Ф.
М. Достоевский
ЕВРЕЙСКИЙ
ВОПРОС
О, не
думайте, что
я действительно
затеваю поднять
"еврейский
вопрос"!. - Я написал
это заглавие
в шутку. Поднять
такой величины
вопрос, как
положение еврея
в России и о
положении
России, имеющей
в числе сынов
своих три миллиона
евреев, - я не
в силах. Вопрос
этот не в моих
размерах. Но
некоторое
суждение мое
я все же могу
иметь, и вот
выходит, что
суждением моим
некоторые из
евреев стали
вдруг интересоваться.
С некоторого
времени я стал
получать от
них письма, и
они серьезно
и с горечью
упрекают меня
за то, что я на
них "нападаю",
что я "ненавижу
жида", ненавижу
не за пороки
его, "не как
эксплуататора",
а именно как
племя, то есть
вроде того,
что: "Иуда, дескать,
Христа продал".
Пишут это
"образованные"
евреи, то есть
из таких, которые
(я заметил это,
но отнюдь не
обобщаю мою
заметку, оговариваюсь
заранее) - которые
всегда как бы
постараются
дать вам знать,
что они при
своем образовании,
давно уже не
разделяют
"предрассудков"
своей нации,
своих религиозных
обрядов не
исполняют, как
прочие мелкие
евреи, считают
это ниже своего
просвещения,
да и в бога, дескать,
не веруем. Замечу
в скобках и
кстати, что
всем этим господам
из "высших
евреев", которые
так стоят за
свою нацию,
слишком даже
грешно забывать
своего сорокавекового
Иегову и отступаться
от него. И это
далеко не из
одного только
чувства национальности
грешно, а и из
других, весьма
высокого размера
причин. Да и
странное дело:
еврей без бога
как-то немыслим;
еврея без бога
и представить
нельзя. Но тема
эта из обширных,
мы ее пока оставим.
Всего удивительнее
мне то: как это
и откуда я попал
в ненавистники
еврея как народа,
как нации? Как
эксплуататора
и за некоторые
пороки мне
осуждать еврея
отчасти дозволяется
самими же этими
господами, но
лишь на словах:
на деле трудно
найти что-нибудь
раздражительнее
и щепетильнее
образованного
еврея и обидчивее
его, как еврея.
Но опять-таки:
когда и чем
заявил я ненависть
к еврею как к
народу? Так как
в сердце моем
этой ненависти
не было никогда,
и те из евреев,
которые знакомы
со мной и были
в сношениях
со мной, это
знают, то я, с
самого начала
и прежде всякого
слова, с себя
это обвинение
снимаю, раз
навсегда, с
тем, чтоб уж
потом об этом
и не упоминать
особенно. Уж
не потому ли
обвиняют меня
в "ненависти",
что я называю
иногда еврея
"жидом?" Но,
во-первых, я не
думал, чтоб это
было так обидно,
а во-вторых,
слово "жид",
сколько помню,
я упоминал
всегда для
обозначения
известной идеи:
"жид, жидовщина,
жидовское
царство"...
Положим,
очень трудно
узнать сорокавековую
историю такого
народа, как
евреи; но на
первый случай
я уже то одно
знаю, что наверно
нет в целом
мире другого
народа, который
бы столько
жаловался на
судьбу свою,
поминутно, за
каждым шагом
и словом своим,
на свое принижение,
на свое страдание,
на свое мученичество.
Подумаешь, не
они царят в
Европе, не они
управляют там
биржами хотя
бы только, а
стало быть,
политикой,
внутренними
делами, нравственностью
государств.
Пусть благородный
Гольдштейн
умирает за
славянскую
идею. Но все-таки,
не будь так
сильна еврейская
идея в мире, и,
может быть, тот
же самый "славянский"
(прошлогодний)
вопрос давно
бы уже решен
был в пользу
славян, а не
турок. Я готов
поверить, что
лорд Биконсфильд
сам, может быть,
забыл о своем
происхождении,
когда-то, от
испанских жидов
(наверное, однако,
не забыл): что
он "руководил
английской
консервативной
политикой"
за последний
год отчасти
с точки зрения
жида, в этом,
по-моему, нельзя
сомневаться.
"Отчасти-то"
уж нельзя не
допустить.
Но пусть
все это, с моей
стороны, голословие,
легкий тон и
легкие слова.
Уступаю. Но
все-таки не
могу вполне
поверить крикам
евреев, что уж
так они забиты,
замучены и
принижены. На
мой взгляд,
русский мужик,
да и вообще
русский простолюдин,
несет тягостей
чуть ли ^е больше
еврея. Мой
корреспондент
пишет мне в
другом уже
письме: "Прежде
всего необходимо
предоставить
им (евреям) все
гражданские
права (подумайте,
что они лишены
до сих пор самого
коренного
права: свободного
выбора местожительства,
из чего вытекает
множество
страшных стеснений
для всей еврейской
массы), как и
всем другим
чужим народностям
в России, а потом
уже требовать
от них исполнения
своих обязанностей
к государству
и к коренному
населению".
Но
подумайте и
вы, г-н корреспондент,
который сами
пишете мне, в
том же письме,
на другой странице,
что вы "не в
пример больше
любите и жалеете
трудящуюся
массу русского
народа, чем
еврейскую"
(что уже слишком
для еврея сильно
сказано), - подумайте
только о том,
что когда еврей
"терпел в свободном
выборе местожительства",
тогда двадцать
три миллиона
"русской трудящейся
массы" терпели
от крепостного
состояния, что,
уж конечно,
было потяжелее
"выбора местожительства".
И что же, пожалели
их тогда евреи?..
Не думаю; в западной
окраине России
и на юге вам на
это ответят
обстоятельно.
Нет, они и тогда
точно так же
кричали о правах,
которых не имел
сам русский
народ, кричали
и жалобились,
что они забиты
и мученики и
что когда им
дадут больше
прав, "тогда
и спрашивайте
с нас исполнения
обязанностей
к государству
и коренному
населению. Но
вот при-, шел
освободитель
и освободил
коренной народ,
и что же, кто
первый бросился
на него как на
жертву, кто
воспользовался
его пороками
преимущественно,
кто оплел его
вековечным
золотым своим
промыслом, кто
тотчас же заместил,
где только мог
• поспел, упраздненных
помещиков, с
тою разницею,
что помещики
хоть сильно
эксплуатировали
людей, но все
же старались
не разорять
своих крестьян,
пожалуй, для
себя же, чтобы
не истощить
рабочей силы,
а еврею до истощения
русской силы
дела нет, взял
свое и ушел. Я
знаю, что евреи,
прочтя это,
тотчас же закричат,
что это неправда,
что это клевета,
что я лгу, что
я потому верю
всем этим глупостям,
что "не знаю
сорокавековой
истории" этих
чистых ангелов,
которые несравненно
"нравственно
чище не только
других народностей,
но обоготворяемого
мною русского
народа" (по
словам корреспондента,
см. выше). Но пусть,
пусть они нравственно
чище всех народов
в мире, а русского
уж разумеется,
а между тем я
только что
прочел в мартовской
книжке "Вестника
Европы" известие
о том, что евреи
в Америке, Южных
Штатах, уже
набросились
всей массой
на многомиллионную
массу освобожденных
негров и уже
прибрали к
рукам по-своему,
известным и
вековечным
своим "золотым
промыслом"
и пользуясь
неопытностью
и пороками
эксплуатируемого
племени. Представьте
"же себе, что
мне еще пять
лет тому назад
приходило это
самое на ум,
именно то, что
ведь негры от
рабовладельцев
теперь освобождены,
а ведь им не
уцелеть, потому
что на эту свежую
жертвочку как
раз набросятся
евреи, которых
столь много
на свете. Подумал
я это, и, уверяю
вас, несколько
раз потом в
этот срок мне
вспадало на
мысль: "Да что
же там ничего
об евреях не
слышно, что в
газетах не
пишут, ведь эти
негры евреям
клад, неужели
пропустят?"
И вот дождался,
написали в
газетах, прочел.
А дней десять
тому назад
прочел в "Новом
времени" (N 371)
корреспонденцию
из Ковно:
прехарактернейшую:
"Дескать, до
того набросились
там евреи на
местное литовское
население, что
чуть не сгубили
всех водкой,
и только ксендзы
спасли бедных
опившихся,
угрожая им
муками ада и
устраивая между
ними общества
трезвости*.
Просвещенный
корреспондент,
правда, сильно
краснеет за
свое население,
до сих пор верующее
в кзендзов и
в муки ада, но
он сообщает
при этом, что
поднялись вслед
за ксендзами
и просвещенные
местные экономисты,
начали устраивать
сельские байки,
именно чтобы
спасти народ
от процентщика
- еврея сельские
рынки, чтобы
можно было
"бедной трудящейся
массе" получать
предметы первой
потребности
по настоящей
цене, а не по
той, которую
назначает
еврей. Ну, вот
я это все прочел
и знаю, что мне
в один миг закричат,
что все это
ничего не доказывает,
что это оттого,
что евреи сами
угнетены, сами
бедны, и что
все это лишь
"борьба за
существование",
что только
глупец разобрать
этого не может,
и не будь евреи
так сами бедны,
а, напротив,
разбогатей
они, то мигом
показали бы
себя с самой
гуманной стороны,
так что мир бы
весь удивили.
Но ведь, конечно,
все эти негры
и литовцы еще
беднее евреев,
выжимающих
из них соки, а
ведь те (прочтите
корреспонденцию)
гнушаются такой
торговлей, на
которую так
падок еврей;
во-вторых, не
трудно быть
гуманным и
нравственным,
когда самому
жирно и весело,
а чуть "борьба
за существование",
так и не подходи
ко мне близко.
Не совсем уж
это, по-моему,
такая ангельская
черта, а в-третьих,
ведь и я, конечно,
не выставляю
эти два известия
из "Вестника
Европы" и "Нового
времени" за
такие уж капитальные
и всерешающие
факты. Если
начать писать
историю этого
всемирного
племени, то
можно тотчас
же найти сто
тысяч таких
же и еще крупнейших
фактов, так что
один или два
факта лишних
ничего особенного
не прибавят,
но ведь что при
этом любопытно:
любопытно то,
что чуть лишь
вам - в споре
ли или просто
в минуту собственного
раздумья - чуть
лишь вам понадобится
справка о еврее
и делах его, -
то не ходите
в библиотеки
для чтения, не
ройтесь в старых
книгах или в
собственных
старых отметках,
не трудитесь,
не ищите, не
напрягайтесь,
а не сходя с
места., не подымаясь
даже со стула,
протяните лишь
руку к какой
хотите первой
лежащей подле
вас газете и
поищите на
второй или на
третьей странице:
непременно
найдете что-нибудь
о евреях, и
непременно
то, что вас
интересует,
непременно
самое характернейшее
и непременно
одно и то же -
то есть все
одни и те же
подвиги! Так
ведь это, согласитесь
сами, что-нибудь
да значит, что-нибудь
да указует,
что-нибудь
открывает же
вам, хотя бы вы
были круглый
невежда в
сорокавековой
истории этого
племени. Разумеется,
мне ответят,
что все обуреваемы
ненавистью,
а потому все
лгут. Конечно,
очень может
случиться, что
все до единого
лгут, но в таком
случае рождается
тотчас другой
вопрос: если
все до единого
лгут и обуреваемы
такою ненавистью,
что с чего-нибудь
да взялась же
эта ненависть,
ведь что-нибудь
значит же эта
всеобщая ненависть,
"ведь что-нибудь
значит же слово
все!", как восклицал
некогда Белинский.
"Свободный
выбор местожительства!"
Но разве русский
"коренной"
человек уж так
совершенно
свободен в
выборе местожительства?
Разве не продолжаются
и до сих пор
еще прежние,
еще от крепостных
времен оставшиеся
нежелаемые
стеснения в
полной свободе
выбора местожительства
и для русского
простолюдина,
.на которые
давно обращает
внимание
правительство?
А что до евреев,
то всем видно,
что права их
в выборе местожительства
весьма и весьма
расширились
в последние
двадцать лет.
По крайней
мере, они явились
по России в
таких местах,
где прежде их
не видывали.
Но евреи все
жалуются на
ненависть и
стеснения.
Пусть я не тверд
в познании
еврейского
быта, но одно-то
я уже знаю, наверное
и буду спорить
со всеми, именно:
что нет в нашем
простонародье
предвзятой,
априорной,
тупой, религиозной
какой-нибудь
ненависти к
еврею, вроде:
"Иуда, дескать,
Христа продал".
Если и услышишь
это от ребятишек
или от пьяных,
то весь народ
наш смотрит
на еврея, повторяю
это, без всякой
предвзятой
ненависти.
Я пятьдесят
лет видел это.
Мне даже случалось
жить с народом,
в массе народа,
в одних казармах,
спать на одних
нарах. Там было
несколько
евреев - и никто
не презирал
их, никто не
исключал их,
не гнал их. Когда
они молились
(а евреи молятся
с криком, надевая
особое платье),
то никто не
находил этого
странным, не
мешал им и не
смеялся над
ними, чего, впрочем,
именно надо
бы было ждать
от такого грубого,
по вашим понятиям,
народа, как
русские; напротив,
смотря на них,
говорили: "Это
у них такая
вера, это они
так молятся",
- и проходили
мимо с спокойствием
и почти с одобрением.
И что же, вот
эти-то евреи
чуждались во
многом русских,
не хотели есть
с ними, смотрели
чуть не свысока
(и это где же?
в остроге!) и
вообще выражали
гадливость
и брезгливость
к русскому, к
"коренному"
народу. То же
самое и в солдатских
казармах, и
везде по всей
России: наведайтесь,
спросите, обижают
ли в казармах
еврея, как еврея,
как жида, за
веру, за обычай?
Нигде не обижают,
и так во всем
народе. Напротив,
уверяю вас, что
и в казармах,
и везде русский
простолюдин
слишком видит
и понимает (да
и не скрывают
того сами евреи),
что еврей с ним
есть не захочет,
брезгует им,
сторонится
и ограждается
от него сколько
может, и что
же, - вместо того,
чтобы обижаться
на это, русский
простолюдин
спокойно и ясно
говорит: "Это
у него вера
такая, это он
по вере своей
не ест и сторонится"
(то есть не потому,
что зол), и сознавая
ту высшую причину,
от всей души
извиняет еврея.
А между тем мне
иногда входила
в голову фантазия:
ну что, если бы
то не евреев
было в России
три миллиона,
а русских; а
евреев было
бы 80 миллионов
- ну, во что обратились
бы у них русские
и как бы они их
третировали?
Дали бы они
сравняться
с собой в правах?
Дали бы им молиться
среди них свободно?
Не обратили
бы прямо в рабов?
Хуже того: не
содрали ли бы
кожу совсем?
Не избили бы
дотла, до окончательного
истребления,
как делывали
они с чужими
народностями
в старину, в
древнюю свою
историю? Нет-с,
уверяю вас, что
в русском народе
нет предвзятой
ненависти к
еврею, а есть,
может быть,
несимпатия
к нему, особенно
по местам и
даже, может
быть, очень
сильная. О, без
этого нельзя,
что он еврей,
не из племенной,
не из религиозной
какой-нибудь
ненависти, а
происходит
это от иных
причин, в которых
виноват уже
не коренной
народ, а сам
еврей.
P.S.
Из “Сказки
о ретивом начальнике”
«...Собрал
начальник
еврейцев и
говорит им:
"Сказывайте,
мерзавцы, в
чем, по вашему
мнению, настоящий
вред состоит?"
И ответили ему
еврейцы единогласно:
"Дотоле, по
нашему мнению,
настоящего
вреда не получится,
доколе наша
программа вся,
во всех частях
выполнена не
будет. А программа
наша вот какова.
Чтобы мы, мерзавцы,
говорили, а
прочие чтобы
молчали. Чтобы
наши, мерзавцев,
затеи и предложения
принимались
немедленно,
а прочих желания,
чтобы оставлялись
без рассмотрения.
Чтобы нам, мерзавцам,
жить было повадно,
а прочим всем
чтоб ни дна ни
покрышки не
было. Чтобы
нас, мерзавцев,
содержали в
холе и в неженье,
а прочих всех
— в кандалах.
Чтобы нами,
мерзавцами,
сделанный вред
за пользу считался,
а прочими всеми
если бы и польза
была принесена,
то таковая за
вред бы считалась.
Чтобы об нас,
об мерзавцах,
никто слова
сказать не
смел, а мы, мерзавцы,
о ком вздумаем,
что хотим, то
и лаем! Вот коли
все это неукоснительно
выполнится,
тогда и вред
настоящий
получится».
(М.Е. Салтыков-Щедрин,
М., "Художественная
литература",
1965. ПСС, т. 15, книга
1, с. 292 – 296).