Константин
Победоносцев
Рождество Христово
Рождество Христово и святая Пасха -
праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов
Христовых: "Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие".
Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей
более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению...
Однако же и из двух названных больших
праздников - дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.
Как счастлив ребенок, которому
удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа
Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную
повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама
слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и,
вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное
благочестивое чувство. Для детского воображения так много привлекательного в
этом рассказе.
Тихая ночь над полями палестинскими -
уединенный вертеп - ясли, обставленные теми домашними животными, которые
знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, - в яслях повитый Младенец и над
Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского
счастья - три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами -
и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела
и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного
Младенца; избиение младенцев в Вифлееме - потом путешествие святого семейства в
Египет - сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!
Старая и никогда не стареющая повесть!
Как она была привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею
детское понятие! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую
повесть, воскресает в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с
его обстановкою, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его,
возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало
перед праздником. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут
детского восторга!
Таков вечер перед Рождеством: вернулся
я от всенощной и сижу дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство;
на том же месте, где стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, - стоит
теперь мое кресло перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала
старуха няня и уговаривала ложиться спать, тогда как спать не хотелось, потому
что в душе было волнение - ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного
на утро. То не было ожидание подарков - нет, - чуялось душе точно, что завтра
будет день необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться
будет. Бывало, ляжешь, а колокол разбудит тебя перед заутреней, и няня,
вставшая, чтобы идти в церковь, опять должна уговаривать ребенка, чтобы
заснуть.
Боже! Это же ожидание детских дней
ощущаю я в себе и теперь... Как все во мне тихо, как все во мне торжественно!
Как все во мне дышит чувством прежних лет, - и с какою духовною алчностью
ожидаю я торжественного утра. Это чувство - драгоценнейший дар неба, посылаемый
среди мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо вспомнили то время,
когда были детьми, следовательно, были ближе к Богу и непосредственнее чем
когда-либо принимали от Него жизнь, свет, день, пищу, радость, любовь - и все,
чем красен для человека мир Божий.
Но это ожидание -
радости великой и великого торжества - у ребенка никогда не обманывалось. У
ребенка минута ожидания так сливалась с минутою наслаждения и удовлетворения,
что не было возможности уловить переход или середину. Ребенок просыпался утром
- и непременно находил то, о чем думал вечером, встречал наяву то, о чем
говорили ему детские сны: существенность для ребенка - не то же ли, что сон;
сон его не то же ли, что существенность? Ребенок утром просыпался окруженный
теми же благами жизни детской, которые бессознательно принимал каждый день, -
только, освещенные праздничным светом, лица, его окружавшие, были веселее,
ласки живее, игры одушевленнее. Чего же более для ребенка? Ребенок не жалел на
утро о том, чего ожидал вечером: как было бессознательно вчерашнее ожидание,
так и утреннее наслаждение было бессознательно...
О великая таинственная ночь! О,
светлое, торжественное утро! Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе,
если перестану слышать те речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой
душе верующей, - стало быть я забуду свое детство, свою жизнь и самую
вечность... ибо что иное вечность блаженная, как не вечная радость младенца
перед лицом Божиим.