ДОЛЖНЫЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ ЦАРЕМ
И ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКОВЬЮ.
Владыкой
Антонием был
разработан
проект для
установления
норм взаимоотношений
между Самодержавцем
и церковной
властью и этот
проект был
изложен в следующих
пунктах.
1) В
Российском
Государстве,
как государстве
христианском
и православном,
Православная
вера есть
первенствующая
и господствующая.
2) Император
Всероссийский
почитает себя
верным сыном
Православной
Церкви и не
может исповедывать
никакой иной
веры, кроме
Православной.
3) Император
Всероссийский,
яко Православный
Государь, есть
Верховный
защитник Православной
Церкви и охранитель
ее веры и всякого
в Церкви святой
благочиния.
4) Император
Всероссийский,
как глава русского
православного
народа, считается
защитником
и покровителем
всех православных
христиан во
вселенной и
имеет попечение
об их нуждах.
5) Император
Всероссийский,
в ближайшее
время по восшествии
на прародительский
Престол, сподобляется,
по обычаю древних
христианских
государей и
Боговенчанных
Его предков,
Священного
Миропомазания
по древнему
чину Православной
Церкви.
6) По
установленному
при Царе Алексее
Михайловиче
чину, должно
совершаться
поминовение
Его Императорского
Величества
и Его Августейшей
Семьи на богослужении,
а равно и погребении
умирающих
Высочайших
Особ.
7) Порядок
избрания Патриарха
будет установлен
в России Императором
совместно с
Архиерейским
Собором в согласии
с древним обычаем.
Император об
избрании Патриарха
оповещает
Высочайшим
Манифестом,
награждает
Патриарха
орденом Андрея
Первозванного
и жалует ему
полное патриаршее
облачение.
8) Православные
иерархи, начиная
с Патриарха,
должны быть
верноподданными
Российского
Императора.
9) Епископы
не могут умалять
чести Императора.
В противном
же случае они
подлежат
ответственности
по правилам
Карфагенского
и иных Соборов.
10)Православная
Церковь в России
в учении веры
и нравственности,
богослужения,
внутренней
церковной
дисциплины
и сношениях
с другими
Автокефальными
Церквами независима
от государственной
власти и, руководясь
заповедями
Божьими и своими
догматико-каноническими
началами, пользуется
в делах церковного
законодательства,
управления
и суда, правами
самоопределения
и самоуправления.
Все акты и
определения
Церковной
Власти, в пределах,
в сей статье
указанных,
имеют законную
силу.
11) Дела
церковно-государственные,
требующие
издания нового
закона, дополнения,
изменения или
отмены существующего
закона, а также
новых или
дополнительных
от казны ассигнований,
разрешаются
по соглашению
с государственной
властью.
12) Патриарх
имеет непосредственное
сношение по
делам Церкви
с Императором.
С высшими
государственными
установлениями
Патриарх сносится
через Референдария.
Референдарий
избирается
Патриархом
и утверждается
Императором,
после чего
Патриарх совершает
над ним хиротесию.
Патриарх имеет
древнее право
печалования
перед Государем
Императором
за всех опальных,
заключенных
и невинно страждущих.
13) Император
сносится и
объявляет свою
волю Патриарху
чрез своего
личного представителя,
несменяемого
при смене кабинетов.
14) Император
обращается
к Патриарху
по делам государственным
в форме – «повелеваю»,
а по делам церковным
«сыновне прошу».
Патриарх обращается
к Императору
в форме – «всеподданейших
докладов» по
делам государственным,
а по церковным
почтительно
извещает.
15) К
Всероссийскому
Священному
Архиерейскому
Собору Император,
если пожелает
обратиться
непосредственно,
то пишет по
делам церковным
– «сыновне
прошу». К Императору
Собор обращается
в форме – «всеподданнейших
просьб».
16) В Российском
Государстве,
все, не принадлежащие
к Православной
вере подданные,
природные и
в подданство
принятые, также
иностранцы
временно в
России пребывающие,
пользуются
каждый повсеместно
свободным
отправлением
их веры и богослужения
по обрядам
оной, а также
правом проповеди,
в частных или
особо к тому
установленных
зданиях.
Примечание.
Свобода вероисповедания
не распространяется
на лиц, исповедующих
учения явно
безнравственные
или антигосударственные.
17)
Свобода вероисповедания
присвоятся
не только христианам
инославных
исповеданий,
но и всем иноверцам:
да все народы
в России пребывающие,
возносят молитвы
разными языками
по закону и
исповеданию
праотцев своих,
благословляя
царствования
Российских
Монархов, моля
Творца вселенной
об умножении
благоденствия
и укрепления
силы Империи.
Примечание:
Все инославные
и иноверные
религии, коим
присвоятся
свобода
вероисповедания,
будут своевременно
указаны в особом
перечне.
18) Лица,
не исповедующие
никакой религии
или принадлежащие
к религиям,
государством
не признанным,
подвергаются
некоторым
ограничениям
в государственных
законах указанным,
но, во всяком
случае, они
лишаются права
вступать в
церковный брак
с православными
христианами
и не могут занимать
должности по
военному;
гражданскому
и судебному
ведомству, а
также педагогические.
В пояснение
к этому Положению
владыка Антоний
писал:
«Мы
неоднократно
сетовали в
печати на царский
деспотизм и
произвол в
церковной
жизни, но и указывали
на то, что такая
зависимость
церковной жизни
от Самодержавца
далеко не так
унизительна
и не так сильна,
как при конституциях
разного рода
и тем менее при
республиканских,
когда высшая
церковная
власть находится
в полном рабстве
у 1) министра
духовных дел,
2) у совета министров,
3) у парламента
и 4) все-таки
монарха. Затруднения
помимо злой
воли и враждебности
к религии со
стороны светской
власти заключается
еще в трудности
самой задачи,
самой проблемы
об отношении
церковной
власти к государственной.
Об этом написаны
целые книги
еще со времен
Златоуста, но
воспроизводить
эти исследования
и программы
в историко-каноническом
смысле мы не
будем, а ограничимся
проведением
нашей краткой
формулировки
в восемнадцати
параграфах,
составленных
по поручению
представителя
прежней государственной
власти.
Правда,
помянутое
затруднение
о разделении
властей в этом
проекте не
вполне устранено.
Собственно
затруднение
это двояко-одно,
пожалуй, устранено
в проекте - о
способе назначения
главы Церкви,
т.е. Патриарха,
но не устранено
второе – об
утверждении
дел, касающихся
одновременно
и церковной
и государственной
жизни, здесь
определенное
разграничение
в законодательном
акте или проекте
едва ли возможно,
ибо навсегда
останется
неразрешенным
вопрос о том,
к какого рода
делам должно
относить некоторые
вопросы, связанные
с церковной
и государственной
жизнью, например,
о преподавании
Закона Божия
в светской
школе, о содержании
духовенства
и т.п.
Правильное
разрешение
таких вопросов
зависит от
добросовестного
отношения к
ним обеих властей
и в частности
от того, согласны
ли они следовать
слову Апостола
Павла: «друг
друга честью
большя творяща».
Конечно, за
уступчивостью
представителя
Церкви дело
не станет, и
никогда у нас
не стояло, но
ведь это не
разрешение
вопроса. Справедливо
писал И.С. Аксаков
(+ 1887) что наши высшие
иерархи возбуждали
огорчение и
даже негодование
не попыткой
к расширению
своей власти
в государстве
(как, например,
католики), а
беспрекословной
уступчивостью
подчас существо
ванным правам
и требованиям
церковного
права и церковной
пользы.
В вышеизложенном
проекте, хотя
не, безусловно,
что невозможно
(но, по крайней
мере, по возможности)
устанавливаются
нормы взаимоотношений
между Самодержцем
и церковной
властью».
l