Что с ними сделали! …Конечно, вышла история с одеждой и снаряжением. Винтовки им были выданы новые – американские, те самые, у которых затвор переставал действовать после десятка выстрелов, а в виде теплой одежды им пожалованы были китайские широчайшие, стеганые синие штаны без прорех.

Иванов Вс.. В Гражданской войне: из записок омского журналиста. Харбин, 1921. С.26.

(сентябрь 1919 г., Омск. Проф. Д.В. Болдырев) Был он в английском солдатском обмундировании с белым крестом на груди; поверх формы был надет церковный стихарь, зеленый с галуном.

Иванов Вс.Н. Исход. Повествование о времени и о себе// Дальний Восток. 1994. №12. С.19.

Форма одежды добровольцев-дружинников Дружин Святого Креста: полка Иисуса Христа, Омской Дружины Святого Креста; внешний вид идеолога крестового движения профессора Д.В. Болдырева (зеленый диаконский стихарь поверх британской формы).

(октябрь 1919 г., Омск) Шли бородачи из дружины «Святого креста» с нашитыми на левой стороне шинелей – над сердцем – белыми крестами…

Черкашин Н.А. Адмирал Колчак// Черкашин Н.А. Адмиралы мятежных флотов. М., 2004. С.221.

3. Из мусульман, пожелавших встать на защиту своей веры, образовать при своей дружине Святого Креста особые отряды, с особым зеленым знаменем.

Резолюция собрания представителей беженских лагерей г. Омска 27 августа 1919 г.// Наша газета. Омск. №15. 3 сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.325.

Дружинники Святого Креста пойдут в бой с врагами бок о бок с мусульманскими дружинами, идущими под зеленым знаменем Пророка на защиту своей веры

Объявление Священной войны// Русская армия. Омск. №4. 6 сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.327.

(октябрь 1919 г ., Омск) По улицам ходили крестоносцы, поступившие в ряды армии для защиты веры православной. Рядом с ними маршировали мусульмане со знаком полумесяца. Это было движение «святого креста» и «зеленого знамени»…

Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак. М., 2007. С.532.

Разведывательные сводки 26-й дивизии. Со слов взятых 15.10.1919 года пленных 41-го Уральского полка 11-й Уральского стрелковой дивизии 3-й батальон полка, состоит из прибывших на днях добровольцев-крестоносцев Уральской дружины. На фуражках нашит крест белый 8-конечный, а у мусульман – полумесяц, одна половина красная, другая белая.

РГВА ф.1317 оп.2 д.891 л.32. Информацию предоставил московский исследователь О.Винокуров.

Омск, середина 1919 г .

Сформированная рота Добровольцев Дружины Св. Креста, под командой капитана П.П. Русина (ныне полковник), должна была выступить на фронт, я, узнав об этом, поспешил записаться в нее рядовым Крестоносцем, и перед отправлением собралась она у собора для выслушания напутственного молебна. Молебен служил Архиепископ Сильвестр, который при миропомазании, приколол сам лично на меня, Болдырева и Русина, знаки крестоносца: на зеленом щите - белый осьмиконечный крест. В строю я стоял на правом фланге, со мною рядом профессор Болдырев – оба с винтовками.

Енборисов Г.В. От Урала до Харбина. Памятка о пережитом. Шанхай, 1932. Оцифровка, ред. текста С.Ю. Василенко, 2009, для сайта http://www.elan-kazak.ru/

http://www.elan-kazak.ru/sites/default/files/IMAGES/ARHIV/Memuar/enborisov-ot-urala_0.pdf

Семипалатинск, 19 октября 1919 г .

При чем я продемонстрировал перед собранием семью Ивановых: накануне собрания вступил добровольцем в Дружину Крестоносцев почтовый чиновник Кузьма Иванов 43 лет, жена его 40 лет, сын -17 лет и второй сын 13 лет, и все четверо одели наружные знаки Крестоносца.

Смешное было собрание – после собрания слушатели, загоревшись массовым энтузиазмом, порешили: ходатайствовать перед Верховным, чтобы "все граждане Семипалатинска..., движимые чувством преданности Родине, в течение двух недель должны вступить в ряды добровольцев в Дружину Св. Креста и др. с 18 до 55 лет», а кто не захочет, то (!) «ходатайствовать перед Вами немедленной мобилизации этого возраста»…

Это коротенькое, скромно изложенное клятвенное обещание истинного Русского человека, отрекшегося от личной жизни и задавшегося одной целью вырвать свою мать Родину – Св. Русь из рук дьявола –по существу своему и глубокому смыслу является весьма красноречивым и всеобъемлющим, оно ясно говорит, что на Руси царствует дьявол, а победа над дьяволом может быть достигнута только под знаком Св. Креста, и что идущие под Св. Крестом несут Миру мир, а не жестокость и месть, почему эти люди, согласившись взять на себя великую ответственность – встать под Св. Крест и назваться «Дружиной Св. Креста», обязались быть до конца своей жизни верными идее освобождения Св. Руси от дьявола, и сохранить в полной и неприкосновенной чистоте свое знамя – Св. Крест, который они прикрепили на своей чистой Русской груди, и прежде чем идти в бой, получали благословение пастырей духовных, давая это знаменательное обещание и отречение от сведения личных счетов. Это же делали и мусульмане перед своим Св. Кораном, вставая под знак «Зеленого Знамени», прикрепив Его на своей груди, и независимо от того откуда это движение начнется, потребуется ли встать под общий китайский флаг, японский или другой, но Русский трехцветный флаг мы имеем целью и храним его в душе и сердце, ибо водрузить его мы лишены возможности.

Енборисов Г.В. От Урала до Харбина. Памятка о пережитом. Шанхай, 1932. Оцифровка, ред. текста С.Ю. Василенко, 2009, для сайта http://www.elan-kazak.ru/

http://www.elan-kazak.ru/sites/default/files/IMAGES/ARHIV/Memuar/enborisov-ot-urala_0.pdf







РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com