Повесть
о путешествии
Иоанна Новгородского
на бесе
Перевод
Л.А.Дмитриева
СЛОВО
ВТОРОЕ О ТОМ
ЖЕ О ВЕЛИКОМ
СВЯТИТЕЛЕ
ИОАННЕ, АРХИЕПИСКОПЕ
ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА,
КАК ОН ЗА ОДНУ
НОЧЬ ПОПАЛ ИЗ
НОВГОРОДА ВО
ИЕРУСАЛИМ-ГРАД
И СНОВА ВОЗВРАТИЛСЯ
ТОЙ ЖЕ НОЧЬЮ
В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Нельзя
забвению предать
то, что случилось
однажды по
божьему изволению
со святителем
Иоанном. Нередко
попущением
божьим выпадает
испытание и
святым, да еще
больше прославятся
и просияют, как
золото отполированное.
Прославляющего
Меня, говорит
Господь, и Я
прославлю.
Дивен Бог святыми
своими; сам
Господь святых
своих прославляет.
И еще сказал
Христос: «Дал
я вам власть
над духами
нечистыми».
Однажды
святой по своему
обычаю творил
ночные молитвы
в ложнице своей.
Здесь у святого
и сосуд с водой
стоял, из которого
он умывался.
И вот, услыхав,
что кто-то в
сосуде этом
в воде плещется,
быстро подошел
святой и догадался,
что это бесовское
наваждение.
И, сотворя молитву,
осенил сосуд
тот крестным
знамением,
заключив беса.
Хотел бес постращать
святого, но
налетел на
несокрушимую
твердыню и
твердыни этой
поколебать
не смог, а сам
лукавый был
сокрушен.
И не
в силах терпеть
долго, начал
бес вопить: «О,
горе мне лютое!
Как в огне горю,
не могу терпеть,
выпусти меня
поскорее, праведник
божий!» Святой
же вопросил:
«Кто ты таков
и как попал
сюда?» Дьявол
ответил: «Я бес
лукавый, пришел,
чтобы смутить
тебя. Надеялся
я, что ты, как
обычный человек,
испугаешься
и молиться
перестанешь.
Ты же меня, на
мое горе, заключил
в сосуде этом.
И вот как огнем
палим я нестерпимо
— горе мне,
окаянному!
Зачем польстился,
пришел сюда,
не понимаю!
Отпусти меня,
раб божий, а я
больше никогда
к тебе не приду!»
И сказал святой
беспрерывно
вопившему
дьяволу: «За
дерзость твою
повелеваю тебе:
сей же ночью
отвези меня
на себе из Великого
Новгорода в
Иерусалим-град,
к церкви, где
гроб господень,
и в сию же ночь
из Иерусалима
— назад, в келию
мою, в которую
ты дерзнул
войти. Тогда
я освобожу
тебя». Бес клятвенно
обещал исполнить
волю святого,
только умолял:
«Выпусти меня,
раб божий, страдаю
люто!»
Тогда
святой, закляв
беса, выпустил
его и сказал:
«Превратись
в коня оседланного
и встань перед
кельею моею,
а я сяду на тебя,
и ты исполнишь
волю мою». Бес
черным дымом
вышел из сосуда
и встал конем
перед кельею
Иоанна, как
приказал ему
святой. Иоанн
же, выйдя из
кельи, перекрестился
и сел на него,
и очутился той
же ночью в
Иерусалиме-граде,
около церкви
святого Воскресения,
где Гроб Господень
и часть от
животворящего
Креста Господня.
Беса же заклял,
чтобы не мог
с места того
сойти. И бес
стоял, не смея
сдвинуться
с места, покуда
Иоанн ходил
в церковь святого
Воскресения.
Подошел Иоанн
к дверям церковным
и, преклонив
колени, помолился,
и сами собой
открылись двери
церковные, и
зажглись свечи
и паникадила
в церкви и у
гроба господня.
Святой возблагодарил
в молитве Бога,
прослезился
и поклонился
Гробу Господню
и облобызал
его, поклонился
он также и
животворящему
Кресту и всем
святым иконам
и местам церковным.
Когда вышел
он из церкви,
осуществив
мечту свою, то
двери церковные
снова сами
собой затворились.
И нашел святой
беса, стоящего
конем оседланным,
на том месте,
где повелел.
Сел на него
Иоанн и той же
ночью оказался
в Великом Новгороде,
в келье своей.
Когда
уходил бес из
кельи святого,
то сказал: «Иоанн!
Замучил ты
меня: в одну
ночь заставил
донести себя
из Великого
Новгорода в
Иерусалим-град
и в ту же ночь
из Иерусалима-града
в Великий Новгород.
Это ведь заклятием
твоим, как цепями,
был я крепко
связан и все,
бедный, перенес.
Смотри же не
рассказывай
никому о случившемся
со мной. Если
же расскажешь,
то я тебя оклевещу.
Будешь тогда
как блудник
осужден, и поруган,
и на плот тебя
посадят и пустят
по реке Волхову».
Так пустословил
лукавый. Святой
перекрестил
его, и исчез
бес.
Однажды
Иоанн, как это
было в его обычае,
вел душеспасительную
беседу с честными
игуменами, и
с многоразумными
иереями, и с
богобоязненными
мужами, поучая
и рассказывая
о жизни святых,
для пользы
душевной людям.
Они же в сладость
слушали поучения
святого: не
ленился он
учить людей.
И поведал он
тогда, как-будто
о ком-то другом
рассказывая;
что с ним самим
случилось. «Я,
говорил, знаю
человека, который
за одну ночь
успел попасть
из Новгорода
Великого в
Иерусалим-град,
поклонился
там гробу господню
и той же ночью
вернулся в
Великий Новгород».
Игумены, иереи
и все люди подивились
этому.
И вот,
с того дня божиим
попущением
начал бес клевету
возводить на
святого. Жители
того города
часто видели,
как из кельи
святого выходила
блудница: это
бес преображался
в женщину. Горожане
же не знали,
что это бесовское
наваждение,
а были уверены,
что это на самом
деле уличная
женщина, и впадали
в заблуждение.
Случалось
также, что начальники
города, приходя
в келью святого
для благословения,
видели там
мониста девичьи,
и обувь женскую,
и одежду, и
негодовали
на это, не зная,
что и сказать.
А все это бес
наваждением
своим показывал
им, чтобы восстали
на святого,
неправедно
осудили его
и изгнали бы.
Посоветовавшись
с начальниками
своими, горожане
порешили между
собой: «Не подобает
такому святителю,
блуднику, быть
на апостольском
престоле — идем
и изгоним его!»
О таких людях
Давид сказал:
«Пусть онемеют
уста льстивые,
в гордыне изрекающие
ложь о праведнике,
потому что они
поверили бесовскому
наваждению,
как некогда
еврейский
народ»., Но
возвратимся
к нашему рассказу.
Когда
пришел народ
к келье святого,
то бес перед
глазами всех
побежал в образе
девицы, будто
из кельи святого.
Люди закричали:
«Ловите ее!»
Но хоть и долго
гнались, не
смогли поймать.
Святой же, услышав
говор людской
у кельи своей,
вышел и спросил:
«Что случилось,
дети мои?» Они
же рассказали
все, что видели,
и, не внимая
оправданиям
святого, осудили
его как блудника.
Схватили его,
и надругались
над ним, и, не
понимая, что
творят, понося
святого, порешили:
«Посадим его
на плот на реке
Волхове — пусть
выплывет из
нашего города
вниз по реке».
И вывели святого
и целомудренного
великого святителя
божьего Иоанна
на Великий
мост, что на
реке Волхове,
и, опустив святого
с моста, на плот
посадили. Так
сбылось предсказание
лукавого дьявола.
Возрадовался
нечистый, но
божья благодать
и вера святого
в Бога и молитвы
пересилили.
Когда
посадили божьего
святителя
Иоанна на плот
на Волхове, то
поплыл плот
против самой
быстрины, которая
как раз у Великого
моста, никем
не подталкиваемый,
вверх по реке,
к монастырю
святого Георгия.
Святой же молился
о новгородцах,
говоря: «Господи!
Не вмени им это
во грех: ведь
сами не ведают,
что творят!»
Дьявол же, видев
это, посрамился
и возрыдал.
Люди,
узрев такое
чудо, стали
рвать одежды
на себе и говорили:
«Согрешили
мы, неправедно
поступили —
осудили овцы
пастыря своего.
Теперь-то видим,
что бесовским
наваждением
все произошло!»
Побежали в
великую Софию
божию и велели
священному
собору — иереям
и дьяконам —
идти с крестами
вверх по берегу
реки Волхова
к монастырю
святого Георгия
и умолить святого,
чтобы возвратился
на престол
свой. Священники
взяли честной
крест и икону
святой богородицы,
как подобает,
и пошли по берегу
Волхова вослед
за святым, моля
его, чтобы
возвратился
на престол
свой. Так же и
те люди, которые
прежде на святого
клевету возводили,
шли по берегу
Волхова к монастырю
святого Георгия
и с мольбой
просили: «Возвратись,
честный отче,
великий святитель
Иоанн, на престол
свой, не оставь
чад своих
осиротевшими,
не поминай наше
согрешение
перед тобой!»
И, обогнав святого
и крестный ход,
остановились
за пол-поприща
до монастыря
святого Георгия,
и, кланяясь до
земли и проливая
слезы, умоляли
Иоанна, повторяя:
«Возвратись,
честный отче,
пастырь наш,
на престол
свой! Пусть
грех наш падет
на нас — прельстились
кознями лукавого
дьявола и согрешили
перед тобой.
За дерзость
свою прощения
просим, не лиши
нас благословения
своего!» И многое
другое говорили,
умоляя святого.
Тихо плыл Иоанн
на плоте своем
против сильного
течения, как
будто некой
божественной
силой несло
его благоговейно
и торжественно,
чтобы не обогнать
крестного хода,
— наравне с
несущими честные
кресты иереями
и дьяконами
плыл он. Когда
священный собор
с честными
крестами подошел
к тому месту,
где стоял народ,
то все вместе
стали еще горячее
молить святого,
чтобы возвратился
он на престол
свой. Святой,
вняв мольбе
их, словно по
воздуху несомый,
приплыл к берегу
и, поднявшись
с плота, сошел
на берег. Люди,
видевшие все
это, радовались,
что умолили
святого возвратиться,
и плакали о
своем согрешении
перед ним, прощения
прося.
Он же,
беззлобная
душа, простил
их всех. Одни
из них в ноги
падали ему,
обливая их
слезами, другие
прикладывались
к ризам святого.
И, попросту
сказать, теснились
и толкали друг
друга, чтобы
хоть увидеть
святого. Святой
же благословлял
всех. И пошел
чудотворец
архиерей божий
Иоанн с крестным
ходом в монастырь
святого Георгия,
совершая молитвенные
пения со священным
собором. И множество
народа следовало
за ними, восклицая:
«Господи, помилуй!»
Архимандрит
же и иноки того
монастыря не
знали, что в
монастырь
грядет архиерей
божий Иоанн.
А в те времена
в монастыре
святого Георгия
жил некий человек,
юродивый, получивший
от Бога благодать
прозорливости.
Сей человек
пришел к архимандриту
монастыря и,
постучав в
дверь его кельи,
сказал: «Иди,
встречай великого
святителя
божьего Иоанна,
архиепископа
Великого Новгорода,—
грядет он к нам
в монастырь».
Архимандрит
не поверил и
послал посмотреть.
Посланные же
пошли и узнали
от людей все
случившееся
со святым и,
быстро вернувшись,
рассказали
архимандриту.
Архимандрит
повелел в большие
колокола звонить.
И собрались
иноки этой
великой лавры,
взяли честные
кресты и пошли
из монастыря
навстречу
святителю
божьему Иоанну.
Святой же, увидев
их, благословил
каждого и, придя
в монастырь,
вошел в церковь
святого Христова
великомученика
Георгия с
архимандритом
монастыря того,
со всем священным
собором и иноками,
и со всем множеством
народа. И, совершив
молебен, с великой
честью вернулся
на престол свой
в Великий Новгород.
Все
это о себе рассказал
он сам священному
собору и другим
людям: как его
бес хотел постращать,
как он побывал
за одну ночь
в Иерусалиме-граде
и вернулся
назад в Новгород,
и все, что случилось
с ним, подробно
поведал, как
это выше рассказано.
И поучал их
святой, говоря:
«Дети мои! любое
дело творите,
сначала проверив
все, чтобы не
оказаться
прельщенными
дьяволом. А то
может случиться,
что с добродетелью
зло переплетется,
тогда виновны
будете перед
божьим судом:
ведь страшно
впасть в руки
Бога живаго!»
Но об этом пока
многого говорить
не будем.
Князь
и начальники
города, посоветовавшись
со всем народом,
поставили крест
каменный на
том месте на
берегу, куда
приплыл святой.
И крест этот
и ныне стоит
во свидетельство
преславного
чуда этого
святого и в
назидание всем
новгородцам,
чтобы не дерзали
сгоряча и необдуманно
осуждать и
изгонять святителя.
Ибо сказал
Христос о святых
своих: «Блаженны
изгнанные
правды ради,
потому что им
принадлежит
царство небесное!
А те, которые
изгоняют святых
несправедливо,
что смогут
ответить на
том свете?»
Источник.
Изборник (Сборник
произведений
литературы
Древней Руси).
– М.: Худож. лит.,
1969. – С.404-413, 750-751 (прим.)
– Сер. «Библиотека
всемирной
литературы».
Подготовка
текста «Повести…»
и прим. Л.А.Дмитриева.