Об
образе действования
православных Государей греко-римских
в IV,
V и VI веках в пользу Церкви,
против еретиков и раскольников
Св.
равноап. Константин на Никейском Соборе
Худ. Н. КЛИМОВА
Главы из
дореволюционной брошюры «Об образе действования православных
Государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против
еретиков и раскольников» (изд. 2-е. М., 1860). Работа
представляет собой написанное в Московской Духовной академии курсовое
сочинение историка Русской Православной Церкви профессора Е.Е.
Голубинского, за которое он получил степень магистра богословия. В
наше время, в связи с развитием экуменического движения и
непониманием духовной угрозы, которую таит в себе насаждение
идеологии толерантности по отношению к враждебным Православию
учениям, труд видится весьма актуальным.
Ереси и расколы,
допускаемые Промыслом Божиим в обществе верующих, да явятся между
ними искусные в вере (1 Кор. 11, 19), рано открылись в Церкви
Христовой. С ними она должна была бороться еще в то время, когда
против нее устремлены были все силы враждующего против истины миpa
языческого. Но, укрепляемая Господом, Который даровал Своей Церкви
обетование, что и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), мужественно
она вынесла эту двойную брань, внутреннюю и внешнюю. Мир языческий
покорился силе Креста. С этой поры облегчилась для Церкви и борьба с
ее внутренними врагами, вновь возникающими лжеучителями и
возмутителями мира ее чад. Обладатели всемирной Империи, бывшие
дотоле врагами веры Христовой и гонителями Церкви, сами, сделавшись
сынами ее, явились ее защитниками и покровителями в продолжающейся
борьбе с ересями и расколами.
В предлагаемом
исследовании будет раскрыта эта деятельность православных Государей
Греко-римской Империи в первые два века с половиною со времени их
обращения. В продолжение сего времени успели определиться все их
отношения к Церкви и выразиться в законодательстве. В изложении своем
мы постараемся раскрыть: 1) по каким побуждениям христианские
Императоры действовали в пользу Церкви против еретиков и
раскольников; 2) каким образом действовали и 3) какие были для Церкви
последствия их действования.
Предмет сей, взятый из
истории древней Церкви, представляется достойным внимания
православного христианина и в настоящее время. Здесь увидит он, как
возвышенно понимали первые христианские Государи отношение Царства
земного к Царству Небесному и власти царской к Церкви Божией; здесь
увидит он, с какою ревностию православные Государи исполняли долг
свой в отношении к Церкви; здесь увидит он, наконец, сколь благие
плоды были для Церкви Христовой, в ее борьбе с ересями и расколами,
от содействования и помощи благочестивых Государей.
1. ПО КАКИМ
ПОБУЖДЕНИЯМ ХРИСТИАНСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ
ДЕЙСТВОВАЛИ В ПОЛЬЗУ ЦЕРКВИ
ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ И РАСКОЛЬНИКОВ
Какие побуждения имели
христианские Императоры в виду, принимая участие в борьбе Церкви с
еретиками и раскольниками? Разрешения на этот вопрос должно искать в
том, как вообще православные Императоры греко-римские смотрели на
свое отношение к Церкви Христовой. Действия их против еретиков и
раскольников были только одним из частных видов общей деятельности их
в пользу Церкви и, следовательно, имели свое основание в том, как
вообще они понимали свои обязанности в отношении к Церкви.
Совесть христианская
внушает каждому служить спасению своих собратий всеми средствами,
какие Промыслом Божиим ему предоставлены. Кроме этой общей
обязанности, лежащей на всяком христианине, сильные земли, которых
Христос, единый вечный Царь обновленного миpa, поставляет пещись о
вверяемых им народах, слышат в слове Божием ближайшее призвание
содействовать Церкви в достижении ее небесных целей. Сущность сего
требования в отношении к Царям и судящим земли достаточно выражается
в псалме втором. В этом псалме Сам Сын Божий возвещает о Своем
воцарении над Сионом духовным: Аз поставлен есмь Царь от Него
(Бога Отца) над Сионом, горою святою Его (ст. 6). Опираясь на cиe
великое слово, царственный Псалмопевец простирает речь ко всем Царям
земли: и ныне царие разумейте: накажитеся вcи судящии земли.
Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите
наказание (почтите Сына), да не когда прогневается Господь
(ст. 10–12). В сем требовании: «почтите Сына»
заключается повеление охранять Его божественные учреждения, отражать
врагов Его святого имени и учения, чтобы, пользуясь всеми Его
божественными установлениями, верно сохраняя Его животворное учение,
все носящие Его святое имя безпрепятственно могли достигать вечного
спасения.
Другой Пророк, духом
проникая в тайны миpa новозаветного, в утешение нового Израиля,
которого в начале ожидали в миpe жестокие гонения, предвозвестил
самое исполнение державными земли царственных повелений Христа
Господа. И будут, – говорит он новому Израилю, –
царие кормители твои, и княгини их кормилицы твои (Ис. 49,
23). Отцы Церкви, которым суждено было жить во времена исполнения сих
утешительных обетований, старались раскрыть и утвердить это учение об
отношении Царства земного к Небесному и власти царской к Церкви. Св.
Исидор Пелусиот писал: «Хотя великое различие между
священством и царством, – ибо оное есть как бы душа, cиe есть
как бы тело, – но они стремятся к одной и той же цели, именно
спасению подданных» (Lib. III. Epist. 249). Св. Григорий
Двоеслов, обращаясь к самому Императору Маврикию, говорил: «На
то дана Богом благочестию Царей власть над всеми людьми, чтобы имели
помощь стремящиеся к добру, чтобы шире отверзался путь на Небеса,
чтобы земное Царство служило Небесному» (Epist. III).
Так понимали свое
отношение к Церкви и сами православные Императоры греко-римские. В
этом смысле св. Константин Великий, первый Император христианский,
называл себя «служителем Божиим и сослужителем епископов»
(Сокр. I. 9. 34) и, по свидетельству его жизнеописателя, «всеми
своими подданными управлял с заботливостию епископа и всеми способами
возбуждал их стремиться к истинному благочестию» (Еvseb. De
vita Constantini. Lib. IV. C. 24). Подобным образом говорил о себе
Император Гонорий в одном из своих законов: «Между
попечениями власти нашей благоговение к кафолическому закону есть или
всегда главное, или единственное; ибо и в трудах военных и в делах
мира более всего заботимся о том, чтобы народ державы нашей усердно
хранил истинное богопочтение» (Cod. Theod. XVI. XI.,
mandatum 3 (integrum)). Феодосий Младший также один из своих законов
против несториан начинает словами: «Мы думаем, что прилично
власти нашей напоминать подданным нашим о религии. Ибо мы надеемся,
что приобретем обильнейшее благоволение Бога и Спасителя нашего
Иисуса Христа, когда и сами по силам будем стараться благоугождать
Ему, и подданных наших наставлять тому же» (Cod. Juslin, I.
1. 3). Другие православные Государи свидетельствовали о себе то же
своими делами и постановлениями относительно Церкви.
Из сказанного легко
можно объяснить, по какому побуждению православные Императоры
греко-римские действовали в пользу Церкви против еретиков и
раскольников. Они почитали долгом православного Государя возбуждать
своих подданных к истинному благочестию, заботиться о том, чтобы
подданные их усердно хранили истинное богопочтение. Но как могли бы
они достигнуть того, чтобы подданные их хранили истинное
богопочтение, когда бы в то же время не ограждали и не защищали со
всем усердием единственную хранительницу истинного богопочтения –
Церковь Православную? Как могли бы они возбуждать подданных своих к
истинному благочестию, когда бы в то же время не действовали со всею
ревностию против еретиков и раскольников, которые отторгали их
подданных от истинного благочестия?
В таком действовании
относительно врагов Православной веры православные Государи
греко-римские не только видели свой долг, но и залог благоволения
Божия ко всем их трудам на пользу общественную. Это давало им новое
побуждение к защищению и охранению Церкви от ересей и расколов. Так,
св. Константин в одном из своих посланий к Церквам, разосланных после
Никейского Собора, писал: «Зная, по благополучному ходу
государственных дел, сколь велика благодать Божественной силы, я счел
нужным прежде всего иметь в виду ту цель, чтобы во всем освященном
обществе вселенской Церкви соблюдалась единая вера, искренняя любовь
и единое благочестие в отношении к Вседержителю Богу»
(Сокр. 1. 9., послан. 3). Так же мыслил, так действовал и другой
великий Государь IV века, Феодосий. В то время, как он на Востоке со
всею ревностию заботился о низложении еретиков, на Западе Валентиниан
II дозволял матери своей, Иустине, покровительствовать арианам и
преследовать православных. Когда после сего Валентиниан принужден был
бежать из своей Империи, чтобы спастись от похитителя престола,
Максима, который из Галлии шел на Италию, и искать защиты и помощи у
Императора восточного; то Феодосий, приготовляясь к военным действиям
против его врага, прежде всего потребовал от него, чтобы он издал
закон против еретиков, которым он доселе покровительствовал к
уничижению и вреду Православной Церкви. Побуждая к сему Валентиниана,
Феодосий говорит своему молодому соправителю следующие замечательные
слова: «Власть Государей тверда не оружием, но правотою
дела; Государи благочестивые, не трогая войск, одерживали победы; не
вдаваясь в опасности, покоряли и делали своими данниками врагов. Так
Константин Великий разбил тирана Ликиния в морском сражении. Так
Валентиниан, отец твой, счастливо управлял Империею, сохраняя ее, при
заступлении Божием, неприкосновенною от врагов, и, быв победителем во
многих сражениях, покорил различных варваров. Напротив того, когда
Валент, дядя твой, восстал на Бога, осквернил Церковь убийством
святых и изгнанием священников, то погиб в пламени, быв окружен, по
Божественному устроению, готфами. Чти право Христа, Который не
незаслуженно изгнал тебя. Твоя неверность Ему дала успех Максиму.
Если Христа будем преследовать, – заключил Феодосий, –
кого призовем на помощь, идя на битву?» (Suidae
Lexicon, sub voce. Ed. Bernhard. Vol. II par. 1, pag. 1192). По
дейcтвиям и распоряжениям прочих Государей Греко-римской Империи
имеем право заключать, что и они руководствовались теми же началами,
какие высказаны словами великих их предшественников.
3. КАКОВЫ БЫЛИ ДЛЯ
ЦЕРКВИ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЙСТВОВАНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИМПЕРАТОРОВ ПРОТИВ
ЕРЕТИКОВ И РАСКОЛЬНИКОВ
Усилия благочестивых
Государей греко-римской Империи, с таким усердием действовавших в
пользу Церкви против еретиков, не оставались безплодны. Но мы
поступили бы несправедливо, если бы все успехи Православия в борьбе с
еретиками приписали одному покровительству сильных земли. Прежде
всего и более всего Церковь обязана своим торжеством над врагами
истины самой истине ее учения и усердию великих пастырей и учителей,
которые с победоносным словом и неутомимою ревностию восставали на ее
защиту, как скоро открывалась откуда бы то ни было опасность. Но тем
не менее должно признать, что успехам Православия содействовали своим
участием и православные Императоры. В этом уверяют нас свидетельства
современных повествователей и самая история.
Евсевий, приведши
закон, данный Константином Великим в конце царствования против всех
еретиков и раскольников, оставшихся от прежних времен (новатиан,
валентиниан, маркионитов, павлиан и монтанистов), замечает о действии
сего закона: «Таким образом, по силе царского указа, темные
ущелия иноверцев были разрушаемы, и звери, т. е. начальники их
нечестия, обращались в бегство. А из числа тех, которые были
обольщены ими, одни, страшась царской угрозы, до времени
притворствовали и с подложными чувствованиями проникали в Церковь.
<...> Другие, напротив, как будто и с искренним расположением
переходили к надежде на лучшее. Последних предстоятели Церквей
тщательно различали, и тех, которые пытались проникнуть в Церковь под
личиною притворства, далеко отгоняли, а других, делавших это с чистым
намерением, долго испытывали и, достаточно уверившись, присоединяли к
числу христиан, допускаемых к священным собраниям. Так поступали с
безчестными иноверцами. Тех же, которые не вносили сами никакого
нечестия в учение веры, а только усилием других раскольников
отторгнуты были от общества верующих, немедленно принимали в Церковь.
Последние, как бы возвращаясь с чужой стороны в отечество целыми
толпами, признавали Церковь своею Материю, и чем долее были в разлуке
с нею, тем веселее и радостнее вступали в нее. Таким образом, члены
общего тела, приходя в единение, сочетавались в стройное целое, и
собранная в самой себе Вселенская Церковь Божия была одна: на земле
ни еретических, ни раскольнических обществ нигде более не оставалось»
(О жизни Константина. Кн. III. 66).
Успех деятельности
против еретиков со стороны Императоров православных, последующих за
Константином Великим, подтверждается историею. Первый после него
возобновил строгие меры против еретиков на востоке Феодосий Великий.
При вступлении его на престол господствовали в Империи apианe; их
владычество продолжалось почти полвека, ересь аpиeвa успела дать
новые отрасли, т. е. ереси евномиеву и македониеву; кроме того
явились еще лжеучения Фотина и Аполлинария. Наконец, оставались еще
из числа древних еретиков монтанисты и манихеи. Феодосий решился
употребить все усилия к достижению того, чтобы в Империи была одна
Церковь – Церковь Православная, и одно согласное учение о
богопочтении: и он столько успел в своих усилиях, что если не сам
видел, то ближайшим преемникам своим приготовил возможность видеть
своих подданных действительно исповедующими единое согласное учение.
Под конец его царствования в большинстве своем ереси представляли
только слабые остатки своей прежней силы, и между ними в особенности
доведена была до такого состояния ересь арианская. Упорство еретиков
было велико, но оно сокрушилось о непоколебимую твердость Государя,
содействовавшего Церкви с неослабною ревностию. Преемники Феодосия на
востоке, Аркадий и Феодосий Младший, действуя против еретиков с такою
же ревностию и твердостию, как и он, успели довершить дело его и
достигли того, что все упомянутые нами ереси пали окончательно. После
них все лжеучения IV века сделались едва заметны и совершенно
перестали быть опасны для мира Церкви; своею незначительностию они
перестали нарушать единство Церкви.
Принесли великую пользу
усилия Императоров и Церкви западной. Мерами Грациана и Феодосия
Великого на западе положен был предел успехам арианства; при
содействии Императора Гонория нанесен был решительный удар расколу
донатистов; его же мерами потрясена и окончательно ослаблена была
ересь монтанистов и искоренена ересь Иовинианова; а мерами его и
Валентиниана III были рассеяны последователи Пелагиевы и манихеи.