Блаж.
Митр. Виталий
(Устинов)
Еврейский
вопрос
Весь
православный
мир с изумлением
следит, как
Западное христианство
пытается снять
с иудеев вину
в распятии
Господа нашего
Иисуса Христа.
Совершенно
не понятно,
во-первых, как
это можно сделать
и еще менее
понятно для
чего и кому все
это нужно. Вот
почему мы решили
изложить для
наших православных
читателей
православную
точку зрения
на весь этот
вопрос.
Что
иудеи распяли
Христа — в этом
не может быть
ни малейшего
сомнения, потому
что об этом
свидетельствуют
все апостолы,
четыре евангелиста,
все святые
отцы, учители
Церкви, все
подвижники,
мученики и
преподобные.
Устами св.
евангелистов
говорил Сам
Господь. Христианин,
который усомнится
в словах Евангелия
просто больше
не христианин.
Говорить о том,
что надо понимать
св. Евангелие
особо, как-то
отвлеченно,
нельзя в данном
случае, потому
что суд над
Христом, распятие
Спасителя суть
исторические
факты, с исторической
точностью
изложенные
св. евангелистами,
не является
вовсе рассуждениями
или притчами,
которые можно
было бы толковать,
о которых можно
рассуждать
и отвлеченно
понимать.
Непосредственно,
конечно, виновны
в крестной
смерти Спасителя
иудеи, которые
под председательством
своего первосвященника
Каиафа судили
Христа и приговорили
Его к крестной
смерти, позорнейшей
казни, которой
подвергались
только самые
отчаянные
убийцы и преступники.
Все наши богослужебные
тексты называют
совершенно
справедливо
этих иудеев
богоубийцами,
и никто не может
и не имеет никакого
права эти слова
изъять из
богослужения,
которое по
своему значению
в Православной
Церкви не меньше
самого Священного
Писания. Распространяется
ли эта вина на
всех иудеев,
переходя из
рода в род и
всех нам современных
иудеев и евреев?
Вот вопрос,
который чрезвычайно
важно правильно
понять и на
него правильно
ответить. Конечно,
механически,
автоматически
эта вина никак
не может перейти
ни на одного
еврея, потому
что виновна
всегда в человеке
воля, сознание,
произволение.
Можно унаследовать
от своего отца
и матери горбатый
или курносый
нос, но нельзя
по наследству
быть виновным
в преступлении
родителей.
Однако, если
какой-то человек
убил моего
отца, а сын убийцы
оправдывает
своего отца
или порочит
моего убитого
отца, тем самым
оправдывая
как бы преступление
своего отца,
то сын убийцы,
хотя и не будет
привлечен к
суду как убийца,
является все
таки нравственным
преступником
и конечно моим
врагом, моим
недоброжелателем.
Таким образом
теперь только
те евреи, которые
воспитывают
своих детей
в ненависти
ко Христу, являются
по произволению,
по сознанию
своему преступниками
перед всем
христианством.
Такое
воспитание
молодых евреев
остро ощущается
христианами,
а от этого только
один шаг к
безобразным
явлениям гонений
и расправ. Мы
утверждаем,
что ни Священное
Писание, ни
христианское
богослужение
никак не является
вдохновителями
иудофобства
с их погромами.
Но христиане
читают св. Евангелие
и вдруг с изумлением
видят перед
собой тех же
евреев, что и
во времена
Христа, нисколько
ни в чем не
изменившихся
за 20 веков в своих
чувствах неприязни
к Спасителю.
Чего хорошего
можно тогда
ожидать от
такого факта?
Кроме того два
еврейских
произведения
сыграли роковую
трагическую
роль для всего
еврейства:
Талмуд и Сионские
протоколы.
Все
погромы и ужасающие
гонения, которые
испытал на себе
этот несчастнейший
из несчастнейших
народов и остающийся
несчастнейшим
и до сего дня,
несмотря на
все его несметные
богатства и
власть, начались
с того приблизительно
времени, как
Талмуд, эта
невероятная
по своему содержанию
книга, попала
в руки широких
масс христиан.
Один из самых
крупных знатоков
Талмуда английский
богослов Лайтфут
(1675), человек необычайно
искренний и
простой, автор
сочинения
«Horae Hebraicae», почти
всю свою жизнь
изучавший
Талмуд дал
следующую
характеристику
этому труду:
«Почти непреодолимые
трудности
слога, ужасная
грубость языка,
изумительная
пустота и вопиющие
лжемудрствования
по рассматриваемым
вопросам мучают,
раздражают
и терзают того,
кто читает эти
единственные
в своем роде
трактаты». Но
больше всего
в Талмуде поражает
страшная нетерпимость
по отношению
к не евреям,
особенно же
в отношении
христиан, которым
они дают до 175
унизительных
названий вроде
гой, норхи, акум,
обед-элим, кути
и т. д. Воспитанный
на таких произведениях
молодой еврей
не может питать
к христианам
самых минимальных
нормальных
нейтральных
чувств. Масса
христианского
народа без
ошибки различает
еврея с антихристианским
воспитанием
от еврея без
оного и к последнему
относится
всегда очень
дружелюбно.
Евреи караимы,
которые придерживались
исключительно
Пятикнижия
Моисеева, никогда
за всю историю
не были гонимы
за свои ветхозаветные
убеждения, а
наоборот были
весьма почитаемы
и занимали в
России большие
должности.
Итак
этот древний
и болезненный
вопрос отношения
к евреям весь
в конце концов
упирается своим
острием к вопросу
об отношении
ко Христу еврейского
населения и
только тут он
может получить
свое правильное
разрешение.
С евреями надо
быть всегда
откровенными,
они слишком
древний народ
с древнейшей
своей культурой,
чтобы держать
с ними какой-нибудь
другой язык.
Да евреи и не
нуждаются в
тех уступках,
которые им
делают сейчас
западные христиане,
и, когда об этих
концессиях
впервые распространился
слух, то один
крупный представитель
еврейского
раввината
просто, но довольно
величественно
и не без юмора
ответил приблизительно
так: «надо было
думать делать
эти концессии
веков двадцать
тому назад, а
не теперь».
Вся
трагедия однако
в том, что Христос,
по человечеству,
Сам из дома
Давидова и ко
Христу еврейскому
народу почти
что невозможно
быть безразличным,
как невозможно
никому на земле
быть безразличным
ко Христу Богу
нашему. Это
доказала вся
история человечества,
это доказали
все безбожники,
коммунисты
и богоборцы
всех толков.
Можно или смиренно
склониться
к стопам Спасителя,
или восстать
на Него. К этому
разделу человечества
медленно, но
верно идет весь
мир, все бесчисленные
пути, мысли,
течения, учения
и в конце концов
неминуемо
войдут в эти
два русла, не
в три, не в четыре,
а только в два.
Дай Господь,
чтобы так поскорей
было бы, потому
что тогда будет
ясно все, будут
сорваны маски
со всех псевдо-христиан,
которые нас
справедливо
волнуют больше,
чем неприязненные
чувства евреев
— талмудистов.
Архиепископ
Виталий.
“Православный
Вестник”. 1965 г.