Митрополит
Антоний (Храповицкий)
ЗАБОТЫ
О РЕЛИГИОЗНО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОГО ЮНОШЕСТВА.
Пропаганда мятежа и
безверия устремляется в настоящее время не только на войско, но и на
военные учебные заведения. При свободе чтения юнкеров военных училищ
и несомненной возможности читать атеистические и революционные газеты
подросткам-кадетам, тем и другим весьма трудно сохранить в уме те
убеждения, которые в прежнее время так дружно усваивало все военное
сословие в своих школах. Особенно заманчивым кажется молодому сердцу
противопоставление какого-то, правда, весьма неопределенного,
«служения народу» той «праздной и порочной жизни»,
к которой его готовит школа. Брошюры ему представляют офицерскую
жизнь, как полицейскую службу «при отжившем строе», как
«борьбу с прогрессом через грубое насилие» и т.п. Юноша
ищет в своем уме, что доброго и возвышенного найти ему в своей
дальнейшей службе не только в военное время, которое наступает редко
и ненадолго, но и в обыкновенном строе военного быта и службы; ищет и
не находит. Правда, ему прежде многое нравилось, и блестящие парады,
и блестящие балы, и товарищеские кутежи, и победы над женским полом,
и изящество мундира, и молодечество в осанке, но теперь он ясно
понимает, что доброго ничего в этом нет. На службу, на ротное ученье
он взирал прежде, как на шипы жизненных роз, да и может ли все это
наполнить жизнь, особенно в то время, когда нет войны, и она не
предвидится? Правда, у него еще есть дело – обучение солдат, но
этим делом большинство пренебрегает, как самым скучным и сдают его
унтер-офицерам.
Итак, приходя к полному
разочарованию в своих прежних взглядах на жизнь и на собственную
деятельность, военный юноша, еще, однако, жалеет отвлечься от своих
патриотических и, пожалуй, религиозных убеждений. Если его теперь
направить на идейную работу в пределах этих убеждений и в его
собственном офицерском звании, если осветить ему последнее в высоко
одушевленном свете, то он радостно ухватится за открытый ему путь
сознательной и полезной народу жизни и, если не откажется вовсе от
прежнего героически-эпикурейского мировоззрения, то начнет все-таки
бороться против тщеславного чувственного отношения к жизни и во
всяком случае не будет поддаваться революционным призывам.
Дело это неизмеримой
важности. Если бы офицерство русское сознало себя защитником Веры,
Престола и Отечества не только через стальное оружие, но и
посредством оружия духовного, то нам не страшно было бы никакое
растлевающее влияние нигилистов. Через руки офицерства проходит весь
русский народ, отдаваемый ему в безусловное послушание на четыре-пять
лет самого цветущего возраста. Влияние это несравненно сильнее
детского школьного воспитания, которое почти вовсе выметается с силой
земли и патриархального деревенского быта, так что нередко забывается
подростками и самая грамота. Напротив того, - 25-летний молодой
человек, возвратясь в деревню грамотным и сознательным гражданином и
нередко становясь сейчас же главою семьи, сам оказывает могучее
влияние на деревенскую жизнь, даже теперь, когда он вносит в нее
многое, несогласное с ее христианским строем, многое барское,
немецкое; если же он будет наставлен офицерами в том же
православно-народном направлении, которое он принес из деревни, но
наставлен уже сознательно, то, конечно, он сейчас же станет в деревне
передовым человеком бесспорным авторитетом для всех сельчан.
Повторяем, это дело
самой высокой важности: идет речь о возрождении всего русского
народа, всей России, чрез то общество военных деятелей, которое
теперь само ищет новых устоев для своей деятельности, для своего
отношения к жизни.
Что же нужно ввести в
обучение и воспитание военного юношества? Ответить на это должна
комиссия из военных ученых с участием духовных лиц и
профессоров-патриотов. Но общие начала должно, по нашему крайнему
разумению, наметить следующие. Прежде всего, должно ввести дополнения
и изменения в самый воинский устав, который у солдат называется
«словесностью». Назначение офицера ложно определяться
сверх принятых уже понятий так: в мирное время офицер есть
воспитатель молодого поколения, проходящего воинскую повинность, в
православно-народном духе, дабы возвратить его семье и обществу
сознательным христианином, русским патриотом и верноподданным,
могущим не только сознательно противостать растлевающему влиянию
отрицательной веры и врагов отечества, но и утвердить в правильных
мыслях своих родных и близких. Как член общества, офицер должен
явиться оплотом и защитником здравых патриотических и христианских
понятий и таким образом не только силой оружия отстаивать
государственные границы отечества от неприятеля, но и силою убеждения
и примера отстаивать те внутренние основы веры и русского быта,
которые составляют внутреннее сокровище русского духа.
Согласно с таким
определением долга офицера, следует расположить его подготовительное
образование и воспитание. В настоящее время еще, слава Богу, в
учебники военных корпусов и училищ не прошли ни дарвинщина, ни
марксизм, но мало в них и чисто русского направления. Строй понятий
военной науки остался приблизительно тот, какой господствовал в школе
гражданской, пока она была сословно-дворянской. В политическом
отношении он был благонамеренный, но создался эпохой «Священного
Союза» и был чисто западнический. Россия в ее до-петровском
периоде рассматривалась, как бездонная пропасть невежества и тьмы.
Просветителем ее признавался Петр I и Европа; вероисповедания
западные признавались равноценными с православием, различающимся от
него только по обрядам; принципы морали – честность, храбрость
и только. Затем глубоко противоречивые Евангелию понятия о чести, о
благородной гордости (существует только бесовская гордость), о мести
и т.п. Прибавьте к этому взгляд на народ и на солдат чисто
крепостнический, и вы поймете, почему только наиболее самостоятельные
глубокие натуры в нашем офицерстве не губят свою молодость в вине и в
праздных и даже порочных развлечениях. Должно совершенно переработать
их учебники и учебные пособия в таком направлении, чтобы офицеры
привыкли любить и уважать Россию, русского крестьянина, а с ними
русского солдата.
Должно: 1) преподавать
русскую историю по Павлову, по К. Аксакову, Хомякову, Кояловичу и их
последователям; 2) должно ввести преподавание новейшей литературы,
поставив в центре ее Достоевского и взяв за руководство труды Ор.
Миллера и Н.Н. Страхова; 3) должно составить и ввести курс
отечествоведения, но не в марксистском духе, а содержания
этнически-бытового, разъясняя, как наш народный быт выработался в
форме почти монастырского уклада; 4) должно расширить преподавание
Закона Божия, введя, как особый курс, изучение Священного Писания,
хотя бы Нового Завета, затем курс апологетики, а церковную историю
преподавать в том морально-этическом духе, как она изложена в издании
К.П. Победоносцева. Наше воинство защищает Православную Веру не
только как известную систему догматов, но как ту сумму добра и
подвигов, которые составляют собою содержание истории Православной
Церкви; описание событий должно дополнять описанием святынь и
священных обычаев, оставшихся в качестве их памятников не только на
Руси, но и на православном Востоке, с которым также необходимо
знакомить воспитателей русского солдата по трудам Муравьева, Норова,
святогорца Никодима и друг.
Проникнувшись теми
славянофильскими взглядами, офицер усвоит себе самое высокое
благоговение к своему высокому долгу, как учителя солдат.
Он не будет смотреть на
них, как на чумазых рабов своих прихотей, но как на дорогих учеников,
- жизнь для которых есть задача его жизни, и для которых трудиться
есть лучшее наслаждение, чем прожить молодость на вине, картах и
блудных женщинах.
Но возможно ли так
переродить кадет и юнкеров, прежних героев веселой жизни? Возможнее,
чем всякую иную среду. Как во всех русских сердцах, так особенно в
сердце военного юношества, под золою ложных понятий и
грубочувственных стремлений лежит та же жажда высоких подвигов и
светлой поэзии.
Ведь почти все наши
лучшие поэты были офицерами, и это потому, что при всех недостатках
военное юношество менее забито одностороннею схоластической
зубрежкой, больше знает природу и ближе стоит к народной, хотя бы и
солдатской жизни.
Его портит не столько
собственная порочность, сколько ошибочная постановка воспитания и
образования, совершенно оторванная от нашей истории и религии и
приноровленная к истории и религии чуждой нам Западной Европы и
частнее Пруссии.
Теперь прусскому строю
нашей армии пришел конец. Если сумеют военные педагоги заменить его
строем русским православным, то они сделают для нашего воинства и для
России больше, чем сделал Суворов, даже больше князя Пожарского; те
обеспечили ее современное состояние, а эти упрочили бы надолго ее
будущее, не только в смысле ее целости и политической силы, но и в
смысле ее нравственной чистоты и мощного возрастания в вере, разуме и
добродетели.
http://www.metanthonymemorial.org/VernostNo94.htm