Крымская
война
СЛОВО,
ПРОИЗНЕСЕННОЕ
ПРЕОСВЯЩЕННЫМ
ИННОКЕНТИЕМ,
АРХИЕПИСКОПОМ
ХЕРСОНСКИМ
И ТАВРИЧЕСКИМ,
В ОДЕССКОМ
КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРЕ 10-ГО АПРЕЛЯ
1854 ГОДА, В ВЕЛИКУЮ
СУББОТУ, В ДЕНЬ
БОМБАРДИРОВАНИЯ
Г. ОДЕССЫ СОЕДИНЕННЫМ
ФЛОТОМ АНГЛО-ФРАНЦУЗОВ.
Итак,
вы не решились
оставить гроба
Спасителя
своего и в эти
грозные минуты,
когда смерть
и пагуба носятся
над собственными
главами нашими!..
Приветствуем
вас, возлюбленные,
с сим святым
жребием Иосифа,
Никодима и жен
Мироносиц, кои
также, среди
немалых страхов
и опасений от
иудеев, погребали
учителя и Господа
своего. — Вы не
оставили его
теперь. — Он,
Преблагий, не
забудет и не
оставит вас
в тот великий
и страшный
день, когда уже
не слабые перуны
человеческие
будут летать
по воздуху, а
самыя небеса
мимо идут с
шумом, самыя
стихии, сжигаемы,
загорятся, а
земля и, яже на
ней, дела сгорят.
Тяжкая година
над нами, братия!
— О граде нашем
со всею точностию
можно теперь
сказать словами
св. Давида, яко
врази наши
обышедша обыдоша
нас, яко пчелы
сот, и разгорешася,
яко огнь в тернии.
То самое море,
которое доселе
обыкло приносить
нам прохладу
и все выгоды
жизни, обратилось
теперь в бездну
огнедыщащую,
из коей несутcя
на нас молнии
и громы. Но будем
ли унывать и
смущаться
безотрадно?
Нет: у живописного
гроба Спасителя
для христианина
не страшен
самый ад, а это
еще разве одна
слабая тень
его. Аще пойду,
говорит св.
Давид, посреди
тьмы и сени
смертныя, не
убоюся зла.
Почему? Яко ты,
Господи, со
мною еси. Важно
по сему не то,
что происходит
теперь, а то, с
кем теперь
Господь: с нами,
или со врагами
нашими. — Но
может ли Господь
быть с теми,
кто воздвигли
брань противу
нас за врагов
креста Христова?
Может ли Господь
быть с теми,
кои, будучи
сами христианами,
не усрамились
сих великих
и священных
дней и дерзнули
возмущать столь
нечестивым
образом смертный
покой Спасителя
своего во гробе?
— Нет, если есть
кто со врагами
нашими, то разве
Велиар и Магомет,
за темную державу
коего они возстали
на нас; а Господь
Всеблагий с
нами, кои аще
не чисты и грешны
есмы, но подвизаемся
во славу пресвятаго
Имени Его, сражаемся
не за наши какия-либо
выгоды, а за
веру православную,
за гроб Господень
и за угнетенных
собратий наших
по вере. И смотрите,
как Господь
видимо показал,
что Он с нами,
против врагов
наших! — Они
могли напасть
на нас когда
угодно, но напали
имянно не в
другое какое
либо время, а
в самый день
погребения
Господня, как
бы во свидетельство
того, что мы
ратуем именно
за крест и гроб
Господень.
Враги наши,
может быть,
думали преогорчить
этим для нас
свое нападение,
а в самом деле
они усладили
сим всю его
горечь: ибо
если уже необходимо
страдать, то
лучше пострадать
вместе с Господом,
у Его животворящего
и живоноснаго
гроба. Аще бо,
говорит апостол,
с Ним умрохом,
то с Ним и оживем:
аще терпим, с
Ним и воцаримся.
В таком случае
хотя бы кто из
нас лишился
ныне самой
жизни, то, при
живой вере в
силу креста
Христова, он
ничего не потеряет,
ибо и ему будет
сказано: днесь
со мною будеши
в раи! А враги
наши самым
нападением
на нас в сей
день потеряли
уже невозвратно
многое. Всюду,
где услышат
о их нечестии
(а где не услышат?),
изумятся и
скажут: несчастные,
разве не могли
они, из уважения
к общему для
христиан знамению
спасения, отложить
на время свою
злобу и алчность?—
А что возглаголет
и рассудит о
них Господь?
О, Он поругаем
не бывает! Не
желаем зла и
врагам нашим,
ибо слышали
вчера, как Господь
молился за
самых распинателей
своих: но, памятуя
судьбы Божии
в подобных
случаях, не
можем не сказать,
что те, кои дерзнули
возмутить покой
Господа своего
во гробе, едва
ли сами сойдут
с миром в свои
собственные
гробы... Если
же Господь с
нами, то чего
нам страшиться?
Он, Всемогущий,
защитит нас
от всякого зла.
И смотрите,
день уже преклоняется
к вечеру; у врага
начинают уже
оскудевать
оружия: но много
ли успел он
сделать нам
зла? О имени
Господнем
дерзаем уверить
вас, что не более
сделает нам
зла и до вечера.
Ибо кто с нами,
Тот сильнее
того кто с ними:
луне не затмить
солнца, Велиару
и Магомету не
победить Христа.
Итак, облобызав
снова язвы
Спасителя,
идите с миром,
братия мои, в
домы свои, и
ждите спасения
от Господа,
всегда везде
спасающего
правыя сердцем.
За великою
субботою всегда
следует светлый
день Воскресения,
за настоящею,
сугубо — великое
Воскресение,
то есть, вместе
с воскресением
Господа, и наше
избавление
от обышедших
нас зол, и воскресение
всего православного
Востока из
гроба четырехвекового
рабства мусульманскаго.
А вы, возлюблюенные
сослужители
наши, столь
бодрственно
доселе стоявшие
с нами на духовной
страже у креста
Христова, удвойте
и утройте усердие
и попечения
ваши, дабы к
наступающей
священно-таинственной
ночи все было
уготовано по
чину церковному,
да не речет
враг града
нашего: укрепихся
на него! Пусть
возлюбленный
жених душ, имеющий
в полунощи
изыти из гроба,
яко от чертога,
найдет всех
нас бдящими
и, со светильниками
в руках, готовыми
к прославлению
Его воскресшаго
и с собою вся
совоскресившаго.
Аминь.