Епископ
Варнава – Императору
Николаю Второму
Черновик
письма. Сентябрь
1915 г.
Ваше
Величество
Родной
Государь, верую,
что Державное
Твое сердце
поняло, что
Синодские
Анархисты
подняли крик
не из-за величания
Митрополиту
Иоанну, а чтобы
травить Тебя,
Великий Государь,
и для этого они
попрали религиозное
чувство народа;
у меня было
дело так: по
пропетии величания
начали петь
молебен св.
Иоанну Златоусту,
соименнику
св. Митрополита
Иоанна Максимовича.
Так было объявлено
и народу, религиозный
подъем при
пении величания
был необычайный,
слезы прямо
лились и все,
плача, взывали:
Господи, воздай
Царю-Батюшке
за эту радость.
Сейчас же после
молебна я донес
Синоду срочной
телеграммой,
будучи уверен,
что они пойдут
навстречу этой
радости; оказалось
не то.
Ожидал
четыре дня
срочного их
ответа, да так
и не дождал,
поехал на 5-е –
в Ермутлу освящать
церковь, заехал
к Другу (Г.Е.
Распутину -
Белая Гвардия)…
Друг посоветовал
уже ехать не
в Ермутлу, а в
Питер, т.к. телеграмма
пришла из Тобольска
в Покровское
от Владимира
Митрополита
немедленно
прибыть в Синод;
и что же, Ваше
Величество
Родной Государь,
все как есть
шаг за шагом.
У губернатора
шпиона Станкевича
донесено Оберу
как я заезжал
прямо к Другу,
как телеграмму
посылал. Остальное
Вам расскажет
Ее Величество,
как меня два
с половиной
часа обер позорил
в своей квартире
в Европейской
гостинице. Я
еле удержался,
чтобы не плюнуть
ему в татарскую
физиономию,
но Господь
удержал. Но нет
худа без добра
– из этой злобной
его речи выскакивало
многое и, главное,
зачем я не объявляю
прямо Друга
хлыстом и не
отлучу от Церкви,
но главное –
не поеду и не
скажу Вам, что
это грязный
и такой и сякой
и чтобы его
засадить. Я
ответил: могу
исполнить
только с Вашего
приказания,
но я сам его
таковым не
знаю, и вот –
7-го числа я предстал
как преступник
пред этими
Синодскими
бейлисами
кровопийцами.
Родной
Государь, это
было сплошное
глумление,
циничный смех
и особенно
злобствовали
Ярославский
Агафангел и
Финляндский
Сергий: подойдут
к оберу и в полголоса
говорят, но
так, чтобы мне
слышно: пора
спросить, как
Григорию руку
целовал, а тот
говорит: это
на следующий
раз. Это была
пытка надо
мной. Я не выдержал
и так их отчитал,
оберу сказал,
что вы не судебный
следователь
и не обер еще,
зачем же вы так
меня хотите
с толку сбить
и глумитесь
надо мной, ведь
я Епископ
Православной
Церкви, а он,
обер, добавляет:
и дружу с Распутиным.
Тут все эти
Архиереи прыснули
со смеха. Тут
я, прости, Великий
Государь, не
выдержал и
отчитал их как
следует и сказал,
что я Вас, изменников,
не боюсь, покуда
царствует
Великий Государь
Николай Второй
– а не третий
(намек на Великого
Князя Николая
Николаевича
- Белая Гвардия),
так Он меня
защитит и вам,
кровопийцам,
в обиду не даст,
расплакался
и ушел, а на 9-е
уехал и послал
им сказать, что
заболела мать.
Ваше
Величество,
мне келейно
показали вопросный
лист на 9-е – так
волосы дыбом
встают: сплошь
все вопросы
про отношения
к Другу, зачем
то, да на каком
основании это,
вот что было
замыслено, на
этом хотели
создать скандал
и славу Самарину.
Так что бедный
Святитель Иоанн
Максимович
– петое Ему
Величание было
встречено
удушливыми
газами злобы
злобных Синодских
Анархистов.
Его не пощадили,
религиозное
чувство народа
попрали, чтобы
травить Царя
и Царицу.
Не Епископ
Варнава им
нужен и не Григорий
Ефимович, а
предлог к травле
Царя и Царицы.
А вот святой
старец Макарий
Митрополит,
тот не только
выразил радость
о пропетом
величании,
прислал телеграмму
и сказал Николаю
Ивановичу
Решетникову,
что с радостию
поедет и докончит
начатое святое
дело. И Премудрость
тоже сказал
митрополиту
Владимиру, что
немедленно
надо послать
в Тобольск
Макария и докончить
доброе и святое
для народа дело
и в такую великую
минуту это
принесет громадную
пользу. А Синодские
Анархисты
постановили
запретить петь
величание, то
есть повторить
ту глупую дерзость,
которую они
уже раз проделали
над св. Анной
Кашинской. Там
было тоже разрешено
которым-то из
Государей петь
не только величание,
но и молебны
и много лет:
Св. Преподобная
Мати Анна, моли
Бога о нас. И
вдруг Синоду
пришла мысль,
что она; матушка,
не совсем еще
допреподобилась,
не долго думая
бумагу сочинили
возобновить
панихиды, а
какое волнение
будет у народа,
это нам все
равно, нам нужны
деньги, ибо
какой же святой
или святая,
коли для их
славы не израсходовано
двести-триста
тысяч. Мне говорил
Петр Степаныч
Даманский[10],
что после Саровских
Торжеств один
Ширинский-Шихматов
(бывший обер)
в двухстах
тысячах отчета
не отдал. Родной
Государь, прости,
я не хотел Тебя
в грех вводить,
да мне весной
говорили, что
будто бы я прошу
на начало только
140 тысяч (Друг
это знает). Я
говорю: я ста
сорока копеек
не просил, так
меня же Синодские
умным не назвали,
а чем оправдывают
эти расходы
– Царем, Царя
ждали, к приему
готовились.
Ох, дорогой
Государь, грех
обуял мір.
Великий
Государь, святитель
Иоанн Максимович
не воочию ли
устроил так,
что на его величание
нужно чистое
сердце, а не
деньги, и сию
радость доставил
ему Ты, Родной
наш, первый
принес ему свое
чистое державное
сердце, и видит
вся Русь, как
радует и он
Тебя и сугубо
возрадует.
Прости, Родной
Государь, и
защити меня,
я на Тебя после
Бога только
и надеюсь. Ваше
Величество,
боюсь как был
жулики Синодские
не подсунули
Тебе бумаги
на подпись
куда-либо меня
в тартарары.
Теперь они
вертятся.
Ваше
Величество,
еще слава Богу,
что св. Иоанн
Максимович
подошел под
это время, а то
они хотели
вызвать меня
по поводу дружбы
с Григорием
Ефимовичем
и на сем Самарин
хотел создать
себе славу, но,
верно, еще не
покинул Господь.
Ваше Величество,
до чего дошло
дело: Митрополит
Владимир выразился,
что Царь глупую
телеграмму
послал, этому
человек 50 было
свидетелей.
Пора, Родной,
показать им
власть Царскую.
Думу не побоялся
разогнать, и
утихли все, а
этим одного
да другого
махнуть.
Пошлите
Владимира в
Киев, а того
старика в Питер.
Родной Государь,
а этих разбойников
– Агафангела
Ярославского
и Сергия Финляндского
– строго накажи
да Никона Косого,
так скоро будут
смирны, иначе
поздно будет.
Они теперь
бесятся, что
ускользнуло
дело о дружбе
с Распутиным
и теперь удобно
их турнуть, а
нет – все газеты
опять будут
гудеть, что Суд
Архиереев за
хлыстовскую
дружбу. Ну, да
Вы Сами поймете,
что чем скорей,
тем лучше. Храни
Вас Господь.
Простите меня.
Ваш
Епископ [ВАРНАВА]
http://www.riuo.kiev.ua/index.html
От редакции
сайта «Честь
и Верность».
После
прочтения этого
письма становится
понятной реакция
митр. Владимимра
на обращение
к нему товарища
Обер-Прокурора
Св. Синода князя
Н.Д. Жевахова,
вот что об этом
он пишет в своих
воспоминаниях:
«Пред
началом заседания,
указав Синоду
на происходящее,
я предложил
его первенствующему
члену, митрополиту
Киевскому
Владимиру,
выпустить
воззвание к
населению, с
тем, чтобы таковое
было не только
прочитано в
церквах, но и
расклеено на
улицах. … Намечая
содержание
воззвания и
подчеркивая,
что оно должно
избегать общих
мест, а касаться
конкретных
событий момента
и являться
грозным предупреждением
Церкви, влекущим,
в случае ослушания,
церковную кару,
я добавил, что
Церковь не
должна стоять
в стороне от
разыгрывающихся
событий, и что
ее вразумляющий
голос всегда
уместен, а в
данном случае
даже необходим.
„Это
всегда так —
ответил митрополит
— Когда мы не
нужны, тогда
нас не замечают,
а в момент опасности
к нам первым
обращаются
за помощью“.
Я знал, что
митрополит
Владимир был
обижен переводом
из Петербурга
в Киев, однако
такое сведение
личных счетов
в этот момент
опасности,
угрожавшей,
может быть,
всей России,
показалось
мне чудовищным.
Я продолжал
настаивать
на своем предложении,
но мои попытки
успеха не имели,
и предложение
было отвергнуто.
… Характерно,
что моя мысль
нашла свое
буквальное
выражение у
Католической
Церкви, выпустившей
краткое, но
определённое
обращение к
своим чадам,
заканчивающееся
угрозой отлучить
от св. причастия
каждого, кто
примкнет к
революционному
движению. Достойно
быть отмеченным
и то, что ни один
католик, как
было удостоверено
впоследствии,
не принимал
участия в процессиях
с красными
флагами.
Как
ни ужасен был
ответ митрополита
Владимира,
однако допустить,
что он мог его
дать в полном
сознании
происходившего,
конечно, нельзя.
Митрополит,
подобно многим
другим, не отдавал
себе отчета
в том, что в
действительности
происходило…»