Рассказ
Никифорова-Волгина
Торжество
Православия
Отец
загадал мне
мудреную загадку:
- "Стоит мост
на семь верст.
У конца моста
стоит яблоня,
она пустила
цвет на весь
Божий Свет".
Слова
мне понравились,
а разгадать
не мог. Оказалось,
что это семинедельный
Великий пост
и Пасха.
Первая
неделя поста
шла к исходу.
В субботу церковь
вспоминала
чудо великомученика
Феодора Тирона.
В этот день в
церкви давали
медовый рис
с изюмом. Он
так мне понравился,
что я вместо
одной ложечки
съел пять, и
дьякон, державший
блюдо, сказал
мне: — Не многовато
ли будет? Я
поперхнулся
от смущения
и закашлялся.
В эти Богоспасенные
дни (так еще
называли пост)
я часто подходил
к численнику
и считал листики:
много ли дней
осталось до
Пасхи?
Перелистал
их лишь до Великой
субботы, а дальше
уж не заглядывал
- не грешно ли
смотреть на
Пасху раньше
срока?
Отец,
сидя за верстаком,
пел великопостные
слова: Возсия,
благодать Твоя
Господи, возсия
просвещение
душ наших; отложим
дела тьмы, и
облечемся во
оружие света:
яко да преплывше
поста великую
пучину.
Все
чаще и чаще
заставляли
меня читать
по вечерам
"Сокровище
духовное от
мира собираемое"
св. Тихона
Задонского.
Я выучил наизусть
вступительные
слова к этой
книге и любовался
ими как бисерным
кошелечком,
вышитым в женском
монастыре, и
подаренным
мне матерью
в день Ангела:
"Как купец от
различных стран
собирает различные
товары, и в дом
свой привозит,
и сокрывает
их: так христианину
можно от мира
сего собирать
душеполезные
мысли, и слагать
их в клети сердца
своего, и теми
душу свою созидать".
Многое
что не понимал
в этой книге.
Нравились мне
лишь заглавия
некоторых
поучений. Я
заметил, что
и матери эти
заглавия были
любы.
Прочтешь,
например: "Мир",
"Солнце", "Сеятва
и жатва", "Свеща
горящая", "Вода
мимотекущая",
а мать уж и вздыхает:
— Хорошо-то
как, Господи!
Отец возразит
ей: — Подожди
вздыхать... Это
же "зачин". А
она ответит:
— Мне и от этих
слов тепло!
Читаешь
творение долго.
Закроешь книгу
и по старинному
обычаю поцелуешь
ее. Много прочитано
разных наставлений
святителя, а
мать твердят
только одни,
ей полюбившиеся,
заглавные
слова: - Свеща
горящая... Вода
мимотекущая...
Наш
город ожидал
два больших
события: приезда
архиерея со
знаменитым
протодьяконом
и чин провозглашения
анафемы отступникам
веры.
Про
анафему мне
рассказывали,
что в старое
время она
провозглашалась
Гришке Отрепьеву,
Стеньке Разину,
Пугачеву, Мазепе,
и в этот день
старухи-невразумихи
поздравляли
друг дружку
по выходе из
церкви: "с
проклятьицем,
матушка". При
слове "анафема"
мне почему-то
представлялись
большие гулкие
камни, падающие
с высоких гор
в дымную бездну.
День
этот был мглистым,
надутым снегом
и ветром, готовый
рассыпаться
тяжкой свинцовой
вьюгой. Хотя
и объяснял мне
Яков, что анафему
не надо понимать
как проклятие,
я все же стоял
в церкви со
страхом.
Из алтаря
вышло духовенство
для встречи
епископа. Я
насчитал двенадцать
священников
и четырех дьяконов.
Шествие
замыкал высокий,
дородный протодьякон
с широким медным
лбом, с рыжими
кудрями по
самые плечи.
Он плыл по собору
как большая
туча по небу,
вьюжно шумя
синим своим
стихарем, опоясанным
серебряным
двойным орарем.
Крепкая медная
рука с литыми
длинными пальцами
держала кадило.
Про
этого протодьякона
ходила молва,
что был он когда-то
бурлаком на
Волге, и однажды,
тяня бичеву,
запел песню
на все волжскою
поволье. Услыхал
эту песню проезжавший
мимо московский
митрополит.
Диву он дался,
услыхав голос
такой редкостной
силы. Владыка
повелел позвать
к себе певца.
С этого и началось.
Бурлак стал
протодьяконом.
На
колокольне
затрезвонили
"во вся тяжкая"
колокола. К
собору подкатила
карета, из которой
вышел сановитый
монах в собольей
шубе, опираясь
на черный высокий
посох. Лицо
монаха властное,
смурое, как у
древних ассирийских
царей, которых
я видел в книжке.
В это
время загрохотал
как бы великий
гром. Все перекрестились
и восколебались,
со страхом
взглянув на
медного протодьякона.
Он начал возглашать:
— Достойно
есть, яко воистину...
К его возгласу
присоединился
хор, запев
волнообразное
архиерейское
"входное", поверх
которого шли
тяжелые волны
протодьяконского
голоса: — И
славнейшую
без сравнения
серафим... Два
иподьякона
облачали епископа
в лиловую мантию.
Она звенела
тонкими ручьистыми
бубенчиками.
Это
была первая
торжественная
служба, которую
я видел, и мне
было радостно,
что наше православие
такое могучее
и просторное.
Не даром сегодняшний
день назывался
по церковному
"Торжеством
Православия".
Епископа
облачали в
редкостные
ризы, посредине
церкви, на бархатном
красном возвышении,
и в это время
пели запомнившиеся
мне слова: — Да
возрадуется
душа твоя, о
Господи!.. Все
это было мне
в диковинку,
и Гришка несколько
раз говорил
мне: — Закрой
рот! Стоишь как
ворона! — А у
тебя сопля
текёт! — разъярился
я на Гришку,
толкнув его
локтем. — Чего
это вы тут озоруете?
- зашипел на
нас красноносый
купец Саморядов.
— Анафемы захотели?
Но купец
Саморядов сам
не выдержал
тишины, когда
протодьякон
грянул во всю
свою волговую
силу: — Тако да
просветится
свет твой пред
человеки!.. Купец
скрючился,
ахнул и восторженно
вскрикнул: —
Вот дак... голосище!..
Чтоб... его... Он
хотел прибавить
что-то неладное,
но испугался;
закрыл ладонью
рот и стал часто
креститься.
На купца взглянули
и улыбнулись.
Меня
затеснили и
загородили
свет. Я пытался
протискаться
вперед, но меня
не пускали и
даже бранили:
— И что это за
шкет такой
безпокойный!
— Пустите сорванца
вперед, а то
все мозоли нам
отдавит! Меня
выпихнули к
самому амвону,
где стояли
почетные Богомольцы.
На меня покосились,
но я никакого
внимания на
них не обратил
и встал рядом
с генералом.
Я смотрел
на "золотое
шествие" духовенства
из алтаря на
середину церкви
при пении "Блажени
нищие духом",
на выход епископа
со свечами,
провозгласившего
над народом
моление "Призри
с небеси Боже"
и осенившего
всех нас огнем,
— а в это время
три отрока в
стихарях пели:
"Святый Боже,
святый крепкий,
святый безсмертный
помилуй нас",
— на всенародное
умовение рук
епископа перед
Великим выходом
при пении: "Иже
херувимы тайно
образующе",
и все это при
синайских
громах протодьяконовского
возношения.
Мне
не стоялось
спокойно, я
вертелся по
сторонам и весь
как бы горел
от восхищения.
Генерал положил
мне руку на
голову и вежливо
сказал: — Успокойся,
милый, успокойся!
Начался
чин анафемствования.
На середину
церкви вынесли
большие темные
иконы Спасителя
и Божьей Матери.
Епископ прочитал
Евангелие о
заблудшей овце,
и провозглашали
ектению о возвращении
всех отпавших
в объятия Отца
Небесного.
В окна
собора била
вьюга. Все люди
стояли, потемневшими,
с опущенными
головами, похожими
на землю в ожидании
бури.
После
молитвы о просвещении
святом всех
помраченных
и отчаявшихся
на особую деревянную
восходницу
поднялся протодьякон
и положил тяжелые
металлические
руки на высокий
черный аналой.
Он молча и грозно
оглядел всех
предстоящих,
высоко поднял
златовласую
голову, перекрестился
широким взмахом
и всею силою
своего широкого
голоса запел
прокимен: — Кто
Бог великий
яко Бог наш, Ты
еси Бог наш
творяй чудеса!
Как
бы объятый
огнем и бурею,
протодьякон
бросал с высоты
восходницы
огненосное,
страшное слово:
анна-фе-мма!
И опять
мне представилась
гора, с которой
падали тяжелые
черные камни
в дымную бездну.
Все отлучаемые
ют Церкви были
этими падающими
камнями. Вслед
им, с высоты
горы, Церковь
пела трижды
велико-скорбное
и как бы рыдающее:
— Анафема, анафема,
анафема! Церковь
жалела отлучаемых.
В этот
мглистый вьюжный
день вся земля,
казалось, звучала
протодьяконской
медью: Отрицающим
бытие Божие
— анафема! —
Дерзающим
глаголати яко
Сын Божий не
единосущен
Отцу и не бысть
Бог — анафема!
— Не приемлющие
благодати
искупления
— анафема! —
Отрицающие
Суд Божий и
воздаяние
грешников —
анафема!..
В этот
день мать плакала:
— Жалко их...
Господи!..