История
лозунга «Россия
для русских»
Лозунг
«Россия для
русских» появился
вовсе не в
1990-егоды.
Он существовал
ещё, как минимум,
со времён царя
Александра
III. О том, как появился
этот лозунг
в царской России
и что в него
вкладывали
в то время, и
пойдёт речь
в этой заметке.
Где-то
перед Первой
Мировой генерал-лейтенант
Генерального
штаба Николай
Николаевич
Янушкевич
написал исследование
«Состояние
вооружённых
сил России со
времени введения
общеобязательной
воинской повинности.
Важнейшие
реформы в военном
деле в царствование
императора
Александра
III» (опубликовано
в сборнике
«История русской
армии», М.: Эксмо,
2009).
Вот
отрывок из
заключения
этого исследования:
В общем,
царствование
императора
Александра
III, хотя и кратковременное,
оставило по
себе большой
след в русской
истории вообще
и в истории
русской вооруженной
силы в частности.
Оно не было
славно внешними
деяниями в
смысле блестящих
подвигов русского
оружия или
значительных
территориальных
приобретений,
но исторические
страницы этих
13 лет дороги
каждому русскому
тем, что за это
время впервые
с высоты престола
было твердо
указано, что
отныне Россия
— для русских,
что к голосу
ее должны внимательно
прислушиваться
иноземцы и что
наступил давно
желанный конец
слепого поклонения
Западу. В этом
отношении
Россия поднялась
на такую высоту,
какой давно
не досягала
за ряд предшествовавших
лет. В этом
выразилась
неизгладимая
заслуга царя-миротворца,
беззаветно
любившего
Россию и свой
русский народ.
Первое
появление этого
лозунга документально
зафиксировано
23 июня 1905 в газете
«Московские
ведомости».
Один из основателей
и главных идеологов
черносотенного
движения Владимир
Андреевич
Грингмут в
статье «Русский
народ в России»
написал:
«„Россия
— для русских“,
— таков лозунг
Русской Монархической
партии, ясно
понимающей,
что если предоставить
Россию иноплеменникам,
иноверцам и
иностранцам,
— то не только
в России не
будет Самодержавной
Монархии, но
не будет и самой
России.
..
В самом
деле, кому должна
принадлежать
Россия, как не
тому народу,
который ее
создал, ее развил
и сделал одною
из первых мировых
держав? Все
входящие в
состав Российской
империи иноплеменные
народности
всеми силами
противились
созданию и
развитию России,
а многие из
них, как, например,
татары, шведы,
поляки, кавказцы
и среднеазиатские
племена, наносили
ей в разные
времена тяжелые
удары; а потому
не им быть хозяевами
в возникшей
несмотря на
создаваемые
ими препятствия,
России, а русскому
народу, который
один со своими
князьями и
царями преодолел
под сенью
Православной
Церкви эти
препятствия
и создал то
стройное культурное
государство,
в состав которого
вошли прежние
его враги, найдя
в нем крепкий
оплот своему
мирному дальнейшему
существованию».
Впрочем,
ходит версия,
что сам Александр
III как-то сказал,
что «Россия
должна принадлежать
русским и всякий,
кто живет на
этой земле,
обязан уважать
и ценить этот
народ», однако
документальных
подтверждений
этому нет.
Слово
«русский» из
чисто этнического
понятия стало
в том числе и
политическим
в 1881 году. После
убийства Александра
II глава Синода
Константин
Победоносцев
предложил
назначить на
должность
министра внутренних
дел вместо
Лорис-Меликова
графа Николая
Игнатьева. Он
был склонен
к интригам и
лжи, но это не
смущало Победоносцева,
ведь главное
было в другом:
«Граф Игнатьев,—
писал Победоносцев
в письмах к Е.
Ф. Тютчевой,—
человек не из
чистого металла,
напротив, весь
из лигатуры,
но в нем звенит
серебро русского
инстинкта, если
бы не оно, эту
монету надо
бы выбросить
далеко-далеко».
Игнатьев был
близок к славянофилам,
и его рассуждения
о российской
государственности
как твердыне
с незыблемыми
принципами,
о нерасторжимом
единстве народа
и царя пришлись
по душе Александру
III и Победоносцеву.
В переписке
Александра
III с приближенными
весной 1881 г. Игнатьев
характеризуется
как «истинно
русский» человек,
подлинный
патриот, на
которого «вполне
можно надеяться».
Понятие «русскости»
служит здесь
не национальной,
а прежде всего
политической
характеристикой.
Быть «истинно
русским» в
сознании императора
означало почитать
историческую
традицию, связанную
с самодержавием
и православием,
признавая
изначальное
преимущество
отечественных
форм государственной
жизни перед
европейскими.
Генерал
Алексей Николаевич
Куропаткин
(участник
среднеазиатских
походов, в 1898–1904
годах — военный
министр) в своей
книге «Русская
армия» в главе
«Программы
по внутренним
и внешним делам
России императора
Александра
III» написал:
Короткое
по времени
царствование
императора
Александра
III должно было
оставить глубокий
след в истории
России и русского
народа. Истинный
богатырь русской
земли, император
Александр III
руководящим
девизом своего
царствования
поставил: «Россия
для русских».
Для достижения
такой цели,
составлявшей
возврат к русской
национальной
политике XVI, XVII и
XVIII веков, император
Александр III,
по словам бывшего
во время его
царствования
министра финансов
Н. Бунге, признавал
необходимым
принять следующую
программу
действий:
1) удовлетворить
народному
чувству, по
которому Россия
должна принадлежать
русским;
2) освободить
нашу внешнюю
политику от
опеки иностранных
держав;
3) упорядочить
и скрепить
внутренний
строй управления;
4) развить
духовные и
материальные
силы русского
народа. Для
достижения
этих целей в
русском государстве
должны были
господствовать:
а) русская
государственность,
т. е. русская
государственная
власть и русские
учреждения,
примененные,
где то требовалось,
к бытовым условиям
инородцев и
окраин;
б) русская
народность,
освобожденная
от иноплеменного
преобладания;
в) русский
язык как
общегосударственный;
г) уважение
к вере, исповедуемой
русским народом
и его государем.
Являясь
истолкователем
мыслей государя,
Н. Бунге признавал,
что, следуя
путем, указанным
державным
вождем русского
народа, требовалось
добиваться,
чтобы иноплеменники
стали со временем
сынами русской
земли, а не
оставались
вечно ее приемышами.
Государственные
учреждения
и законы, по
мнению Н. Бунге,
не должны были
во что бы то ни
стало ломать
исторически
сложившийся
строй жизни
иноплеменников
в ущерб их
благосостоянию
и без пользы
для всего
государства.
Государственный
язык должен
был стать
господствующим
без насильственного
искоренения
всех других
языков и наречий
инородцев и
иноплеменников.
Государственная
церковь должна
быть ограждена
и уважаема без
стеснения
свободы совести
иноверцев и
даже сектантов.
Т.е., как
видим, лозунг
«Россия для
русских» понимался
в то время частью
общества вовсе
не в узком этническом
смысле, а вполне
в духе классического
европейского
национализма.
Один
из генералов
Белого Движения,
Антон Деникин,
указывает на
то, что именно
Александр III
ввёл лозунг
«Россия для
русских». Вот
что он пишет
в своей книге
«Путь русского
офицера»
В
академические
годы мне пришлось
впервые и потом
неоднократно
видеть императора
Николая II и его
семью — в различной
обстановке.
Открытие офицерского
«Собрания
гвардии, армии
и флота», заложенного
повелением
императора
Александра
III… Громадный
зал переполнен.
Присутствует
император
Николай II, великие
князья, высший
генералитет
и много рядового
офицерства…
На кафедре —
наш профессор,
полковник
Золотарев, речь
которого посвящена
царствованию
основателя
Собрания. Пока
Золотарев
говорил о внутренней
политике Александра
III, как известно,
весьма консервативной,
зал слушал в
напряженном
молчании. Но
вот лектор
перешел к внешней
политике. Очертив
в резкой форме
«унизительную
для русского
достоинства,
крайне вредную
и убыточную
для интересов
России пронемецкую
политику
предшественников
Александра
III», Золотарев
поставил в
большую заслугу
последнему
установление
лозунга — «Россия
для русских»,
отказ от всех
обязательств
в отношении
Гогенцолернов
и возвращение
себе свободы
действий по
отношению к
другим западным
державам…
Другой
участник Белого
Движения, Михаил
Дитерихс, полагал,
что лозунг
«Россия для
русских» был
воспринят и
сыном Александра
III — Николаем
II:
«Устранение
с российского
престола бывшего
Государя Императора
Николая Александровича
и Государыни
Императрицы
Александры
Федоровны
вполне отвечало
политическим
планам Германии
и согласовалось
с личными
несимпатиями
Вильгельма
к покойному
главе дома
Романовых и
его супруге
В политическом
отношении
бывший Царь
по личным воззрениям
и качествам
был твердой
преградой для
германских
вожделений,
непреклонно
отстаивая
национальные
интересы России
и не допуская
немцев к самостоятельному
хозяйничанию.
Николай II
унаследовал
от Отца в полной
мере тезис
„Россия для
русских“,
и если германофильствующие
русские круги
и германофильски
настроенные
некоторые Члены
Дома Романовых,
часть министров
и придворных,
стоявших „у
власти“, создали
Ему в отечестве
репутацию
пособника
Вильгельма,
то будущая
бесстрастная
и справедливая
история сумеет
разобраться
в исторической
интриге, создавшей
трагедию последнего
царствования,
объективно,
отнеся успех
этой интриги
к слабости воли
покойного
Государя Императора
и его слишком
большому (тоже
чисто русской
черте) доверию
к людям, при
неумении их
выбирать, но
не к Его личному
германофильству,
какового в Нем
не было и не
могло быть».
При
этом, что интересно,
и Деникин, и
Дитерихс делают
акцент на том,
что «Россия
для русских»
— это средство
для внешней
политики и
противостояния
немецкому
влиянию в России.
Лозунг
этот был отражён
и в поэтической
форме. Поэтэсса
Лидия Александровна
Кологривова,
монархистка
и член Русского
Монархического
Собрания, в
своих стихах
продвигавшая
классическую
формулу «Православие.
Самодержавие.
Народность»,
в 1906 году написала
стихотворение
«Россия для
русских».
РОССИЯ
ДЛЯ РУССКИХ
Святой
молитвой и
трудом,
Снося
невзгоды и
страданья,
Народ
свой отчий
строил дом,
Слагал
Руси державной
зданье.
Широко
дверь раскрыта
дома,
И он соседей
и рабов
Зовет
на пир в свои
хоромы.
Хотя
страны подвластный
сын
Здесь встретил
ласку и вниманье,
Народ
лишь Русский
— господин,
Просторный
дом — его созданье.
Хозяин
полный он
всему,
Своими
все создав
трудами,
И место
первое — ему
В
углу палат под
образами.
Напрасно
праздная молва
Чужим
пророчит одоленье,
Он
за исконные
права
Восстанет
в мощном единеньи;
Он
все попытки
отразит
И волей
твердою и
стойкой
Свое
владенье закрепит
Над
дорогой своей
постройкой.
Прочь
руки! Кровью
и трудом
Народ
родное строил
зданье
И не
отдаст свой
отчий дом
Он
пришлецам на
поруганье.
Вернёмся
к цитате из
книги генерала
Куропаткина
«Русская армия».
Весьма интересен
пункт 1 — «удовлетворить
народному
чувству, по
которому Россия
должна принадлежать
русским». Если
такой пункт
был, значит в
обществе были
настроения,
что Россия
русским не
вполне принадлежит.
Наиболее
ярким высказыванием
на этот счёт
являются слова
первого русского
этнического
националиста
Михаила Осиповича
Меньшикова
из его эссе
1908 года «Чьё
государство
Россия?»:
В то
время как свой
господствующий
(!) народ обращали
в рабство — ни
один еврей, ни
один цыган не
знал, что такое
крепостное
состояние. В
то время как
господствующий
(!) народ cекли
кому было не
лень — ни один
инородец не
подвергался
телесному
наказанию. За
инородцами,
до отдаленных
бурят включительно,
ухаживали,
устраивали
их быт, ограждали
свободу веры,
давали широкие
наделы, тогда
как в отношении
коренного,
господствующего
(!) населения
только теперь
собираются
что-нибудь
сделать. Разве
в самом деле
русским колонистам
в Поволжье, в
Крыму, на Кавказе
давали те же
громадные
наделы и те же
льготы что
немцам-колонистам?
Разве русское
крестьянство
было устроено
столь же заботливо,
как, например,
польское 40 лет
тому назад? Что
ж тут говорить
о равноправии,
когда какой-нибудь
слесарь-еврей,
несмотря на
черту оседлости,
мог путешествовать
по всей России,
до Самарканда
и Владивостока,
а коренной
русский слесарь
еще посейчас
связан, точно
петлей, тем,
вышлют ему
паспорт из
деревни или
нет. Вместо
одной до смешного
переходимой
«черты оседлости»
коренной русский
народ до самого
последнего
времени был
опутан целой
сетью затяжных
бессмысленных
ограничений
— при основной
и тяжкой повинности
нести на себе
всю ответственность
за громадное,
раскинувшееся
на два материка
государство.
Или вы думаете,
что армяне,
например, или
евреи, или финны
озабочены в
такой же степени,
как мы, существованием
нашей Империи?
Всероссийский
национальный
союз, исходя
из мысли, что
государство
есть господство,
ставит первой
задачей господство
русской народности,
но уж какое тут
господство!
Для начала хоть
бы уравняли
нас в правах
с г-дами покоренными
народностями!
М.О.
Меньшиков был
этническим
националистом,
поэтому не
согласился
бы с такой трактовкой
лозунга «Россия
для русских»,
которую предложил
министр финансов
Н. Бунге, согласно
которой «требовалось
добиваться,
чтобы иноплеменники
стали со временем
сынами русской
земли, а не
оставались
вечно ее приемышами.»
Меньшиков
по этому поводу
в своей статье
«Защита веры»
в 1911 году писал:
«Обрусить всё
не русское»
значит разрусить
Россию, сделать
её страной
ублюдков, растворить
благородный
металл расы
в дешёвых сплавах.”
В «Письмах
к русской нации»
(1908 г.) Меньшиков
писал:
Мы,
русские, нуждаемся
в общечеловеческом
опыте и принимаем
все, что цивилизация
дает бесспорно
полезного. Но
Россия в данный
момент ее развития
совершенно
не нуждается
в услугах инородцев,
особенно таких,
которых фальсификаторская
репутация
установлена
прочно. Россия
— для русских
и русские — для
России. Довольно
великой стране
быть гостеприимным
телом для паразитов.
Довольно быть
жертвой и материалом
для укрепления
своих врагов.
Времена подошли
тяжелые: извне
и изнутри
тысячелетний
народ наш стоит
как легкодоступная
для всех добыча.
Если есть у
русских людей
Отечество, если
есть память
о славном прошлом,
если есть гордое
чувство жизни
— пора им соединиться!
Меньшиков
был одним из
создателей
и идеологов
националистического
Всероссийского
национального
союза, в уставе
которого было
записано:
Союз
имеет целью
содействовать:
а)
господству
русской народности;
б)
укреплению
сознания русского
народного
единства;
в)
устройству
бытовой самопомощи
и развитию
русской культуры;
г)
укреплению
русской государственности
Однако,
внутри самого
ВНС взгляды
на то, что есть
русская народность,
различались.
Так, другой
идеолог ВНС,
Н. И. Герасимов
писал: «Каждый
чужой по плоти,
облекшись в
полноту духа
и истины русской,
становится
национально-русским»,
а А. Лодыгин
говорил следующее:
«не следует
забывать… что
когда националисты
говорят о российской
народности,
они понимают
под этим выражением
не только людей
славяно-русского
корня, но и всех
людей, которые,
от какого бы
они корня ни
произошли,
считают национальные
интересы России
своими собственными
и не отделяют
других своих
частных интересов
от национальных
интересов
России, а тем
более не становятся
к ним враждебно
настроенными».
Черносотенец
Георгий Замысловский,
в 1907-м году одном
из интервью
в период выборов
в третью Думу
говорил: «В
основу своей
программы я
кладу национальный
вопрос, который
для русского
населения края
имеет решающее
значение. Не
желая зла Полякам
и Евреям, и не
желая притеснить,
мы, члены окраинного
союза, должны
твердо и решительно
заявить: „Руки
прочь, Россия
для Русских“.
Я антисемит
и противник
автономии
Польши и, кроме
того, подчеркиваю
необходимость
энергичной
борьбы с революцией.
Я буду сторонником
введения земского
самоуправления
в Северо-Западном
крае при условии
обеспечения
интересов
русского меньшинства.
Я считаю, что
нельзя допустить
еврейский
элемент в деревню,
т. к. евреи носители
революционных
идей».
Занятным
образом у него
в коротком
абзаце сочетается
«нежелание
зла полякам
и евреям» с
заявлением
о своём антисемитизме
и нежелании
допускать
евреев в деревню.
Видный
киевский националист,
(в прошлом —
трудовик) профессор
Тимофей Локоть,
открыто провозгласив
со страниц
издаваемой
им умеренно-правой
газеты «Киев»
лозунг «Россия
для русских!»,
недоуменно
отвечал своим
оппонентам:
«Ну, а для кого
же Россия?.. Россия
для евреев?
Россия для
немцев? Россия
для англичан?..
Удивительная
у нас логика!
Если бы немцу
сказали, что
Германия не
для немцев, или
что позорно
говорить —
„Германия —
для немцев“,
он бы счел это
в лучшем случае
— за глупость,
за полное отсутствие
национального
и государственного
самосознания.
А у нас… считается
не только
некультурным,
а просто даже
неприличным
думать и говорить
„Россия для
русских!“». Но
при этом Локоть
сразу же оговаривался,
что «это совершенно
не значит, что
мы хотели бы
не пускать в
Россию немцев,
англичан,
американцев,
китайцев… Это
значит лишь
одно: всякий
русский гражданин
должен свято
уважать свое
государство,
как целое, а
отдельным
народностям,
входящим в
состав государства
отводить то
место, какое
принадлежит
им по справедливости!».
Однако,
не все монархисты
придерживались
этого лозунга.
Многие ставили
религиозную
идентичность
выше национальной.
Так, русский
экономист,
издатель и
публицист
Сергей Шарапов,
один из учредителей
Союза Русских
Людей в Москве
писал: «наш
девиз — не Россия
для русских,
а святая Русь!,
а святою мы
имеем право
называть ее
только потому,
что ее основная
идея — осуществление
по мере сил,
любви и Божьей
на земле, смиренное
и бескорыстное
служение всему
человечеству,
защита угнетенных
и слабых, словом
посильное
осуществление
христианской
политики». Он
полагал, что
необходимо
«искренне
признание за
каждым народом,
за каждым племенем
его собственной
души, столь же
дорогой и
неприкосновенной,
как душа отдельного
человека».
Член
Главной палаты
Русского народного
союза Михаила
Архангела,
депутат фракции
крайне-правых
III и IV Государственных
дум черносотенец
Григорий Шечков
писал:
Нет,
Россия не для
русских (sic), если
мы не хотим,
чтобы в черте
еврейской
оседлости она
мечталась якобы
призванной
служить только
для евреев, а
в черте армянской
— для армян и
т.д. <…> Россия
— для православных!
— восклицал
он. — Нам недостаточно
одной кровной
связи: у нас на
первом месте
связь духовная.
Мы прежде всего
православные,
а потом уже
великорусы,
грузины, малорусы,
молдаване,
литовцы, белорусы
и т.д.” Лозунг
«Россия для
православных»,
полагал Шечков,
является наиболее
точным и не для
кого не обидным,
поскольку
«только тот
истинно русский,
кто православен».
«…Без
Православия
нет русского
народа в культурном
и национальном
значении этого
слова», — считал
член Главного
совета ВНС граф
Владимир Бобринский.
Публицист
Анатолий Савенко,
депутат IV Государственной
думы, один из
лидеров Киевского
клуба русских
националистов
заявлял: «Русский
народ создан
так, что если
он перестает
быть православным,
он перестает
быть русским».
Но не
все были с этим
согласны. Депутат
III Государственной
Думы Дмитрий
Чихачёв, член
ВСН писал:
«Православие
есть отличительная
черта русского
народа, но <…>
совпадение
понятий „русский“
и „православный“
является лишь
общим правилом,
допускающим
исключения».
Депутат
второй, третьей
и четвёртой
Государственных
дум, Василий
Шульгин, член
ВНС и историк
Платон Кураковский,
член Совета
Русского Собрания
шли в этом вопросе
еще дальше,
считая, что
вероисповедание
вообще «не есть
признак национальности»,
что русские
люди не только
могут быть
православными,
старообрядцами
и лютеранами,
и что даже
белорусы-католики
«должны быть
признаны русскими».
Понятия
империя и национализм
для правых
начала 20 века
были неразделимы.
Одним из наиболее
ярких высказываний,
иллюстрирующих
это, является
вступительное
слово Председателя
«Всероссийского
национального
союза» Петра
Балашева на
первом собрании
представителей
союза 19 февраля
1912 г.
Нам
<…> постоянно
кидают упрек
в человеконенавистничестве,
в желании поглотить,
уничтожить
нерусские
народности
<…> Не в этом
задача наша
и не к этому мы
стремимся. Наша
обязанность
поддержать
полезные и
обезвредить
тлетворные
начала на всем
протяжении
нашего отечества.
Наш долг — громко
и властно заявить:
местные интересы
да подчиниться
русским,
общегосударственным
интересам; а
нерусским
поданным Великого
Белого Царя
мы говорим:
примиритесь,
раз и навсегда
с тем, что вы
составляете
неотъемлемую
часть неделимой
России, подчините
ваши мелкие
местные вожделения
задачам Русского
государства,
скиньте шапки
перед этой
святынею, и
живите и развивайтесь
в мире; не мы
вам будем в
этом препятствовать:
наш прямой
расчет, чтобы
все части великого
целого процветали,
чтобы всюду
царили мир и
согласие. Ну,
а если не хотите,
— то не взыщите.
О том,
что целью русских
националистов
не является
угнетение
других народов,
писал в 1908 году
в журнале «Новое
время» и один
из организаторов
ВНС князь Александр
Урусов: «всем
— и русским и
инородцам —
на Руси должно
быть безобидное
житье».
Можно
сделать вывод,
что сто лет
назад, как и
сейчас, лозунг
«Россия для
русских» имел
весьма широкий
диапазон толкования.
источник:
http://statehistory.ru/