Митр.
Антоній Храповицкій
(† 1936 г.)
Торжество
православія
и скорби православія.
(Слово
на Литургіи
въ храмѣ Христа
Спасителя въ
Москвѣ, въ 1-е
воскресеніе
Великаго поста
1918 г.).
Мы
совершаемъ,
братіе, столь
любимый православнымъ
народомъ праздникъ
Православія.
Изъ года въ
годъ каѳедральные
храмы переполняются
въ сей день
благоговѣйными
толпами богомольцевъ,
а усерднѣйшіе
изъ нихъ, особенно
въ нашей боголюбивой
Москвѣ, еще
задолго до
начала литургіи
спѣшатъ занять
въ церкви мѣсто,
съ котораго
можно было бы
все слышать
и видѣть, запоздавшіе
же къ началу
службы уже
лишаются и
самой возможности
протѣсниться
въ храмъ.
Но
въ настоящемъ
году Торжество
Православія
совершается
въ нашей первопрестольной
столицѣ съ
двумя совершенно
исключительными
особенностями.
Первая
изъ нихъ заключается
въ томъ, что въ
нынѣшнемъ году
Торжество
Православія
впервые справляется
не въ томъ храмѣ,
гдѣ оно справлялось
въ теченіе
четырехъ съ
половиной
вѣковъ, не въ
древнемъ Успенскомъ
соборѣ, а въ
новомъ соборномъ
храмѣ Рождества
Христова. Конечно,
храмъ этотъ
по крайней мѣрѣ
вчетверо
вмѣстительнѣе
Успенскаго;
многочисленый
соборъ священнослужителей
представляетъ
собою здѣсь
несравнено
болѣе величественную
картину, чѣмъ
въ тѣсномъ
старомъ соборѣ.
— Но не въ этомъ
заключается
причина, по
которой Торжество
Православія
перенесено
нынѣ въ новый
соборъ: внѣшнія
удобства не
понудили бы
церковную
Москву измѣнить
исконный обычай
— праздновать
Православіе
предъ чудотворными
раками великихъ
святыхъ и предъ
чудотворнымъ
ликомъ Богоматери.
Нѣтъ,
не по своей
волѣ должны
были собраться
сегодня пастыри
и паства Московскіе
въ новый соборъ,
а потому что
ее н е п у с к а
ю т ъ въ священный
Кремль и въ
чудотворную
древнюю церковь
Успенія. Дожили
мы до такихъ
временъ, когда
жителямъ столицы
заложенъ путь
къ самымъ дорогимъ,
самымъ роднымъ
ихъ святынямъ,
когда приходится
имъ отыскивать
другія мѣста
для своихъ
священныхъ
собраній, чѣмъ
въ прежніе
годы! Того ли
мы ожидали для
себя и для своей
родной Церкви
въ эти прежніе
годы, даже въ
прошломъ году?
Справляя въ
тотъ годъ Торжество
Православія
въ серединѣ
Февраля, какъ
уповали мы
совершить это
торжество
черезъ годъ,
въ настоящемъ
1918 году?
Тогда
наши вѣрныя
войска грозною
стѣною собрались
противъ врага
и, усилившись
вчетверо по
своему числу
и по количеству
оружія, должны
были съ наступленіемъ
весны быстрымъ
побѣдоноснымъ
потокомъ пройти
по вражеской
землѣ до Вѣны
и Берлина и
достигнуть
тѣхъ цѣлей, съ
которыми начата
была русскимъ
народомъ та
священная и
самоотверженная
война, т. е. освободить
доблестное
племя православныхъ
сербовъ отъ
поработительныхъ
посягательствъ
еретиковъ,
протянуть руку
братскаго
общенія къ
умолявшимъ
о томъ Россію
нашимъ единокровнымъ
малороссамъ-галичанамъ
и освободить
отъ инороднаго
ига ихъ родину,
— нашу родину,
наслѣдственный
удѣлъ Равноапостольнаго
Владиміра,
русскую Галицію,
и что всего
важнѣе, дать
ея сынамъ, а
нашимъ роднымъ
братьямъ, возможность
возвратиться
въ лоно Святой
Церкви отъ
уніатской
ереси, куда
вовлекли ее
насиліемъ
поработителей
и коварствомъ
іезуитовъ.
Да, годъ
тому назадъ,
мы, всѣ русскіе
люди, надѣялись
на то, что сегодняшнее
Торжество
Православія
мы будемъ справлять
уже вмѣстѣ съ
ними, что къ
этому дню, какъ
было сказано,
уже не будетъ
Подъяремной
Руси, а единая
свободная и
православная
Русь.
Но и
этимъ не ограничивались
наши надежды
и молитвенныя
желанія. Уже
исполненъ былъ
рисунокъ креста
для водворенія
его на куполѣ
Константинопольской
Софіи; уже близко
было къ исполненію
обѣщаніе Московскаго
царя Алексѣя
Михайловича,
данное отъ
имени своего
потомства и
всего русскаго
народа Восточнымъ
Патріархамъ,
обѣщаніе освободить
православные
народы изъ подъ
ига невѣрныхъ
мусульманъ
и возвратить
христіанамъ
всѣ древніе
храмы, обращенные
въ магометанскія
мечети.
Россія
должна была
занять проливы
Чернаго моря,
но не покорять
себѣ священной
столицы великой
Византіи, а
возстановить
это священное
государство
нашихъ отцевъ
и учителей по
спасительной
вѣрѣ Христовой,
т. е. грековъ,
а себѣ пріобрѣсти
отечество всѣхъ
истинныхъ
христіанъ, т.
е. Святую Землю,
Іерусалимъ,
Гробъ Господень,
и соединивъ
ее широкой
полосой земли
съ Южнымъ Кавказомъ,
заселить тѣ
святыя мѣста
добровольными
русскими
переселенцами,
которые ринулись
бы туда въ такомъ
изобиліи, что
въ нѣсколько
лѣтъ обратили
бы Палестину
и Сирію въ
какую-нибудь
Владимірскую
или Харьковскую
губернію, конечно,
сохранивъ всѣ
преимущества
того полумилліона
христіанъ и
ихъ пастырей,
которые донынѣ
уцѣлѣли еще
тамъ отъ турецкихъ
насилій.
Не одинъ
русскій православный
людъ жилъ такими
надеждами и
полагалъ за
нихъ сотни
тысячъ своихъ
жизней въ тяжкомъ
воинскомъ
подвигѣ: этими
надеждами жили,
ими дышали, ими
утѣшались въ
своихъ страданіяхъ,
скажемъ безъ
преувеличенія,
всѣ православные
народы всего
современнаго
міра, вся Святая
Соборная и
Апостольская
Церковь. Вся
она ожидала,
что наступившее
теперь 1918-е лѣто
Господне будетъ
такимъ свѣтлымъ
торжествомъ
православія,
какимъ не было
даже то 842-е лѣто,
когда въ память
духовной побѣды
надъ еретиками
иконоборцами
былъ установленъ
настоящій
праздникъ.
И что
же? Вмѣсто
освобожденія
порабощенныхъ
православныхъ
народовъ, Церковь
Россійская
впала сама въ
такое порабощенное
состояніе,
какого не испытывали
наши единовѣрныя
племена ни подъ
властью магометанъ,
ни подъ властью
западныхъ
еретиковъ, ни
наши предки
подъ игомъ
татаръ.
Наши
церкви подвергаются
разстрѣламъ
и ограбленію,
ихъ имущества
повсемѣстно
расхищаются;
наши школы
лишены нрава
учить дѣтей
и юношей тому,
что Господь
назвалъ единымъ
на потребу, т.
е. словесамъ
святого евангелія
и вообще закону
Божію; наши
пастыри и архипастыри
изгоняются
изъ церковныхъ
домовъ; наши
воинскіе полки
лишаются своихъ
церквей и
священниковъ,
а училища и
академіи,
воспитывавшія
пастырей церковныхъ,
совершенно
упраздняются.
Ни евреи, ни
магометане,
ни язычники,
ни католики,
ни сектанты,
ни протестанты
не лишены тѣхъ
правъ и преимуществъ,
какихъ лишенъ
православный
людъ на Руси.
Итакъ
взамѣнъ осуществленія
надеждъ на
чрезвычайное,
исключительно
радостное
Торжество
Православія
въ настоящемъ
году, не лучше
ли бы было вовсе
его отмѣнить,
или даже замѣнить
плачемъ о
православіи,
плачемъ Іереміи
надъ разрушенными
святынями
древняго Сіона?
При видѣ пробитаго
бомбой купола
Успенскаго
Собора, разбитой
стѣны Кіево-Печерской
Великой Церкви,
при видѣ раззоренныхъ
монастырей
и опустошенныхъ
причтовыхъ
домовъ, при
видѣ нищенствующихъ
іереевъ-изгнанниковъ,
ихъ плачущихъ
голодныхъ
дѣтей, училищъ,
съ вынесенными
изъ нихъ образами,
и прочихъ ужасовъ
современнаго
развращенія,
не умѣстнѣе
было бы и намъ
взамѣнъ торжества
ужасаться и
тосковать и
восклицать
съ пророкомъ:
око мое, око
мое изливаетъ
воды, ибо далекъ
отъ меня утѣшитель,
который оживилъ
бы душу мою
(Плач. 1, 16). Воззри
Господи и посмотри,
какъ я униженъ.
Да не будетъ
этого съ вами,
всѣ проходящіе
путемъ, взгляните
и посмотрите,
есть ли болѣзнь,
какъ моя болѣзнь,
какая постигла
меня, какую
наслалъ на меня
Господь въ день
пламеннаго
гнѣва Своего?
(Плач. 1, 12). О, кто
дастъ главѣ
моей воду и
глазамъ моимъ
источникъ
слезъ. Я плакалъ
бы день и ночь
о пораженныхъ
дщери народа
моего (Іер. 9, 1).
Но ужели
нѣтъ у насъ
утѣшенія въ
горестяхъ нашей
народно-церковной
жизни? Ужели
вовсе не о чемъ
торжествовать
нашей Церкви
въ нарочитый
день сегодняшняго
Торжества
Православія?
Мы сказали, что
двумя особыми
свойствами
нынѣшній праздникъ
отличается
отъ прошлогодняго
и раннѣйшихъ.
Одно, столь
грустное, мы
разъяснили,
но другое, уже
радостное,
даетъ намъ
возможность
торжествовать
и въ настоящую
печальную
годину. Радость
эта заключается
въ томъ, что
впервые послѣ
двухвѣкового
перерыва наша
Церковь совершаетъ
«лѣтнее торжество
свое» въ своей
канонической
полнотѣ, со
своею законною
главою, получивъ
своего богоданнаго
жениха послѣ
двухвѣкового
вдовства, и къ
нему, на ряду
съ печальными
воплями Іереміи
могутъ быть
нынѣ примѣнены
и радостныя
предреченія
Исаіи: не смущайся,
ибо не будешь
въ поруганіи;
ты забудешь
посрамленіе
юности твоей
и не будешь
болѣе вспоминать
о безславіи
вдовства твоего
(Ис. 54, 4).
До сего
года наша Церковь
была богаче,
многолюднѣе
и по плоти сильнѣе
всѣхъ прочихъ
православныхъ
Церквей, но
была лишена
даже того, что
всѣ онѣ имѣли,
т. е. своего высшаго
пастыря, своего
общаго отца,
«который имѣлъ
бы попеченіе
о всей странѣ»,
какъ того требуютъ
Вселенскіе
Соборы; и на
этомъ то вдовствѣ
церковномъ,
на этой духовной
безхозяйственности
ея, на этомъ
безпастырствѣ,
и нашло мѣсто
для своего
ядовитаго
произрастанія
то маловѣріе
и безвѣріе, то
слѣдованіе
за еретическими
и противобожными
ученіями Запада,
которое теперь
открыто возстало
на нее и стремится
ее вовсе истребить
съ лица родной
земли, — то
безцерковное
настроеніе
умовъ правящей
части общества,
которое въ
продолженіе
двухъ вѣковъ
старалось
оторвать нашу
Церковь отъ
живого общенія
со всею правовѣрующею
вселенною и
отторгнуть
сердца людей
отъ исповѣдуемой
нами въ символѣ
Церкви вселенской.
Безпрепятственно
и пышно совершали
мы въ истекшіе
годы торжества
православія
въ каѳедральныхъ
соборахъ, градскихъ
и столичныхъ,
но тоскливо
сжимались
сердца православныхъ,
когда, провозглашая
въ сей день
многолѣтія
восточнымъ
патріархамъ,
мы не могли
причислить
къ этой молитвенной
здравицѣ патріарха
всероссійскаго,
а только вспоминали
о своей потерянной
нами славѣ
церковной,
возглашая
вѣчную память
давно почившимъ
россійскимъ
патріархамъ.
Нынѣ же наше
торжество
возглавляетъ
давно жданный
женихъ помѣстной
Россійской
Церкви и вотъ
она, въ раззоренномъ
нашемъ государствѣ,
окруженная
злобствующими
врагами нашей
спасительной
вѣры, торжествуетъ
и благодаритъ
Бога о томъ,
что Онъ послалъ
ей въ утѣшеніе
среди настоящихъ
скорбей то,
чего она была
лишена въ годы
своего внѣшняго
благополучія
и безопасности.
Жизнь,
жизнь одушевленная,
дружная и всеобщая
въ Христовомъ
стадѣ можетъ
теперь разливаться
широкой волной,
и церковное
ученіе, и обращеніе
отпадшихъ, и
просвѣщеніе
невѣрныхъ, и
что особенно
важно и необходимо
— постоянное
братское единеніе
со всѣми православными
Церквами Востока,
ибо не одной
какой либо
странѣ даны
обѣтованія
о неодолимости
Церкви вратами
ада, а всей
вселенской
Церкви, и она
одна есть
непогрѣшимая
хранительница
и истолковательница
Божественныхъ
словесъ.
Вотъ
какой новый
источникъ
вѣчныхъ и святыхъ
сокровищъ
дарованъ намъ
отъ Бога въ
настоящую, хотя
и печальную
годину, и вотъ
о чемъ можемъ
и должны мы
торжествовать
въ сей нарочитый
день и благодарить
Бога, пославшаго
столь обильное
утѣшеніе въ
сердца наши!
Въ этомъ-то
и заключается
вторая, уже не
грустная, а
радостная
особенность
настоящаго
праздника
сравнительно
съ пережитыми
годами. Но что
добраго осталось
намъ и отъ этихъ
прежнихъ годовъ
русской церковной
жизни?
О, конечно,
очень много!
А если бы этого
добраго содержанія
нашей церковной
жизни осталось
мало, или вовсе
не осталось
бы, то разумѣется
нечего было
бы особенно
радоваться
возстановленію
каноническаго
строя Церкви,
т. е. патріаршества.
То высокое
и прекрасное,
что хранится
въ нашей Церкви
православной,
въ нашей русской
паствѣ и пастырствѣ,
заключается
въ ихъ отношеніи
къ жизни и къ
вѣрѣ. Западъ
взираеть на
временную
жизнь, какъ на
наслажденіе,
а на религію,
какъ на одно
изъ средствъ
(даже сомнительныхъ)
къ поддержанію
этого благополучія.
Напротивъ,
русскіе люди,
даже и не очень
твердые въ
вѣрѣ, понимаютъ
жизнь, какъ
подвигъ, цѣль
жизни видятъ
въ духовномъ
совершенствованіи,
въ борьбѣ со
страстями, въ
усвоеніи
добродѣтелей,
словомъ — въ
томъ, чего европейцы
даже и не поймутъ,
если будете
съ ними говорить
о подобныхъ
предметахъ.
Правда и то,
что въ послѣдній
годъ множество
русскихъ людей
измѣнили своимъ
убѣжденіямъ,
открыто отказываются
отъ св. вѣры,
предаются
самымъ сквернымъ
порокамъ, грабятъ,
убиваютъ,
богохульствуютъ,
предаютъ родину
врагамъ и продаютъ
душу свою діаволу;
но не должно
думать, что
такіе люди
составляютъ
большинство
русскаго народа;
они только
овладѣли положеніемъ
въ настоящіе
печальные дни,
а огромное
большинство
оплакиваютъ
это положеніе
и негодуютъ
на ихъ преступныя
дѣянія. Да и
тѣ, которые
отверглись
отъ вѣры и родины,
они въ глубинѣ
сердца терзаются
укорами совѣсти
и, при терпѣливомъ
вразумленіи
со стороны
людей благоразумныхъ,
быстро сознаются
въ своемъ
заблужденіи,
и въ томъ, что
своими жестокими
преступленіями
они тщетно
надѣялись убить
голосъ совѣсти
и поработить
ее новымъ безбожнымъ
ученіямъ, но
въ то же время
продолжали
чувствовать,
что поддались
гибельному
обману и ослѣпленію
подъ вліяніемъ
либо людей не
русскихъ, либо
уголовныхъ
каторжниковъ,
которые ими
верховодили.
А то
огромное большинство
русскаго народа,
которое, сидя
въ деревнѣ и
городахъ, продолжаетъ
смиренно въ
потѣ лица трудиться
надъ своимъ
дѣломъ и больше
прежняго переполняетъ
святые храмы,
говѣетъ и жертвуетъ
на церкви и на
бѣдныхъ, — оно
по прежнему
носитъ въ своихъ
сердцахъ высокіе
завѣты Христовы;
по прежнему
оно вовсе не
похоже на
современныхъ
европейцевъ:
оно отличается
отъ послѣднихъ
неслыханною
среди нихъ
откровенностью,
искренностью,
довѣрчивостью,
отсутствіемъ
гордыни и незлобіемъ;
оно благодушно
принимаетъ
обличенія,
быстро умиляется
сердцемъ и
отзывчиво на
мольбу. Кто не
прослезится
много разъ,
читая о геройствѣ
нашихъ воиновъ
до прошлогодняго
марта, особенно
о геройствѣ
ихъ братолюбія,
когда солдатъ,
ранившій противника
въ атакѣ, сейчасъ
самъ же перевязываетъ
его раны и взваливъ
къ себѣ на плечи,
несетъ его на
санитарный
пунктъ? Такихъ
подвиговъ вы
не встрѣтите
среди еретиковъ,
и никогда не
вѣрьте укоренившемуся
въ нашемъ обществѣ,
воспитанному
нѣмецкими
гувернантками,
ложному убѣжденію,
будто лютеране
и католики
ничѣмъ не хуже
православныхъ.
Указанное
геройство духа,
понятіе о жизни,
какъ о подвигѣ,
хранится только
въ Церкви, а
такъ какъ оно
въ большинствѣ
ея сыновъ хранится
и до настоящихъ
дней, то Торжество
Православія
совершается
сегодня вполнѣ
законно, какъ
торжество
благочестія,
торжество
Христовой
правды на землѣ;
и оно будетъ
совершаться
съ тѣмъ же
восторженнымъ
прославленіемъ
пастыреначальника
душъ нашихъ,
какъ въ прошедшіе
годы, когда
Церковь именовалась
господствующей.
Да! оно будетъ
продолжаться
и въ томъ случаѣ,
если государство
наше подпадетъ
полному подчиненію
враговъ, если
даже на православныхъ
откроется
прямое гоненіе.
Церковь будетъ
торжествовать
о своемъ вѣчномъ
спасеніи, о
томъ, что ея
чада идутъ ко
Христу, какъ
Онъ и завѣщалъ
намъ: блажени
будете, егда
возненавидятъ
васъ человѣцы
и разлучатъ
вы и поносятъ
и пронесутъ
имя ваше, яко
зло Сына Человѣческаго
ради; возрадуйтеся
въ той день и
взыграйте, се
бо мзда ваша
многа на небеси.
Аминь.
Источникъ:
Митрополитъ
Антоній. Торжество
православія
и скорби православія.
(Слово на Литургіи
въ храмѣ Христа
Спасителя въ
Москвѣ, въ 1-е
воскресеніе
Великаго поста).
// Прибавленія
къ Церковнымъ
вѣдомостямъ,
изданіе Православной
Русской Церкви.
Еженѣдельное
изданіе. № 13-14. 15
(28) апрѣля 1918 года.
— Пг.: Типографія
М. П. Фроловой
(влад. А. Э. Коллинсъ),
1918. — С. 443-447.