НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)


Архипастырское посланіе къ празднику Святой Пасхи (1922 г.).

Христосъ Воскресе!

Любезные во Христѣ братья, русскіе и всѣ православные христіане. Насталъ благодатный день воскресенія Христова, когда крѣпнетъ наша вѣра, умножается надежда, сіяетъ святая любовь. Въ сей день даже злые становятся добрыми, завистливые радостными, унывающіе утѣшенными. А тѣ, которые и раньше были крѣпко вѣрующими и братолюбивыми, тѣ исполняются днесь умиленнымъ восторгомъ и желаютъ обнять весь міръ и расцѣловать даже тѣхъ, кого еще вчера считали своими врагами.

Такъ и мы воспѣваемъ въ церкви: «Воскресенія день и просвѣтимся торжествомъ и другъ друга обымемъ, рцемъ, братіе, и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ и тако возопіимъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ».

Замѣтьте, возлюбленные братіе, что такая благодатная радость въ день Св. Пасхи, такой духовный даръ отъ Бога подается только православнымъ христіанамъ. Другія вѣры, даже тѣ послѣдователи, которыя также называютъ себя христіанами, напримѣръ римско-католики, греко-католики, протестанты, хотя тоже почитаютъ праздникъ воскресенія Христова, ничего подобнаго не испытываютъ, а справляютъ такъ же, какъ и всѣ прочіе праздники. Только одни русскіе и прочіе православные христіане исполняются благодатною радостью, любовью и всепрощеніемъ въ этотъ святой и великій день. И въ этомъ ты можешь усмотрѣть правоту нашей вѣры, истинность нашей Церкви. Когда за 50 или за 100 лѣтъ до Св. Владиміра въ Кіевъ пришелъ изъ Царьграда православный проповѣдникъ и доказыватъ людямъ святость Евангелія, то наши языческіе предки сказали ему: «Мы сердцемъ чувствуемъ, что ты говоришь правду, но если эта книга отъ Бога, положи ее въ огонь; если она не сгоритъ, то мы уже вполнѣ увѣримся въ твоей проповѣди и примемъ крещеніе». Помолившись, проповѣдникъ положилъ Св. Евангеліе въ огонь и оно осталось неповрежденнымъ, даже ленточки, вложенныя въ него, не загорѣлись.

Вотъ и теперь, если насъ спросятъ: чѣмъ вы можете доказать превосходство и истинность православной вѣры, то отвѣчайте вопрошающимъ: приходите въ нашу церковь въ ночь Святой Пасхи, когда прославляется побѣда Христа надъ ложью іудейской, надъ смертью, на которую мы всѣ осуждены за грѣхъ праотца Адама и за свои грѣхи, приходите послушать пасхальное пѣніе, приходите посмотрѣть на лица молящихся и вы увидите на нихъ отраженіе благодати Христовой, увидите, какой явный благодатный даръ посылается въ сердца вѣрующихъ, какъ очищаются въ сей день ихъ души отъ грѣховъ и какъ исполняются на нихъ слова изъ поученія Св. Іоанна Златоуста, которое читаютъ на утрени: «Вси насладитеся пира вѣры; вси воспріимите богатство благости! Никто же да рыдаетъ (своего) убожества, всѣмъ бо намъ явится общее царство, никто же да плачетъ (своихъ) прегрѣшеній, прощеніе бо намъ отъ гроба возсія; никто же да убоится смерти, свободи бо насъ Спасова смерть».

Откуда же эта радость, которой мы сподобляемся въ ночь Св. Пасхи? это, братіе христіане, даръ Божіей благодати, изливающейся въ сердца наши прямо отъ Бога. Господь нашъ въ сей день, когда Онъ открылъ рай Своимъ воскресеніемъ, даетъ сынамъ Церкви отчасти вкусить ту самую радость, которой сподобляются вѣ раю спасенныя души. Вотъ сей-то явный чудотворный даръ Божій, сія небесная радость, даваемая чадамъ Церкви и не даваемая еретикамъ и отщепенцамъ, есть явное доказательство правоты нашей Церкви православной, какъ учили Св. Отцы, кому Церковь не мать, тому Богъ не отецъ. Знаете ли, что многіе иновѣрцы — лютеране, латиняне и англикане, зайдя въ нашъ храмъ въ ночь Св. Пасхи, говорятъ: «Здѣсь мы видимъ, что Божія благодать у православныхъ: такъ радоваться о Христѣ могутъ только чада истинной Церкви, которая источаетъ имъ благодать отъ Господа». И нерѣдко бываетъ, что, посѣтивъ нашу пасхальную утреню и литургію, иновѣрцы принимаютъ православную вѣру, какъ это было при Св. Апостолахъ, когда невѣрующій, войдя въ собраніе молящихся о пророчествующихъ христіанъ, тоже проникался вѣрою и говорилъ: «Истинно съ вами Богъ!» (1 Кор. 14, 24-25)

Въ эти святые дни мы — друзья Христовы и не воздаемъ ему рабскаго поклоненія, какъ католики, уніаты и протестанты, но полною блатодатною радостью славимъ Его воскресеніе, какъ сыны, исполняясь любовью другъ къ другу, какъ братья, трижды цѣлуемся въ уста со всѣми знакомыми, говоря: «Христосъ Воскресе! Воистину воскресе». Такъ же привѣтствуетъ и священникъ христіанъ, когда кадитъ на нихъ и когда осѣняетъ Св. Крестомъ въ дни Св. Пасхи.

Да, въ этотъ день съ нами Богъ и мы съ Богомъ, не какъ осужденные рабы, а какъ Христовы братья. Вотъ почему еще на Первомъ, а потомъ и на Шестомъ Вселенскихъ Соборахъ воспрещены колѣнопреклоненія и земные поклоны отъ дня Св. Пасхи до вечерни Св. Пятидесятницы, ибо въ сей день Христосъ назвалъ вѣрующихъ не рабами, а братьями Своими, сказавъ Маріи Магдалинѣ: «Иди же къ братіи Моей и рцы имъ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему». А еще яснѣе сказалъ двумя днями ранѣе, отходя на Свои спасительныя страсти: «Я уже не называю васъ рабами» и далѣе: «но Я называю васъ уже друзьями, потому что сказалъ вамъ все, что слышалъ отъ Отца Моего» (Іоан. 15, 15).

Но нынѣ наста время, всѣхъ освящающее и должно всѣмъ, впавшимъ въ сѣти обмана, расторгнуть сіи сѣти и возвратиться подъ сѣнь истинной Православной Церкви. Правда, русскіе люди, учившіеся въ полухристіанской современной школѣ, мало сознавали спасительную силу принадлежности нашей къ Св. Церкви православной, а цѣнили только отвлеченныя вѣрованія. Нынѣ, изгнаніе въ чужія страны открыло глаза многимъ: «нынѣ наста время, вся освящающее». Мы поняли, что живое, дѣйствительное общеніе съ небомъ имѣетъ только Православная Церковь, которая въ день Св. Пасхи глаголомъ Св. Іоанна Златоуста зоветъ насъ на духовную трапезу: «Трапеза исполнена, да насытятся вси, телецъ упитенный, никто же да изыдетъ алчай». Далѣе: «Воскресе Христосъ и падоше демони, воскресе Христосъ, и ликуютъ Ангели, воскресе Христосъ, и жизнь жительствуетъ, воскресе Христосъ, и мертвый ни одинъ во гробѣ». Идемъ же къ Нему изъ гробовъ грѣховъ нашихъ и маловѣрія. Къ Нему! «Ему возлюбившему насъ и омывшему насъ отъ грѣховъ нашихъ кровію Своею и содѣлавшему насъ царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь». (Апок. 1, 5-6)

Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com